конспект занятия по региональному компоненту "Семь чудес Башкортостана"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Конспект занятия для подготовительной группы, по реализации регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой ключик» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Конспект
Организованной образовательной деятельности
в старшей группе
тема «Семь чудес Башкортостана»
Составили:
Старший воспитатель Балдова Лариса Николаевна
Воспитатель Мартова Ольга Александровна
Белорецк, 2019год
Образовательная область – познавательное развитие
Интеграция образовательных областей – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие
Программное содержание
Образовательные:
-познакомить детей с чудесами Башкортостана;
- обогатить словарный запас: столица, памятник, курай, гора Янган- Тау, Каповая пещера, эпос; - стимулировать у дошкольников интерес и любовь к истории Башкортостана.
Развивающие: - развивать интерес к изучению истории Башкортостана, стремление к сохранению его красоты, памятных и исторических мест;
-продолжать развивать связанную речь воспитанников;
Воспитательные:
- формировать любовь к родному краю и интерес к его богатствам, вызывать чувство гордости за родной Башкортостан;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству башкир / к легендам, сказаниям, эпосам/
Оборудование
Улей, мед, дымарь, маска, рамка с вощиной, халат, фотоматериал, книга, макет горы, башкирский инструмент курай, видео, минеральная вода, настольный театр, стаканчики,
Предварительная работа
Чтение эпоса «Урал Батыр», знакомство с легендами башкирского народа, знакомство с башкирским национальным героем Салават Юлаев, разучивание стихов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель.
Чудес немало есть на белом свете,
Но среди близких и далеких стран
Дороже и прекраснее не встретить
Тебя, родимый наш Башкортостан.
Ты, как листок березовый зеленый.
Тебя воспел божественный курай,
И часть тебя – хребтами отделенный
Большой и славный Белорецкий край.
Воспитатель. Ребята, я не спроста прочитала это стихотворение, так как нашей республике Башкортостан исполняется 100 лет. Вы наверное все знаете, что на день рождение и юбилеи принято дарить подарки.
- Что можно подарить нашей республике? / ответы детей/
Воспитатель Книга - самый лучший подарок, тем более сделанная своими руками. И мы сегодня создадим эту книгу, которую посвятим чудесам, которые есть только в нашем Башкортостане.
- Ребята, а что такое чудо? / ответы детей/
Для того, чтобы нам заполнить странички книги, нам необходимо отправиться в путешествие. Где мы будем общаться и делать заметки.
- Вы готовы? Тогда в путь.
Открываем первую страничку нашей книги, и чтобы ее заполнить нам необходимо отправиться в путь.
/ Встречаем пчеловода. Здороваемся /
Пчеловод «Здравствуйте ребята. Я пчеловод. Я добываю мед, а в этом мне помогают пчелки. Они живут вот в таком домике. /показывает/
- Кто знает, как называется пчелиный дом? /улей/.
А есть еще дикие пчелы, которые живут в дупле дерева. Для того чтобы присматривать и ухаживать за пчелами, мне необходимо специальное снаряжение. Это маска, которая на мне, белый халат и дымарь, чтобы пчелы не ужалили. Осматривая пчел слежу за их поведением и при малейших признаках раздражительности усмиряю их дымом.
Сейчас я предлагаю попробовать первое чудо - башкирский мед. / дети пробуют мед в сотах/
Пчеловод. - Какое специальное снаряжение, помогает мне ухаживать за пчелами?
/ ответы детей/
Дети прощаются с пчеловодом.
- Почему башкирский дикий мед — это чудо? /ответы детей/
Воспитатель Только в Башкирии есть дикие пчелы, которые изготавливают такой вкусный, натуральный мед. И у нас в книжке появилась первая страничка / наклеиваем фотографии пчеловода, соты с пчелами, улей/
Переворачиваем страничку
Воспитатель Вот и вторая страничка нашей книги. Посмотрите на фотографию/ показываю детям фотографию Салавата Юлаева/
- Кто изображен на этой фотографии? /Салават Юлаев/
- Кто такой Салават Юлаев?
Ребенок. Салават Юлаев это башкирский национальный герой, один из руководителей крестьянской войны. Его именем названы города, улицы. В Уфе установлен памятник Салавату Юлаеву. Его изготавливали очень долго, целых 30 лет.
Воспитатель. - Как называется памятник, который возвышается над нашей столицей г Уфы? /памятник Салавату Юлаеву/
Воспитатель. И у нас в книжке появилось второе чудо Башкортостана – памятник Салавату Юлаеву.
/Помещаем на вторую страничку фотографию – памятник Салавату Юлаеву. Переворачиваем страничку/
Звучит музыка курая
Воспитатель. Как вы думаете, на каком инструменте исполняется эта музыка? /курай/
Воспитатель. Правильно, этот инструмент называется курай. Курай — это национальный инструмент башкир, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Ребенок . Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Так и получился инструмент, который назвали курай. А в настоящее время изготавливают деревянный курай.
Воспитатель Я слышала, что вы знаете стихи о курае. /дети рассказывают стихи о курае/
Курай
1 ребенок Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и не велик
Курая песенный родник.
2 ребенок Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез,-
Как зашумит уральский лес.
3 ребенок И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай в родном краю
Я песню звонкую пою.
Воспитатель. Внимание ребята, у нас в книжке появилось третье чудо Башкортостана – Курай.
