Коми музыкальные игры
методическая разработка (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коми игры
подвижные игры
Стой, олень!
Играющие находятся в разных местах зала. Выбирается пастух. Получив палочку, становится на середину зала. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по залу, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «СТОЙ, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры:Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.
Мышь и угол.
Выбирают кота, остальные мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка дай мне угол (2 раза) Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из угла в угол. А кот наблюдает за ними, занимает пустой угол. А мышь, оставшаяся без угла, становится котом.
Медведюшка-батюшка
Выбирают медведя по считалке, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:
Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.
Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.
2.Вариант:
Мишка, мишка, медведь
Собираем бруснику
Мишка, мишка, медведь
Собираем голубику
Ягодки берем, медведю не даем
Было всем нам весело, медведь не смог догнать,
Пойдем опять в лес ягоды собирать.
Слепой горань
У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Горань, моя горань! Куда пойдешь: за черникой или земляникой?» Независимо от ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Во время вращения можно приговаривать приговорки:
Шапка-татарка, глаза закрыты,
Если хочешь ищи, но только не поймаешь!
Ступу поймай, пест поймай, А меня не поймай!
Рыбаки и рыбки
Дети-сети, стоят в кругу, выбираются рыбаки и рыбки. Под музыку рыбки плавают из круга в круг, как музыка останавливается сети закрываются, рыбаки ловят рыбок в кругу.
Важенка и оленята
Под музыку дети -оленята гуляют по полю едят травку, пьют водичку, играют. Мама-Важенка, ходит возле них охраняя оленят, показывает где травка, где водичка, поит их. Как музыка меняетется, дети должны занять свои домики- обручи, волк ловит.
Льдинки, мороз и ветер
Дети под песню выполняют движения в парах, на слова «ветер» - разбегаются в рассыпную, на слова «мороз» - должны быстро найти себе пару
Хороводные игры
Кукушка
С помощью считалки выбирают водящего – кукушку, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
К нам кукушка в огород залетела и поет
Эй, кукушка, не зевай кто окликнул, отгадай.
Все замолкают. Кто-то из игроков скажет любое слово, стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
Воробей (пышкай)
По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей и запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
Игра «Тупось нянь»
Дети, держась за руки, стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:
-Кыдзи Таня ним лун выло,
Ми пожалiм тупось нянь-
Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:-Эта судта…
Дети приседают на корточки, держась за руки: -Эта ляпта…
Дети сужают круг: -Эта одтом…
Дети раскрывают круг: -Эта пасьта…
Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:
-Тупось нянь, тупось нянь, Кодi мусса, сiйос босьт!
Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.
Белый шаман (Еджыд шаман)
Звучит коми народная музыка.
Играющие ходят по кругу, выполняют разные коми движения. В центре водящий - белый шаман – добрый человек.
По окончании музыки он становится на колено и бьёт в бубен определённый ритмический рисунок. Затем, подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить заданный ритм.
В хороводе мы играем
Дети выбирают водящего считалкой, он встает в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:
В хороводе мы играем, ля-ля-ля, песню весело поём, ля-ля-ля.
Ну-ка, Маша, попляши, ля-ля-ля,что нам делать покажи, ля-ля-ля.
Маша показывает танцевальное движение, дети повторяют за ней.
Зайчик пляшет (Кэч йоктэ)
Дети стоят в кругу. Выбирается зайчик. Он становится в круг. Все дети выполняют движения по тексту песни.
Зайчик пляшет, пляшет,
Красивыми ножками (выставляют ноги на пятку)
Масляной головушкой (качают головой)
Беленьким хвостиком (виляют хвостиком)
Заинька, выходи, (хлопки в ладоши)
Беленький, попляши.
Заяц прыгает и выбирает пару
Исполняется пляска.
Капуста
Дети поют песню: на 1-ый куплет змейкой закручивают круг, на 2-ой куплет – змейкой раскручивают круг.
1-ый куплет: Капуста, закрутись,
Капуста, закрутись!
Расти, расти, большая,
Расти, расти, большая!
2-ой куплет: Капуста, раскрутись,
Капуста, раскрутись!
Сварим вкусную капусту,
Сварим вкусную капусту (Змейкой раскручивают круг)
Мышь и угол (Шырэн-пельсэсэн)
Игроки бросают жребий, или считалкой выбирают водящего – кота, остальные – мышки. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов мало, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек.) Водящий ходит посередине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из одного угла в другой.
А кот наблюдает за ними, и если останется какой-нибудь угол пустым, он занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:
Мышка, мышка, дай мне угол!
Дидактические игры
Найди лишний музыкальный инструмент
Детям предлагаются карточки с разными музыкальными инструментами. Предлагают выбрать лишний инструмент (разделяются на коми и русские коми)
Угадай на чём играю
В детский сад пришла посылка с музыкальными инструментами, они спрятаны, ребёнок играет на любом музыкальном инструменте, а все дети узнают какой музыкальный инструмент звучит.
Дирижёр и оркестр
Дети выбирают коми музыкальные инструменты и по считалке выбирают дирижёра. Дирижёр дирижирует. На какие музыкальные инструменты укажет дирижёр, те и играют.
Лесные жители коми края
На проекторе зарисовка леса и животных живущих в северных лесах.
Дети смотрят презентацию, а потом по отдельным частям угадывают кто это? И поднимают карточки с определённым животным.
Угадай на чём играю?
На столе музыкальный домик, ребёнок играет на коми музыкальном инструменте, а дети сидящие в кругу угадывают.
Музыкальные загадки
Дети смотрят презентацию и угадывают музыкальные загадки про коми музыкальные инструменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/14/picture-688123-1444831545.jpg)
Музыкально-дидактическая игра с коми музыкальными инструментами «МЫЙ ТАЙÖ»
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной национальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится коми музыке в де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-35985-1478370286.jpg)
Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»
Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...
Презентация "Коми музыкальные инструменты" 2018 г
презентация...
Образовательная деятельность с интеграцией "Коми музыкальные инструменты" 2018г.(старшая группа)
занятие...
Неделя коми игр."Коми национальные игры"
laquo;Коми национальные игры»Цель: Приобщение детей к коми народной культуре.Задачи: -Закреплять навыки играть в народные игры...