В поисках Пажалу
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Шевцова Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре
Миронычева Вера Валентиновна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко»,
город Новочебоксарск, Чувашская Республика
Квест - игра «В поисках Пажалу»
(старший возраст)
Цель: Поддерживать у детей интерес к подвижным играм народов, проживающих в Чувашской Республике. Желание использовать физические упражнения национального характера в самостоятельной деятельности.
Задачи: Закреплять умения детей бегать, метать в горизонтальную цель, ползать, владение мячом ногами, лазать (разными способами). Укреплять у детей мышечно-связочный аппарат стоп и голени.
Развивать ловкость, силу, глазомер, быстроту реакции, самостоятельную творческую деятельность детей, ориентировку в пространстве, воображение.
Воспитывать интерес и желание участвовать в народных играх, толерантность, уважительно относиться к партнерам по играм.
Актуальность: Стимулировать развитие физических качеств детей через игровые образовательные ситуации.
Действующие лица: инструктор, педагоги в национальных костюмах.
Предварительная работа: чтение чувашской сказки «Пажалу», проведение подвижных игр.
Оформление зала: по углам физкультурного зала стоят ширмы «домики», из неё выходят хозяйки.
Пособия: тактильная дорожка, ребристая доска, канат, гимнастические скамейки, дуги, тоннель, наклонная скамейка, гимнастическая стенка, мягкий круглый модуль «пенёк», мешочки с песком по количеству детей, флажок, мяч большого размера, мягкий круглый модуль (лепёшка), планшет, сюрпризный момент - мяч.
Ход:
Вводная часть.
Дети входят в зал. У ширмы «домика» сидит девушка в чувашском национальном наряде и вздыхает.
Инструктор: Здравствуйте, девушка, как Вас зовут! Что случилось, почему, Вы, грустная?
Невестка Анюк: Сывл︣ăх сунат︣ăп, дети, меня зовут Анюк! У одного старика было семеро сыновей. Сыновья поженились и привели в дом семь невесток. Живут-поживают. А однажды мы - невестки испекли из нового урожая семь толстых духовитых лепёшек – пажалу и вынесли их в сени остудить. У меня, у младшей невестки Пажалу выпала из рук и покатилась из сеней на дорогу, по дороге – в поле. Побежали, было мы за ней семеро невесток, да где там – не догнали… Помогите, пожалуйста, мне её найти.
Инструктор: Дети, поможем найти Пажалу?
Дети: Поможем.
Инструктор: Не печалься, Анюк, мы постараемся отыскать твою лепёшку. Ребята, обратите внимание на планшет, здесь схема местности.
Слайд 1.
Ходьба по тактильной дорожке, ребристой доске, канату приставным шагом поточно друг за другом.
Дети проходят полосу для профилактики плоскостопия 2 раза.
Основная часть.
Слайд 2.
Подходят к ширме «домику». Из неё выходит женщина в марийском национальном костюме.
Инструктор: Здравствуйте, хозяюшка, как Вас зовут? Мы ищем Пажалу, может, Вы, видели куда она покатилась?
Хозяюшка Ануш: Салам лийже, мальчики и девочки, меня зовут Ануш! Поиграйте с нами в марийскую народную игру «Билаша», тогда я вам скажу.
Марийская народная игра «Биляша».
Параллельно друг другу чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию детей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперёд правую руку. Подбежавший берёт кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удаётся, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится её пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдёргивать вытянутую вперёд руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на своё место в команде.
Инструктор: Какая интересная игра!
Хозяюшка Ануш: И мне с вами понравилось играть, а Пажалу покатилась дальше по мостику через речку.
Ходьба по гимнастической скамейке руки на поясе, друг за другом, спина прямая, в конце сойти (хлопнуть в ладоши над головой).
Слайд 3.
Инструктор: Вот ещё один дом! Здравствуйте, хозяйка, как поживаете, как Вас зовут?
Из-за ширмы выходит женщина в татарском платье.
Хозяйка Ания: Исəмесəз, друзья, меня зовут Ания!
Инструктор: Мы ищем Пажалу, подскажите, пожалуйста, может Вы видели, куда она покатилась?
Хозяйка Ания: Поиграйте со мной, тогда я вам скажу, куда покатилась Пажалу.
Татарская народная игра «Кто дальше бросит?» («Ыргыту уены?»).
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны зала. В центре находится флажок. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки с песком в горизонтальную цель, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила игры. Все бросают по сигналу. Счёт ведут ведущие команд.
Хозяйка Ания: Какие вы меткие, ловкие, так уж и быть скажу вам, Пажалу покатилась по тропинке к горе, там есть пещера. Счастливой вам дороги.
Слайд 4.
