Квест-игра "Семь чудес Башкортостана"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галиуллина Лилия Робертовна

Мероприятие проводится накануне  Дня Республики Башкортостан - 11 ноября, в форме квест-игры.В квест-игре 7 этапов, как и лепестков на цветке курая. Чтобы дети вовлеклись в игру, знакомим со сквозным героем - башкирской красавицой Гульбикой.Выполняя задания, дошкольники шаг за шагом узнают о достопримечательностях Башкортостана - горе Янган-тау, Каповой пещере, башкирском меде, памятнике Салавату Юлаеву, эпосе "Урал-батыр", курае - башкирском народном музыкальном инструменте и Гульбика им дарит лепесток курая. В квест-игре отправной точкой является письмо с правилами игры. Играем в игры "Собери пазл", "Реши кроссворд", "Отгадай загадки", "Собери флаг Башкортостана", подвижную игру "Юрта" и т.д.. В конце игры подводим итоги и складываем из заслуженных лепестков цветок курая. Теперь можно показать фильм "Как делают курай в Башкортостане"  и послушать звуки курая. Так в процессе игры дошкольники в игровой форме расширяют представления о родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_7_chudes_rb.docx34.58 КБ
Файл kvest_igra_sem_chudes_rb.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад №22 г.Туймазы муниципального района Туймазинского район

Республики Башкортостан «ДОУ с.Какрыбашево»

Конспект

квест - игры

Образовательная область: познавательное развитие.

Раздел: ознакомление с предметным и социальным окружением.

Тема: «Семь чудес Башкортостана»

Возрастная группа: старшая разновозрастная.

Возраст детей: 5-7 лет 

Форма занятия: групповая

Дата проведения: октябрь 2020г.

 

                                                                                                             Выполнил:

                                                                                                   воспитатель Галиуллина Л.Р.

Тема: «Семь чудес Башкортостана»

Цель:

Расширять представления детей о родном крае, об истории и культуре Башкортостана, Туймазинского района.

Систематизировать знания о семи Чудесах Света Республики Башкортостан, о региональной символике.

Развивать логическое мышление, пространственные ориентировки, ловкость, сообразительность.

Формировать социально-коммуникативные умения и навыки, способность правильно оформлять речевое высказывание.

Способствовать сплочению детского коллектива; воспитывать желание помочь, поддержать, порадоваться за другого.

Оборудование: телевизор, ноутбук, письма-конверты с заданиями, кроссворд, следы-ориентиры из цветного картона, иллюстрации с достопримечательностями города Уфы, башкирский народный музыкальный инструмент – курай, 7 лепестков цветка курая из бумаги жёлтого цвета, аудиозапись с мелодией курая, мягкий кубик с тематическими рисунками, дидактическая игра «Собери флаг Башкортостана», краски, кисточки, эмблемы, раскраски для поощрения.

Ход игры.

Слайд 1. 11 октября – День рождения РБ.

Воспитатель: Дети, знаете ли вы, что нужно говорить при встрече! Сегодня, я хочу вас познакомить с необычным приветствием:

Здравствуй, солнце золотое!           Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое!              по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок!        с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок!       похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю -              кончиками, начиная с больших пальцев.

Всех приветствуем мы в нём!        Переплетают пальцы замочком и

                                                          поднимают руки над головой

Слайд 2. Квест-игра «Семь чудес Башкортостана»

Воспитатель: У нас сегодня необычная игра – квест-игра «7 чудес Башкортостана». Мы с вами отправимся в путешествие и узнаем про 7 чудес в Башкортостане.

Слайд 2. Гульбика.

Воспитатель: Нас встречает башкирская красавица – Гульбика. Здравствуйте, Гульбика!

Гульбика: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульбика! Вы не так давно читали про меня башкирскую народную сказку «Падчерица. Узнали вы меня? Я пришла к вам со свой проблемой.

Воспитатель: Вы что-то потеряли?

Гульбика: Да. К вам я шла не с пустыми руками, я хотела познакомить вас сегодня с башкирским народным музыкальным инструментом – курай, только почему-то никак не могу его найти. Куда он подевался? Что делать?

Воспитатель: Может вам помочь? Дети, поможем найти музыкальный инструмент?

Гульбика: Спасибо вам, ребята! Вместе мы найдем его гораздо быстрее!

