Коми музыкальные игры
методическая разработка (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коми игры
подвижные игры
Стой, олень!
Играющие находятся в разных местах зала. Выбирается пастух. Получив палочку, становится на середину зала. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по залу, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «СТОЙ, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры:Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Мышь и угол.
Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка дай мне угол (2 раза) Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.
Медведюшка-батюшка
Выбирают медведя по считалке, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:
Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.
Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.
2.Вариант:
Мишка, мишка, медведь
Собираем бруснику
Мишка, мишка, медведь
Собираем голубику
Ягодки берем, медведю не даем
Было всем нам весело, медведь не смог догнать,
Пойдем опять в лес ягоды собирать.
Слепой горань
У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Горань, моя горань! Куда пойдешь: за черникой или земляникой?» Независимо от ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Во время вращения можно приговаривать приговорки:
Шапка-татарка, глаза закрыты,
Если хочешь ищи, но только не поймаешь!
Ступу поймай, пест поймай, А меня не поймай!
Рыбаки и рыбки
Дети-сети, стоят в кругу, выбираются рыбаки и рыбки. Под музыку рыбки плавают из круга в круг, как музыка останавливается сети закрываются, рыбаки ловят рыбок в кругу.
Важенка и оленята
Под музыку дети -оленята гуляют по полю едят травку, пьют водичку, играют. Мама-Важенка, ходит возле них охраняя оленят, показывает где травка, где водичка, поит их. Как музыка меняетется, дети должны занять свои домики- обручи, волк ловит.
Льдинки, мороз и ветер
Дети под песню выполняют движения в парах, на слова «ветер» - разбегаются в рассыпную, на слова «мороз» - должны быстро найти себе пару
Хороводные игры
Кукушка
С помощью считалки выбирают водящего – кукушку, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
К нам кукушка в огород залетела и поет
Эй, кукушка, не зевай кто окликнул, отгадай.
Все замолкают. Кто-то из игроков скажет любое слово, стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
Воробей (пышкай)
По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей и запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
Игра «Тупось нянь»
Дети, держась за руки, стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:
-Кыдзи Таня ним лун выло,
Ми пожалiм тупось нянь-
Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:-Эта судта…
Дети приседают на корточки, держась за руки: -Эта ляпта…
Дети сужают круг: -Эта одтом…
Дети раскрывают круг: -Эта пасьта…
Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:
-Тупось нянь, тупось нянь, Кодi мусса, сiйос босьт!
Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.
Белый шаман (Еджыд шаман)
Звучит коми народная музыка.
Играющие ходят по кругу, выполняют разные коми движения. В центре водящий - белый шаман – добрый человек.
По окончании музыки он становится на колено и бьёт в бубен определённый ритмический рисунок. Затем, подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить заданный ритм.
В хороводе мы играем
Дети выбирают водящего считалкой, он встает в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:
В хороводе мы играем, ля-ля-ля, песню весело поём, ля-ля-ля.
Ну-ка, Маша, попляши, ля-ля-ля,что нам делать покажи, ля-ля-ля.
Маша показывает танцевальное движение, дети повторяют за ней.
Зайчик пляшет (Кэч йоктэ)
Дети стоят в кругу. Выбирается зайчик. Он становится в круг. Все дети выполняют движения по тексту песни.
Зайчик пляшет, пляшет,
Красивыми ножками (выставляют ноги на пятку)
Масляной головушкой (качают головой)
Беленьким хвостиком (виляют хвостиком)
Заинька, выходи, (хлопки в ладоши)
Беленький, попляши.
Заяц прыгает и выбирает пару
Исполняется пляска.
Капуста
Дети поют песню: на 1-ый куплет змейкой закручивают круг, на 2-ой куплет – змейкой раскручивают круг.
1-ый куплет: Капуста, закрутись,
Капуста, закрутись!
Расти, расти, большая,
Расти, расти, большая!
2-ой куплет: Капуста, раскрутись,
Капуста, раскрутись!
Сварим вкусную капусту,
Сварим вкусную капусту (Змейкой раскручивают круг)
Мышь и угол (Шырэн-пельсэсэн)
Игроки бросают жребий, или считалкой выбирают водящего – кота, остальные – мышки. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов мало, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек.) Водящий ходит посередине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из одного угла в другой.
А кот наблюдает за ними, и если останется какой-нибудь угол пустым, он занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:
Мышка, мышка, дай мне угол!
Дидактические игры
Найди лишний музыкальный инструмент
Детям предлагаются карточки с разными музыкальными инструментами. Предлагают выбрать лишний инструмент (разделяются на коми и русские коми)
Угадай на чём играю
В детский сад пришла посылка с музыкальными инструментами, они спрятаны, ребёнок играет на любом музыкальном инструменте, а все дети узнают какой музыкальный инструмент звучит.
Дирижёр и оркестр
Дети выбирают коми музыкальные инструменты и по считалке выбирают дирижёра. Дирижёр дирижирует. На какие музыкальные инструменты укажет дирижёр, те и играют.
Лесные жители коми края
На проекторе зарисовка леса и животных живущих в северных лесах.
Дети смотрят презентацию, а потом по отдельным частям угадывают кто это? И поднимают карточки с определённым животным.
Угадай на чём играю?
На столе музыкальный домик, ребёнок играет на коми музыкальном инструменте, а дети сидящие в кругу угадывают.
Музыкальные загадки
Дети смотрят презентацию и угадывают музыкальные загадки про коми музыкальные инструменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра с коми музыкальными инструментами «МЫЙ ТАЙÖ»
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной национальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится коми музыке в де...

Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»
Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...
Презентация "Коми музыкальные инструменты" 2018 г
презентация...
Неделя коми игр."Коми национальные игры"
laquo;Коми национальные игры»Цель: Приобщение детей к коми народной культуре.Задачи: -Закреплять навыки играть в народные игры...

Мастер - класс «Знакомство детей с песенным фольклором народа Коми посредством игры на нетрадиционных музыкальных инструментах»
Цель (для педагогов): Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер - класса в процессе активного творческого взаимодествия. Продемонстрировать приобретённый опыт...

Презентация Мастер - класса «Знакомство детей с песенным фольклором народа Коми посредством игры на нетрадиционных музыкальных инструментах»
Презентация Мастер - класса «Знакомство детей с песенным фольклором народа Коми посредством игры на нетрадиционных музыкальных инструментах»...

Методическая разработка по обучению детей коми языку для детей второй группы раннего возраста «В какие коми подвижные игры играли наши бабушки и дедушки?»
Приобщать детей к коми народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку. Развивать физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способно...