Конспект занятия по дополнительному образованию "Инжекс тундонтень" (В гости к весне)
план-конспект занятия (старшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

"Инжекс тундонтень" ( В гости к весне) -конспект занятия по дополнительному обрзованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

 « Инжекс тундонтень» (В гости к весне)  

(конспект занятия по  обучению эрзянскому языку в старшей группе)

Цель: закрепить знания детей по пройденным темам.

Программное содержание:

Обучающие задачи

-активизировать в речи детей слова на тему «Весна» на эрзянском языке;

-закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;

-формировать умения в форме игры запоминать слова на эрзянском языке.

Развивающие задачи

-развивать диалогическую форму речи, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление.

Воспитывающие задачи

-воспитывать интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на нём;

-воспитывать любовь к природе и  бережное отношение к ней.

Словарная работа:  активизация словаря по темам «Весна»: тундо (весна), чи (солнце), нармунь (птица), тикше (трава), лембе (тепло), чувто (чувтт) (дерево, деревья), цеця (цецят) (цветок, цветы).

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Физическое развитие»,

 «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методические приёмы: приветствие, беседа, загадывание загадок,  чтение стихотворения о весне, физкультминутка, итог занятия.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, весенняя веточка,  фонограмма с музыкой  звуки природы: пение птиц, журчание ручейка, шум ветра.

Предварительная работа: беседа на тему «Весна»,  рассматривание картинок, разучивание стихов о весне, песен на мордовском (эрзя) языке, знакомство детей  с обычаями, культурой, традициями мордовского народа.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Эйкакшт (дети), посмотрите сегодня к нам пришли гости.  Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии, то поздороваемся с ними на мордовском языке.

Дети:  Шумбратадо! (Здравствуйте!)   

Воспитатель: Эйкакшт,  варштадояк, монь ули мазый тарадкем. А тынь содасынк кие монень тарадкенть максызе- казизе? (Дети, посмотрите у меня есть красивая веточка. А вы знаете, кто мне подарил эту веточку?)

Дети: Нет.

Воспитатель: Арась!  Ули меленк содамс?

(Не знаете!  Хотите узнать?)

Дети: Да.

Воспитатель:  Вы узнаете, если отгадаете загадку

 Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт-

В лесу подснежник расцветёт.

                                                     (Тундо)  (Весна)

Воспитатель: Виде, эйкакшт, те  тараткенть казизе  монень тундось.  Тундонть ули мелезэ мартонк вастовомс.  Ули мелезэ содамс, кода тынк леменк )

(Правильно, дети, эту веточку подарила мне Весна. И у Весны есть желание с вами встретиться. Она хочет знать,  как вас зовут)

Дети: Монь лемем Даша. / Меня зовут Даша.

           (Дети передают веточку и называют своё имя)

Воспитатель: Паро. Ней тундонть ламо ялганзо.

(Хорошо! Терерь у весны много друзей)

Весна - прекрасное время года. Весной всё просыпается и  всё начинает жить. О весне поэты  написали много стихотворений. Дети, давайте расскажем.

1 ребёнок.

Ашо ловнесь солы,

Чудикерькст чудить.

Чинть ало нармунтне

Гайтевстэ морыть.

2 ребёнок.

Тундось сась! Тундось сась!

Ловось соламо кармась!

Курок нармутнеяк сыть,

Морост морамо кармить.

Воспитатель: Предлагаю нам превратиться в художников и создать свою картину о весне. Только мы её не будем рисовать, а создадим при помощи слов.  

Воспитатель: Эйкакшт (дети), посмотрите вот полянка, но она почему-то грустная, невесёлая. А давайте мы эту полянку сделаем радостной и весёлой.

Для этого у меня есть мои помощники- загадки, которые дала Весна. Они нам помогут в этом. Отгадав загадку, мы увидим, как  полянка оживает.

Ночью спрячется оно-

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное…

                       (Солнце) 

Воспитатель: Солнце по –эрзянски как?

Дети:  Чи.

Воспитатель: Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло.

Воспитатель: Тунда чись кодамо? / (Весной солнце какое?)

Дети: Тунда чись лембе. / (Весной солнце тёплое)

(обратить внимание на картину.)    

Чись появась, кужось весёлгадомо кармась. / (Солнце показалось, полянка стала весёлой).

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица,

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех …

                            (грач)

    Воспитатель: Грач - это птица. А как сказать по- эрзянски птица?

Дети: Птица по – эрзянски нармунь.

Воспитатель: Весной  прилетает не одна птица, а много.  Как скажем много птиц?

Дети:  Ламо нармунть.

Воспитатель: А мезе теить нармунтне тунда, самодо мейле? / (Что делают птицы весной после прилёта на родину?)

Дети: Птицы вьют гнёзда на деревьях.

Воспитатель: Виде, те истя. Тунда нармунтнень пек ламо тевест. / (У птиц весной много дел.)

А вот и треть загадка:

В шубе летом

А зимой раздето.

                            (Дерево) 

Воспитатель: Весной деревья надевают свой зелёный наряд. А как сказать по- эрзянски дерево ?

Дети: Чувто.

Воспитатель: Как сказать много деревьев?

Дети: Ламо чувтт.

