Проект
проект (подготовительная группа)

Лапкина Ирина Владимировна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx983.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника». 

«ОРГАНИЗАЦИЯ МИНИ - МУЗЕЕВ В ДОУ»

  1. Актуальность.

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

       Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.

          Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной    жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно мини-музей в детском саду, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

        Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в музеях.

       Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

        Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

         В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

         Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию

          Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей. Здесь воедино сливаются опыт общения, интерес посетителей, их реакция и переживания на увиденное и услышанное.

      Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека. Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни.

2. Историческая справка.

        Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз.

        Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

3. Виды музеев.

     Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.

4. Роль музея в развитии дошкольника.

      С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Умение видеть наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного.

    Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы : "; "Что вы можете детям рассказать о музеях?"; "Какие музеи  посещали ваши дети?» и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музееКонечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их  назвали  «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

    Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Таким образом ребенок становиться частью истории, и она ставиться для него ближе и понятней.

Цели и задачи мини-музея:

  1. Реализация направления « Музейная педагогика»
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  3. Формирования у дошкольников представления  о музеях.
  4. Развитие кругозора дошкольников
  5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков
  6. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  7. Развитие творческого и логического мышления и воображения
  8. Формирование активной жизненной позиции.

Размещение мини-музеев.   

      В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Даже картонная ширма – раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующее: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах,  прикрепляться к стенам, стоять на полу. Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини- музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разном уровне: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 
1. Подготовительный этап 
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 
2. 
Практический этап. 
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Показ презентаций. 
3. 
Подведение итогов.

По длительности проект мини – музея может быть краткосрочным (1 мес.) и долгосрочным (1 уч.г.).

Тематика мини-музев может быть различной:

Расположение. Групповая комната, экспонаты размещены на полках.

Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные подсвечники, игрушки, открытки , письма, кухонная утварь, старинная посуда и мн.др. Наш мини музей мы устроили на полках в группе.

Мини – музей «По следам истории» (долгосрочный)

Цель: Зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе, к предметам которые окружали людей в разное время.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой национальными блюдами;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и в современном мире.

Перспективный план работы мини- музея "По следам истории"

Сентябрь

"Милости просим, гости дорогие".

Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре мордовского народа.

Октябрь

"Добрые избы".

Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе. Посещение музея «Мордовской избы» в детском саду.

Ноябрь

«Свет в окне»

Цель: развитие интереса к истории подсвечников. Создание мини выставки подсвечников в группе.

Беседа об истории возникновения подсвечников, лепка.

Декабрь

«Необычное поздравление»

Цели: познакомить детей с историей возникновения открыток. Создание в группе мини-выставки новогодних открыток разного времени. Создание открытки своими руками.

Январь

Национальные костюмы

Цель: познакомить с мордовским народным костюмом. С такими деталями, как сюльгамо, пулай, панар, каркс, панго и др. Создание альбома национальные костюмы разных народов мира.

Февраль

"Что расскажет о себе посуда".

Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

Выставка умельцы Мордовии.

Март

"Умелые ручки".

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками. Создание мини выставки. Создание альбома декоративно прикладного искусства .

Апрель

"Народные праздники".

Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой. Создание мини-выставки народных промыслов России.

Май

"Чудеса в музыке".

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой. Создание мини-выставки муз.инструментов.

"Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре своего народа.

     Согласно плану проекта экспонаты меняются.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

С приветливой хозяюшкой "Мордовской избы" дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей", "Подсвечники», «В память о великой отечественной войне»". Дети подготовительной к школе группе под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "И в наши дни слава богатырям", "Красна - изба", "Что за яйца расписные", "Мы путешествуем", "Прошлое ручки", "Все о часах", и др.

 «Чудеса своими руками» - руками детей и родителей созданы предметы декоративно – прикладного искусства.

 «Мой край родной-Мордовия моя» - знакомство с историей поселка, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему поселку; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о поселке, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

        Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества

          Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса проводятся консультации, практикумы, семинары. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.  Привлечение родителей в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.

