Интегрированное занятие "Согреем памятью сердца"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»
Сценарий НОД группы
общеразвивающей направленности
в возрасте от 6-7 лет
Тема: «Согреем памятью сердца»
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории
Бубукина Т.В.
р.п. Токаревка, 2019 г
Цель: Развивать творческие способности, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и русских солдат.
Задачи:
Продолжить развивать умение детей вести диалог между взрослыми и детьми на тему беседы, развивать мышление, память, конструктивные способности.
Познакомить детей с техникой «рисование солью».
Развивать творческое воображение, фантазию.
Развивать композиционные навыки, пространственные представления.
Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, благоразумие, доброту. Развивать творческие способности, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и русских солдат.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Физкультура», «Коммуникация», «Художественное творчество
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме войны; чтение и заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, карт по данной теме; Беседы: << Кто такие ветераны?>>, <<Военная техника>>, <<Военный врач>>, <<Партизаны>>, <<Дети на войне>>, <<Награды>>.
Оборудование:
лист бумаги, лучше ватман;
краски акварель, гуашь;
соль;
инструменты (кисть щетина, широкая кисть, карандаш, ножницы);
вода;
салфетка;
счетные палочки.
Основная часть:
Звучит песня "День Победы" (отрывок)
На фоне песни.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, о какой победе звучат эти слова?
Дети: О победе в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Правильно. Эта песня посвящена победе над фашистами. А вы знаете, когда празднуют день Победы?
Дети: 9 мая
Воспитатель: 9 Мая вся страна отмечала 70-ю годовщину со дня прославленной Победы нашего мужественного народа над фашистской Германией.
Ребята, посмотрите, что я принесла! ( В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо – треугольник). Как выдумаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем же отличаются эти письма?
Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные - конверт одного белый, незапачканный, а другое письмо коричневого цвета, старое.
Воспитатель: Молодцы, ребята и здесь вы точно подметили, чем именно отличаются эти письма друг от друга ( воспитатель показывает письмо в современном конверте). Ребята, кто видел такие письма у себя дома? Посмотрите, какой красивый, нарядный конверт. А для чего нужны нам письма?
1 слайд
Дети: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты!
Воспитатель: А как вы думаете, что это за письма? (предположения детей). Это ребята – солдатские письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.
2 слайд
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г. Серебряков
Воспитатель: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.
Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали письма домой, потому что в те далёкие времена не было возможности по - другому связаться со своими родными.
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
Письма с фронта отправлялись не только в родные места к родным, но и с помощью них устанавливалась тесная связь фронта с детьми вашего возраста, посещающими как вы, детский сад. Бойцы часто находили такие слова, которые были особенно понятны детям, производили на них большое впечатление. Эти письма были искренними, серьезными и простыми.
3 слайд
Когда дети получали ответы от бойцов с благодарностью за их заботу и за посланные им подарки восторгу детей не было конца. Они могли слушать эти письма много раз подряд с блестящими глазами и в абсолютной тишине. Каждому хотелось подержать письмо в руках. Всем тем, кто приходил в детский сад они радостно сообщали о нем.
« Ваши подарки – писал боец Т. Иваненков в детский сад Кировского района, - получили лучшие бойцы – танкисты. Разве они не помощь нам? В эту минуту мы еще больше ощутили заботу, которую проявляют нам не только взрослые, но и дети. За нас, дорогие ребята, не беспокойтесь. Мы крепко бьем фашистов, уничтожим всех, кто пробрался в нашу страну».
4 слайд
« Милая девочка – пишет боец – доброволец,- подарок, Вами высланный, получил. Когда сестра принесла его в палату и предала вместе с письмом детей детского сада, то у меня сразу прекратилась боль, хотя рана серьезная. Это от того, что нам даже дети помогают. Наш долг, милая девочка, всем встать на защиту своей дорогой Родины от малого до старого, и враг будет разбит»
Эти письма воодушевляли детей, наполняли их гордостью за бойцов, которые храбро защищали их Родину от фашистов. В ответ дети также посылали подарки (носовые платки, кисеты, записные книжки) много теплых писем отправляли на фронт и в госпитали, написанные со слов детей, воспитателями, потому что сами дети еще не могли писать. В них дети говорили о любви к родине, к солдатам, о ненависти к врагу, благодарили за заботу, за подарки, присылаемые им с фронта.
