МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "МИР НАСЕКОМЫХ"
методическая разработка (старшая группа)
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.
Презентация ссылка: https://disk.yandex.ru/d/jeMKRxF1re4y9w
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_nasekomyh.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад с.Бакчара"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«МИР НАСЕКОМЫХ»
Вид проекта: краткосрочный, творческий
Продолжительность проекта: 3-х недельный
Тип проекта: групповой
Участники проекта: Дети 5-6 лет, родители, воспитатель, учитель- логопед
Образовательные области: Речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное
Авторы проекта:
Воспитатель Ларикова Любовь Валентиновна
Учитель-логопед Жмудь Светлана Анатольевна
с.Бакчар
https://disk.yandex.ru/d/jeMKRxF1re4y9w
"Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант". Шекспир Уильям
Актуальность:
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? На сколько велика их роль в природе?
Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель проекта: развитие познавательного интереса старших дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
- Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
- Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
- Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, срок реализации - 3 недели
1 этап. Постановка проблемы:
Во время наблюдения детьми на прогулке за насекомым: муравьем, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме? » Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.
Подготовка к реализации проекта:
- Подбор методической и детской литературы
- Разучивание слов к инсценировке и пальчиковому театру
- Подбор словесных, дидактических, настольно-печатных игр по теме
- Оформление презентации на тему "Мир насекомых"
2 этап. Реализация проекта:
июнь - 2 неделя
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
2. ОД: «Кто такие насекомые? »
3. Исследовательская деятельность: «Знакомые и незнакомые насекомые»
4. Беседа: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»
5. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Комарик», "Сороконожка", "Паучок бежал по ветке..."
6. Вечер загадок о насекомых.
7.Пальчиковый театр, отрывок из сказки "Муха-Цокотуха"
8. . Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»
июнь - 3 неделя
1. Наблюдение за полётом вертолёта, сравнение со стрекозой.
2. Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», Он и мухи не обидит».
3. Рисование «Насекомое по выбору»
4. Беседа: «Правила поведения в природе»
5. Консультация для родителей - папка - ширма «Первая помощь при укусах насекомых»
6. Слушание музыки Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
7. Упражнение на дыхание «Отправь бабочку в полёт"
8.Наблюдение за червяком, муравьем, обсуждение
9. Сравнение двух насекомых, чем похожи, чем отличаются?
июнь - 4 неделя
1. Просмотр презентации «Насекомые -наши соседи»
2. Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю? »
3. Беседа: «Как насекомые издают звуки»
4. Исследовательская деятельность: «Почему шмель жужжит, а комар пищит? »
5. Лепка: «Божья коровка»
6. Изготовление Лэпбука( подбор иллюстраций, информации о выбранном по желанию насекомом совместно с родителями, изготовление кармашков, книжек-раскладушек)
7. Театрализованное представление: «Спор насекомых"
Формы реализации проекта:
1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.
2. Ситуативные беседы по теме.
3. Творческие игры с насекомыми (мелкие резиновые, пластмассовые)
4. Чтение художественной литературы:К.И.Чуковский - «Тараканище», «Муха-цокотуха», С. Баруздин «Пчела».
5. Слайдовые презентации "В мире насекомых"
6. Просмотр мультфильма "Лунтик"
7.Конструирование из бросового материала "Стрекоза"
3 этап. Заключительный.
1. Показали представление для детей своей группы «Спор насекомых», познакомили с первоначальными навыками экологически грамотного поведения в природе.
2.Обобщающая беседа о пользе и вреде насекомых, о правилах обращения с живыми существами
4. Слайдовая презентация по проекту
Участие родителей в проекте:
- Разучивание стихотворений с детьми
- Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование насекомого по выбору ребенка)
- Сбор информации о насекомых, фотографии, картинки, стихи, загадки, рассказы и т.п.
Продукты проектной деятельности:
- Создание лэпбука детьми
- Презентация проекта (на педсовете)
- Разученные стихи о насекомых
- Выставка рисунков детей, аппликации, лепка
Ожидаемый результат:
- Дети овладели обобщающим понятием «Насекомые», знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) ;
- Дети имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- Узнали о насекомых, которые приносят пользу людям и растениям;
- У детей сформировался интерес к насекомым и бережного отношения к ним;
- Развилось умение рассуждать, наблюдать, развитие речи у детей, активного словаря;
- Сформировался интерес к экспериментальной деятельности.
- Дети стали активными рассказчиками и слушателями, у многих заметнее автоматизировались поставленные звуки
- Проявилась инициатива, творчество, самостоятельность в выборе материала для работы
Литература:
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы. » М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".
Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....
Учебно-методическое пособие "Насекомые. Какие они?"
Способствует развитию логического мышления, развивает умение отгадывать загадки, способствует закреплению знаний детей о насекомых. После отгадывания загадки по щелчку мышки появляется ответ в картинк...
Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем "Домашние животные","Насекомые"для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Разработка двух комплексно -тематических лексических тем: "Домашние животные", "Насекомые" для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар...
Методическая разработка проектной деятельности "Мир насекомых".
Знакомство с многообразием мира насекомых....
Методическая разработка "Насекомые"
Рекомендации по теме: упражнения на речевое развитие в совместной деятельности родителей с детьми....
Методическая разработка Насекомые
учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно - ласкательную формы существительных; уточнить, попол...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....