Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Родина моя - Югра»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
«Родина моя - Югра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_moya_yugra_2020.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка» город Нижневартовск
Воспитатель Кыкина Елена Николаевна
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
«Родина моя - Югра»
Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»
Цель: развитие гражданско-патриотических чувств к Родине через игру, художественное слово, фольклор
Задачи:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о России, Югре, о жизни, быте и культуре народов ХМАО; формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить имена знаменитых деятелей культуры и искусства.
Развивающие: развивать внимание, память, умение вести диалог; закрепить навыки работы в коллективе. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
Воспитывающие: воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране, родному краю; воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.
Оборудование и материалы: юла, жетоны, конверты с заданиями, изображения гербов и флагов, разрезные картинки, экран, проектор, ноутбук, коробка-посылка, фото знаменитых людей России и ХМАО, куклы в национальных костюмах, элементы национальных костюмов, макет чума, фотографии быта народов ХМАО, национальных видов спорта; демонстрационный материал: животный и растительный мир ХМАО.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов о жизни народов Севера: быт, промыслы, прикладное искусство. Чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», загадок, пословиц и поговорок, заучивание стихов. Тематические занятия. Слушание хантыйской музыки. Просмотр слайдовой презентации «Мой край – Югра». Рисование и изготовление с детьми поделок.
Методы и приемы: рассказ, беседа, сюрпризный момент, использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение); Разучивание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений; Знакомство детей с народной декоративной символикой.
Ход занятия.
Воспитатель: сегодня к нам пришли гости и принесли какую-то огромную посылку -коробку, давайте узнаем, что же там внутри, интересно?
К посылке прикреплено письмо от Незнайки. «Дорогие ребята, здравствуйте! Вы меня весной приглашали к себе гости и мне очень захотелось с вами увидеться и поиграть. Но, у вас теперь так холодно, что приехать к вам я не могу. Но, чтобы вы не грустили, я предлагаю поиграть со мной в игру «Что? Где? Когда?». Эта замечательная игра, в которой вы будете командой «знатоков», а я буду вашим противником, который будет давать задания, и, если вы справитесь с заданием, то вам засчитывается балл, если нет- то балл засчитается мне. Посмотрим, кто будет победитель в этой игре? Если согласны, то задания в посылке моей, ваш друг Незнайка».
Воспитатель: ну, что, ребята, поиграем? Достают из посылки содержимое, раскладывают атрибуты. Крутят волчок.
- Ребята отгадайте загадки «Загадки матушки Югры:
- Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – хмурый и сердитый… Лось
- Проворная зверюшка живёт в дупле – избушке. Целый день скок – поскок. Отыскала грибок, нанизала на сучок, заготовила впрок. Белка
- Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. Медведь
- У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались в чем тут фокус?
Я держу руками…(глобус)
Ответы детей. Из посылки достается глобус.
Воспитатель: правильно, а что такое глобус? Что на нём изображено? (модель земли; моря, океаны, страны). На глобусах и картах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города. На нашей планете много разных стран. Мы живем в стране, с гордым и красивым именем, каким?
Дети: Россия.
Воспитатель: правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
Воспитатель: Мы с вами живем в стране Россия, а как называется округ, в котором мы живем? (Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, городе Нижневартовске). Югра – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад, улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Фоном звучит народная стилизованная мелодия. И о нашей Родине расскажут ребята:
Егор: Есть на карте у меня
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.
Говорят, что в ней полным-полно чудес,
И зверей и ягод полон сказочный лес.
Говорят олени тут живут,
И деревья до небес растут.
Приезжайте в гости к нам друзья-
Мы покажем вам свои места.
Артем: Ты найди на карте место –
Запорошено снегами,
Там, где сосны, как невесты,
Нарядились перед нами,
Там, где царственные кедры
И красавицы берёзы.
Здесь щедры земные недра,
Здесь сибирские морозы.
Воспитатель: молодцы, все правильно ответили, первый жетончик у нашей команды уже есть!
- Игра «Сложи картинку». Государственные символы. Предлагается конверт, из которого достает воспитатель разрезные картинки (герб и флаг: России, ХМАО-Югры). Надо собрать из этих частей что-то целое. Что это означает? Если все это объединить, то как можно назвать?
Ответы детей (государственные символы России, округа, Нижневартовска).
Воспитатель Флаг – это государственный символ страны. Государственный флаг обозначает единство страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета). Скажите, что означают цвета? (Белый цвет обозначает — мир и чистоту, синий – небо, правда и верность, красный – огонь, отвагу и красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.