Воспитатель: Слушайте следующую загадку.

     Из-под снега расцветает

 Раньше всех весну встречает

                                       (Подснежник)

Воспитатель: Подснежник – это что?

Дети: Цветок

Воспитатель: Как же сказать  по – эрзянски цветок?

Дети: Цеця

Воспитатель: Весной появляется не один цветок, а много, и как сказать по- эрзянски- много цветов?

Дети: Ламо цецят.

Воспитатель: А  ещё, эйкакшт, вирень ракшатне пек радовить тундонтень.

Вана содынк, ки ланга те содамоёвксось./ (Весну очень ждут и рады ей  дикие звери. Отгадайте следующую загадку.)

          Хозяин лесной просыпается весной,

             А зимой под вьюжный вой

             Спит в берлоге снеговой

                               (Медведь) 

Воспитатель: Медведь по – эрзянски…

Дети: Овто.

Воспитатель: Какое животное ещё просыпается  от зимней спячки?

Дети:  Сеель. (Ёжик) 

Воспитатель: А ещё кие эри вирьсэ?/  (А кто ещё живёт в лесу?)

Дети: Вирьсэ эрить нумолось,  ур,  верьгиз, ривезь. / (В лесу живут заяц, белка, волк, лиса)

Воспитатель: Виде, пек паро, эйкакшт.  / (Молодцы, правильно!)

Воспитатель: Тундось сась вирьс. Вирень ракшатне радовасть тундонтень, пурнавсть ве кузос, кармасть налксеме. Давайте минь  вирень ракшатнень марто налксетяно./

(Пришла весна. Лесные жители - дикие животные обрадовались ей, собрались на лесной полянке и начали играть. Давайте мы вместе с ними поиграем.)

(встаём в круг)

Физкультминутка. «Хоровод зверей в лесу»

Вирьга  чувто  юткова       /В лесу между деревьями   (дети идут по кругу)

Нумолкаесь  пек  чии        / Зайчик бегает

Прыг-скок, прыг- скок    /Прыг- скок, прыг -скок  (движения по тексту)

Ванна истя сон чии.      /Вот так, вот так он бежит.

Овтынесь нумолканть сасы  / Медведь зайку догонял (дети идут по кругу)

 Стамбарнестэ сон моли,   / Потихонечку шагал 

 Ванна истя сон моли,     /Вот так, вот так  (движения по тексту)

 Ванна истя сон моли.     / Потихонечку шагал 

Ривезесь мельгаст капшась,   /  Лисичка шла за ними (дети идут по кругу)

Пулосонзо след нардась         / своим хвостом следы заметала

Ванна истя сон капшась /  Вот так, вот так (изображаем  лисичку, движения по тексту)

Ванна истя сон нардась.  / Хвостом следы заметала.

 Зверьтне вирьсэ кругс пурнавсть  /Звери водят хоровод(дети идут по кругу)

 Ды киштеме сынь кармасть       /  все танцуют

 Ванна истя сынь кармасть,    / Вот так, вот так (дети приседают, танцуют)

Ванна истя сынь кармасть.    / Звери водят хоровод

Воспитатель:   Вирень ракшатне налксесть- тейсть мартонок ды тусть эсест тевга. Миненек тоже эряви велявтомс мастерскоев.

-   Эйкакшт,  кодамо мазый картина минек тынк марто лись.

Давайте евтасынек кода минек картинанть лемезэ? /

(Лесные звери поиграли и пошли по своим делам. Нам тоже пора возвращаться  в мастерскую. Дети, посмотрите какая красивая картина у нас получилась. А кто скажет,  как она называется?)

Дети:  Картинанть лемезэ «Тундо». /  (Картина называется « Весна»)

Воспитатель: Тундось сы, ловось солы. Весе кенярдыть тундонтень и нармунтне, и ракшатне, и эйкакштне. /

(Весна пришла, тает снег. Все рады весне и птицы, и звери, и дети.)

Воспитатель: Эйкакшт, давайте казнетяно моро тундонтень ды инжетненень.

(Дети, давайте подарим весне и  нашим гостям красивую песню).

                (Песня «Вай, Ванине, Ванине…)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие на мордовском языке?

Дети: Да.

Воспитатель: О каком времени года мы говорили?

Дети: О весне -тундо.

Воспитатель:  Что вам особенно понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Мне очень понравилось общаться с вами, вы здорово отвечали на вопросы, отгадали все загадки. Молодцы! Скажем  гостям до свидания на мордовском языке.

Дети: Вастомазонок.

(До свидания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "в гости кнам весна пришла"

занятие на целено : расширить словарный запас, упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам, закреплять составлять рассказ описание....

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятия в средней группе "В гостях у весны".

Дать знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о классификации зимующих и перелётных птиц, о названии деревьев, насекомых....

Конспект ННОД по развитию речи "В гости к весне" для детей среднего возраста.

Конспект ННОД по развитию речи "В гости к весне" для детей среднего возраста....

Конспект занятия в средней группе «В гостях у весны»

Цель.Расширить и конкретизировать  знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе,упражнять в классификации зимующих и перелетных птиц,в уточнении названий деревьев,в умении отгадыв...