/Помещаем на страничку цветок курая, символ – курай, музыкальный инструмент - курай. Переворачиваем страничку/
Воспитатель. Чтобы заполнить следующую страничку, необходимо отправиться к горе. Но это гора необыкновенная и путь к ней будет не легким. /Встаем и идем к горе/
Физкультминутка / показ слайдов – лекарственные растения, река Белая, болото/
Перешагиваем через лекарственные растения- это и душица, и зверобой. Не наступите на ландыш.
А вот и быстрая река Белая, и на ней узенький мостик / руки в стороны, носочек к носочку/
Дошли до болота, перепрыгиваем с кочки на кочку.
Вот и гора. / макет горы/
Воспитатель. Это необычная гора, гора Янган – Тау. В переводе с башкирского «горящая гора». Ее назвали так потому, что из трещин на вершине горы всегда идут горячие струи пара. По легенде несколько веков назад, в дерево на вершине горы ударила молния. Дерево полностью сгорело, затем огонь пошел по корням в глубь горы. С тех пор внутри нее горит неугасающий огонь. Башкиры считали огонь внутри горы священным, божественным. На вершине горы находится курорт «Янган –Тау».
Проводится опыт «Испарение пара из горы»
- Как называется гора около которой мы стоим? /Янган –Тау/
- Почему ее так называют? /ответы детей/
В нашей книге появилось четвертое чудо Башкортостана – гора Янган –Тау.
/Помещаем на четвертую страничку фотографии горы, переворачиваем страничку/
Показываю 2 картинки с изображение птицы Самрау и коня Акбузат/
Воспитатель. – Вы узнали кто это?
- Кто такие Акбузат и Самрау?
- Где мы с ними встречались?/ эпос Урал Батыр/
- Что дал Уралу отец и куда отправил? / ответы детей/
- С кем пришлось сражаться Урал – Батыру, чтобы добыть «живую воду»?
Молодцы, эпос Урал Батыр – это еще одно чудо, из чудес Башкортостана. Давайте запечатлим эпос в нашей книге. /Помещаем на страничку фотографии из эпоса Урал Батыр, переворачиваем страничку/
Чтобы заполнить следующую страничку, вам необходимо отгадать загадку.
/Загадка о воде./
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я , кто я такая? / вода/
А у нас в Башкортостане есть тоже полезная, лечебная вода Красноусольская. Давайте мы ее попробуем. / пьем минеральную Красноуольскую воду/ Эта вода придает силы, здоровье. И бьет родник с этой водой из под земли.
И у нас появилось шестое чудо Башкортостана – Красноусольский минеральный источник.
/приклеиваем на страницу фотографии с источником минеральной воды. Переворачиваем страничку/
Воспитатель. А чтобы узнать следующее чудо Башкортостана, я предлагаю посмотреть фильм. Внимание на экран. /просмотр фильма про Каповую пещеру/
- Как называется пещера?
Правильно, Каповая пещера или по другому Шульганташ – одна из крупнейших пещер на Южном Урале. Которая находится рядом с рекой Белой, в заповеднике Шульганташ. В этой пещере много наскальных рисунков, которые делали наши предки.
И сейчас я вам предлагаю разделиться на две команды и собрать наскальный рисунок. / дети собирают наскальный рисунок и называют кто у них получился/.
Эта пещера действительно чудо из чудес, так как только в этой пещере до сих пор есть и сохранились наскальные рисунки.
И седьмое чудо Башкортостана – Каповая пещера.
Воспитатель. Ребята, мы с вами собрали чудеса Башкортостана. Давайте вспомним их и посчитаем. / пролистываем книгу/
1-е чудо. Как оно называется? / Башкирский дикий мед/
2-е чудо. Как оно называется? /Памятник Салавату Юлаеву/
3-е чудо. Как оно называется? /Курай/
4-е чудо. Как оно называется? /Гора Янган-Тау/
5-е чудо. Как оно называется? /Эпос/
6-е чудо. Как оно называется? /Каповая пещера или Шульганташ/
7-е чудо. Как оно называется? /Красноусольский минеральный источник/
Вот и создали мы с вами прекрасную книгу, отличный подарок в честь 100-летия Башкортостана. Хочу поблагодарить вас за создание этой книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятий по Региональному Компоненту на тему: " Навруз" для старшей группы
Конспект занятий по Региональному КомплексуДля детей старшей группыНа тему : « Навруз»/ Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются возле стульчиков. Ведущая в национальном костюме/И...
Конспект занятия по региональному компоненту "Моя малая Родина"
Продолжение знакомства с символикой Бурятии, элементами народного костюма, орнаментом....
Конспект занятия по региональному компоненту. Чувашский язык. Тема: «Ача сачě» – «Детский сад»
Программное содержаниеУчить образовывать и употреблять сочетания со словами: нумай, сахал, строить предложения с союзом «е», познакомить с глаголом «кăтарт».Продолжать учить со...
конспект занятия по региональному компоненту "Моя Феодосия", презентация
Представляю свой конспект посвященный моему родному городу Феодосия. В рамках проведения проекта "Моя малая родина - Феодосия", я разработала конспект для старшей группы.Буду рада если вам п...
Конспект занятия по РБ "Животные лесов Башкортостана"
Конспект по РБ...
Конспект занятия по региональному модулю в подготовительной группе «Моя республика-Мордовия моя»
Цель: Закрепить знания детей о родном мордовском крае.Задачи:1.Обучающие:выявить знания детей о нашей многонациональной республике, знания о достопримечательностях родного города.2.Развивающ...
Конспект занятия с региональным компонентом «путешествие в родной край».
Расширить кругозор детей. Пополнить знания о животных родного края...