Воспитатель: Посмотрите, здесь письмо какое-то лежит. Давайте прочитаем! Интересно, от кого оно? (вскрывает конверт, показывает ребятам совершенно чистый лист).

Воспитатель: Странное какое-то письмо, а где же буквы? Что же делать? (после небольшой паузы). Я, кажется, начинаю догадываться. Знаете, бывают такие письма с секретом, в которых сначала ничего не видно, а буквы появляются лишь после того, как листы бумаги закрасились краской. Давайте мы тоже попробуем закрасить этот лист.

(дети вместе с воспитателем начинают закрашивать лист бумаги).

Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь какие-то буквы появляются! Что за чудеса? Да тут что-то написано! Попробую прочитать: «Здравствуйте, ребята! Если хотите найти пропажу, вам необходимо отправиться в путешествие по нашей Республике Башкортостан. Вам нужно выполнить 7 заданий и узнать, чем богата Республика, в которой мы живем; собрать 7 лепестков курая - цветка, который растет в наших краях и сложить их воедино и познакомиться с 7 Чудесами Башкортостана. А какие эти 7 Чудес, вы узнаете, когда будете выполнять 7 заданий. Помогать вам в поисках будут следы. Удачи!

Воспитатель: Ребята, вы готовы?

Воспитатель: Тогда в добрый путь! Но, хочу вам напомнить: чтобы успешно выполнить все задания, вы должны быть сегодня особенно дружными, находчивыми, умными и внимательными. А чтобы начать путешествие вам необходимо сначала отыскать следы!

После обнаружения первых следов, дети направляются по ним в первую комнату. Там они находят первый конверт с заданием

Комната № 1.

Воспитатель: А вот и первый конверт с заданием: «Если правильно соберёте картину из пазлов, то узнаете 1 Чудо Башкортостана, которое на ней изображено и получите первый лепесток курая.

Дети собирают картину из пазлов.

Воспитатель: Что это получилось? Кто знает, как эта гора называется? Правильно «Гора Янгантау».

Слайд 4. Гора Янган-тау.

Янгантау в переводе с башкирского - «горящая гора», расположенная в Салаватском районе Республики Башкортостан. Памятник природы. На склонах горы выходит горячий воздух, насыщенный водяными парами. По легенде несколько веков назад в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням вглубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным.

Согласно другой легенде, однажды осенью промокший и продрогший пастух, выбившийся из сил, укрылся от дождя на склоне горы в углублении у корня старого дерева. Уставший пастух крепко уснул, а проснувшись, заметил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В последующем немолодой уже пастух приходил сюда не раз. Вскоре его перестали мучить болевшие суставы и заметно прибавилось сил.

Воспитатель: Теперь мы имеем полное право получить первый лепесток курая. Молодцы! С первым заданием вы успешно справились! Познакомились с 1 Чудом Башкортостана. Как оно называется? (Гора Янгантау). Идём дальше.

Комната № 2. На доске висит конверт с заданием. Воспитатель открывает конверт, читает задание: «Поздравляю вас с первой победой! А вот и второй конверт с заданием: «Если правильно решите кроссворд, узнаете название 2 чуда Башкортостана и получите второй лепесток курая».

1. Башкирский музыкальный инструмент (Курай).

2. Город, столица республики Башкортостан (Уфа).

3. То, что мы должны любить и охранять. (Природа)

4. Сколько лет исполнилось Республике Башкортостан (Сто)

5. Без чего не может существовать ни одна река Башкортостана? (Вода)

6. Как называется Республика, в которой мы живём (Башкортостан).

7. Конструкция, сооружение, которая предназначена для увековечения людей, событий, героев. (Памятник)

8. Известное озеро в Туймазинском районе. (Кандры-куль)

9. Башкирский народ обязательно придут друг другу на (Помощь)

10. На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек).

11. Древнее жилище башкир (Юрта).

12. Как называется село, в котором мы живём. (Какрыбашево)

Воспитатель: Кроссворд мы решили, и можем прочитать, какое ключевое слово у нас получилось:  «Капова Пещера или Шульган-таш». 

Слайд 5. Капова Пещера.

Башкирия богата на пещеры, но самая известная это Капова пещера, известная рисунками первобытных людей палеолита. Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово "шульган" в переводе с древнего диалекта башкирского означает  "вода умерла в камне" или "вода ушла под камень". В данное время, к сожалению, закрыта для посещений с целью сохранить рисунки. Но сам заповедник очень красив и открыт для свободного прохода.

Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием вы тоже справились отлично и получаете второй лепесток курая. Идём дальше.

Комната № 3. «Комната загадок»

На столе лежит конверт, воспитатель читает текст: «Мне очень интересно, как хорошо вы знаете и умеете отгадывать загадки»

Лечит грипп он и ангину,

Сердце, печень, почки.

Очень нужен медицине -

Липовый, цветочный.

Сладкий, липкий и тягучий.

Носят пчелы в соты.

Майский - самый вкусный! Лучший -

Знают пчеловоды!

Каждый с чаем его пьет.

Что, ребята, это (Мёд)

Слайд 6. Башкирский дикий мед.

Воспитатель: В том же в заповеднике «Шульганташ» находится музей бортничества.

Слайд 7. Музей бортничества.

Воспитатель : Вы, наверное, устали, изучая знаменитую пещеру? Давайте немного отдохнем, для вас приготовлено угощение – это чай с медом. Почему именно с медом спросите вы? Потому что мед является следующим башкирским чудом. Башкирский мёд многие годы считается визитной карточкой Республики Башкортостан. По мнению ученых, настоящий башкирский мёд по своим вкусовым качествам и целебным свойствам, а также составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Ценность и неповторимость башкирского мёда обусловлены уникальностью самой природы Башкортостана».

Воспитатель: А у нас в Туймазинском районе занимаются бортничеством? А пчеловодством? У кого-то может из вас дедушки или папы занимаются разведением пчёл?»

Дети получают третий лепесток курая.

Комната № 4.

Воспитатель : А теперь отгадайте еще загадку, и вы узнаете, где спрятан следующий конверт с заданием:

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется он… (Мяч)

Воспитатель: Вы догадались, где спрятан конверт?

Воспитатель открывает конверт, читает задание.

Слайд 8. Красноусольские минеральные источники.

Воспитатель: «Внимательно посмотрите на экран – это одно из семи чудес света Башкортостана, где находятся Красноусольские минеральные источники —памятник природы с 1965 г. расположены в предгорьях западных склонов Южного Урала республики Башкортостан. Вода источников полезная. Рядом с источниками были даже построены деревянные дома для приезжающих больных, а затем образовался курорт «Красноусольск».

Воспитатель: А у нас в Туймазинским районе тоже есть памятник природы - «Кандры-куль». Кто из вас на нем был? И кто знает, что в нём особенного?

Слайд 9. Кандры-куль.

Рассматриваем слайд о Кандры-куле.

 Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы справились. Получаем ещё один лепесток. Идём дальше.

Комната № 5.

На столе дети находят коробку, воспитатель достаёт оттуда конверт с заданием и читает: «Дорогие ребята, если вы знакомы с символикой Республики Башкортостан, то с этим заданием вы справитесь очень легко».

Воспитатель достаёт из коробки ещё один маленький конверт и вынимает оттуда полоски бумаги трёх цветов.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего эти полоски. Что мы можем из них сделать?

Слайд 10. Флаг РБ.

После совместного обсуждения дети приходят к выводу, что каждому из них необходимо собрать флаг Башкортостана.

Игра «Собери флаг» Задание выполняют за столами.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Что вы собрали?

Воспитатель: А что ещё служит нашей символикой? Правильно герб! А что изображено на нём? Памятник Салавату Юлаеву.

Слайд 11. Герб. Памятник Салавату Юлаеву.

Воспитатель: Кто такой Салават Юлаев?

Воспитатель: Правильно, это народный башкирский герой. Памятник Салавату Юлаеву — скульптурное произведение, посвящённое народному поэту Башкортостана, герою Крестьянской войны 1773—1775 Салавату Юлаеву, установленное в городе Уфе – столице Башкортостана. Кроме того, изображение памятника Салавату Юлаеву является центральным элементом в Гербе Республики Башкортостан и является 5 Чудом света Башкортостана.

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились отлично и получаете ещё один лепесток курая. Какой по счёту лепесток мы заслужили?

Воспитатель: Тогда, вперёд!

Комната № 6.

По следам идут в группу. В книжном уголке дети находят конверт с заданием.

