Выступление на педсовете: Консультация "Региональный компонент в образовании"
консультация

Морозова Надежда Ивановна

Консультация для педагогов о содержании регионального компонента (Калмыкии) в образовании. Это защита и развитие национальных культур, культурных традиций и прежде всего преемственность поколений

региональный компонент способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, развития у низ творческого потенциала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon-iya_regionalnyy_komponent.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента образования»

Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросов общества. Реализация регионального компонента набирает силу, и он должен быть включен в основную общеобразовательную программу.

В педагогике термин "Регионального компонента" понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.

- это защита и развитие национальных культур, культурных традиций 

 - это прежде всего преемственность поколений.

Основные цели регионального компонента:

• создание педагогических условий в условиях региона;

• обеспечение единства в образовательном пространстве на территории Калмыкии.

Региональный компонент направлен на:

• вариативность общеобразовательной программы;

• овладение детьми культуры своего региона;

• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.

Региональный компонент – это защита и развитие культуры и особенностей данного региона. Все это дало возможность включить в него материал, отражающий региональные особенности.

Данный компонент способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала.

А также предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия, направленные для изучения особенностей региона, языка и его литературы.

Решение данных задач выполнялись в процессе занятий:

-Знакомство детей с особенностями и традициями г.Элисты « Моя столица»

 дети узнали, что означает название города,  сокращенно от «Элс»-песок, в группе присутствует государственная символика Калмыкии (герб, флаг)

используя для этого информационный материал : иллюстрации, фотографии с видом города.

Знакомили с героями Калмыкии- участники Великой Отечественной Войны (альбом - О.И.Городовиков, П.А.Турченко, Н.М. Санджиров, М.И. Сельгиков и др.)

.Давали детям  информация о памятниках:  В дид/игре «Назови памятник» закрепляли знания о культурных объектах города: Хурул, пагода «7 дней», « Исход и возвращение», »площадь  «победы», Золотые ворота», были на экскурсии в музее им.Пальмова.

 

. Использовали куклы в нац.одежде(мальчик-девочка), расширяя словарный запас ребят о одежде: бюшмют, шаровары, пояс(бусе)

.Задачи регионального компонента решаются через все образовательные области :н-р, через музыкальное -элементы танца, через познавательное - знания о национальной кухне, используя иллюстрации калмыцких блюд(берики, джомба, борцики…)  

.Для развития речи и словарного запаса детей знакомили  с произведениями таких авторов, как :Г. Кукарека, В. Шуграева, В. Авлаева, Н. Сангаджиев, Е. Буджалов, так же применяли  считалки, пальчиковую гимнастику, слова приветствия, очень нравилась детям  игра « Передай сердечко, и скажи словечко» (дети передают сердечко друг другу и говорят добрые слова о своем городе.

Применяли журнал «Баир», «Байрта», которые являются первой ступенью к приобщению детей к культуре калмыцкого народа.

.Для закрепления использовали альбомы разной тематики: «Элиста- мой дом родной», из серии «Природа родного края» (животный мир, растения) , Красная книга

.Д/игры: «животные и их детеныши», «Разбери одежду», «Что я люблю поесть», «Как называется этот борцик», «Я покажу, ты скажи»-расширять запас слов по теме «Кибитка» (решетки, войлок, дымоход, дверь), «Собери целое из частей»

.Через физическое развитие, такие подвижные игры, как:

«Сбей альчик», «Ловкий наездник», «Серебряный пояс», «Набрось аркан на лошадь», «Не ошибись»- с применением атрибутов для игр

.

-Большое место в приобщении к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к праздникам: Цаган-Сар, Зул, фестиваль тюльпанов, фестиваль  лотосов ,День г.Элисты

Для дошкольной педагогики важной задачей является приобщение дошкольников к культуре той местности, того региона на котором проживают. Наша с вами задача воспитать в ребенке   любовь к родной природе, семье, городу, родине  путем создания в ДОУ центров краеведения, патриотических уголков. Разнообразие   уголков с использованием фотографий ,макетов, стендов иллюстративного материала -все эти средства привлекают внимание детей, повышают интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

 Поэтому реализация регионального компонента в развитии дошкольников, будет способствовать тому, что ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет

Стихотворение Т.Звягинцевой

Элиста!

Как много в этом слове!

Как хорошо оно звучит!

Оно родное , дорогое

Им каждый житель дорожит!

Оно так ясно, как и небо,

И блещет так, как солнца луч!

И если вдруг отсюда я уеду,

Я все равно сюда еще вернусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования."

В своем выступлении я раскрыла  принципы к формированию программы,  содержание  психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей,  деятельность детей и в...

Выступление на педсовете на тему: «Содержание дошкольного образования в рамках реализации современных моделей дошкольного образования»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Выступление на педсовете по теме самообразования " Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурных компонентов"

Выступление на педсовете по теме:Отчет по самообразовательной работе «Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурного развития»...

Тема: "Педагогические условия, необходимые для эффективной реализации регионального компонента" выступление на педсовете.

Ознакомила ворспитателей на педсовете с педагогическими условиями, необходимые для эффективной реализации регионального компонента....

Выступление к педсовету на тему: «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детейчрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формированиясознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижени...