Консультация для родителей "Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Могилевиц (Кузнецова) Юлия Борисовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.malye_folklornye_formy.docx80.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста».

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. В это время закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи. Язык и речь - это «узел», в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

  Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом возрастных возможностей. Фольклор для детей или малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, сказочки.

 Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Ценность фольклорных произведений заключается в том, что с их помощью родитель легко может установить контакт с ребёнком на эмоциональном уровне. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой.  Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями.  При обучение детей одеваться после сна, потешки, делают процесс одевания и раздевания приятным. Приучая детей мыть руки, лицо, что бы вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная  потешка помогает и во время кормления, и во время одевания детей. Для того чтобы было легче запоминать потешки, их сопровождают рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.  

Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной рекомендуют использовать народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Всё это сопровождаю наглядным показом.  Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.  При засыпании хорошо использовать колыбельные песни. Это успокаивает малышей и убирает чувство тревоги и напряженность.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы способствуем воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Результатами использования малых форм фольклора на практике может быть развитие: фонематического слуха, грамматического строя речи, звуковой  культуры речи, обогащение словарного запаса. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

Презентация "Формы, методы и способы развития речи у детей раннего возраста"

Презентация "Формы, методы и способы развития речи у детей раннего возраста"...

Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития речи у детей раннего возраста"

консультация для педагогов и родителей, о особенностях развития речи у детей раннего возраста. Речь сейчас у детей становится с каждым годом все хуже и хуже, и очень важно уделять внимание  на ре...

Методы и приемы в работе по развитию речи у детей раннего возраста

Сообщения выступления на семинаре "Речевое развитие дошкольников"...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"

Консультация для родителей детей раннего возраста "Развитие речи у детей раннего возраста"...