картотека по региональному компоненту"устный казачий фольклор"
картотека (подготовительная группа)

Костенко Ирина Александровна

игры, загадки, поговорки по казачеству для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_kazachiy_folklor.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Устный фольклор донских казаков:

Казачьи пословицы:

«Дело мастера боится»
«Без дела жить – только небо коптить»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Есть терпенье – будет и уменье»
«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»
«Потрудиться – так и хлеб поесть»
«Труд казака кормит, а лень – портит»


Казачьи загадки:

Смотрите, не моргайте.

Рты не разевайте,

Ворон не считайте.

Посмотрите-ка ребятки,

В корзинке спрятаны, загадки.

Вы скорей их отгадайте

Ну, кто первый начинайте.

1.

Раскопали грядки мы

Яиц много там нашли.

Что за курочки такие,

В грядки яиц наложили.

Мы в ведёрко их соберём

И всех в погреб отнесём. ...../Картошка.

2.

Что за любопытный нос

Глубоко он в землю врос.

Может, что -то натворил

Вот и спрятаться решил….../ Морковка.

3.

Сладкая и жёлтая

С детства всем знакомая

Растёт в знакомой сказке

И у нас на грядке.

Вы скажите детки

Что же это?........../Репка

4.

Зелёные ребятки

Растут у нас на грядке

Распустили все усы

Но совсем не для красы.

Листочками прикрылись

В тенёчке увалились.

Кто такие молодцы?

Это наши............/Огурцы.

5

Этот овощ не простой.

Был вначале зелен он

А теперь он покраснел

Вдруг окрасился, зардел.

Очень важный тот синьор

И зовется........../Помидор.

6.

Не хочу его я рвать

Его пёрышки щипать

Пусть растут себе на грядке

И не щиплют мои глазки.

Но скажу тебе мой друг

Вкусный он...../Зелёный лук.

7.

Золотой, но не в скорлупке

В шёлковой, шуршащей шубке.

Шубку лучше не снимать

А то будешь ты рыдать.

И скажу тебе мой друг

Это репчатый ........../Лук.

Казачьи считалки:

Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь – ты!

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

Или:

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Казачьи игры:

 «Кузнецы».
Дети, стоя в кругу, говорят считалку:
                                           «Конь ретивый, долгогривый
                                            Скачет полем, скачет нивой.
                                                     Кто того коня поймает,
                                                    С нами в салочки играет».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные  – «жеребцы».  Они подходят к «кузнецу» и говорят:
«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».
«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова.
Раз-два  – и готово!»
«Жеребцы на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.

игра «Петушок».
Все дети сидят. Ведущий читает считалку, выбирает одного игрока, который становится спиной ко всем. Из сидящих детей выбирается петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие распевает, казаку спать мешает?»  Выбранный петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»  Водящий отгадывает, чей он слышал голос.

игра «Кто здесь лишний». На двух столах раскладываются карточки с изображениями различных животных. Два играющих должны выбрать лишних обитателей леса и рек, которые не водятся на Дону. Кто отложил больше карточек правильно, тот и выигрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Реализация регионального компонента ооп по средства приобщения дошкольников к народному фольклору. Презентация : "Широкая масленица".

        В настоящее время очень остро стоит вопрос приобщения дошкольников к истокам русской культуры. В своей работе мы используем  много народных игр, хороводов. С эт...

НОД с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В казачьей горнице» (региональный компонент)

Коррекционное занятие проведено с детьми логопедической группы с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательной, пальчиковой гимнастики, методики пальцевого самомассажа (выкладывание курен...

Паспорт проекта «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора».

Актуальность     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родин...

Дидактическая игра "Кубань казачья" для ознакомления детей с региональным компонентом основной образовательной программы ДОУ

АннотацияЦель игры: развитие внимания, памяти, речи, словесно-логического мышления, ознакомление с историей кубанского края. Варианты игры:Младший дошкольный возраст: подбери пару (развитие зрите...

Дидактическая игра по региональному компоненту. « Казачья горница»

Обобщать и систематизировать знания детей о культуре и быте казаков...

Презентация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора» (старший возраст)

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию соб...