Квест-игра "Семь чудес Башкортостана"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Мероприятие проводится накануне Дня Республики Башкортостан - 11 ноября, в форме квест-игры.В квест-игре 7 этапов, как и лепестков на цветке курая. Чтобы дети вовлеклись в игру, знакомим со сквозным героем - башкирской красавицой Гульбикой.Выполняя задания, дошкольники шаг за шагом узнают о достопримечательностях Башкортостана - горе Янган-тау, Каповой пещере, башкирском меде, памятнике Салавату Юлаеву, эпосе "Урал-батыр", курае - башкирском народном музыкальном инструменте и Гульбика им дарит лепесток курая. В квест-игре отправной точкой является письмо с правилами игры. Играем в игры "Собери пазл", "Реши кроссворд", "Отгадай загадки", "Собери флаг Башкортостана", подвижную игру "Юрта" и т.д.. В конце игры подводим итоги и складываем из заслуженных лепестков цветок курая. Теперь можно показать фильм "Как делают курай в Башкортостане" и послушать звуки курая. Так в процессе игры дошкольники в игровой форме расширяют представления о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igra_7_chudes_rb.docx | 34.58 КБ |
kvest_igra_sem_chudes_rb.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №22 г.Туймазы муниципального района Туймазинского район
Республики Башкортостан «ДОУ с.Какрыбашево»
Конспект
квест - игры
Образовательная область: познавательное развитие.
Раздел: ознакомление с предметным и социальным окружением.
Тема: «Семь чудес Башкортостана»
Возрастная группа: старшая разновозрастная.
Возраст детей: 5-7 лет
Форма занятия: групповая
Дата проведения: октябрь 2020г.
Выполнил:
воспитатель Галиуллина Л.Р.
Тема: «Семь чудес Башкортостана»
Цель:
Расширять представления детей о родном крае, об истории и культуре Башкортостана, Туймазинского района.
Систематизировать знания о семи Чудесах Света Республики Башкортостан, о региональной символике.
Развивать логическое мышление, пространственные ориентировки, ловкость, сообразительность.
Формировать социально-коммуникативные умения и навыки, способность правильно оформлять речевое высказывание.
Способствовать сплочению детского коллектива; воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.
Оборудование: телевизор, ноутбук, письма-конверты с заданиями, кроссворд, следы-ориентиры из цветного картона, иллюстрации с достопримечательностями города Уфы, башкирский народный музыкальный инструмент – курай, 7 лепестков цветка курая из бумаги жёлтого цвета, аудиозапись с мелодией курая, мягкий кубик с тематическими рисунками, дидактическая игра «Собери флаг Башкортостана», краски, кисточки, эмблемы, раскраски для поощрения.
Ход игры.
Слайд 1. 11 октября – День рождения РБ.
Воспитатель: Дети, знаете ли вы, что нужно говорить при встрече! Сегодня, я хочу вас познакомить с необычным приветствием:
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших пальцев.
Всех приветствуем мы в нём! Переплетают пальцы замочком и
поднимают руки над головой
Слайд 2. Квест-игра «Семь чудес Башкортостана»
Воспитатель: У нас сегодня необычная игра – квест-игра «7 чудес Башкортостана». Мы с вами отправимся в путешествие и узнаем про 7 чудес в Башкортостане.
Слайд 2. Гульбика.
Воспитатель: Нас встречает башкирская красавица – Гульбика. Здравствуйте, Гульбика!
Гульбика: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульбика! Вы не так давно читали про меня башкирскую народную сказку «Падчерица. Узнали вы меня? Я пришла к вам со свой проблемой.
Воспитатель: Вы что-то потеряли?
Гульбика: Да. К вам я шла не с пустыми руками, я хотела познакомить вас сегодня с башкирским народным музыкальным инструментом – курай, только почему-то никак не могу его найти. Куда он подевался? Что делать?
Воспитатель: Может вам помочь? Дети, поможем найти музыкальный инструмент?
Гульбика: Спасибо вам, ребята! Вместе мы найдем его гораздо быстрее!
Воспитатель: Посмотрите, здесь письмо какое-то лежит. Давайте прочитаем! Интересно, от кого оно? (вскрывает конверт, показывает ребятам совершенно чистый лист).
Воспитатель: Странное какое-то письмо, а где же буквы? Что же делать? (после небольшой паузы). Я, кажется, начинаю догадываться. Знаете, бывают такие письма с секретом, в которых сначала ничего не видно, а буквы появляются лишь после того, как листы бумаги закрасились краской. Давайте мы тоже попробуем закрасить этот лист.
(дети вместе с воспитателем начинают закрашивать лист бумаги).
Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь какие-то буквы появляются! Что за чудеса? Да тут что-то написано! Попробую прочитать: «Здравствуйте, ребята! Если хотите найти пропажу, вам необходимо отправиться в путешествие по нашей Республике Башкортостан. Вам нужно выполнить 7 заданий и узнать, чем богата Республика, в которой мы живем; собрать 7 лепестков курая - цветка, который растет в наших краях и сложить их воедино и познакомиться с 7 Чудесами Башкортостана. А какие эти 7 Чудес, вы узнаете, когда будете выполнять 7 заданий. Помогать вам в поисках будут следы. Удачи!
Воспитатель: Ребята, вы готовы?
Воспитатель: Тогда в добрый путь! Но, хочу вам напомнить: чтобы успешно выполнить все задания, вы должны быть сегодня особенно дружными, находчивыми, умными и внимательными. А чтобы начать путешествие вам необходимо сначала отыскать следы!
После обнаружения первых следов, дети направляются по ним в первую комнату. Там они находят первый конверт с заданием
Комната № 1.
Воспитатель: А вот и первый конверт с заданием: «Если правильно соберёте картину из пазлов, то узнаете 1 Чудо Башкортостана, которое на ней изображено и получите первый лепесток курая.
Дети собирают картину из пазлов.
Воспитатель: Что это получилось? Кто знает, как эта гора называется? Правильно «Гора Янгантау».
Слайд 4. Гора Янган-тау.
Янгантау в переводе с башкирского - «горящая гора», расположенная в Салаватском районе Республики Башкортостан. Памятник природы. На склонах горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. По легенде несколько веков назад в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням вглубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным.
Согласно другой легенде, однажды осенью промокший и продрогший пастух, выбившийся из сил, укрылся от дождя на склоне горы в углублении у корня старого дерева. Уставший пастух крепко уснул, а проснувшись, заметил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В последующем немолодой уже пастух приходил сюда не раз. Вскоре его перестали мучить болевшие суставы и заметно прибавилось сил.
Воспитатель: Теперь мы имеем полное право получить первый лепесток курая. Молодцы! С первым заданием вы успешно справились! Познакомились с 1 Чудом Башкортостана. Как оно называется? (Гора Янгантау). Идём дальше.
Комната № 2. На доске висит конверт с заданием. Воспитатель открывает конверт, читает задание: «Поздравляю вас с первой победой! А вот и второй конверт с заданием: «Если правильно решите кроссворд, узнаете название 2 чуда Башкортостана и получите второй лепесток курая».
1. Башкирский музыкальный инструмент (Курай).
2. Город, столица республики Башкортостан (Уфа).
3. То, что мы должны любить и охранять. (Природа)
4. Сколько лет исполнилось Республике Башкортостан (Сто)
5. Без чего не может существовать ни одна река Башкортостана? (Вода)
6. Как называется Республика, в которой мы живём (Башкортостан).
7. Конструкция, сооружение, которая предназначена для увековечения людей, событий, героев. (Памятник)
8. Известное озеро в Туймазинском районе. (Кандры-куль)
9. Башкирский народ обязательно придут друг другу на (Помощь)
10. На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек).
11. Древнее жилище башкир (Юрта).
12. Как называется село, в котором мы живём. (Какрыбашево)
Воспитатель: Кроссворд мы решили, и можем прочитать, какое ключевое слово у нас получилось: «Капова Пещера или Шульган-таш».
Слайд 5. Капова Пещера.
Башкирия богата на пещеры, но самая известная это Капова пещера, известная рисунками первобытных людей палеолита. Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово "шульган" в переводе с древнего диалекта башкирского означает "вода умерла в камне" или "вода ушла под камень". В данное время, к сожалению, закрыта для посещений с целью сохранить рисунки. Но сам заповедник очень красив и открыт для свободного прохода.
Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием вы тоже справились отлично и получаете второй лепесток курая. Идём дальше.
Комната № 3. «Комната загадок»
На столе лежит конверт, воспитатель читает текст: «Мне очень интересно, как хорошо вы знаете и умеете отгадывать загадки»
Лечит грипп он и ангину,
Сердце, печень, почки.
Очень нужен медицине -
Липовый, цветочный.
Сладкий, липкий и тягучий.
Носят пчелы в соты.
Майский - самый вкусный! Лучший -
Знают пчеловоды!
Каждый с чаем его пьет.
Что, ребята, это (Мёд)
Слайд 6. Башкирский дикий мед.
Воспитатель: В том же в заповеднике «Шульганташ» находится музей бортничества.
Слайд 7. Музей бортничества.
Воспитатель : Вы, наверное, устали, изучая знаменитую пещеру? Давайте немного отдохнем, для вас приготовлено угощение – это чай с медом. Почему именно с медом спросите вы? Потому что мед является следующим башкирским чудом. Башкирский мёд многие годы считается визитной карточкой Республики Башкортостан. По мнению ученых, настоящий башкирский мёд по своим вкусовым качествам и целебным свойствам, а также составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Ценность и неповторимость башкирского мёда обусловлены уникальностью самой природы Башкортостана».
Воспитатель: А у нас в Туймазинском районе занимаются бортничеством? А пчеловодством? У кого-то может из вас дедушки или папы занимаются разведением пчёл?»
Дети получают третий лепесток курая.
Комната № 4.
Воспитатель : А теперь отгадайте еще загадку, и вы узнаете, где спрятан следующий конверт с заданием:
Люди бьют его руками,
Головою и ногами,
Клюшкой по траве катают,
В сетку и кольцо кидают,
Вверх взлетает птицей вольной
И ему совсем не больно.
В лоб ударит, ты не плачь.
Называется он… (Мяч)
Воспитатель: Вы догадались, где спрятан конверт?
Воспитатель открывает конверт, читает задание.
Слайд 8. Красноусольские минеральные источники.
Воспитатель: «Внимательно посмотрите на экран – это одно из семи чудес света Башкортостана, где находятся Красноусольские минеральные источники —памятник природы с 1965 г. расположены в предгорьях западных склонов Южного Урала республики Башкортостан. Вода источников полезная. Рядом с источниками были даже построены деревянные дома для приезжающих больных, а затем образовался курорт «Красноусольск».
Воспитатель: А у нас в Туймазинским районе тоже есть памятник природы - «Кандры-куль». Кто из вас на нем был? И кто знает, что в нём особенного?
Слайд 9. Кандры-куль.
Рассматриваем слайд о Кандры-куле.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы справились. Получаем ещё один лепесток. Идём дальше.
Комната № 5.
На столе дети находят коробку, воспитатель достаёт оттуда конверт с заданием и читает: «Дорогие ребята, если вы знакомы с символикой Республики Башкортостан, то с этим заданием вы справитесь очень легко».
Воспитатель достаёт из коробки ещё один маленький конверт и вынимает оттуда полоски бумаги трёх цветов.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего эти полоски. Что мы можем из них сделать?
Слайд 10. Флаг РБ.
После совместного обсуждения дети приходят к выводу, что каждому из них необходимо собрать флаг Башкортостана.
Игра «Собери флаг» Задание выполняют за столами.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Что вы собрали?
Воспитатель: А что ещё служит нашей символикой? Правильно герб! А что изображено на нём? Памятник Салавату Юлаеву.
Слайд 11. Герб. Памятник Салавату Юлаеву.
Воспитатель: Кто такой Салават Юлаев?
Воспитатель: Правильно, это народный башкирский герой. Памятник Салавату Юлаеву — скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, герою Крестьянской войны 1773—1775 Салавату Юлаеву, установленное в городе Уфе – столице Башкортостана. Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан и является 5 Чудом света Башкортостана.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились отлично и получаете ещё один лепесток курая. Какой по счёту лепесток мы заслужили?
Воспитатель: Тогда, вперёд!
Комната № 6.
По следам идут в группу. В книжном уголке дети находят конверт с заданием.
Воспитатель: почему же в книжный уголок привели нас следы? Посмотрите на телевизор. Здесь изображение какой-то книги. Что же это за книга?
Слайд 12. Эпос «Урал-батыр»
Воспитатель: Правильно прочитали - это эпос «Урал-батыр» - 6 чудо РБ. Это эпос о башкирском герое. Эпос «Урал Батыр» - это замечательное произведение, кубаир, которое поведало нам о происхождении нашего государства. Сам герой Урал, достойный пример для каждого из нас. Его самоотверженность и благородство внесли неоценимый вклад в развитие мира.
Воспитатель: Посмотрите, какой Урал-батыр? Что о нём можно сказать?
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы успешно справились! Забираем с собой ещё один лепесток курая. Остаётся последнее задание. Посмотрите, следы ведут нас на ковер.
Слайд 13. Гульбика.
Гульбика: Как хорошо, что вы вернулись! Только что почтальон доставил мне письмо. Наверное, последнее задание здесь.
Воспитатель: Давайте посмотрим (вскрывает конверт и читает): «Вы получите последний лепесток курая, если сможете изобразить без карандашей, красок и бумаги древнее жилище башкир - юрту». Вот это да! Как же это сделать? Давайте подумаем.
Слайд 14. Юрта.
Если дети не могут долго найти ответ, воспитатель предлагает им вспомнить башкирскую народную игру «Юрта» и таким образом выполнить задание.
Воспитатель: А вот и последний лепесток. Теперь мы собрали все 7 лепестков, давайте выложим из них целый цветок.
Дети на мольберте собирают все лепестки в один цветок.
Слайд 15. Цветок курая.
Воспитатель: Какой красивый получился у нас цветок курая! Курай - это 7 Чудо Башкортостана. Только ведь сам музыкальный инструмент мы всё ещё не нашли. Посмотрите вокруг, может быть, вы увидите что-то знакомое.
Дети в музыкальном зале находят сундучок, а в нём Курай.
Воспитатель: Ну, вот и нашёлся наш курай, ребята. А всё благодаря тому, что вы были сегодня самыми дружными, находчивыми, умными и внимательными. Я думаю, что курай ещё много раз будет радовать нас своей удивительно красивой мелодией. И каждый раз, слушая её, мы будем представлять наш родной край; его бескрайние поля, леса и реки. Возьмите, пожалуйста, Гульбика, мы с радостью возвращаем вам курай.
Слайд 16. Гульбика.
Гульбика: Спасибо вам большое, ребята! А у меня есть для вас сюрприз – сейчас мы посмотрим фильм, о том, как появился Курай и потом послушаем, как звучит курай.
По телевизору дети смотрят фильм «Как делают курай».
Воспитатель: Понравился вам фильм о том, как делают этот музыкальный инструмент? А какой волшебный звук у этого музыкального инструмента! Это правда - чудо! Дорогие ребята, в сундучке был спрятан еще один сюрприз для каждого из вас — раскраски с 7 Чудесами Башкортостана, о которых сегодня мы с вами узнали.
Слайд 17. Спасибо!
Гульбика: Спасибо вам, дети за помощь! Ну, а мне пора возвращаться. Очень было приятно с вами познакомиться!
Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в группу. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось и запомнилось?»
После ответов детей, возвращаемся в группу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квест-игра
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудеса Башкортостана»
Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно ф...
Дидактическое пособие " Семь чудес Башкортостана"
Цель: знакомство детей с особенностями культуры, быта, традиций башкирского народа и конечно же воспитание любви и уважения к нашей Родине и его культуры. Задачи:1) Формирование ...
конспект занятия по региональному компоненту "Семь чудес Башкортостана"
Конспект занятия для подготовительной группы, по реализации регионального компонента....
Проект "Чудеса Башкортостана"
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальн...
Ширма "Семь чудес Башкортостана"
В рамках проекта разместила в родительском уголке ширму "Семь чудес Башкортостана"...
проект 7 чудес башкортостана
Проект 7 чудес Башкортостана...
Дидактическая игра «Семь чудес Башкортостана»
Игра знакомит детей с чудесами Башкортостана, развивает и формирует основы национального самосознания и любовь к родному краю. Развивает психические процессы, связную речь, умение самостоятельно делат...