       Средства музейной педагогики позволяют сделать процесс освоения человеком традиций своего народа ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа. Представленные методы и приемы помогут детям открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний и сделать посещение музея для  современных дошкольников полезным и интересным. 

Взаимодействие с родителями

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Консультация: «Музеи для детей»

Консультация «Приобщение детей к миру искусства через посещение музеев»

Папка-передвижка «Музеи республики Мордовия»

Рекомендовать посетить в выходные дни музеи республики Мордовия.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Дать поручения родителям на предстоящую неделю.

Заключительный этап

Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

            Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

            И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

            И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»

Приложение

Предварительная беседа. Краткий экскурс в историю: как появились подсвечники

C:\Users\Руслан\Downloads\599_image.jpg

Ребята что же такое подсвечник? Подсве́чник —это  подставка для установки свечи.

Пару веков назад основным источником света в домах были свечи. Сначала они использовались без специальных подставок, и лишь спустя некоторое время были изобретены подсвечники. Они служили держателями для горящих восковых изделий. Благодаря им можно было легко перенести свечи в другое помещение.

Изначально мастера стремились сделать своими руками надежный предмет, не беря в расчет его дизайн. Среди материалов были популярны дерево, камень и металл. Уже позднее люди стали внедрять в производственный процесс долю искусства и творчества. В обществе начали ценить дизайн и красоту самого изделия. Первые подсвечники – это атрибуты довольно больших размеров с основой в виде металлического треножника или круглой стойки. В верхней части всей конструкции располагались небольшие подставки-чашечки для свечей. Они имели несколько гнезд, а их количество зависело от предназначения изделия. В маленьких комнатах использовались декоративные подсвечники с двумя-тремя чашечками. В больших просторных помещениях устанавливались более массивные источники света.

Особой роскошью и шиком обладали аксессуары эпохи Возрождения. Мастера своими руками делали настоящие произведения искусства. Как правило, подсвечники украшались узорами в виде листьев, орнаментов и разными фигурами. Декоративные многорожковые подсвечники называются канделябрами.

В XVIII столетии в изготовлении подсвечников стали применять металл. В основном это было железо. Такие изделия отлично вписывались в стиль рококо. Они служили источниками света в домах, на улицах и площадях. При производстве использовались и драгоценные металлы (золото, серебро), а также бронза и латунь. Уже позже, в XIX веке, основным материалом стал прочный и недорогой чугун.

После появления электричества подсвечники остались в интерьерах в качестве аксессуара. Сегодня они вносят в атмосферу дома нотки истории, романтики, торжественности. Кроме того, горящие свечи в канделябрах обладают расслабляющим эффектом.  Подсвечники известны с давних времен, но затем они были заменены масляными или керосиновыми лампами.

Стихи о музее

***
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества создание
В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.

***

Есть музей технический,
Есть биологический,
Есть музей игрушек
И лесных зверюшек.

И музей одежды,
Что носили прежде,
Есть ещё и боевой
Весь пропитанный войной.

Все они для нас важны,
Все они для нас нужны,
Посетителей поток
Принесли вам поздравок!

Тема занятия: Изготовление подсвечников

Форма занятия: групповая

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ технологии выполнения), практический,

Методическое оснащение: Выстака подсвечников, музыкальная запись, свечки.

Оборудование и материалы: стеки или пластмассовые ножи, салфетки влажные, крем детский, салфетка для защиты стола, пластилин или глина.

Цель: изучение технологии изготовления подсвечников, и выполнение данных изделий из глины и пластилина.

ЗАДАЧИ.

- учить лепить подсвечник, передавая его декоративные особенности; - учить самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ лепки; - использовать приемы: вытягивание, отжимание, прищипывание, сглаживание поверхности изделия пальцами; - учить соединять части прижатием, примазыванием.

- учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Закреплять умение делать фигурку устойчивой. Украшать подсвечник налепами и печаткой, закреплять умение работать стекой.

азвивать фантазию, воображение, творческие способности,воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, интерес к лепке.

