Образовательная деятельность по краеведению в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)

Чулкова Ирина Валерьевна

Занятие по краеведению в средней группе.

 

Воспитатель:  Чулкова Ирина Валерьевна

 

 

 Образовательные области

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,  социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия

Достопримечательности Канска.

Возрастная группа

Средняя.

Цель занятия

Создание условий для формирования первоначальных представлений о многообразии культурных, памятных, исторических объектов родного города.

Задачи занятия

Образовательная задача: уточнять и закреплять представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми его достопримечательностями, формировать умение узнавать и называть их.

Развивающая задача: развивать и поддерживать познавательный интерес к малой родине, стремление познавать окружающий нас мир.

Воспитательная задача: воспитывать патриотизм: любовь к родному городу, чувство гордости за малую Родину.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по краеведению в средней группе.

Воспитатель:  Чулкова Ирина Валерьевна

 Образовательные области

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,  социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия

Достопримечательности Канска.

Возрастная группа

Средняя.

Цель занятия

Создание условий для формирования первоначальных представлений о многообразии культурных, памятных, исторических объектов родного города.

Задачи занятия

Образовательная задача: уточнять и закреплять представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми его достопримечательностями, формировать умение узнавать и называть их.

Развивающая задача: развивать и поддерживать познавательный интерес к малой родине, стремление познавать окружающий нас мир.

Воспитательная задача: воспитывать патриотизм: любовь к родному городу, чувство гордости за малую Родину.

Дополнительные задачи

Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать зрительную память, художественное восприятие,  речь.

Игровая задача

Способствование усвоению предложенного образовательного материала.

Словарная работа

Достопримечательность, Триумфальная арка, памятник Ермаку – покорителю Сибири, краеведческий музей.

Планируемый результат занятия

Дети узнают и называют достопримечательности Канска.

Подготовительная работа

Беседа о Родине и малой Родине, знакомство с историей зарождения города, словарная работа: изба, острог, тайга.  Рассматривание герба города, прослушивание гимна Канска, стихотворений о Канске, о Родине. Беседа о приближающемся Дне Города.

Материалы и оборудование

Проектор, ноутбук, макеты достопримечательностей города,  презентация «Достопримечательности Канска»;  5 или 6 (в зависимости от количества детей в группе)  коробочек с фотографиями.  В каждой коробке одно фото какой-либо достопримечательности  (памятник Ермаку – покорителю Сибири, Памятник Неизвестному Солдату, скамья примирения, краеведческий музей, Триумфальная арка «Царские врата»,  Аллея Славы) и три фотографии  разных объектов на улицах Канска (дом, мост, светофор, автомобиль на стоянке, песочница на детской площадке, автобусная остановка, дорожный знак, котёнок в окне, баннер, вход в магазин, река, скворечник на дереве и т.д.)

Форма организации деятельности

Фронтальная, групповая.

Методика

Социо-игровая методика (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов): интеграция всех видов деятельности, создание ситуаций, которые способствуют введению образовательной задачи; использование всей рппс группы; деление на команды, работа в малых группах, непрерывное взаимодействие детей в группе и в микрогруппах для решения поставленной задачи. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки). Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят. Могут общаться в разных уголках: в за столами, на полу, в игровом центре и т.д.

Технологии, приёмы.

Технология проблемного обучения (по В. И. Андрееву и В. М. Вергасову)

приёмы – создание ситуаций, которые способствуют введению образовательной задачи, создание познавательных и речевых трудностей; использование специально отобранного материала, мозговой штурм.

Технология ИКТ (средства: ноутбук, презентация).

Социо-игровая технология: деление на команды (игровой приём «Три товарища взялись за руки»)

Этапы,

Продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап: привлечение внимания к символам родного города.

Задачи: привлечь внимание, создать благоприятную атмосферу, вызвать интерес и

настроить на предстоящую деятельность.

1 минута

Включает проигрыватель. Медленно и торжественно вносит в группу герб Канска под гимн города Канска. Встаёт в патриотическом центре лицом к детям с приветливым и торжественным видом. Ставит герб на полку,  выключает проигрыватель.

Собираются возле воспитателя.  Рассматривают герб Канска. Совещаются, делятся впечатлением.

Проявляют желание участвовать в совместной предстоящей деятельности.

Создана торжественная атмосфера. Дети заинтересованы событием и предстоящей деятельностью.  

2

Основной этап: формирование начальных знаний о достопримечательностях родного города.

2.1

Этап постановки проблемы

Задачи: подвести к восприятию новой темы; помочь осознать и присвоить проблему.

1 минута

Вводит в тему: 

- Ребята, скажите,  

какой праздник приближается?

 - Что принято делать на день рождения?

- А мы можем сделать подарок  нашему любимому городу?

 

Отвечают на вопросы. Осознанно воспринимают информацию, настраиваются на работу.

Осваивают понятие «достопримечатель-ность».

Делают выводы.

Выбирают виртуальную экскурсию в качестве средства получения информации.

2.2

Этап поиска путей решения проблемы  и выбора оптимального: мозговой штурм.

Задачи:  создать ситуацию поиска новой информации, ориентировать детей на исследование проблемы и её решение; формировать умение выбирать способы действия, адекватные поставленной задаче.

3 минут

Использует приём мозгового штурма. Предлагает провести совещание на ковре в игровом центре, приглашает детей удобно расположиться рядом. Помогает осознать и присвоить предложенную проблему: подводит детей к выбору альбома в качестве подарка.  Подводит к понятию «достопримечательность»;  задаёт наводящие вопросы:

Какие фото можно разместить в альбоме, чтоб они нравились и  нам, и жителям города, и гостям города.

Как можно назвать одним словом красивые, необычные, примечательные, памятные  места или объекты в городе?

Даёт понятие «достопримечательность».

 

Проходят в игровой центр. Садятся на ковёр.  Размышляют, рассуждают, спорят, предлагают и отвергают идеи варианты подарка.

Участвуют в диалоге с воспитателем задают вопросы и отвечают на вопросы воспитателя.  Активно ищут ответ, высказывают предположения, мнения.

2.3

Этап поиска информации о достопримечательностях родного города.

Задачи:  создать ситуацию поиска новой информации, ориентировать детей на исследование проблемы.

3 минуты

- Друзья, мы решили подарить фотоальбом достопримечательностей Канска. А какие вы знаете достопримечательности нашего города? Как нам узнать о них?

Подводит детей к логическому выбору ИКТ технологий в качестве средства поиска информации, к целесообразности виртуальной экскурсии.  

Предлагают варианты ознакомления с достопримечательностями: прогулка, экскурсия, поиск фото в интернете.

2.4

Этап ознакомления с материалом

Задачи: вовлечь в познавательную деятельность, создать условия  для полноценного усвоения информации.

5 минут

 Приглашает в центр ИКТ для просмотра слайдов «Достопримечательности Канска». Актуализирует необходимые знания:  способствует закреплению знания городских достопримечательностей (просмотр слайда-коллажа, игра «Я назову, а ты покажешь»);

помогает с помощью вопросов выделить общие, отличительные качества достопримечательностей: объекты не для практического использования, а для эстетического восприятия: для красоты, для памяти важного события.

Усаживаются на стульчики. Смотрят фильм, узнают знакомые достопримечательности, положительно эмоционально реагируют. Отвечают на вопросы, используют в речи слово «достопримечательность», продолжают осваивать это понятие.

Образно воспринимают информацию.

Дети  осознают, запоминают полученную информацию.

2.5

Этап практического решения проблемы и закрепление нового материала.

Задачи:  продолжать формировать умение самостоятельно делиться на команды из трёх человек;

создать условия для двигательной активности, предупреждения переутомления,  развития общей моторики, снятия мышечного напряжения; развивать коммуникативные навыки;

стимулировать волю к победе.

развивать память, внимание;

закрепить  достопримечательностей Канска.

5 минут

Предлагает наполнить альбом фотографиями достопримечательностей. Для этого:

1. Использует социо-игровую технологию «Деление на команды». Предлагает самостоятельно разделиться на тройки с помощью игры «Три товарища взялись за руки».