Ползание по-пластунски под дугами, на четвереньках в тоннеле.
Инструктор с детьми подходят к домику, где их встречает русская бабушка.
Инструктор: Здравствуйте, бабушка, как Вас зовут? Мы ищем Пажалу, может Вы видели её?
Баба Аня: Здравствуйте, гости дорогие, все меня зовут баба Аня! Поиграйте со мной в русскую игру «Большой мяч», я вам скажу, куда покатилась Пажалу.
Русская народная игра «Большой мяч».
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но встаёт за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадёт в круг, играющие поворачиваются лицом друг к другу, в середину встаёт тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.
Баба Аня: Мой дом стоит на краю оврага. Идите потропинке и она приведет вас на полянку. Может там Пажалу.
Слайд 5.
Ходьба по наклонной скамейке. Лазание по гимнастической стенке вверх-вниз и с пролёта на пролёт. Ходьба.
На полянке на пенёчке сидит Пажалу.
Инструктор и дети: Здравствуй, Пажалу! Наконец-то мы тебя нашли! Ты почему укатилась из дома?
Инструктор от имени Пажалу: Мне было так жарко и я решила немножко прогуляться и заблудилась, вот решила посидеть и подумать в какую сторону мне дальше идти.
Дети: Пажалу, так делать нельзя, тебя все искали, переживали.
Инструктор: Далеко мы ушли от дома, долго придётся идти обратно домой.
Пажалу: Может, побежим, я быстро бегаю.
Слайд 6.
Лёгкий бег. Дыхательное упражнение на восстановление дыхания.
Заключительная часть.
Инструктор: Здравствуйте, Анюк, мы нашли Пажалу.
Невестка Анюк: Мальчики и девочки, большое вам спасибо, что нашли Пажалу, хотите поиграть в чувашскую народную игру «Сирĕлĕр!» то есть «Расходитесь!».
Дети: Хотим! Мы сегодня в разные народные игры играли.
Чувашская народная игра «Расходитесь!» («Сирĕлĕр!»).
Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг и водят хоровод. Водящего выбирают считалкой:
Ты – идёшь, а ты – беги, ты – стоишь, а ты – води.
Ку – каять, ку – чупать, ку – юлать, ку – тытаканни пулать.
Водящий стоит в середине круга и неожиданно говорит: «Расходитесь!» («Сирĕлĕр!»). Игроки разбегаются, водящий их ловит. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим. Если водящий никого не поймает, то продолжает водить. Игра повторяется.
Невестка Анюк: В нашей деревне проживает много народов разных национальностей. У каждого народа есть свои традиции и игры. Ребята, в игры каких народов вы играли?
Ответы детей.
Инструктор: Дети, похожи ли имена женщин, которых мы встретили на пути? Вам понравилось играть в народные игры? Какая народная игра вам понравилась больше всего? Ответы детей.
Невестка Анюк:
Пришло время нам прощаться
Кто играл, тот молодец!
Я за помощь благодарна.
И подарок вам дарю
Ловко прыгает как зайчик
Полосатый, круглый мячик.
Дети: Спасибо тебе, Анюк!
Дети бодрым шагом уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного утренника в подготовительной группе детского сада «На поиски страны Школия»
Празднично - игровая программа- путешествие на ракете в поисках страны Школия,в процессе которой выпускники встретятся с Программистом, Ленью, Двойками, инопланетянином Букой, другими скаimg118.jpgзоч...
"В поисках пропавшей куклы". Занятие по формированию математических представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Математическое занятие составлено с учетом задач программы воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой....
конспект занятия в старшей группе "В поисках Осторова Сокровищ"
Праздник на воде с детьми старшей группы «В поисках Острова Сокровищ» Цель: Организация здорового образа жизни детей. Задачи: закреплять умение держаться на воде на груди и на спине, ...
Конспект сюжетного занятия по плаванию "Поиски золотой рыбки". Старшая группа.
Данное занятие является итоговым по обучению детей плаванию в старшей дошкольной группе. В нем используются нетрадиционные методы и приемы: единый сказочный сюжет в стихотворном сопровождении, участие...
Конспект занятия в старшей группе "В поисках острова Сокровищ"
Материал представляет собой авторскую разработку развлечения на воде с детьми старшей группы....
Квест-игра "В поисках Пажалу"
Цель: Поддерживать у детей интнрес к подвижным играм народов, проживающих в Чувашской Республики. Желание использовать физические упражнения национального характера в самостоятельной деятельности....
Квест (от англ. quest – поиск) – это командная игра, движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо, в которой задействованы выносливость, эрудиция, сообразительность. Цель: Формирование интереса и стремления дете
Квест (от англ. quest – поиск) – это командная игра, движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо, в которой задействованы в...