Раздаточный материал: пластилин, глина, доска для лепки, стека, печатки, влажные салфетки, свечки, целлофановый пакет, мелкие декоративные предметы для украшения подсвечника.

Демонстрационный материалподсвечники (фабричные, сделанные своими руками, цветные картинки, свечки.

Методические приемы: рассказ о свечке и подсвечнике; самостоятельная деятельность детей; физкультминутка «Ладошки»; подведение итогов.

Ход занятия:

В моём огоньке и тайна и загадка,
Любви, покоя тихий фитилёк.
И превратиться день обычный в сказку,
И станет очень милым вечерок.

Свеча горит и чувства открывает,
Её тебе сегодня и дарю.
Чтоб дни и ночи тихо проплывали
И нежные мелодии звучали.

Чтоб были чувственными встречи
И чтоб при них горели свечи.
Чтоб создавали ощущенье
Спокойствия и вдохновенья

1.Педагог: Здравствуйте Ребята и наши гости! Тема нашего занятия «Изготовление подсвечников из пластилина: Огонек моей души!»

Итак Ребята Какое сейчас время года? (Ответы детей). Сейчас у нас осень, а скоро зима - дни стали короче, а ночи длиннее, поэтому в домах рано зажигается свет. А когда в квартирах и домах светло, то и можно многое делать.

- Что вы делаете в семье дома, когда светло, комфортно и уютно? (Ответы детей: мама готовит еду, печёт пирожки; бабушка шьет, вяжет; я играю, рисую, леплю, играю,папа смотрит телевизор. А, если вдруг отключается электричество? (Ответы детей: скучно, мультики не посмотришь, в мяч не поиграешь. Как же раньше люди обходились без электрического освещения? От одной свечи и света-то мало)

Педагог: Сейчас я Вам расскажу Притчу о свече

Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече.

. Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.

- Куда мы идем? - спросила свечка.

- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.

- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.

- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.

Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.

. Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере.

Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань.

Педагог: Ребята, о чём эта сказка (Ответы детей). Вы, ребята, все должны знать правила безопасного обращения с огнём. Нив коем случае не пользоваться спичками без взрослых.

Итак, Свеча — это источник освещения.

А Что такое подсвечник(Ответы детей).

Вы правильно поняли. Подсвечник – это подставка под одну свечу, чтобы расплавленный воск не пачкал скатерть или стол. Раньше подсвечники широко использовали в быту.

История подсвечника насчитывает более трех тысяч лет. Многие века люди освещали свое жилище при помощи свечей, которые помещали в специальные подставки. Были созданы самые удивительные и невероятно практичные модели.

И сейчас я вам расскажу одну из самых известных историй о подсвечнике и как он появился:

Существует вторая версия появления подсвечников. Из египетской легенды известно, что во время сильного бедствия внезапно в воздухе возник холм, на самой верхушке которого рос прелестный цветок лотоса. Бутон распустился, а в его центре горело пламя. Из него возник бог Солнца Ра. После этого события египтяне стали изготавливать подсвечники в форме божественного цветка лотоса. В народе существовало поверье, что этот предмет сможет защищать людей от бед и напастей, а также наделять силой и могуществом.

Итак давайте посмотрим какие подсвечники бывают.

  • Кованые (металлические) подсвечники
  • Подсвечники из дерева(деревянные)
  • Подсвечники хрустальные
  • Подсвечники соляные
  • Подсвечники керамические 

Современные производители в изготовлении подсвечников чаще используют цветное стекло.

Хрустальные подсвечники прекрасно подходят для оформления праздничного стола, особенно если при сервировке используется хрустальная посуда.

Серебряные подсвечники – аксессуары для интерьера дома, актуальные во все времена. Утонченная форма, лунное сияние полированной поверхности драгоценного металла и причудливый тонкий узор орнамента отделки – это отличительные черты сувенира ручной работы. Сегодня такие украшения ценятся не только за практичность и функциональность, но также за их эстетичность, привлекательность и красоту. Посуда и сувениры из серебра являются показателями изысканного вкуса и уровня благосостояния.

Подсвечники настольные, одно - двух и трех рожковые. Подсвечники можно без проблем перемещать в любой уголок квартиры.