2.  Использует приём способствующий здоровьесбережению воспитанников: П/И «Не потеряй товарища»: педагог приглашает каждую тройку подойти к столам разними способами: на корточках шеренгой держась за руки, приставным шагом правым плечом вперёд, на корточках друг за другом, в колонне шажками гномиков, держа себя за ушко, а товарища за мизинец и т.п.  

3. Организует игру-соревнование  «Кто быстрей найдёт достопримечательность»:

- Ребята, в коробках фотографии нашего города, но они все перепутались. Вам  нужно быстро выбрать фото  именно достопримечательностей и положить их в альбом.

Использует приём методики Монтессори: «Справился сам – помоги товарищу».

Самостоятельно делятся на тройки.

Передвигаются заданным способом.

Выбирают фото достопримечательностей из фотографий разных объектов. Выкладывают их на коврик возле коробки.

Действуют, стремятся довести начатое до логического завершения,

Совместно оценивают результат игры.

Получают физическую нагрузку,

Снимают напряжение.

Доводят игру до логического завершения,

представляют результат деятельности.

3

Заключительный этап: обобщение полученных знаний о культурных и исторических объектах родного города.

3.1

Рефлексия

Задачи:

Способствовать формированию навыка анализа и самоанализа.

3 минуты

Помогает сделать вывод о усвоении и применении полученных знаний при помощи вопросов: с чем познакомились, что важного узнали, чему научились, что самое интересное было на занятии, где могут пригодиться эти знания? Кому можем рассказать о том, что узнали, кому показать альбом. Как поступить, чтоб с этим альбомом могло ознакомиться большее количество людей?Важно ли это?

 Что получилось, что не получилось, почему? Кто как работал, почему?

Слушают, рассматривают, оценивают, высказываются. Связывают полученные знания с жизненными ситуациями.

Отвечают на вопросы.

 Решают где разместить альбом. Анализируют и оценивают свою работу и работу других детей.

Осознают то, чему научились, что узнали.

Знают понятие «достопримечательность»

Умеют узнавать, различать и называть достопримечательности своего города.

Самоанализ образовательной деятельности по краеведению в средней группе

педагога – воспитателя

Чулковой Ирины Валерьевны

Тема: Достопримечательности Канска.

Цель занятия: создание условий для формирования первоначальных представлений о многообразии культурных, памятных, исторических объектов родного города.

Для достижения цели были поставлены образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

Образовательная задача: уточнять и закреплять представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми его достопримечательностями, формировать умение узнавать и называть их.

Развивающая задача: развивать и поддерживать познавательный интерес к малой родине, стремление познавать окружающий нас мир.

Воспитательная задача: воспитывать патриотизм: любовь к родному городу, чувство гордости за малую Родину.

В ходе занятия я использовала социо-игровую методику (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), которая включает в себя  интеграцию всех видов деятельности, создание ситуаций, которые способствуют введению образовательной задачи; использование всей РППС группы; деление на команды, работа в малых группах, непрерывное взаимодействие детей в группе и в микрогруппах для решения поставленной задачи. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки). Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят. Могут общаться в разных уголках: в за столами, на полу, в игровом центре и т. д.

Для проведения занятия понадобились оборудование и материалы: ноутбук, презентация созданная в PowerPoint, коробочки в каждой из которых одно фото какой-либо достопримечательности   и три  фотографии  разных объектов на улицах Канска.

Была проведена предварительная работа: цикл бесед о Родине и малой Родине, знакомство с историей зарождения города, словарная работа: изба, острог, тайга.  Рассматривание герба города, прослушивание гимна Канска, стихотворений о Канске, о Родине. Беседа о приближающемся Дне Города.

Предполагаемый результат занятия: дети визуально узнают и называют достопримечательности Канска.

Длительность занятия 20 минут. На занятии присутствовала группа из 15 детей в возрасте 4 лет. Один ребёнок замкнут, флегматичен, пассивен и имеет проблемы с коммуникациями в коллективе. 1 ребёнок имеет проблемы поведения, нестабильный эмоциональный фон, 4 ребёнка с синдромом дефицита внимания, повышенной утомляемостью . в основном Дети в группе активны, инициативны, общительны.

