Конспект занятия по дополнительному образованию "Инжекс тундонтень" (В гости к весне)
план-конспект занятия (старшая группа)
"Инжекс тундонтень" ( В гости к весне) -конспект занятия по дополнительному обрзованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_vesne.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
« Инжекс тундонтень» (В гости к весне)
(конспект занятия по обучению эрзянскому языку в старшей группе)
Цель: закрепить знания детей по пройденным темам.
Программное содержание:
Обучающие задачи
-активизировать в речи детей слова на тему «Весна» на эрзянском языке;
-закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
-формировать умения в форме игры запоминать слова на эрзянском языке.
Развивающие задачи
-развивать диалогическую форму речи, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление.
Воспитывающие задачи
-воспитывать интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на нём;
-воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Словарная работа: активизация словаря по темам «Весна»: тундо (весна), чи (солнце), нармунь (птица), тикше (трава), лембе (тепло), чувто (чувтт) (дерево, деревья), цеця (цецят) (цветок, цветы).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приёмы: приветствие, беседа, загадывание загадок, чтение стихотворения о весне, физкультминутка, итог занятия.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, весенняя веточка, фонограмма с музыкой звуки природы: пение птиц, журчание ручейка, шум ветра.
Предварительная работа: беседа на тему «Весна», рассматривание картинок, разучивание стихов о весне, песен на мордовском (эрзя) языке, знакомство детей с обычаями, культурой, традициями мордовского народа.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Эйкакшт (дети), посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии, то поздороваемся с ними на мордовском языке.
Дети: Шумбратадо! (Здравствуйте!)
Воспитатель: Эйкакшт, варштадояк, монь ули мазый тарадкем. А тынь содасынк кие монень тарадкенть максызе- казизе? (Дети, посмотрите у меня есть красивая веточка. А вы знаете, кто мне подарил эту веточку?)
Дети: Нет.
Воспитатель: Арась! Ули меленк содамс?
(Не знаете! Хотите узнать?)
Дети: Да.
Воспитатель: Вы узнаете, если отгадаете загадку
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт.
(Тундо) (Весна)
Воспитатель: Виде, эйкакшт, те тараткенть казизе монень тундось. Тундонть ули мелезэ мартонк вастовомс. Ули мелезэ содамс, кода тынк леменк )
(Правильно, дети, эту веточку подарила мне Весна. И у Весны есть желание с вами встретиться. Она хочет знать, как вас зовут)
Дети: Монь лемем Даша. / Меня зовут Даша.
(Дети передают веточку и называют своё имя)
Воспитатель: Паро. Ней тундонть ламо ялганзо.
(Хорошо! Терерь у весны много друзей)
Весна - прекрасное время года. Весной всё просыпается и всё начинает жить. О весне поэты написали много стихотворений. Дети, давайте расскажем.
1 ребёнок.
Ашо ловнесь солы,
Чудикерькст чудить.
Чинть ало нармунтне
Гайтевстэ морыть.
2 ребёнок.
Тундось сась! Тундось сась!
Ловось соламо кармась!
Курок нармутнеяк сыть,
Морост морамо кармить.
Воспитатель: Предлагаю нам превратиться в художников и создать свою картину о весне. Только мы её не будем рисовать, а создадим при помощи слов.
Воспитатель: Эйкакшт (дети), посмотрите вот полянка, но она почему-то грустная, невесёлая. А давайте мы эту полянку сделаем радостной и весёлой.
Для этого у меня есть мои помощники- загадки, которые дала Весна. Они нам помогут в этом. Отгадав загадку, мы увидим, как полянка оживает.
Ночью спрячется оно-
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное…
(Солнце)
Воспитатель: Солнце по –эрзянски как?
Дети: Чи.
Воспитатель: Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло.
Воспитатель: Тунда чись кодамо? / (Весной солнце какое?)
Дети: Тунда чись лембе. / (Весной солнце тёплое)
(обратить внимание на картину.)
Чись появась, кужось весёлгадомо кармась. / (Солнце показалось, полянка стала весёлой).
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех …
(грач)
Воспитатель: Грач - это птица. А как сказать по- эрзянски птица?
Дети: Птица по – эрзянски нармунь.
Воспитатель: Весной прилетает не одна птица, а много. Как скажем много птиц?
Дети: Ламо нармунть.
Воспитатель: А мезе теить нармунтне тунда, самодо мейле? / (Что делают птицы весной после прилёта на родину?)
Дети: Птицы вьют гнёзда на деревьях.
Воспитатель: Виде, те истя. Тунда нармунтнень пек ламо тевест. / (У птиц весной много дел.)
А вот и треть загадка:
В шубе летом
А зимой раздето.
(Дерево)
Воспитатель: Весной деревья надевают свой зелёный наряд. А как сказать по- эрзянски дерево ?
Дети: Чувто.
Воспитатель: Как сказать много деревьев?