Настенные подсвечники не перемещаются с места на место, поэтому, определяя их размещение, нужно ориентироваться не только на то, где они красиво смотрятся днем, но и на то, куда будет падать свет от них вечером.

Напольные подсвечники очень качественные и имеют изысканный внешний вид.   Они украсят своим роскошным видом и сад, и дом.

Подсвечники фонари. Этот тип подсвечника изготовлен с использованием стёкол для максимального светового излучения.

Итак, Подсвечники и канделябры бывают настенные, настольные, напольные; из дерева, металла, керамики, стекла.

Педагог: Сегодня на занятии мы будем лепить подсвечник со свечой  из пластилина и глины.

Педагог: показывает схемы подсвечников, выполненные с разной степенью сложности: простые, объемные, сюжетные. Демонстрирует и поясняет разные способы лепки (с постепенным усложнением)

Педагог: - Подумайте и скажите, с чего следует начинать лепить подсвечник(Ответы детей). - Правильно, сначала необходимо раскатать комочек пластилина в столбик или колбаску, затем разделить стекой на 3 части: для основания, ножки и украшения. Лепить начнем с основания, затем вы вылепите ножку по своему замыслу и украсите свой подсвечник.

Педагог: А теперь сделаем физкультурную минутку.

ФИЗМИНУТКА «ЛАДОШКИ».

Разогреем мы ладошки (Ритмичное выполнение -ладошки раскрыть, ладошки закрыть). Разотрём мы их немножко (Имитация раскатывания пластилина между ладошками).

Каждый пальчик разомнём, разомнём, разомнём (Сжимаем каждый пальчик с большим пальцем руки). А потом в замок сомкнём, мы сомкнём, мы сомкнём (Ритмичное смыкание пальцев рук в замок). Ключ в замочек мы вставляем (Щелчки открывания замка). И замочек открываем (Пальцы рук раскрываются в цветок).

2. Самостоятельная деятельность детей. Дети обдумывают свои замыслы, выбирают материал для украшения и начинают лепить подсвечники. Педагог помогает детям в индивидуальном порядке. 3. Подведение итогов.

Дети выставляют свои работы на стол педагог, рассматривают их. Затем педагог ставит маленькие свечи в подсвечники детей на металлический поднос, зажигает свечи. Ребята загадывают желание и задувают свечи.

Подсвечник я на стол поставлю,
Воск на свече слегка оплавлю,
Заставив лёгкий свет струиться.
Какой секрет в свече таится?
Она согреть не может тело.
Да и её ли это дело?
Но мрак души она смягчает,
Когда живой звездой мерцает.
Огонь не зол, почти недвижен,
Но плачет воск теплом обижен,
И пламя в ореол одето.
Извечная загадка света…

Педагог: Наше занятие подошло к концу а теперь давайте устроим выставку подсвечников которые мы слепили своими руками.

Предварительный рассказ об истории возникновения открыток.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года". Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

C:\Users\Руслан\Downloads\35c6576acb205f3a6f9cc4dd24dj.jpg

После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось. И их стали выпускать дальше,  прекрасные открытки  посвященные таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.

Теперь Вы знаете богатую и интересную историю происхождения современной открытки. И когда Вы в следующий раз соберетесь на праздник, не забудьте купить или сделать открытку своими руками.

НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА
Цель:

Научить создавать новогоднюю открытку.

Задачи:

 Познакомить детей с историей возникновения открытки.

Учить изготавливать поздравительную новогоднюю открытку, создавая соответствующие празднику изображения.

 Создавать в рисунке образ еловой ветки, используя нетрадиционные техники рисования. Закреплять умение рисовать тампоном , штампом.

 Развивать художественно-творческие способности.

Воспитывать заботливое отношение к близким, желание порадовать их своим подарком.

Предварительная работа : Беседы о Новогоднем празднике, рассматривание и рисование еловых веточек, рассматривание новогодних открыток. Создание мини выставки новогодних открыток разного времени.