При планировании занятия я исходила из возрастных особенностей детей, требований ФГОС и СанПин, индивидуальных психологических особенностей детей (особенности мышления, быстрая утомляемость, трудности с концентрацией внимания).

Для ввода детей в тему занятия и создания мотивации я использовала следующий приём: внесение в группу герба города Канска под гимн нашего города.  Дети проявили заинтересованность и вспомнили, что приближается праздник -  день рождения города.  Возник вопрос: что подарить любимому городу на день рождения?

Мы провели совещание на ковре в игровом центре. Дети предлагали варианты подарка и остановились на альбоме, как на доступном для нас виде подарка. Решено было разместить в альбоме фото памятных и красивых мест. Здесь я ввожу понятие «Достопримечательность». На вопрос «Каким образом сейчас можно познакомиться с  достопримечательностями Канска» дети предложили использовать интернет.  И мы отправились в виртуальную экскурсию.

После просмотра презентации на экран был выведен коллаж «Достопримечательности Канска» и проведена игра «Я назову, а ты покажешь», способствующая запоминанию материала.  Также, с помощью наводящих вопросов я помогла детям определить понятие «достопримечательность»: это объект не для практического использования, а для эстетического восприятия: для красоты, для памяти важного события.

На этапе практического решения проблемы я использовала социо-игровую технологию  – деление на команды. Дети самостоятельно разделились на группы в игре «Три товарища взялись за руки». Далее  была введена подвижная игра «Не потеряй товарища». Дети передвигались к столам в образованных ими тройках разными  выбранными ими способами: держа друг друга за ушко или на корточках держась за руки или положа друг другу руку на плечо.

Подойдя к столам, каждая тройка брала коробочку и выбирала из фотографий обычных объектов города фото достопримечательности. Здесь был введён соревновательный момент при помощи игры «Кто быстрее найдёт достопримечательность»

На заключительном этапе дети разместили выбранные ими фотографии в альбоме. Была проведена рефлексия, способствующая формированию навыков анализа и самоанализа у детей. Ребята ответили на вопросы: с чем познакомились, что важного узнали, чему научились, что самое интересное было на занятии, где могут пригодиться эти знания? Кому можем рассказать о том, что узнали, кому показать альбом. Как поступить, чтоб с этим альбомом могло ознакомиться большее количество людей? Что получилось, что не получилось, почему? Кто как работал, почему?

Всё занятие прошло в одном игровом сюжете: решения поставленной задачи.  При этом эта задача была поставлена детьми самостоятельно. Задача педагога на данном занятии: создать условия и подвести детей к самостоятельной постановке задачи и поиска способов её решения.

Занятие было выстроено логично, этапы его взаимосвязаны. На занятии была организована совместная и самостоятельная деятельность детей. Поэтапно происходила смена видов деятельности (скрытая образовательная, игровая, двигательная). Все виды деятельности были связаны между собой и плавно переходили из одной в другую. В ходе занятия была охвачена вся развивающая предметно-пространственная среда группы.

Я старалась создать условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата, поддерживала мотивацию на протяжении всей деятельности. Дети порадовали меня тем, что были активны, эмоционально реагировали на игровые ситуации, все справились с заданиями. Говоря об эмоциональном состоянии, хочется отметить, что дети не испытывали  тревоги и волнения, занятие прошло в непринуждённой атмосфере доверия и положительных эмоций.

Подводя итог можно сказать, что поставленные задачи были выполнены, цель занятия осуществлена, результат достигнут.

Используемая литература

  • Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс». - 2015.
  • Ершова А. П., Букатов В. М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. Красноярск, 1999.
  • Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под ред. В. М. Букатова. СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008 
  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2004.
  • Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2015.
  • Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».

В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....

КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по краеведению в подготовительной группе

Если скажут слово “Родина”,Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.У реки берёзка-скромницаИ ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родн...

Проектная деятельность по краеведению в средней группе №6

Родное село… Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотич...

Конспект образовательной деятельности Игра – путешествие в средней группе ДОУ «В поисках клада» (средняя группа)

Цель: активизация и закрепление полученных в течение учебного года знаний, представлений, умений посредством участия в игре-путешествии....