конспект занятия по региональному компоненту "Семь чудес Башкортостана"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Балдова Лариса Николаевна

Конспект занятия для подготовительной группы, по реализации регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой ключик» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной  образовательной деятельности

в старшей группе

тема «Семь чудес Башкортостана»

                                                                              Составили:

                                                                             Старший воспитатель Балдова  Лариса Николаевна

                                                                  Воспитатель Мартова Ольга Александровна

Белорецк, 2019год

Образовательная область – познавательное развитие

Интеграция образовательных областей – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие

Программное содержание

Образовательные:

-познакомить детей с  чудесами Башкортостана;

- обогатить словарный запас: столица, памятник, курай, гора Янган- Тау, Каповая пещера, эпос;  - стимулировать у дошкольников интерес и любовь к истории Башкортостана.

Развивающие: - развивать интерес к изучению истории Башкортостана, стремление к сохранению его красоты, памятных и исторических мест;

-продолжать развивать связанную речь воспитанников;

Воспитательные:

- формировать любовь к родному краю и интерес к его богатствам, вызывать чувство гордости за родной Башкортостан;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству башкир / к легендам, сказаниям, эпосам/

Оборудование

Улей, мед, дымарь, маска, рамка с вощиной, халат, фотоматериал, книга, макет горы, башкирский инструмент курай, видео, минеральная вода, настольный театр, стаканчики,

Предварительная работа

Чтение эпоса «Урал Батыр», знакомство с легендами башкирского народа, знакомство с башкирским национальным героем  Салават Юлаев, разучивание стихов.

Ход образовательной деятельности

 Воспитатель.

Чудес немало есть на белом свете,
Но среди близких и далеких стран
Дороже и прекраснее не встретить
Тебя, родимый наш Башкортостан.

Ты, как листок березовый зеленый.
Тебя воспел божественный курай,
И часть тебя – хребтами отделенный
Большой и славный Белорецкий край
.

Воспитатель.  Ребята, я не спроста прочитала это стихотворение, так как нашей республике Башкортостан исполняется 100 лет. Вы наверное все знаете, что на день рождение и юбилеи принято дарить подарки.

- Что можно подарить нашей республике? / ответы детей/

Воспитатель Книга - самый лучший подарок, тем более сделанная своими руками. И мы сегодня создадим эту книгу, которую  посвятим  чудесам, которые есть только в нашем  Башкортостане.

- Ребята, а что такое чудо? / ответы детей/

Для того, чтобы нам заполнить странички книги, нам необходимо отправиться в путешествие. Где мы будем общаться и делать заметки.

- Вы готовы? Тогда в путь.

Открываем первую  страничку нашей книги, и чтобы ее заполнить нам необходимо отправиться в путь.

/ Встречаем пчеловода. Здороваемся /

Пчеловод  «Здравствуйте ребята. Я пчеловод. Я добываю мед, а в этом мне помогают пчелки. Они живут вот в таком домике. /показывает/

- Кто знает, как называется пчелиный дом? /улей/.

А есть еще дикие пчелы, которые живут в дупле дерева. Для того чтобы присматривать и ухаживать за пчелами, мне необходимо специальное снаряжение. Это маска, которая на мне, белый халат и дымарь, чтобы пчелы не ужалили. Осматривая пчел слежу за их поведением и при малейших признаках раздражительности усмиряю их дымом.

  Сейчас я предлагаю попробовать первое чудо -  башкирский мед. / дети пробуют мед в сотах/

Пчеловод. - Какое специальное снаряжение, помогает мне ухаживать за пчелами?

/ ответы детей/

Дети прощаются с пчеловодом.

- Почему башкирский дикий мед — это чудо? /ответы детей/

Воспитатель  Только в Башкирии есть дикие пчелы, которые изготавливают такой вкусный, натуральный мед.  И у нас в книжке появилась первая страничка / наклеиваем фотографии пчеловода, соты с пчелами, улей/

Переворачиваем страничку

Воспитатель Вот и вторая страничка нашей книги. Посмотрите на фотографию/ показываю детям фотографию Салавата Юлаева/

- Кто изображен на этой фотографии? /Салават Юлаев/

- Кто такой Салават Юлаев?

Ребенок. Салават Юлаев это башкирский национальный герой, один из руководителей крестьянской войны. Его именем названы города, улицы. В Уфе установлен памятник Салавату Юлаеву. Его изготавливали очень долго, целых 30 лет.

Воспитатель. - Как называется памятник, который возвышается над нашей столицей г Уфы? /памятник Салавату Юлаеву/

    Воспитатель. И у нас в книжке появилось второе чудо Башкортостана – памятник Салавату Юлаеву.

/Помещаем на вторую страничку фотографию – памятник Салавату Юлаеву. Переворачиваем страничку/

Звучит музыка курая

Воспитатель. Как вы думаете, на каком инструменте исполняется эта музыка? /курай/

Воспитатель. Правильно, этот инструмент называется курай. Курай — это национальный инструмент башкир, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Ребенок . Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Так и получился инструмент, который назвали курай.  А в настоящее время изготавливают деревянный курай.

   Воспитатель Я слышала, что вы знаете стихи о курае. /дети рассказывают стихи о курае/

Курай

1 ребенок Когда я слушаю курай,

                   То радость льется через край.

                   Неприхотлив и не велик

                  Курая песенный родник.

2 ребенок Тростинку срежу я в лесу,

                   Домой с собою унесу.

                   И только дуну в свежий срез,-

                   Как зашумит уральский лес.

