ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (рассчитан для детей старшего дошкольного возраста)
проект (старшая группа)

Арутюнян Наира Васильевна

     Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvenno.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Березка»

        

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»

(рассчитан для детей старшего дошкольного возраста)

                                                               Составила воспитатель:

                                                                                Арутюнян Наира Васильевна

 

                                                                     г. Гусиноозерск

                                                         2017 год

 «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
                                                                                         К. Паустовский

Актуальность темы:

     Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

    В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

     Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

    Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

    И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

     Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

        Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд решением данной проблемы стала реализация проекта: «Воспитываем маленького гражданина…»

Проблема: формировать представления о нашей стране, крае, побуждать детей восхищаться красотой родного края, знать его достопримечательности, гармонизировать семейные отношения, как одно из важнейших условий успешной социализации детей, активизировать речь детей.

Цель проекта:

    Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой  личности.

Задачи проекта:

 1.Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

2.Расширить знания детей о флоре и фауне Бурятии.

3.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4.Познакомить с культурой и традициями Бурятии.

5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

1.Информационный блок: Переработка теоретических материалов. 2.Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

3.Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети подготовительной  группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течение года.

Основные направления, которые включены в проект:

познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое, социально-коммуникативное, физическое и игровая деятельность.

Этапы реализации проекта:

1. Информационно-накопительный:

   1).Изучение интереса детей для определения целей проекта.

   2). Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

   3).Связь с внешними ресурсами (музей, библиотека, школа)

2. Организационно-практический

    1) Проведение цикла познавательных занятий на темы:

«Моя семья»; «Я люблю свой детский сад и район, где я живу»; «Я живу на бурятской земле»; «Наша родина – Россия»; Краса ненаглядная»; «Защитники Отечества»; «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»; «Наше озеро–Гусиное»; «Этот день Победы»;

    2) Оформление альбомов: «Достопримечательности моего города», «Красная книга Бурятии», «Хлеб – всему голова!», «Птицы нашего края»

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

     3)Изготовление дидактических игр по краеведению: 
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», « Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

     4)Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

     5)Лепка «Животные и птицы Бурятии»

     6)Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

     7)Разучивание стихов песен о Бурятии, Байкале

     8)Создание мини – музея

3. Презентационно - завершающий

      1)Открытое занятие “Моя Родина –Бурятия! ”

      2)Выставка продуктов детской деятельности.

      3)Оценка этапов реализации проекта детьми.

4.Контрольно-рефлексивный

        1)Подведение итогов.

        2)Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

        3)Необходимые условия реализации проекта:

        а)Интерес детей и родителей;

        б)Методические разработки,

        в)Интеграция со специалистами

     Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1)подбор исторической литературы,

2)подбор произведений русского и бурятского  народного творчества,

3)подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

4)подготовка разного вида бросового материала

5)подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

6)дидактические игры,

7)выставки книг, рисунков, поделок,

8)создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Предполагаемый результат:

   1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах,

спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

    2.Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

    3.Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

   4.Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

    5.Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

    Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

Наблюдение,

совместные игры,

анкетирование,

продуктивная деятельность

беседы.

Методический ресурс:

1.О.Л. Князева, М.Д. Маханёва « Приобщение к истокам русской народной культуры» С-П 2006                                                      

 2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3.Т.А. Шорыгина «Родные сказки» Москва, 2003Л.                        

4.Н.Б Бабинова» Тематические фольклорные вечера» С-П, 2014 5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6.Г.А. Королёва «Воспитывая маленького гражданина…»-М.:

7.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

8.ТА Шорыгина «Наша родина- Россия».

9.. Е.К. Ривина Герб и флаг России –М.:АРКТИ,2005

10.Г.Н, Данилина Дошкольнику об истории и культуре России- М.: АРКТИ,2005

11.Ю.Е. Антонов  Как научить детей любить Родину- М,: АРКТИ, 2005

12. К,Ю. Белая Социально- нравственное воспитание дошкольника- М.: Школьная Пресса, 2007

13. В.П. Ватаман Воспитание детей на традициях народной культуры- Волгоград: Учитель,2008

         

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематический план работы по нравственно- патриотическому воспитанию

Тема

Основное содержание

Связь с другими видами деятельности

Моя семья

Я горжусь трудом моих родителей

беседа

Для чего человеку имя?

