МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "МИР НАСЕКОМЫХ"
методическая разработка (старшая группа)

Ларикова Любовь Валентиновна

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.

Презентация ссылка: https://disk.yandex.ru/d/jeMKRxF1re4y9w

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nasekomyh.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

"Центр развития ребенка - детский сад с.Бакчара"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«МИР НАСЕКОМЫХ»

                                                                     

 Вид проекта: краткосрочный, творческий

Продолжительность проекта: 3-х недельный

Тип проекта: групповой

Участники проекта: Дети 5-6 лет,  родители, воспитатель, учитель- логопед

Образовательные области: Речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное

                                                                 

                                                                  Авторы проекта:

                                                                 Воспитатель   Ларикова Любовь Валентиновна

                                                               Учитель-логопед  Жмудь Светлана Анатольевна

с.Бакчар

https://disk.yandex.ru/d/jeMKRxF1re4y9w 

"Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант". Шекспир Уильям

Актуальность:

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.

Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?

Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

 Задачи проекта:

  • Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
  • Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
  • Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
  • Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, срок реализации - 3 недели

1 этап. Постановка проблемы:

Во время наблюдения детьми на прогулке за насекомым: муравьем, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме? » Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.

Подготовка к реализации проекта:

  • Подбор методической и детской литературы
  • Разучивание слов к инсценировке и пальчиковому театру
  • Подбор словесных, дидактических, настольно-печатных игр по теме
  • Оформление презентации на тему "Мир насекомых"

2 этап. Реализация проекта:

июнь -  2 неделя

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме

2. ОД: «Кто такие насекомые? »

3. Исследовательская деятельность: «Знакомые и незнакомые насекомые»

4. Беседа: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»

5. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Комарик», "Сороконожка", "Паучок бежал по ветке..."

6. Вечер загадок о насекомых.

7.Пальчиковый театр, отрывок из сказки "Муха-Цокотуха"

8. . Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

июнь -  3 неделя

1. Наблюдение за полётом вертолёта, сравнение со стрекозой.

2. Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», Он и мухи не обидит».

3. Рисование «Насекомое по выбору»

4. Беседа: «Правила поведения в природе»

5. Консультация для родителей - папка - ширма «Первая помощь при укусах насекомых»

6. Слушание музыки Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

7. Упражнение на дыхание «Отправь бабочку в полёт"

8.Наблюдение за червяком, муравьем, обсуждение

9. Сравнение двух насекомых, чем похожи, чем отличаются?

июнь - 4 неделя

1. Просмотр презентации «Насекомые -наши соседи»

2. Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю? »

3. Беседа: «Как насекомые издают звуки»

4. Исследовательская деятельность: «Почему шмель жужжит, а комар пищит? »

5. Лепка: «Божья коровка»

6. Изготовление Лэпбука( подбор иллюстраций, информации о выбранном по желанию насекомом совместно с родителями, изготовление кармашков, книжек-раскладушек)

7. Театрализованное представление: «Спор насекомых"

Формы реализации проекта:

1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.

2. Ситуативные беседы по теме.

3. Творческие игры с насекомыми  (мелкие резиновые, пластмассовые)

4. Чтение художественной литературы:К.И.Чуковский -  «Тараканище», «Муха-цокотуха», С. Баруздин «Пчела».

5. Слайдовые презентации "В мире насекомых"

6. Просмотр мультфильма "Лунтик"

7.Конструирование из бросового материала "Стрекоза"

3 этап. Заключительный.

1. Показали представление для детей своей группы «Спор насекомых», познакомили с первоначальными навыками экологически грамотного поведения в природе.

2.Обобщающая беседа о пользе и вреде насекомых, о правилах обращения с живыми существами

4. Слайдовая  презентация по проекту

Участие родителей в проекте:

  • Разучивание стихотворений с детьми
  • Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование насекомого по выбору ребенка)
  • Сбор информации о насекомых, фотографии, картинки, стихи, загадки, рассказы и т.п.

 Продукты проектной деятельности:

  • Создание лэпбука детьми
  • Презентация проекта (на педсовете)
  • Разученные стихи о насекомых
  • Выставка рисунков детей, аппликации, лепка

Ожидаемый результат:

  • Дети овладели обобщающим понятием «Насекомые», знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) ;
  • Дети имеют  представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
  • Узнали о  насекомых, которые  приносят  пользу людям и растениям;
  • У детей сформировался интерес к насекомым и бережного отношения к ним;
  • Развилось умение рассуждать, наблюдать, развитие речи у детей, активного словаря;
  • Сформировался интерес к экспериментальной деятельности.
  • Дети стали активными рассказчиками и слушателями, у многих  заметнее автоматизировались поставленные звуки
  • Проявилась инициатива, творчество, самостоятельность в выборе материала для работы

 Литература:

  •  Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы. » М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
  • Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  • Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
  •  Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Учебно-методическое пособие "Насекомые. Какие они?"

Способствует развитию логического мышления, развивает умение отгадывать загадки, способствует закреплению знаний детей о насекомых. После отгадывания загадки по щелчку мышки появляется ответ в картинк...

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем "Домашние животные","Насекомые"для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Разработка двух  комплексно -тематических лексических тем: "Домашние животные", "Насекомые" для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар...

Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".

Знакомство с многообразием мира насекомых....

Методическая разработка "Насекомые"

Рекомендации по теме: упражнения на речевое развитие в совместной деятельности родителей с детьми....

Методическая разработка Насекомые

учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно - ласкательную формы существительных; уточнить, попол...