3 ребенок И зажурчит наверняка,

                    В ней мелодичная река.

                   Держу курай в родном краю

                   Я песню звонкую пою.

Воспитатель. Внимание ребята, у нас в книжке появилось третье чудо Башкортостана – Курай.

/Помещаем на страничку цветок курая, символ – курай, музыкальный инструмент - курай. Переворачиваем страничку/

Воспитатель. Чтобы заполнить следующую страничку, необходимо отправиться к горе. Но это гора необыкновенная и путь к ней будет не легким. /Встаем и идем к горе/

   Физкультминутка / показ слайдов – лекарственные растения, река Белая, болото/

Перешагиваем через лекарственные растения- это и душица, и зверобой. Не наступите на ландыш.

  А вот и быстрая река Белая, и на ней узенький мостик / руки в стороны, носочек к носочку/

Дошли до болота, перепрыгиваем с кочки на кочку.

Вот и гора. / макет горы/

Воспитатель. Это необычная гора, гора Янган – Тау. В переводе с башкирского «горящая гора». Ее назвали так потому, что из трещин на вершине горы всегда идут горячие струи пара. По легенде несколько веков назад, в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням в глубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным. На вершине горы находится курорт «Янган –Тау».

      Проводится опыт «Испарение пара из горы»

- Как называется гора около которой мы стоим? /Янган –Тау/

- Почему ее так называют? /ответы детей/

В нашей книге появилось четвертое чудо Башкортостана – гора Янган –Тау.

/Помещаем на четвертую страничку фотографии горы, переворачиваем страничку/

Показываю 2 картинки с изображение птицы Самрау и коня Акбузат/

Воспитатель. – Вы узнали кто это?

- Кто такие Акбузат и Самрау?

- Где мы с ними встречались?/ эпос Урал Батыр/

- Что дал Уралу отец и куда отправил? / ответы детей/

- С кем пришлось сражаться Урал – Батыру, чтобы добыть «живую воду»?

Молодцы, эпос Урал Батыр – это еще одно чудо, из чудес Башкортостана. Давайте запечатлим  эпос в нашей книге. /Помещаем на страничку фотографии из эпоса Урал Батыр, переворачиваем страничку/

Чтобы заполнить следующую страничку, вам необходимо отгадать загадку.

/Загадка о воде./

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я , кто я такая? / вода/

   А у нас в Башкортостане есть тоже полезная, лечебная вода Красноусольская.  Давайте мы ее попробуем. / пьем минеральную Красноуольскую воду/ Эта вода придает силы, здоровье. И бьет родник с этой водой из под земли.

   И у нас появилось шестое чудо Башкортостана – Красноусольский минеральный источник.

/приклеиваем на страницу фотографии с источником минеральной воды. Переворачиваем страничку/

Воспитатель. А чтобы узнать следующее чудо Башкортостана, я предлагаю посмотреть фильм. Внимание на экран. /просмотр фильма про Каповую пещеру/

- Как называется пещера?

Правильно, Каповая пещера или по другому Шульганташ – одна из крупнейших пещер на Южном Урале. Которая находится рядом с рекой Белой, в заповеднике Шульганташ. В этой пещере много наскальных рисунков, которые делали наши предки.

И сейчас я вам предлагаю разделиться на две команды и собрать наскальный рисунок. / дети собирают наскальный рисунок и называют кто у них получился/.

Эта пещера действительно чудо из чудес, так как только в этой пещере до сих пор есть и сохранились наскальные рисунки.

И седьмое чудо Башкортостана – Каповая пещера.

Воспитатель. Ребята, мы с вами собрали чудеса Башкортостана. Давайте вспомним их и посчитаем. / пролистываем книгу/

1-е чудо. Как оно называется? / Башкирский дикий мед/

2-е чудо. Как оно называется? /Памятник Салавату Юлаеву/

3-е чудо. Как оно называется? /Курай/

4-е чудо. Как оно называется? /Гора Янган-Тау/

5-е чудо. Как оно называется? /Эпос/

6-е чудо. Как оно называется? /Каповая пещера или Шульганташ/

7-е чудо. Как оно называется? /Красноусольский минеральный источник/

     Вот и создали мы с вами прекрасную книгу, отличный подарок  в честь 100-летия Башкортостана. Хочу поблагодарить вас за создание  этой книги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий по Региональному Компоненту на тему: " Навруз" для старшей группы

Конспект занятий по Региональному КомплексуДля детей старшей группыНа тему : « Навруз»/ Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются возле стульчиков. Ведущая в национальном костюме/И...

Конспект занятия по региональному компоненту "Моя малая Родина"

Продолжение знакомства с символикой Бурятии, элементами народного костюма, орнаментом....

Конспект занятия по региональному компоненту. Чувашский язык. Тема: «Ача сачě» – «Детский сад»

Программное содержаниеУчить образовывать и употреблять сочетания со словами: нумай, сахал, строить предложения с союзом «е», познакомить с глаголом «кăтарт».Продолжать учить со...

конспект занятия по региональному компоненту "Моя Феодосия", презентация

Представляю свой конспект посвященный моему родному городу Феодосия. В рамках проведения проекта "Моя малая родина - Феодосия", я разработала конспект для старшей группы.Буду рада если вам п...

Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»

Цель: Закрепить знания детей о родном мордовском крае.Задачи:1.Обучающие:выявить знания детей о нашей многонациональной республике, знания о достопримечательностях родного города.2.Развивающ...

Конспект занятия с региональным компонентом «путешествие в родной край».

Расширить кругозор детей. Пополнить знания о животных родного края...