Модель приобщения к этнокультурным традициям детей-дошкольников как фактор их социализации
статья

Этнокультурная социализация представляет собой процесс освоения ребенком культурных ценностей, традиций, социальных норм, как своего этноса, так и других этносов, способствующих межэтническому и  межкультурному общению, толерантному отношению представителей различных этносов и их культур, взаимодействию и сотрудничеству в поликультурном социуме.

Результатом этнокультурной социализации является готовность к жизни в полиэтническом и поликультурном социуме и свободное межэтническое и межкультурное общение, а также толерантное отношение к представителям различных этносов и их культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_etnokulturnomu_vospitaniyu.docx243.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

D:\Документы\ФОТО\экологический марафон\2020\b85f5a58-53e0-4232-87a7-3396499aabd7.jfif

«Модель приобщения к этнокультурным традициям детей дошкольного возраста как фактор их социализации»

Заместитель заведующего

Серкова Л.Е.

Покачи

2021

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

   Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. Но дети дошкольного возраста еще не в состоянии выстраивать причинно-следственную цепочку, т.к. в этом возрасте ребенок характеризует себя  еще с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Понимание, что такое хорошо и что такое плохо, к ним приходит не сразу, а постепенно, через оценивание значимых взрослых. Обучаясь общаться, взаимодействовать, дошкольник учится усваивать элементарные нормы группового поведения,  посредством же этнокультурных традиций можно привить ему самое ценное человеческое качество – добродетель. А добродетель, есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет лишь тот, кто знает, как именно надо поступать. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях. В словах Н.М.Карамзина заложен смысл деятельности педагога: «Появятся ориентиры в бурном море жизни, которые помогут не потерять себя и свое национальное достоинство в мировом океане».

В процессе социализации в качестве ее необходимого компонента современные ученые выделяют этнокультурную социализацию. Кожанов И.В. предложил разделять понятия «этническая», «культурная» и «этнокультурная социализация». Как любой процесс, этнокультурная социализация представляет собой систему, которую следует рассматривать в единстве структурных и функциональных компонентов.

Структурными компонентами процесса этнокультурной социализации являются:

- познавательный компонент;

- ценностно-ориентационный компонент;

- деятельностный компонент.

Педагогам МАДОУ ДСКВ «Солнышко» при осуществлении этнокультурного воспитания уделяют значительное внимание следующим видам работы:

- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

- знакомство с народными игрушками и играми;

- проведение народных календарных праздников;

- создание мини - музеев в детском саду.

Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей предполагает воспитание поликультурного миропонимания, доброжелательного и уважительного отношения к разнообразию культур разных народов и этносов основано на поликультурном образовании, которое состоит в изучении следующих элементов культуры народов:

  1. Материальная культура:

 

- тип поселения, жилища, наиболее важные предметы быта;

- одежда (национальный костюм), украшения;

- национальные блюда и напитки;

- используемые народом транспортные средства;

-основные орудия труда, которые применялись народом;

- особенности трудовой деятельности.

2. Духовная культура:

- народные традиции, обычаи, обряды, праздники;

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

 

3. Нормативная культура:

- общечеловеческие духовно-нравственные качества;

- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Этнокультурная социализация представляет собой процесс освоения ребенком культурных ценностей, традиций, социальных норм, как своего этноса, так и других этносов, способствующих межэтническому и  межкультурному общению, толерантному отношению представителей различных этносов и их культур, взаимодействию и сотрудничеству в поликультурном социуме.

Результатом этнокультурной социализации является готовность к жизни в полиэтническом и поликультурном социуме и свободное межэтническое и межкультурное общение, а также толерантное отношение к представителям различных этносов и их культур.

Одним из наиболее важных педагогических аспектов воспитания этнокультурной компетентности дошкольников служит деятельное включение родителей в эту работу. Цель такого сотрудничества с семьями состоит в привлечении родителей к реализации этнокультурного наследия в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей предполагает воспитание поликультурного миропонимания, которое состоит в изучении следующих элементов культуры народов: материальная культура (жилище, предметы быта, одежда, украшения, национальные блюда), духовная культура (народные традиции, обычаи, обряды, праздники, язык, народное творчество, искусство), нормативная культура (общечеловеческие духовно-нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его).

Этнокультурное воспитание дошкольников можно реализовать на практике в трёх направлениях:

информационное обеспечение (сообщение сведений о народных обычаях и традициях, особенностей их культуры и системе духовно-нравственных ценностей);

воздействие на эмоциональном уровне (в процессе осуществления на практике первого направления – информационного насыщения следует вызвать отклик в душе ребёнка);

приобщение к основным правилам и нормам поведения.

Технология реализации принципа учета этнокультурной ситуации развития детей включает в себя содержательный потенциал, в котором представлено богатство национальной культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, духовные цели и ценности. Эффективность внедрения этнокультурных технологий зависит от процессуальной основы, т.е форм и методов организации образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса могут быть следующими:

- образовательная деятельность (занятия, экскурсии);

- совместная деятельность педагога с детьми (народные подвижные игры, праздники, проектная и творческая деятельность);

- самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевая  игра, творческая деятельность)

В дошкольном учреждении разработана и апробирована программа «Мой край» направлена на воспитание патриотических и интернациональных чувств у дошкольников. Её реализация способствует развитию творчества, инициативы, нравственных качеств воспитанников. Программа – это не только изучение Югорского края во всех его аспектах, но и обращение личности к себе, к собственным истокам и способностям. Данная программа участвовала в окружном конкурсе «Школа – социокультурный центр».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель приобщения к этнокультурным традициям старших дошкольников, как фактор социализации

В современной теории и практике познания, метод моделирования становится все более значимым. Говорят даже, что понять - это значит представить в виде абстрактной модели.Моделирование отража...

"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...

«Билингвальное образование посредством приобщения детей-дошкольников к традициям россиян и англичан»

Развитие речевых билингвальных способностей, а именно  обогащение активного и пассивного словаря детей на родном языке и английском языках, способствование формированию грамматичского строя речи,...

Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...

Использование этнокультурных традиций в художественно-эстетическом развитии детей 3-7 лет в работе музыкального руководителя и воспитателя

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.  Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Ч...

АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...

Тематический контроль «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫосуществлялась тематическая проверка по следующим направлениям: ·        наблюдение педагогического процесса;·...