5 слайд
У солдат не было конвертов и красивых марок, поэтому им приходилось писать на тетрадном листке, который затем сворачивался треугольником. На нем писался адрес получателя и затем письмо передавалось почтальону, который старался доставить эти весточки с фронта в целости и сохранности.
Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой на привале или в минуты короткой передышки между боями, согнувшись где-нибудь в уголке, положив листок на колено. Иногда закончить письмо не удавалось – звучал сигнал атаки, начинался бой.
6 слайд
Воспитатель: Давайте, мы с вами прочитаем одно из писем .
Письмо.
Письмо с фронта Василия Гондарева, погибшего 28 апреля 1944г. под Севастополем
2 апреля 1944 г.
Здравствуйте мои родненькие
дочь Панюся и жена Мусинька!
Панюся, поздравляю тебя с днем рождения, который будет 22 апреля, так как наша почта медленно идет, но я надеюсь, что к этому дню оно дойдет. Панюся, желаю тебе быть здоровой, расти и дождаться своего папки. Он вернется только к вам с мамой. Я пока чувствую себя хорошо, но как вы - я не знаю, давно получал от вас письма. Прошу вас с мамой не обижаться на меня за мои письма. Я вам стал реже писать, ввиду того, у меня нет бумаги. Вот пока все. Привет всем нашим. Я всех прошу, чтобы не обижались на меня. А пока до свидания. Крепко, несчетно вас целую с мамочкой.
Ваш папа Вася.
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 1. Д. 10. Л.2
Вопросы к письму:
1. Кто написал письмо?
2. Кому оно было адресовано?
3. С каким праздником поздравляет папа свою дочь?
4. Что он ей пожелал?
5. Почему папа стал реже писать своим родным?
6. Как вы думаете, почему солдат пишет, что у него нет бумаги?
Воспитатель: Вот такое письмо мы с вами прочитали. А теперь, дружно все встали и повторяйте за мной.
Физминутка:
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.
Дети маршируют на месте в такт. Можно поиграть дважды.
Воспитатель: Настоящие солдаты! Давайте мы с вами отгадаем загадки.
7 слайд
Дальнозоркого мне дали —
Он ко мне приблизил дали.
8 слайд (бинокль)
На горе-горушке
Стоят старушки,
Если охнут,
Люди оглохнут.
9 слайд (пушка)
День и ночь ведёт дозор...
В море бдительно ...
10 слайд (Линкорн)
Говорят, что я ручная.
Почему — сама не знаю:
У меня характер колкий,
11 слайд (Граната)
Имя девичье носила
И врага огнём косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная ...
12 слайд (Катюша)
Ползёт черепаха —
Стальная рубаха,
Враг — в овраг,
И она, где враг.
(Танк)
Воспитатель: Молодцы. Все загадки отгадали. У вас на столе лежат палочки, давайте мы с вами выложим из них танк.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим в начале попробовать. А потом покажу вам, как это сделаю я.
Конструирование из счетных палочек <<Танк>>
Дети сами выкладывают танк из счетных палочек. Для примера им показывается картинка с изображением танка.
13 слайд
По окончанию воспитатель демонстрирует свою схему, дети по желанию ещё выполняют.
Воспитатель: Знаете, тогда на войне воевали не только взрослые но и дети, и подростки. Это было очень опасно, но для защиты своей Родины, семьи, на подвиги были способны даже дети. Как вы думаете, чем они могли помогать?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, кто такие партизаны?
Ответы детей.
Воспитатель: Партизаны - это люди, которые вели военные действия в тылу врага. То есть на завоеванной врагами территорией. А как вы считаете, в кого нельзя было стрелять на поле сражения?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - это врач. Они вытаскивали с поля боя раненых, а кого не могли вынести, оказывали помощь на месте. Давайте и мы с вами попробуем помочь раненому.
Сюжетно-ролевая игра << Военный врач>>
Атрибуты для игры: аптечка, пилотка для солдата, медицинский халат.
Дети делают перевязку раненому солдату. Воспитатель подсказывает, если это необходимо.
Воспитатель: Вот, примерно так врач пытался помогать раненым солдатам. Война ребята, длилась четыре года.
И наконец, настал тот день, когда солдаты в своих письмах смогли написать о победе. Это был день – 9 мая 1945 года. Вот как писал об этом победоносном дне одесский поэт И. Редченко.
Еще стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого Мая
Уже вступил в свои права…
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей.
И кто – то пел,
И кто - то плакал.
И кто – то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей,
Еще не зная,
Что он поет не на войне.
Закончилась война, прошло много времени с тех пор, но эти письма остались памятью о страшной войне. Они стали предупреждением всем нам: человек не должен воевать, не должен уничтожать все живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Сегодня, когда вы придете домой, спросите у своих родных: сохранились ли у них письма – треугольники? Попросите прочесть их вам, вслушайтесь в слова данного письма и вспомните нашу беседу с вами. Люди не должны воевать между собой, наоборот должны жить в мире и согласии.
Воспитатель. Дети. Скажите. Как отмечается 9 мая? Какая традиция соблюдается в этот памятный день? (ответы детей). Отгадайте загадку:
Грянул гром, весенний гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный .... (Салют)
14-15-16 слайды
Мне же хочется рассказать о прекрасной традиции, которая появилась в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Традиция салютовать героям Великой Отечественной войны родилась, когда Красная армия освободила Орел и Белгород. Сталин предложил верховному командованию отметить это события с особой торжественностью, лучше всего салютом.
Давайте, мы с вами, в честь праздника нарисуем поздравительные открытки. Для этого поиграем с нашими пальчиками:
Дети проходят за столы и начинают рисовать.
Подведение итогов.
По окончанию работы воспитатель демонстрирует, как солдаты складывали письма в треугольник. После опускаем письма в почтовый ящик (имитация).
Литература:
1.А. А. Волкова, Д.В. Менджерицкая « Дети и война» стр. 20 – журнал « Дошкольное воспитание»№10, 2014
2. Журнал « Дошкольное воспитание» №1, 2015, стр. . 9 статья« Не я участвую в войне - он а участвует во мне»
3. Л. Е. Раскин « Год работы с дошкольниками в Ленинграде» стр. 13 – журнал « Дошкольное воспитание» №1, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект образовательной деятельности по теме: «Согреем памятью сердца» старшая группа «Светлячки» (амблиопия и косоглазие)
Проблема: недостаток воспитания патриотических чувств у современных детейЦель проекта: дать представление о Ленинградской блокаде Задачи проекта: -закрепить представления детей о героическом прош...
Проект в средней группе. Тема: «Согреем памятью сердца»
Авторы проекта: воспитатели средней группыПродолжительность: краткосрочный (две недели).Тип проекта: социально – творческий.Участники проекта:дети средней группы4-5 лет; воспитатели ДОУ...
Книга памяти "Согреем памятью сердца"
Книга памяти, созданная педагогоми и родителями детского сада, посвящённая Дню Победы...
Интегрированное познавательно - речевое занятие "Согреем памятью сердца"
Беседа с детьми о ВОВ, чем закончилась война, о Победе над Фашистской Германией, о людях, которые совершали героические подвиги. Дети узнают об оружии Победы, почему его так называют.Также, ...
Занятие по развитию речи "Согреем памятью сердца"
Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике Дне ПобедыЗакрепить знания детей о том, как защищали страну советские люди в годы войны, как живущие помнят о них.Продолжать знак...
Социально - творческий проект « Согреем памятью сердца» в подготовительной группе
Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, героев – победителей в Великой Отечественной войне.Поэтому проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошк...
Беседа "Согреем памятью сердца"
Беседа со старшими дошкольниками о Великой Отечественной войне.Курская битва .Июль 1943 года.Кууская битваКоренной перелом в ходе войныРассказ о малоизвестном месте в селе Теплое.Тепловские высоты-мес...