Народные подвижные игры
картотека

Воронова Наталья Викторовна

Народные подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnye_podvizhnye_igry.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Игра «У медведя во бору»

История возникновения

Зародилась эта игра летом, 9 июля. По календарю этот день числится как Давид-земляничник. Почему он так называется? Да потому, что именно в этот день земляника поспевает, девок и парней в лес ведет. Первую ягодку в рот кладут, а вторую домой несут. Собирай по ягодке, соберешь кузовок. Издавна считалось, что медведь – властелин леса, и по поверью, он ловит девушек в лесу и делает их своими работниками. Не случайно, играя в игру «У медведя во бору», девицы бегут от медведя с криком.

Правила игры

Рисуют два круга. Один – лес, в центре которого кладут ягоды и грибы; другой – деревня. Один из участников изображает медведя и садится в лесу. Остальные идут из деревни в лес по ягоды-грибы. У одного в руках корзинка. Все поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь постыл,

На печи застыл.

Затем окружают «лес», передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в лес и бросить в корзинку ягоды. Кого медведь в лесу поймает, тот вадит.

Игра «Пастух и стадо»

История возникновения

6 мая – Егоров день. Егоров день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. В некоторых деревнях Владимирского уезда каждый домохозяин приходил в поле с испеченным караваем (моленником). И первый кусок уделяли пастуху, оставшимся кормили возвратившийся в этот день с поля скот.

Скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. Выгоняя скотину, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

В селах Владимирской губернии, выгоняя в первый раз в поле корову, заставляли ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом ударяли ею, приговаривая: «Тели, телок, тели, телок». Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не уходит, так пусть бы и скотина от двора не уходила».

Правила игры

Из играющих детей выбирается пастух. Ему дают рожок и прутик. Остальные дети – коровы. Пастух выгоняет скотину, приговаривая: «Христос с тобой, Егорий храбрый, ты спаси нашу скотину».

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под светлым месяцем,

Под красным солнышком,

От волка хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

Дети ползут, имитируя коров, пастух погоняет их прутом. По сигналу «волк» или «медведь» дети быстро ползут, убегая от хищников.

Игры «Кресты», «Русалочки»

История возникновения

Период с понедельника на троицкой неделе до понедельника следующей недели называли «русальной неделей», и считали временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.

По словам крестьян, есть только одно средство, которое может спасти от нечистой силы – это нарисованный на земле крест. Кто не успел встать на нарисованный крест, тот поддался чарам русалок, того они уводили с собой в пруд.

Правила игры «Кресты»

Русалки ловят детей, старясь их защекотать, дети, убегая от них, встают на нарисованные на земле кресты.

Правила игры «Русалочки»

Дети стоят, взявшись за руки. Выбираются водящие – русалочки. Они в центре круга приседают на корточки. Дети идут по кругу и говорят слова:

«Девушка-русалочка, что сидишь под водой? Выйди хоть на час и поймай кого из нас!»

После этих слов дети говорят хором: «Ночь» – и приседают, а русалки с закрытыми глазами стараются узнать, кого они поймали. Если узнали пойманных, то запутывают их в сети, если нет –отпускают.

Игра «Гори, гори ясно»

История возникновения

7 июля – Иван Купала. В этот день исполнились обряды, связанные с водой и огнем. Главная особенность купальной ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, пели, заводили шумные игры. Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, а чтоб горело ярче, обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.

Издавна считалось, что если попрыгаешь через костры и поиграешь в русскую народную игру «Горелки», то очистишься от нечистой силы на весь год. В эту игру играли и в «зеленые святки» (Троицу), когда после гаданий на поде девушки прыгали через костер.

Правила игры

Участники выстраиваются парами друг за другом, водящий ходит перед ними и выкрикивает:

Гори, гори ясно,                                                Колокольчик звенит:

Чтобы не погасло.                                        Диги-дон, диги-дон,

Глянь на небо –                                                 Убегай скорее вон!

Птичка летит,

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий старается догнать. Если кого поймает, то становится с пойманным последней парой, а кто остался – тот водит.

БАШМАЧНИК

Играющие становятся в круг и берутся за руки, а если играющих немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится на скамеечку башмачник и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

— Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки.