Дети: Ламо чувтт.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(Подснежник)
Воспитатель: Подснежник – это что?
Дети: Цветок
Воспитатель: Как же сказать по – эрзянски цветок?
Дети: Цеця
Воспитатель: Весной появляется не один цветок, а много, и как сказать по- эрзянски- много цветов?
Дети: Ламо цецят.
Воспитатель: А ещё, эйкакшт, вирень ракшатне пек радовить тундонтень.
Вана содынк, ки ланга те содамоёвксось./ (Весну очень ждут и рады ей дикие звери. Отгадайте следующую загадку.)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой
(Медведь)
Воспитатель: Медведь по – эрзянски…
Дети: Овто.
Воспитатель: Какое животное ещё просыпается от зимней спячки?
Дети: Сеель. (Ёжик)
Воспитатель: А ещё кие эри вирьсэ?/ (А кто ещё живёт в лесу?)
Дети: Вирьсэ эрить нумолось, ур, верьгиз, ривезь. / (В лесу живут заяц, белка, волк, лиса)
Воспитатель: Виде, пек паро, эйкакшт. / (Молодцы, правильно!)
Воспитатель: Тундось сась вирьс. Вирень ракшатне радовасть тундонтень, пурнавсть ве кузос, кармасть налксеме. Давайте минь вирень ракшатнень марто налксетяно./
(Пришла весна. Лесные жители - дикие животные обрадовались ей, собрались на лесной полянке и начали играть. Давайте мы вместе с ними поиграем.)
(встаём в круг)
Физкультминутка. «Хоровод зверей в лесу»
Вирьга чувто юткова /В лесу между деревьями (дети идут по кругу)
Нумолкаесь пек чии / Зайчик бегает
Прыг-скок, прыг- скок /Прыг- скок, прыг -скок (движения по тексту)
Ванна истя сон чии. /Вот так, вот так он бежит.
Овтынесь нумолканть сасы / Медведь зайку догонял (дети идут по кругу)
Стамбарнестэ сон моли, / Потихонечку шагал
Ванна истя сон моли, /Вот так, вот так (движения по тексту)
Ванна истя сон моли. / Потихонечку шагал
Ривезесь мельгаст капшась, / Лисичка шла за ними (дети идут по кругу)
Пулосонзо след нардась / своим хвостом следы заметала
Ванна истя сон капшась / Вот так, вот так (изображаем лисичку, движения по тексту)
Ванна истя сон нардась. / Хвостом следы заметала.
Зверьтне вирьсэ кругс пурнавсть /Звери водят хоровод(дети идут по кругу)
Ды киштеме сынь кармасть / все танцуют
Ванна истя сынь кармасть, / Вот так, вот так (дети приседают, танцуют)
Ванна истя сынь кармасть. / Звери водят хоровод
Воспитатель: Вирень ракшатне налксесть- тейсть мартонок ды тусть эсест тевга. Миненек тоже эряви велявтомс мастерскоев.
- Эйкакшт, кодамо мазый картина минек тынк марто лись.
Давайте евтасынек кода минек картинанть лемезэ? /
(Лесные звери поиграли и пошли по своим делам. Нам тоже пора возвращаться в мастерскую. Дети, посмотрите какая красивая картина у нас получилась. А кто скажет, как она называется?)
Дети: Картинанть лемезэ «Тундо». / (Картина называется « Весна»)
Воспитатель: Тундось сы, ловось солы. Весе кенярдыть тундонтень и нармунтне, и ракшатне, и эйкакштне. /
(Весна пришла, тает снег. Все рады весне и птицы, и звери, и дети.)
Воспитатель: Эйкакшт, давайте казнетяно моро тундонтень ды инжетненень.
(Дети, давайте подарим весне и нашим гостям красивую песню).
(Песня «Вай, Ванине, Ванине…)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие на мордовском языке?
Дети: Да.
Воспитатель: О каком времени года мы говорили?
Дети: О весне -тундо.
Воспитатель: Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Мне очень понравилось общаться с вами, вы здорово отвечали на вопросы, отгадали все загадки. Молодцы! Скажем гостям до свидания на мордовском языке.
Дети: Вастомазонок.
(До свидания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"
занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....
Конспект занятия в старшей группе"В гости к Весне-Красне в весенний лес".
Привитие любви к родному краю....
конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"
конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...
Конспект занятия в средней группе "В гостях у весны".
Дать знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о классификации зимующих и перелётных птиц, о названии деревьев, насекомых....
Конспект ННОД по развитию речи "В гости к весне" для детей среднего возраста.
Конспект ННОД по развитию речи "В гости к весне" для детей среднего возраста....
Конспект занятия в средней группе «В гостях у весны»
Цель.Расширить и конкретизировать знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе,упражнять в классификации зимующих и перелетных птиц,в уточнении названий деревьев,в умении отгадыв...