Интеграция образовательных областей: Познание, художественно-творческое развитие , речевое развитие.

Материалы и оборудование:

 герой-Снеговик-Почтовик, сундучок, новогодняя открытка, презентация «Новогодняя открытка», алгоритм выполнения открытки, картон белого и голубого цвета, гуашь, кисти №3,4, воздушно-пузырьковая пленка, простой карандаш, фломастеры, поролоновая губка, палитра, баночки с водой, салфетки, ножницы, клеёночка-подкладка.

Ход занятия.

Ритуал вхождения в занятие.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть и наше занятие предлагаю начать с минутки Доброты. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Вы почувствовали тепло ладошек друг друга? Это теплота и доброта идет через ваши ладошки к вашим друзьям. А это значит-вы становитесь добрее и мир вокруг нас тоже становится добрее.

Дети располагаются на ковре.

Стук в дверь. Появляется Снеговик

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Я не простой снеговик. Я-Снеговик-Почтовик. Я принес вам посылку от Деда Мороза

Воспитатель: Вот спасибо, Снеговик-Почтовик!

Давайте посмотрим, что в посылке. Тут сундучок и записка. (Читает записку)

«Отгадайте загадку и сундучок откроется»

Загадка:

 Слов хороших не жалея

Поздравляет с юбилеем,

С Рождеством и с Новым годом,

С женским днем международным.

Я надеюсь, что возможно,

Будет угадать несложно

Вам всего с одной попытки-

То загадка об.......(Открытке)

Сундучок открывается, в нем лежит поздравительная открытка с Новым годом.

Воспитатель:

-Какая красивая открытка. Ребята, а как вы думаете, почему этот кусочек картона называют открыткой? (ответы детей)

-Открытка-это открытое письмо, в котором писали пожелания и желали здоровья, счастья.

Началось все очень , очень давно в далеком Китае. Это были карточки красного цвета с пожеланиями. Согласно китайскому обычаю, если посетитель не застал хозяина дома, которого он хотел бы поздравить, то он должен был оставить свою визитную карточку с пожеланиями.

С тех пор прошло много лет и обычай поздравлять своих близких с Новым годом завоевал весь мир. На первых открытках рисунки рисовали вручную. Стоили такие открытки очень дорого. На них изображались счастливые семейства с главным новогодним подарком, зимняя природа, дома, занесенные снегом, красивые купола церквей.

Сейчас открытки стали очень красивыми, яркими и оригинальными.

-Ребята, где же нам можно взять открытку, чтобы поздравить своих близких? Дед Мороз ведь прислал нам всего одну. ( Ответы детей)

Давайте смастерим её сами, потому что нет дороже подарка, чем тот, который сделан своими руками.

Снеговик:

Вот правильно! А я эти открытки доставлю точно по адресу. Ведь я не простой снеговик, а Снеговик-Почтовик.

Физкультминутка «Снеговик»

Та-та-та, Тра-та-та, рада снегу детвора ( лепят руками снежки)

Тра-та-та, тра-та-та лепим мы снеговика!

Ком на ком поставим (соединить руки перед собой, потом поднять их кверху)

Глазки подведем (соединить большие и указательные пальцы и приставить их к глазам)

Нос-морковку вставим ( приставить к носу кулаки)

Шапочку найдем (кладут ладони на голову)

Вот такой снеговичок

Снежный белый толстячок.(ставят руки на пояс и качают головой)

Воспитатель:

Посмотрите, какие мы будем делать открытки.( показывает образцы)

Возьмем лист белого или голубого картона и согнем его пополам.

Хорошо прогладим сгиб и расположим заготовку так, чтобы сгиб оказался с левой стороны.

Из пузырьковой пленки вырежем два овала-будущие шишки.

В верхней части картонной заготовки простым карандашом намечаем еловую веточку.

Тонкой кисточкой коричневой краской рисуем веточку.

Зеленой краской рисуем еловые иголки.

Намазываем вырезанные овалы коричневой краской с выступающей стороны.

Аккуратно прикладываем пленку на лист под веточкой, прижимаем. Убираем пленку.