Дети, держась за руки и двигаясь, по кругу, приговаривают:

— Примеривай, примеривай.

После этого сапожник должен, не вставая со своего места, протянуть руку, поймать кого-нибудь из круга. Пойманный и башмачник меняются местами.

Обыкновенные жмурки

Жмурке завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

БАБА-ЁЖКА

Рисуют круг в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у него ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:

Баба-ёжка,

костяная ножка,

с печки упала,

ножку сломала,

а потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу –

раздавила курицу,

пошла на базар –

раздавила самовар,

пошла на лужайку –

испугала зайку.

Баба-Яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого запятнает – тот замирает.

СКАКАЛКА

Двое детей раскручивают скакалку, приговаривая:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши!

Колядовщики прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ

Двое садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них белый камушек. Все начинают петь и в такт пению потряхивать ладошками, сложенными вместе. Тот, у кого белый камень, поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает камушек. Второй из стоящих – водит. Он должен отгадать, у кого в ладошках камень. А затем садится на место того, у кого перед этим нашел белый камень. Игра начинается сначала. Играющие напевают:

«Ходит Ванюшка среди белова камушка. Белый камень у меня, у меня. Говорите про меня, про меня».

ЛАПТИ

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола, участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

– Сплели лапти?

Водящий отвечает:

– Нет.

Играющие спрашивают еще раз:

– Сплели лапти?

– Да.

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу.

Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

ШАРИК

Вырывают в земле или в снегу ямку, на нее кладут дощечку, называемую «бабой», а на нее шарик. Играющие бросают в шарик битками и, сбив его, бегут за битками, чтобы скорее возвратиться в круг. Последний выбывает из игры.

САЛКИ НА ОДНОЙ НОГЕ

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет.

На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Ребенок, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет; предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!»

Игра повторяется.

Правила:

1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на правой, то на левой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

Заря-заряница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Раз, два, три – не воронь, а беги, как огонь.

Правила:

Дети стоят по кругу с каруселью, затем идут хороводом с песней. До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону. Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты.

ГОРЯЧЕЕ МЕСТО

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ

Играющие становятся в круг, в середине ребенок-утка, за кругом селезень, который как в игре «Кошка и мышка» ловит утку. Стоящие в кругу поют песенку:

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень.

ГУСЬКИ

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится дедка, выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. Дедка машет платком, дети начинают петь.

Сошлись гуси-гусаки

Вокруг дедки у реки,

Стали гоготати,

Дедке кричати:

«Дедка, дедка, пощади,

Нас, гусяток, не щипли,

Дай нам платочек,

Денег мешочек».

Дедка дает одному из играющих бумажку и говорит:

На, сумочку подержи,

Денежки не оброни.

Другому он дает платок и говорит:

На, платочек подержи,

Мне головку завяжи,

Раз пятнадцать поверни.

Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку. Раскручивание деда и передачу бумажки прекращают одновременно. Дети кричат дедке:

Дедка слепой,

Бумажка пропала!

Кому попала?

Дедка старается угадать, кому попала бумажка. Если он узнает, то дедкой становится тот, у кого в руках была бумажка.

КУЛЮЧКИ

(прятки простые)

Сначала уговариваются, где можно прятаться, где нельзя. Выбирают водящего, он, закрыв глаза, причитает:

Кулю-кулю-баба!                                Или:               Кума-кума-баба!

Не выколи глаза!                                                        Не выколи глаза!

Глаз на палице!                                                        Сын под окошком,

Другой в солонице!                                                Свинья под лукошком!

Пора, что ли?                                                        Пора, что ли?

Играющие разбегаются и прячутся. Водящий начинает искать. В следующей игре водит найденный прежде других.

горшки

Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на землю в кружок. Другая команда – хозяева. Они становятся за горшками. Один из детей изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:

– Почем горшок?

– По денежке.

– А он не с трещиной?

– Попробуй.

Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:

– Крепкий! Давай сговор!

Хозяин и покупатель протягивают друг другу руку, напевая:

– Чичары, чичары, собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и хозяин и покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному горшку – тот становится хозяином. А опоздавший делается водящим.

ВЕРБА-ВЕРБОЧКА

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

Канарейка – Машенька,

Соловейка – Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня, – скажет, – милый мой».

