ДОКЛАД «Организация эффективного взаимодействия психолога и воспитателя с детьми раннего возраста», воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна
учебно-методический материал (младшая группа)
Доклад «Организация эффективного взаимодействия психолога и воспитателя с детьми раннего возраста»
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. И важным моментом является организация эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.
Основная цель такого взаимодействия это повышение качества воспитательно-образовательного процесса ,создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/vystuplenie-tanya.docx | 163.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида №17 « Одуванчик»
«Организация эффективного взаимодействия
психолога и воспитателя
с детьми раннего возраста»
Доклад подготовила воспитатель:
Тимченко Т Г
Балашиха, 2020г
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. И важным моментом является организация эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения , совместной деятельности с ребенком и его гармоничным развитием.
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Основная цель такого взаимодействия это повышение качества воспитательно-образовательного процесса ,создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению.
1 Понятия «взаимодействие»,
«педагогическое взаимодействие»,
«эффективное взаимодействие»,
«сотрудничество».
Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то .Взаимное влияние - совместное действование.
Взаимодействие может быть физическое (предметное или телесное) и социальное (информационное, ролевое, психологическое).
Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.
Личное взаимодействие - всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень - общение. Более глубокий уровень взаимодействия - отношения.
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.
Основными характеристиками
взаимодействия считают:
взаимопознание,
взаимопонимание,
взаимоотношение,
взаимные действия,
взаимовлияние.
Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.
К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.
Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.
Совместимость выражается в максимальном принятии и понимании друг друга, эмоциональной поддержке.
В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.
В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:
1. По субъекту и объект-субъекту
2. По направленности взаимодействия
3. По содержанию деятельности
4. По наличию или отсутствию цели
5. По степени управляемости
6. По типу взаимосвязи
7. По характеру взаимодействия.
8 Случайное или преднамеренное
9 Частное или публичное
10 Длительное или кратковременное
11 Вербальное (речь) или невербальное (язык жестов),
12 Продуктивное и непродуктивное.
Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.
Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.
Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.
Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.
В конкретной педагогической ситуации задача педагога-психолога и педагога-воспитателя состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия.
Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.
В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.
Эффективное взаимодействие – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.
Сотрудничество как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей.
2) Модели взаимодействия
участников образовательного процесса:
1) Ребенок – ребенок:
- свободно общается со сверстниками;
- приобщается к элементарным правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
- самовыражается через совместную творческую деятельность;
- учится взаимодействовать в коллективе
- учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.
2) Родитель – ребенок:
- признание прав и свобод ребенка,
- сотрудничество,
- сопереживание и поддержка,
- обсуждение ситуации через диалог,
- гибкое введение ограничений.
3) Педагог - ребенок:
- признание индивидуальности личности ребенка выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, ориентация на социализацию, адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
- диалоговое взаимодействие с ребенком;
- активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
- создание условий для совершенствования нравственных поступков, ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие ,способностей, потребностей и склонностей.
4) Педагог - родитель:
- добровольность в сотрудничестве.
- искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
4) Психолого-педагогические
условия взаимодействия:
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие:
1) применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;
2) создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;
3) формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;
4) разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;
5) внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, для самостоятельного приобретение детьми соцоикультурных навыков
При взаимодействии с детьми раннего возраста необходимо учитывать, что данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. В данной ситуации предполагается взаимодействие педагога-психолога и педагога-воспитателя.
Работа психолога предполагает прежде всего ориентацию на возрастные особенности детей и понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются дети, родители и воспитатели.
Эффективное решение таких вопросов складывается при использовании комплексного подхода , при выполнении ряда условий . Одним из них является то, что психолог работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов — это основа их совместной деятельности.
Совместная работа педагога-психолога с воспитателем в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ
Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком состоит в сопровождении воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки.
Без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
В раннем возрасте, когда основные психические процессы только формируются, коррекционная работа (в отличие от дошкольного и школьного возрастов) не является главной для практического психолога. Гораздо важнее на этом этапе создание адекватных условий для полноценного развития возрастных новообразований. Эта задача является общей для педагога и психолога, но если педагог ориентируется на некоторую программу и достижения ребенка, то психолог – на возрастные и индивидуальные особенности детей, их самостоятельную активность и эмоциональный комфорт. Очевидно, что эти линии взаимно дополняют друг друга, кроме того, они реализуются на общем содержании и направлены на общие задачи развития ребенка.
Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строить в нескольких следующих направлениях:
профилактическом, диагностическом, коррекционном.
Профилактическое направление
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, содействие первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
включает в себя:
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.
- Использование разнообразных наглядных информационных материалов, просвещение и обучение.
- Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.
- Включение в деятельность консультативного диалога.
Диагностическое направление
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса
включает в себя:
- Проведение бесед с детьми , педагогами, родителями.
- Организация и проведение тестирования и анкетирования.
- Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого).
- Обработка результатов диагностики, планирование дальнейшей работы.
Коррекционное направление
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция психического развития.
включает в себя:
- Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.
- Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.
- Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т.п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию самостоятельности.
- Проведение корректирующих мероприятий: Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной
Результатом взаимодействия
педагога-психолога и воспитателя
в воспитательно-образовательном процессе является
реализация принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество образовательной организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей
Схема взаимодействия педагога - психолога и воспитателя
5) Эффективность такого взаимодействия
обеспечит:
- Для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и социально-значимые навыки;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
- для родителей, неравнодушным к своих детям, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка;
Заключение:
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач.
Эффективность определяется, прежде всего:
--развитием личности педагога и ребенка,
--степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились,
-- обогащением содержания их совместной деятельности и общения,
-- разнообразие способов и форм взаимодействия.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
- по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, интересов, увлечений;
- по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок;
- по взаимоотношениям —уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
- по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;
- по взаимовлиянию —восприятие другого в качестве примера для подражания.
Взаимодействие всегда будет успешным при выполнении 3 условий:
1 Целенаправленное проведение всех мероприятий
2 Своевременное проведение
3 Комплексность (Единство действий и согласованность мероприятий)
Литература:
1.Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.
2.Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.
3.Воспитание детей раннего возраста. М., 1996.
4.Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: Методические рекомендации. 2004.
5.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003.
6.Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.
7.Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
8.Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
9.Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
10.Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста.- Н.Н.,1992 г.
11.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.
Источники:
3. http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=177
4. http://cribs.me/psikhologiya-truda/ponyatie-professionalizatsii-stadii-professionalizatsii
5. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2416
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...
Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Теремок"...
Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Репка"...
Консультация для воспитателей: "Организация проведения физкультурного занятия сюжетного типа с детьми раннего возраста".
Полезная информация для воспитателей...
Статья на тему "Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере...
Влияние личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста на достижение эмоционального комфорта и развитие способностей
Роль педагога в развитии личностных качеств детей....
- Мне нравится (1)