Формирование патриотических чувств
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование патриотических чувств "Символы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvoly_rossii_-_podg.gr_.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование патриотических чувств
Тема «Символы России»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России ( герб, флаг, гимн). Учить показывать на карте границы России. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, развивать грамматически правильную речь. Воспитывать уважительное отношение к истории и культуре страны, любовь к Родине.
Оборудование: Конверт с письмом, карта России, изображение герба и флага, листочки для рисования, разноцветные карандаши, разрезные картинки герба на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы с детьми о малой и большой Родине, чтение и заучивание стихов о Родине, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с изображением различных флагов и гербов других стран, слушание и заучивание гимна России.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот.
У реки – береза-скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой, соседской фабрики,
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Ребята, у каждого человека есть своя родина – место, где он родился, где живут его родители, где жили его предки. Это его малая родина. У нас с вами – это наш город Кропоткин, где вы родились и живете, ходите в детский сад, дружите друг с другом. А для всех жителей нашей страны родина – это наша страна Россия. И она у нас одна на всех – наша большая и красивая страна Россия.
Давайте посмотрим на карту и покажем границы нашей большой Родины - России, чтобы посмотреть, какая она большая (выходит ребенок и на карте показывает указкой границы России).
Воспитатель: Да, Россия большая страна, и занимает 1/6 часть суши всего земного шара.
И про нашу Россию дети сейчас прочитают стихи.
Выходят дети и читают стихотворение Н.Забилы (по частям)
1.Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
2. Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
3. И поезд по моей стране
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится.
4. Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы –
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый!
Воспитатель:
О нашей стране можно сказать, что она великая, красивая. И многие поэты воспевали нашу Родину, находили точные и образные слова. А какие бы слова вы сказали о России? Какая она для вас? (Большая, величественная, любимая, родная, светлая, необъятная, бескрайняя, могучая, белоствольная)
Народ слагал не только стихи и песни о Родине, но и придумал поговорки. Кто помнит пословицы и поговорки о Родине?
Дети отвечают:
Человек без родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родина – мать, умей за нее постоять.
За морем теплее, а на родине – светлее.
Родимая сторонка – мать, чужая – мачеха.
Жить – Родине служить.
Очень хорошие пословицы о родине вы знаете. Но посмотрите, к нам пришло письмо из института космических исследований ( достает конверт и читает письмо), они запускают на Марс марсоход и просят нас помочь им составить для марсиан послание о нашей стране. И поскольку марсиане не знают наш русский язык, нам в этом должны помочь символы нашего государства. Вы все знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы - это флаг, герб и гимн страны. И у нашей страны есть такие символы. Вот об одном из них - о флаге, вернее, об истории флага расскажут нам сейчас ребята.
2 детей выходят и рассказывают заранее выученный текст
1. В давние-давние времена жизнь наших предков была неспокойной. Они постоянно бились с врагами за землю, за территорию. И пришлось воинам объединиться, чтобы защищаться от врагов. В случае опасности брал воин длинную палку, на ее конец привязывал пучок травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак-символ. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – СТЯГ.
2. Собирался народ и воины под стягом и отправлялись защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась и трепетала на ветру и такой знак - символ был виден далеко-далеко. Так появился первый флаг. Впоследствии у каждого войска был флаг определенного цвета, чтобы войска отличались на поле битвы.
Воспитатель: Вот такая история флага. Флаг состоит из трех частей. Как они правильно называются? (ДРЕВКО, ПОЛОТНИЩЕ И НАВЕРШИЕ).
Молодцы, знаете. А знаете ли вы, почему флаг России трехцветный, бело-сине-красный и что означают три цвета нашего флага?
Дети: Белая полоса – это белоствольная береза, ромашки, белые облака, снег.
Синяя полоса - реки и моря, небо.
Красная полоса – огонь, тепло, солнце, любовь.
Воспитатель: Да, все вы правильно сказали, но на флаге каждая полоса имеет свое значение. Послушайте стихотворение (читает ребенок)
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят
Он страны великой самый главный знак
Доблестный трехцветный наш Российский флаг!
Воспитатель: У меня есть заготовки флагов, я вам их раздам, а вы внимательно и правильно раскрасите свои флаги в цвет российского флага и ваши рисунки мы отправим в институт космических исследований для марсиан (дети выполняют работу). Молодцы, вы все правильно раскрасили флаги, потому что очень важно именно так расположить полосы флага: Красная полоса – это наша Земля, политая кровью солдат, погибших за ее свободу. Синяя полоса – над землей синее небо, а над небом – белая полоса – чистота, светлая сила. Если на марсе есть разумные существа, я думаю, что они поймут правильно наш знак-символ.
Воспитатель: Есть у каждой страны еще один символ, по которому можно определить - какая это страна. Этот символ называется ГЕРБ.
История герба уходит в прошлое, когда все воины большую часть своей жизни проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Как вы думаете, что их защищало? (Щит и доспехи)
Правильно. А кто хочет рассказать историю щита?
(выходит один ребенок и рассказывает)
Щит защищал воина в боях. И у каждого воина для отличия от других на щите был изображен свой рисунок. Если воин чувствовал себя храбрым как тигр, он рисовал на щите изображение тигра. Если грозным и непобедимым, то рисовал льва. Если быстрым и зорким, как орел, то рисовал орла. Щит бережно оберегали и предавали по наследству сыновьям и внукам. Щитом гордились и старались не опозорить семью трусостью на поле боя. Сейчас солдаты не используют в боях щиты, но их изображение и стало гербом страны.
Воспитатель: Правильно. А что изображено на гербе России?
Выходит ребенок, читает стихотворение:
У России величавой
На груди орел двуглавый,
Чтоб на Запад и Восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный!
Воспитатель: А у меня есть изображение герба в разрезанном виде и ваша задача - собрать герб в единое целое (раздает каждому ребенку разрезные картинки размером А4 с изображением герба, дети собирают за столами).
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что у каждой страны есть свои песни: колыбельные, марши, детские песни. Но есть у каждой страны одна главная песня, которая называется ГИМН. Гимн звучит в праздники на парадах, в торжественных днях при награждении героев, при победах спортсменов, когда поднимается флаг. Гимн – это торжественная величавая песня страны. Гимн всегда слушают стоя, мужчины без головных уборов. Давайте и мы с вами послушаем гимн нашей страны России. Вы можете петь вместе с музыкой, ведь мы с вами выучили слова гимна заранее.
Звучит гимн, все встают, дети подпевают музыке.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня наше занятие прошло торжественно. О каких символах мы рассказали сегодня (о гербе, флаге, гимне). Я очень надеюсь, что вы вырастите патриотами своей страны, будете беречь и приумножать богатства России, сделаете много полезного и нужного, чтобы наша Россия, наша Родина стала еще краше, еще сильнее, еще лучше.
Наше занятие окончено, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с культурным обликом родного города
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гумани...
конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников
Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Выступление на педсовете «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания» на тему: «Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника»
Выступление на педсовете...
Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
Доклад на тему « Нравственно-патриотическое воспитание детей, как предпосылки формирования патриотических чувств на примере работы»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждени...