Методическая разработка "День снятия блокады Ленинграда"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Методическая разработка на тему - почему нужно помнить подвиг людей блокадного Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/01/18/_blokada_leningrada-2021.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка, посвященная
Дню снятия блокады Ленинграда
Цели и задачи:
- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде,
Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца,
Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
Вход – марш «Нам нужна одна Победа» Б.Окуджава
Песня «Памяти павших» Л.Старченко
Ведущий 1: Опять война, опять блокада…А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже, если это правда, такая правда – не права.
Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна!
Ведущая: Всегда ли наш город носил имя Санкт – Петербург? ...Раньше город назывался Ленинградом. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде и ленинградцах, благодаря которым мы с вами живем, живём в этом прекрасном городе, городе-герое.
Ребенок: Знают взрослые и дети, повторив сто раз подряд,
Самый лучший город в мире - это город Ленинград!
Ведущая: самый лучший город в мире – это город Ленинград. Мы с вами живем в мирное время. Но были для Ленинграда очень страшные дни.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Немецкие войска напали на нашу страну. Это было самое тяжелое время для нашего города. Ленинград в блокаде. Кто знает, что такое блокада? (ответы детей)
Город окружен фашистами со всех сторон. Закрыт въезд и выезд из города, невозможно доставить продукты, лекарства, любую другую помощь. Наступили 900 тяжелых и голодных дней.
Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала до велика, и старики, и дети.
Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.
Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Ведущий читает стихотворение «Блокадный Ленинград».
По Ленинграду смерть метет, она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год – он в Ленинграде незаметен.
Дома – без света и тепла, и без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла спалил Бадаевские склады.
Блокадным бедам нет границ: мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц остались лишь глаза и скулы.
И мы обходим зеркала, чтобы себя не испугаться…
Не новогодние дела у осажденных ленинградцев..
Здесь даже спички лишней нет. И мы, коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет огонь из камня высекаем.
И тихой тенью смерть сейчас ползет за каждым человеком.
И все же в городе у нас не будет каменного века!
Кто сможет завтра вновь пойдет
Под вой метели на заводы…мы не встречаем Новый год.
Но утром скажем - С Новым годом! (Ю.Воронов).
Ведуший: До конца первого месяца блокады жители осажденного города получали довольно неплохой хлебный паек. Когда стало очевидно, что запасов муки не хватит надолго, норму резко сократили. Так, в ноябре и в декабре 1941 года городские служащие, иждивенцы и дети получали всего по 125 граммов хлеба в день. Рабочим выдавали по 250 граммов хлеба.
В хлеб добавляли много практически несъедобных примесей (ржаная и овсяная мука с добавлением целлюлозы, обойной пыли, хвои, жмыха). Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда...
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
- Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Ведущий: Из-за постоянных бомбёжек на стенах ленинградских домов установили 1500 громкоговорителей. Радиовещание в Ленинграде велось круглосуточно, и жителям города было запрещено отключать свои приемники: по радио дикторы рассказывали о ситуации в городе. Когда вещание прекращалось, по радио транслировали звук метронома. В случае тревоги ритм метронома ускорялся, а после завершения обстрелов – замедлялся. Ленинградцы называли звук метронома по радио живым биением сердца города.
В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах, несли в ведрах, чайниках.
Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. Люди всегда бережно относились к книгам, но в то время им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, старые вещи, книги…
- От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем -
Выстояли люди всем врагам назло.
И только Ладога спасала, когда стояли холода.
Тогда "Дорогой жизни" звала её народная молва.
Ведущий: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие, лекарства, одежду. Из города по Ладоге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
По Ладоге в город доставили более 1,5 миллионов тонн грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек.
Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними на фабриках и заводах. Те, что помладше - с огромным желанием ходили в школу, хотя там тоже было так холодно, что даже замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович в эту жестокую зиму написал 7-ую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде (9 авг.1942), в Большом зале Филармонии. Исполняли её 15 уцелевших музыкантов... Сейчас мы вместе послушаем отрывок из великой Седьмой симфонии Шостаковича.
Звучит 7 симф. Д.Шостаковича
Во время исполнения 7 симф.в блокадном городе все силы обороны Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Тогда, 9 августа 1942 года, немцы поняли, что проиграют войну. Они ощутили силу ленинградцев, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…
Песня «Туман, туман...»
За долгие месяцы блокады фашисты сбросили на Ленинград 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Они разрушили 3 тысячи зданий, а повредили больше 7 тысяч. Все главные памятники города уцелели: ленинградцы спрятали их, укрыв мешками с песком и фанерными щитами. Некоторые скульптуры – например, из Летнего сада и коней с Аничкова моста – сняли с пьедесталов и зарыли в землю до окончания войны.
Артобстрелы в блокадном Ленинграде были ежедневными: иногда фашисты атаковали город по несколько раз в день. Люди прятались от бомбежек в подвалах домов. 17 августа 1943 года Ленинград подвергся самому длительному обстрелу за всю блокаду. Он длился 13 часов 14 минут, в течение которых немцы сбросили на город 2 тысячи снарядов. Жители блокадного Ленинграда признавались, что в их головах еще долго звучал шум вражеских самолетов и разрывающихся снарядов.
К сентябрю 1941 года численность населения Ленинграда и его пригородов составляла около 2,9 миллиона человек. Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города.
Ведущий: Блокада длилась 900 дней и ночей (с 8 сент.1941). 27 января 1944 сообщили о снятии блокады.
Ленинградцы вышли на улицы. Они плакали, обнимались, целовались, поздравляли друг друга. Ленинград салютовал залпами из орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады – разгрома немцев под Ленинградом.
- В холода, когда бушуют снегопады, в Петербурге этот день особо чтут,
Город празднует День снятия блокады, и гремит в морозном воздухе салют.
- Но блокаду чёрных месяцев прорвали! И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали: – Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
- От усталости шатаясь, ленинградцы шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –Всё! Закончилась блокадная пора!
- Есть салют у нас весной – на День Победы, он цветами красит небо всей
стране,
Но особо почитают наши деды тот салют в голодно-белом январе…
(Т. Варламова)
Ведущий: Сегодня праздник, город отмечает 77 лет со дня снятия блокады. Поздравляем Ленинградцев, мужеству и стойкости, которых удивлялся весь мир.
А сейчас я предлагаю почтить память погибших во время блокады Ленинграда минутой молчания.
Минута молчания
После пожелания мирного неба и хлеба на столе, дети берут поднос с угощениями и уходят из зала под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического занятия " ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"
Методическая разработка тематического занятия " ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...
Методическая разработка Сценарий открытого мероприятия в форме летературно - музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-и летию снятия Блокады Ленинграда "Никто не забыт и ничто не забыто!"
Методическая разработка "Сценарий открытого мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции для детей подготовительной группы, посвященной 75-и летию полного снятия Блокады Ленинграда"...
Методическая разработка музейно- педагогического занятия с использованием материалов экспресс- экспозиции «Музей в чемодане,День снятия блокады Ленинграда"
Методическая разработка музейно-педагогического занятия с использованием материалов экспресс-экспозиции "Музей в чемодане,День снятия блокады Ленинграда"...
Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....
"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...