Воспитатель: почему же в книжный уголок привели нас следы? Посмотрите на телевизор. Здесь изображение какой-то книги. Что же это за книга?

Слайд 12. Эпос «Урал-батыр»

Воспитатель: Правильно прочитали - это эпос «Урал-батыр» - 6 чудо РБ. Это эпос о башкирском герое. Эпос «Урал Батыр» - это замечательное произведение, кубаир, которое поведало нам о происхождении нашего государства. Сам герой Урал, достойный пример для каждого из нас. Его самоотверженность и благородство внесли неоценимый вклад в развитие мира.

Воспитатель: Посмотрите, какой Урал-батыр? Что о нём можно сказать?  

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием мы успешно справились! Забираем с собой ещё один лепесток курая. Остаётся последнее задание. Посмотрите, следы ведут нас на ковер.

Слайд 13. Гульбика.

Гульбика: Как хорошо, что вы вернулись! Только что почтальон доставил мне письмо. Наверное, последнее задание здесь.

Воспитатель: Давайте посмотрим (вскрывает конверт и читает): «Вы получите последний лепесток курая, если сможете изобразить без карандашей, красок и бумаги древнее жилище башкир - юрту». Вот это да! Как же это сделать? Давайте подумаем.

Слайд 14. Юрта.

Если дети не могут долго найти ответ, воспитатель предлагает им вспомнить башкирскую народную игру «Юрта» и таким образом выполнить задание.

Воспитатель: А вот и последний лепесток. Теперь мы собрали все 7 лепестков, давайте выложим из них целый цветок.

Дети на мольберте собирают все лепестки в один цветок.

Слайд 15. Цветок курая.

Воспитатель: Какой красивый получился у нас цветок курая! Курай - это 7 Чудо Башкортостана. Только ведь сам музыкальный инструмент мы всё ещё не нашли. Посмотрите вокруг, может быть, вы увидите что-то знакомое.

Дети в музыкальном зале находят сундучок, а в нём Курай.

Воспитатель: Ну, вот и нашёлся наш курай, ребята. А всё благодаря тому, что вы были сегодня самыми дружными, находчивыми, умными и внимательными. Я думаю, что курай ещё много раз будет радовать нас своей удивительно красивой мелодией. И каждый раз, слушая её, мы будем представлять наш родной край; его бескрайние поля, леса и реки. Возьмите, пожалуйста, Гульбика, мы с радостью возвращаем вам курай.

Слайд 16. Гульбика.

Гульбика: Спасибо вам большое, ребята! А у меня есть для вас сюрприз – сейчас мы посмотрим фильм, о том, как появился Курай и потом послушаем, как звучит курай.

По телевизору дети смотрят фильм «Как делают курай».

Воспитатель: Понравился вам фильм о том, как делают этот музыкальный инструмент? А какой волшебный звук у этого музыкального инструмента! Это правда - чудо! Дорогие ребята, в сундучке был спрятан еще один сюрприз для каждого из вас — раскраски с 7 Чудесами Башкортостана, о которых сегодня мы с вами узнали.

Слайд 17. Спасибо!

Гульбика: Спасибо вам, дети за помощь! Ну, а мне пора возвращаться. Очень было приятно с вами познакомиться!

Воспитатель: Нам тоже пора возвращаться в группу. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось и запомнилось?»

После ответов детей, возвращаемся в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест-игра

Слайд 2

Квест-игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудеса Башкортостана»

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно ф...

Дидактическое пособие " Семь чудес Башкортостана"

Цель: знакомство детей с особенностями культуры, быта, традиций башкирского народа и конечно же воспитание любви и уважения к нашей Родине и его культуры.   Задачи:1) Формирование ...

конспект занятия по региональному компоненту "Семь чудес Башкортостана"

Конспект занятия для подготовительной группы, по реализации регионального компонента....

Проект "Чудеса Башкортостана"

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальн...

Ширма "Семь чудес Башкортостана"

В рамках проекта разместила в родительском уголке ширму "Семь чудес Башкортостана"...

проект 7 чудес башкортостана

Проект 7 чудес Башкортостана...

Дидактическая игра «Семь чудес Башкортостана»

Игра знакомит детей с чудесами Башкортостана, развивает и формирует основы национального самосознания и любовь к родному краю. Развивает психические процессы, связную речь, умение самостоятельно делат...