Консультация для родителей "Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста».
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В это время закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи. Язык и речь - это «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость.
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом возрастных возможностей. Фольклор для детей или малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, сказочки.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с их помощью родитель легко может установить контакт с ребёнком на эмоциональном уровне. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. При обучение детей одеваться после сна, потешки, делают процесс одевания и раздевания приятным. Приучая детей мыть руки, лицо, что бы вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления, и во время одевания детей. Для того чтобы было легче запоминать потешки, их сопровождают рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной рекомендуют использовать народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Всё это сопровождаю наглядным показом. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. При засыпании хорошо использовать колыбельные песни. Это успокаивает малышей и убирает чувство тревоги и напряженность.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы способствуем воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Результатами использования малых форм фольклора на практике может быть развитие: фонематического слуха, грамматического строя речи, звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...
Презентация «Формы и методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Развитие творческих способностей детей....
Презентация "Формы, методы и способы развития речи у детей раннего возраста"
Презентация "Формы, методы и способы развития речи у детей раннего возраста"...
Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития речи у детей раннего возраста"
консультация для педагогов и родителей, о особенностях развития речи у детей раннего возраста. Речь сейчас у детей становится с каждым годом все хуже и хуже, и очень важно уделять внимание на ре...
«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста» (консультация для родителей младших дошкольников по развитию речи).
Автором представлен материал по развитию речи у младших дошкольников....
Методы и приемы в работе по развитию речи у детей раннего возраста
Сообщения выступления на семинаре "Речевое развитие дошкольников"...
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"...