Проект тематической недели "Здравствуй солнце - Хейро! "
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»
Проект тематической недели
«Праздник солнца! «Хейро!»
Воспитатель: Овсянникова Н.Е.
Вид проекта: групповой, интегрированный
Тип проекта: Информационно-практический
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы «Морошка», родители,
Актуальность темы: Традиционным мировозрением народов крайнего севера преобладало чувство слитности с природой, кормящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйственности (оленеводство, рыболовство, охота). Поэтому знакомить детей живущих в данном регионе просто необходимо для воспитания единства духа любви к родному краю.
Цель: формирование интереса к традиционным праздникам коренных народов населяющих Таймыр.
Задачи проекта:
- формировать у детей представление об окружающей природной среде (климатические особенности); о культурном наследии народов крайнего Севера;
- обогащать словарный запас детей национальными названиями, предметов быта, одежды, символикой;
- развивать творческие способности;
- воспитывать доброжелательность и уважение к людям и родному краю.
Проблема: Наша группа очень многонациональная, и некоторые дети не правильно понимают различие наций и негативно относятся к детям северных народов в силу неправильной позиции некоторых родителей, поэтому необходимо поддерживать региональный компонент и разъяснять и показывать всю многогранность данной нации.
Предполагаемый результат: Дети имеют представление об окружающей среде природы Севера, имеют некоторый словарный запас национальных названий, предметов быта, одежды, символики. Уважительно отзываются о коренном населении Севера. Могут изготовить поделки с элементами орнаментов Таймыра, изобразить простую картину на тему Северной природы.
Этапы проекта.
1 этап. Выбор темы проекта.
Выбор темы обусловлен тем, что традиционным праздником коренных народов Таймыра считается встреча солнца, который отмечается с древних времен и по сегодняшний день, являясь важным событием для каждого жителя севера после долгой полярной ночи.
2 этап. Планирование.
Для того чтобы осуществить запуск проекта мы воспользовались методом «Треи вопроса».
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
-Мы живем на севере. - Долго не было солнышка - Есть люди которые живут в городе, и в тундре. - В тундре живут в чуме. - Там люди носят парки и унтайки. | -Как встречают солнце. -Какие поют песни. -Что кушают в тундре. - Дети в какие игры играют. | - Спросить у родителей. -Сходить в библиотеку. - Посмотреть в интернете. - Пригласить кого ни будь в гости. |
Планирование построено по способу «Системной паутинки»:
- пополнение центров активности
Центр искусства Пластилин, мелки, краски, клей, трафареты, цветная бумага, бумага для рисования, фломастеры, кусочки меха и ткани. | Центр книги. Стихи О.Аксеновой «Приезжайте в тундру к нам» «Сказки северной земли» «Край северного сияния» «Не бойтесь меня медведи» Альбомы «Таймыр глазами детей». «Долганские сказки» | Центр природы Бросовый материал: шишки камешки, веточки,кусочки меха, косточки. |
Центр строительства Конструктор, «Строитель», «Лего», «Мозайка» | Тема недели: «Здравствуй, праздник Хейро!» | Центр игры Атрибуты для с/р игры «Чум», «Охотники-рыболовы», «Семья». |
Центр информации Выставка детских работ Иллюстрации по теме Нарисованные центры Макеты чума нарты балок. | Центр движения Маски для п/игр, спорт инвентарь, выносной материал, мячи. Обручи, мешочки для метания, палки гимнастические, веревка для перетягивания. | Центр выставки Рисунки и поделки детей и их родителей, Мини-музей. |
- по видам деятельности
Игровая Распределять роли по гендерному признаку в с/р играх. | Двигательная Объединять детей в играх. | Познавательно-исследовательская Применять для поделок бросовый материал Экспериментировать со снегом, льдом, измерять снежный покров. |
Коммуникативная Рассуждать, беседовать, решать проблемные ситуации по теме, распределение хождений по центрам. | Тема недели: «Здравствуй праздник –«Хейро» | Художественная Читаем стихи, сказки, слушаем записи. |
Музыкальное Слушаем записи песен народов Таймыра, народную музыку. | Продуктивная Конструировать чум.игрушки Рисовать рисунки, поделки по теме. | Трудовая Дежурство, уборка рабочих мест после прод. Деятельности. Наблюдение за трудом взрослых. |
3 этап. Реализация проекта.
день | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей | РППС | Взаимодействие с родителями. |
23.01 «Встреча солнца в городе» | Утро Прогулка Вторая половина дня. | Утренняя гимнастика « Солнышко проснулось» Беседа: «Все люди на земле любят солнце –почему» Р/И «Назови ласково» Рассматривание иллюстраций и альбомов «Наш город» «Встреча солнца» П/И «Прыжки через нарты», «Попади в цель», «Самый меткий» Конкурс строителей «Мой дом» С/Р игра «Семья» Слушание песен о Дудинке. | Аудизаписи с песнями Иллюстрации по теме. Строительный материал Атрибуты для с\р игры Санки, корзина. | Модель трех вопросов Папка-передвижка «Как встречают праздник Хейро в городе» Картотеки семейных национальных игр. Индивидуальные беседы: «Как просто разучить стихотворение с ребенком дома» |
24.01. «Встреча солнца в тундре» | Утро Прогулка Вторая половина дня. | Утренняя гимнастика с мячами «Маленькие солнца» Беседа: «Жизнь людей в тундре» Рассматривание иллюстраций и альбомов. Настольные игры «Наш край», пазлы «Таймырский Автономный округ» П/И «Оленьи упряжки», «Самый меткий» Чтение долганской сказки «Девушка и месяц», разучивание стихотворения «Приезжайте в гости к нам» Рисование «Солнышко-колоколнышко». | Мячи на каждого ребенка Иллюстрации и альбомы по теме Настольные игры, пазлы Корзина Бумага для рисования краски кисти | Консультация «Воспитание дружеского отношения в семье» Индивидуальные беседы. Совместные поделки детей и родителей. |
25.01 «Хозяйка и хозяин чума» 26.01. «Кто в одежды чудные одет» | Утро Прогулка Вторая половина дня. Утро Прогулка Вторая половина дня. | Утренняя гимнастика с гимнастическими палками «Погонщики олений» Беседа: «Как живут люди в чуме и кто там хозяин и чем они занимаются» Рассматривание иллюстраций быта в чуме. Рисование: «Дорисуй недостающие детали». Экспериментирование «Измерение покрова снега». П/И «охотники и куропатки.» «Гонки на оленях». Чтение стихотворения «Что такое чум» С/Р «Чум» Ручной труд: «Оленья упряжка» Утренняя гимнастика с платочками Девушки и юноши танцуют вокруг костра» Беседа: «Красота национальной одежды» Рассматривание альбомов и иллюстраций с орнаментами и национальной одеждой народов Севера» Аппликация: «Девочка в зимней национальной одежде». Эксперементирование со снегом и льдом П/И «Прыжки через санки», «Перетягивание каната» Чтение сказки «Железная шапка и костяной пояс» Разучивание стихотворения О Аксеновой «Первая добыча» С/Р игра «Охотники и рыболовы» Слушание национальных песен «Олюко». | Гимнастические палки на каждого ребенка Иллюстрации альбомы по теме недели. Заготовки для рисования Карандаши цветные. Палка для измерения покрова снега. Цветная бумага, клей. Картон, нитки. Платочки на каждого ребенка Альбомы и иллюстрации по теме с орнаментами. Цветная бумага клей Формочки таз Канат Атрибуты для с\р игры Аудизаписи. | Картотеки национальных игр. Индивидуальные беседы по интерисующим вопросам. Сбор бросового материала. Разучивание стихотворений к конкурсу чтецов. Изготовление атрибутов для драматизации сказки. |
27.01. «Приходите в гости к нам» |
Утро. Прогулка Вторая половина дня | Утренняя гимнастика «Угадай какое животное» Раскрашивание шаблонов «Чум» «Олень» «Заяц». Итоговое занятие : (викторина) «Праздник-Хейро» П/И «Сова и мыши», «Охотники и куропатки» Конкурс чтецов «Солнце-Хейро, Хейро хей!» Театрализованная игра «Айога». | Шаблоны для раскрашивания Маски и атрибуты для театрализации. | Индивидуалные беседы по разучиванию стихов рекомендации. |
4 этап. Завершение проекта (продукт)
- Выставка «Солнышко-колоколнышко»
- Театрализация сказки «Айога»
- Конкурс чтецов «Солнце – Хейро хей!»
-Аппликация «Девочка в зимней национальной одежде»
- Поход в параллельную группу «Незабудки» с конкурсом чтецов «Север край родной»
Используемая литература:
Е.А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»,
Е.А. Алябьева «Тематические дни в детском саду»,
Г. Карташова «Стихи для друзей»
«Сказки Северной земли»
О Аксенова «Приезжайте в гости в тундру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к тематическому проекту: "Луна и солнце - небесные светила"
Презентация к тематическому проекту: "Луна и солнце - небесные светила"...
Тематический проект: " Луна и Солнце - небесные светила."
Тематический проект: " Луна и Солнце - небесные светила."...
Проект «Здравствуй солнце - Хейро» в подготовительной группе «Пчелки»
Проект недели по теме «Здравствуй солнце - Хейро»в подготовительной группе «Пчелки» Воспитатель: Куштова Н.Г. Цель: продолжать знакомить с традициями и праздниками коренных народов Таймыра.З...
Тематическое занятие. "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!"
Тематическое занятие. "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!"...
Проект тематической недели «Здравствуй солнце Хейро-хей»
Углубление и обобщение знаний детей о народах севера, их быте и деятельности, о празднике «Хейро», особенностях климатических условий, многонациональности.·...
Тематический день" Солнце доброе,солнце злое"
Сегодня у нас в садике прошёл тематический день - "Солнце доброе, солнце злое". С воспитанниками были проведены беседы , слушали чтение произведений, рисовали. В ходе беседы, у детей закрепи...
Проект тематической недели "Здравствуй солнце - Хейро! Зимние забавы"
Проект тематической недели "Здравствуй солнце - Хейро!Зимние забавы."Програмное содержание: Продолжать занакомить с традициями и праздниками народов Таймыра. Закреплять знания детей о зиме, ...