Дидакт. игра

Я и моя семья

рисование

Семейные реликвии

Тематическая беседа с родителями

Я люблю свой детский сад и  район, где живу

Моя улица

Прогулка

Наши добрые дела

беседа

Сбор опавших листьев, помощь дворнику

Труд на участке

Я иду в свой детский сад

Составление схемы

Оформление альбома «Мой любимый город»

Работа с родителями

Я живу на бурятской земле

Я живу в Бурятии

Игра -путешествие

«Город мой- Гусиноозёрск»

Рассматривание альбома

«Красная книга»

беседа

«Белая берёза под моим окном»

прогулка

Выставка фотографий на тему «Мой дом- моя крепость»

Работа с родителями

Наша Родина- Россия

«Я люблю тебя, Россия!»

беседа

«Кто живёт в нашей республике?»

д/игра

«Государственная символика России и Бурятии»

Беседа

«Улан- Удэ- столица нашей республики»

Беседа

«Русский национальный костюм»

рисование

«Конвенция о правах ребёнка»

Беседа с родителями

«Россия- Родина моя»

Игра-викторина

«Краса ненаглядная»

«Народно-прикладное искусство России»

Беседа

«Гжельская роза»

Аппликация

Дымковская игрушка «Индюк»

Лепка

«Святки-колядки»

развлечение

День защитника Отечества

«Военная техника на боевом посту»

Рассматривание альбома

«Защита границы»

п/игра

«Бескозырка, пилотка, бинокль»

Ручной труд

Картина «Богатыри»

рассматривание

«Сагаалган»

Беседа, праздник

«Украшаем одежду бурят»

Рисование

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

«Мама- самое прекрасное слово»

Беседа

«Моя мама лучше всех!»

Составление рассказов из опыта

«Портрет моей мамы»

Рисование

«Я забыл поздравить маму. Как исправить положение?»

Игра

Разучивание стихов о маме

Конкурс стихов «Мама- главное слово»

«Песенка для мамы»

Театрализованное представление силами родителей

Наше озеро- Гусиное

Иллюстрации, фотографии, легенды об озере

Беседа

«Красивое озеро»

Рисование

«Подводное царство»

Аппликация

«Сочини частушку о родном крае»

Словотворчество с родителями

«Сказки Дедушки Байкала»

Музыкально-театрализованное представление

Благоустройство территории и посадка цветов, саженцев

Совместный труд детей и взрослых

«Сделаем наш город чище!»

Фотовыставка совместно с родителями

«Как мы отдыхаем на озере»

Беседа

Этот день Победы!

«Этих дней не смолкнет слава»

Беседа

Возложение цветов к памятнику погибших воинов во время ВОВ

Экскурсия

Встреча с фронтовиком

Беседа

Салют в честь дня Победы

Рисование

Оформление д/игр по краеведению: «Узнай, где я нахожусь», «Собери картинку», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Ручной труд, работа с родителями

Слушание и пение фронтовых песен, заучивание стихов о войне

Совместная деятельность с детьми

Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике

Работа с родителями

Встреча с ветеранами труда и детьми войны

Беседа

Создание мини-музея «Мой родной город»

Работа с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ)

Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, ценностного отношения к Родине, воспитание основ гражданств...

Проект по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему : «Моя малая Родина». Средний дошкольный возраст

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.Основы патриотизма начинают формироватьс...

Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию на тему: «Защитники Отечества» для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: информационно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.Цель проекта: осуществление комплексного подхода ...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы гуляем по Москве» для детей старшего дошкольного возраста.

Данное занятие даёт возможность дошкольникам познакомиться со своим городом, поделиться впечатлениями от увиденного и услышанного со своими сверстниками. Направлено на воспитание любви к Родине, чувст...

Проект по патриотическому воспитанию «9 Мая. День Победы» для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание гражданско – патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне.   ...