Осталось губкой нанести гуашь по краю открытки, как будто мороз заморозил окно. На голубую открытку наносим белую гуашь, на белую открытку-голубую краску.

Подписываем слова «С Новым годом!» и добавляем немного снежинок. Открытка готова.

С новым годом, друзья!

Дети рассаживаются за столы с разным набором материалов (по желанию)

Пальчиковая гимнастика.

На елку к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья

Друг без друга нам нельзя!

Воспитатель:

Давайте, ребята, улыбнемся друг другу.

Улыбки подарим друзьям.

У нас все готово?

Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам.

Самостоятельная работа детей согласно алгоритму выполнения открытки.

В ходе работы воспитатель вспоминает с детьми как получить голубую краску, напоминает особенности работы поролоновой губкой (краску на губку наносить кисточкой), напоминает о безопасном использовании ножниц в работе.

Помогает детям сделать надписи на открытках.

Итог:

Наши открытки готовы.

Дети любуются открытками. Делятся впечатлениями от работы, отвечая на вопросы:

понравилось ли заниматься таким делом?

Что нового узнали на занятии?

Кому бы они подарили свою открытку?

Физкультурная минутка.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть,

Люблю считать.

Крепость – раз, музей – два,

Три высокие дома.

Четыре – парк, пять – стадион,

Шесть – площадь, семь – фонтан.

Вот восемь – длинный мост,

И Томь течет под ним.

Девять драматический театр,

А десять круглый цирк.

Еще могли бы мы гулять,

Но нам пора уж в детский сад.

Консультация для родителей

«Знакомим детей с природой Мордовского края»

Консультация для родителей

«Знакомим детей с природой Мордовского края»

Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию восприятия, мышления, речи.

Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников.

Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Это — основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей. Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы экологического воспитания.

Правильно построенное обучение с точки зрения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных зависимостей, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысливание, системное обобщение.

Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, фотографий.

Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует

познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы.

Но преподносить этот материал надо ребёнку с учетом краеведческого материала.

Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для дошкольников, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования положительных качеств личности всесторонне развитого человека.

Рассказы воспитателя о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

Родителям также рекомендуется, общаясь с ребёнком на прогулке, беседовать с детьми о животных, растениях, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать увиденное.

Первоначальные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Беседа наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании дошкольника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на занятиях в дошкольном учреждении и вне его.

Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, когда выезжали на природу с родителями, каковы их впечатления от увиденного. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает знания детей о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»

Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе.

Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с внутренним строением человека, растений, с экологическими проблемами. Незаменимую помощь родителям окажут энциклопедии и справочники.

Большое значение, как в экологическом, так и в нравственно-эстетическом воспитании имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина, «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасова, «Чародейкою Зимою...» Ф. Тютчева, «Чудная картина»

A.        Фета, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др.

Читая детям стихи, рассказы о природе родители дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рассказывается.

В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер,

B.        Осеева, Е. Пермяк, И. Соколов - Микитин, Д. Мамин-Сибиряк,
Е. Трутнева, Э. Шим и др. Добавить этот литературоведческий список
обязательно произведениями мордовских авторов.

Родителями необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Очень важно, чтобы эти произведения были любимы самими родителями.

Один из любимых детских жанров - русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

' Важным средством воспитания детей дошкольного возраста является и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты.

Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах -улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка.

Устное народное творчество является главным средством активизации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки (пособие Осиповой А. И. «Ёфксонь-моронь эшиня»).

При их изучении детям открывается красота и величие национального фольклора.

Большую помощь в работе по ознакомлению детей с природой родного края может оказать книга нашего мордовского природоведа, большого любителя и знатока родного края - Прохорова Адольфа Афанасьевича «Синичкин сарафан», где доступно и увлекательно рассказывается о повадках, «наряде» птиц, постоянно живущих в нашем крае, улетающих зимовать на юг и прилетающих к нам с севера провести холодную зиму; «Полотенце Вирявы» о травах и цветах мордовского края.

Знакомство детей с природой мордовского края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...