ПЧЕЛКИ И ЛАСТОЧКИ

Играющие дети — цветочки — сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры:

Пчелы летают по всей площадке. Гнездо ласточки находится на возвышении.

Пчелы

Дети по считалке делятся на две равные команды. Одна команда – пчелы, другая – цветы. Сначала пчелы ловят цветы. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчелы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается. Играющие поют:

Пчелки, пчелки!

Жальца-иголки,

Серые, малые,

Крылышки алые.

Поверху летают,

К цветам припадают,

Медок собирают,

В колоду таскают,

ж-ж-ж!

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы летают, на сигнал «филин» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

жаворонок

С помощью считалки выбирается жаворонок. В руке у него колокольчик. Он выходит в середину круга, который образуют играющие. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом текста играющие закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, звеня колокольчиком, осторожно кладет колокольчик за чьей-либо спиной. Тот, кто нашел колокольчик становится жаворонком.

Потом колокольчик прячут в любом удаленном от детей месте комнаты.

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

ворон

Играющие выбирают ворона и зайца, остальные дети – зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет ее палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:

– Ворон, ворон, что ты делаешь?

– Ямку копаю.

– На что тебе ямка?

– Денежку ищу.

– На что тебе денежка?

– Ситчику купить.

– Зачем тебе ситчик?

– Мешочек сшить.

– Зачем тебе мешочек?

– Камешки класть.

– На что тебе камешки?

– В твоих деток кидать.

– Что тебе мои детки сделали?

Ворон поет:        В огород мой прибегали,

Городьбу разломали,

а репу да мяточку

потоптали пяточками.

Карр!

Ворон бросается на зайчат, а заяц их защищает. Битва продолжается до тех нор, пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из зайчат. Этот зайчонок становится вороном.

Игра продолжается.

КОРШУН

Играющие истают в круг, ведут хоровод я поют:

Коршун, коршун, колесом,

Твои детки за лесом

Пить, есть просят,

Работать не могут.

Я их кормила,

Я их поила,

Спать уложила,

Рогожкой накрыла.

В Середине круга стоит коршун и копает землю, его спрашивают:

– Коршун, коршун, что делаешь?

– Ямочку рою.

– Зачем тебе ямочка?

– Копеечку ищу.

– Зачем тебе копеечка?

– Иголочку да ниточку купить.

– Зачем иголочка?

– Мешок сшить.

– Зачем мешок?

– Камушки класть.

– Зачем камушки?

– В твоих детей бросать.

Все разбегаются, коршун ловит.

ВЕНОК

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:

– Идите, девочки, на луг гулять,

Зеленые веточки завивать.

– Мы тебя, березка, не согнем

На тебе веночки не завьем.

– Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веточки совьюсь.

Завьете венки зеленые —

Станете весь год веселые.

Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

ЗАИНЬКА

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька. Один из ребят спрашивает его:

– Заинька, заинька, где твой дом?

– Мой дом под кустом, под березовым листом.

Затем все хором говорят:

– Заинька, заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок!

Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

1. Заинька, сорви цветик, вот и этак сорви цветик.

2. Заинька, свей веночек.

3. Положи на головку.

4. Топни ножкой.

5. Заинька, попляши.

Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в кругу, и меняется с ним местами. Так выбирается новый заинька, и игра продолжается.

Заинька, заинька, коротенькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

КАПУСТА

Рисуется круг — огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбирается хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волк и лисица, бобер и куница, заяц усатый, медведь толстопятый.

Дети стараются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет капусты, объявляется победителем.

ДЕД

Дети большинством голосов выбирают деда. А сами отходят в сторону и совещаются, как лучше его обмануть. Они договариваются о какой-нибудь работе и производят движения, имитирующие какую-нибудь работу.

Затем подходят к деду:

– Здравствуй, дед!

– Здравствуйте, дети! Где вы были?

– На работе.

– Что делали?

Дети производят движение, изображающее работу. Например, «жнут» в поле. Дед должен угадать. Если дед угадывает, ребята ведут хоровод и поют про свою работу:

У нас серпы-то золотые

А мы жнеи молодые!

Время жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить.

У печи сушить,

Тесто месить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Кончив петь, убегают, а дед догоняет. Пойманный становится новым дедом.

ОГОРОДНИК

(1 вариант)

Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем. Дети становятся в круг. Один – огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

– Кто там?

– Огородник.

– Зачем пришел?

– За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа. Если угадывает, то репа от него убегает, а он за ней.

Огородник

(2 вариант)

В середине большого обруча стоит пенек, в центре складывают репу — венок, ложку...

Все играющие стоят за обручем, а огородник садится на пенек стеречь репу, при этом поет:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу,

Белу репоньку сажу.

По команде одного из ребят все стараются быстро забежать в огород и унести репу. Ребенок, до которого дотронулся огородник, выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет репы.

ПАХАРЬ И ЖНЕЦЫ

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга. Одни – пахари, другие – жнецы. Начинают игру пахари. Со словами они идут шеренгой навстречу жнецам, и по окончании слов один из детей выбирает пару, которая держится за руки. Он старается пару разъединить. Потом шеренги меняются местами.

Пахари.        А мы пашенку пахали,

                Глубокие борозды топтали,

                Борозды глубокие,

                Полосы широкие.

                А вы, жнецы худые,

                У вас серпы тупые.

Жнецы.        А у вас пахарь Сысой,

                У него плуг тупой,

                Он пашню не пахал,

                На меже пролежал (2 раза)

                Да ворон считал.

ЧЕРНЫЙ ЖУК

Один из играющих, по жребию, становится спиной к остальным, ему завязывают глаза, а он широко расставляет ноги, между которыми игроки бросают свои шапки. Когда все подбросят, водящий ползком, на четвереньках, отыскивает шапки и старается по какой-нибудь примете узнать владельца. Когда жук ищет шапку, игроки приговаривают:

«Жук ползет, жук без рук, не найдет мою шапку». Если по какой-нибудь из шапок водящий признает хозяина, то последний тотчас берет ее и бежит на место, где стоял водящий, чтобы вместо него водить. Пока он бежит, остальные игроки, схватив свои шапки, бросают их в него. Если водящий не узнает хозяина шапки, то он может брать вторую, третью... если не узнает ничью, то водит снова.

ОГОРОДНИК И ВОРОБЕЙ

Выбираются огородник и воробей, остальные образуют круг, берутся за руки. Огородник поет: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью».

Огородник бежит ловить воробья. Дети воробья впускают в круг и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбираются новые огородник и воробей.

Игра «В СМОЛУ»

Мальчики и девочки берутся за руки, образуя круг: в середине двое или трое из играющих стоят, другие ходят вокруг и кричат:

Смола, смолися.

Бочка, крепися,

Крепка смола дедова,

Крепче и не было.

Пропили, проели

Дедову казну на меду,

А бабкину на вине.

Стук, стук у ворот!

При этих словах дети останавливаются. Стоящие в середине спрашивают:

– Кто там?

– Поп Федот.

– Зачем пришел?

– За смолою.

– На что тебе смола?

– Бочку смолить.

– На что бочка?

– Пиво варить.

– На что пиво?

– Сына женить.

– Какого?

Один из стоящих указывает на какого-нибудь мальчика, называя его по имени.

– А девушка какая? – спрашивают его.

Он говорит имя девушки. После этого игра начинается снова.

КРУЖЕВА

Дети выбирают двух водящих, один — челнок, другой — ткач. Остальные истают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челнок истает у второй пары, а ткач у первой. По сигналу ткача челнок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач ого догоняет. Если ткач догонит челнок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челноком, а ткач выбирается из детей.

В УГЛЫ

Четверо детей стоят по углам, один в центре. Под музыку все перебегают из угла в угол, а центральный занимает любой угол, прозевавший свой угол становится в середину.

ПРЯЛИЦА

Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая, в середине стоит жених.

Прялица, кокорица моя!

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть, попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После слов жених выбирает невесту, целует. Игра продолжается снова.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

На земле рисуют маленький кружок. В центре его втыкают ветку березы. Рядом с кружком дети выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Один участник, оставшийся без пары — водящий. Он идет в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все поют:

В золотые ворота приходите, господа!

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны к кружку. Первый, выдернувший ветку березы, идет в «золотые ворота», а проштрафившийся встает в парусе водящим впереди всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....