Еще один флаг, который получился из частей, что вы можете о нем рассказать, чей он, что означают цвета на нем? Две равновеликие полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная), окаймлённое со стороны выступа белой полосой и несущее в левой верхней части полотна элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа. Синий цвет флага символизирует водные ресурсы региона. Зеленый цвет — символ бескрайней сибирской тайги, белый цвет напоминает о суровой зиме, северных снегах, покрывающих территорию округа в течение семи календарных месяцев года. Сибирская корона в виде стилизованного изображения оленьих рогов — традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством
На мультимедиа картинка «Герб России»
Воспитатель: Герб – это отличительный знак государства. На гербе изображен золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Золотой двуглавый орел – символ солнца. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл с двумя головами означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина, родина у нас общая. В правой лапе орла -скипетр, в другой держава. Скипетр в современном понимании-знак государственности, держава- знак законности и права.
Значок в центре орлов — это всадник, его называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея (дракона). Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
Воспитатель: где устанавливают Государственный герб?
Дети: на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны, печатают на российских монетах, используют на печатях, которые подтверждают подлинность документов.
У нас еще один герб, что вы можете о нем рассказать? Герб нашего города. Что означают знаки и символы на нем? В треугольное поле - символ богатства нашего края, - на котором отражен основной вид деятельности человека в этом регионе - три капли нефти в разомкнутом снизу черном кольце. Справа - серебряное трапециевидное поле - чистота, невинность, радость. На нем эмблема ели - вечнозеленого дерева, символизирующего вечность. Слева - на голубом трапециевидном поле - эмблема рыб, это слава, которую несет река Обь, раскрывая богатство города.
Еще один герб. Герб ХМАО-Югры. Кто расскажет о нем. Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве. Центральная фигура герба ХМАО-Югры – орнамент, который находится внутри меньшего щита. Он изображает двух птиц, соединяющихся хвостами. Их крылья поддерживают восходящее солнце, которое почитается в культах местных народов.
Ксюша: Соединив леса и горы,
Озера. реки и луга
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края,
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-мансийская земля.
Динамическая пауза. Мансийская народная игра «Хейро», с использованием музыки Театра шаманского бубна «Звуки костра»
Воспитатель: молодцы, ребята, у нас в копилке еще одни жетон с баллом!
- «У хантыйского чувала». Игра «Найди ошибку»
На мультимедиа изображение чума, на его фоне оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, сеть рыбацкая, куски меха, силуэты и фигурки животных, орнаменты, изделия из меха, элементы национальных костюмов, видов национального спорта).
Воспитатель: В этом году Ханты Мансийский автономный округ отмечает свой 90- летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям. Каким? Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. А вот что обозначает слово «хант». Отрывок из стихотворения Ю. Шесталова:
«Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.
Потому что слово — это «ханты» - в переводе значит «человек»
Воспитатель: вот в конверте очередная задачка от Незнайки. Он приглашает в гости в чум к деду Петру, погреться у его чувала. Кто знает, что такое «чувал»? (Огонь, костер, домашний очаг) Предлагается повнимательнее посмотреть на все, что в чуме и, что его окружает. Нужно найти ошибку. Где же перепутал Незнайка и неправильный атрибут принес.
Ответы детей.
Рассматривают картинки с изображением природных богатств тайги.
Воспитатель: Наш северный край славится богатыми лесами. А чем же богаты наши леса, мы сейчас узнаем.
Глеб: В лес осенний мы пойдем
Грибов, ягод наберём:
Вот брусничка нам мигает,
Клюква рядом поспевает.
Ну, а это, что за чудо,
Что за дружная семья?!
Мама, папа и сынок, -
Так ведь это же – маслята,
Их бери скорей, дружок!
Лес нас щедро принимает,
И дарами угощает,
Ну, а мы ему в ответ
Благодарный шлём привет!
Рассматривают изделия из бисера, национальные костюмы.
Милана: Хантыйские орнаменты красивы,
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдёшь во всей России,
Таких цветов и сказочных зверей.
М. Шульгин
Воспитатель: Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством, много трудов и забот. Особенно народы ханты и манси любят охоту и праздники. На эти праздники ханты и манси стараются собираться со всего округа. На праздниках общаются, встречают старых друзей, устраивают состязания и «Игрища». Один из праздников, это рождение потомства у оленей. Когда появляются оленята, для народов севера — это праздник новых надежд на благополучие всего года.
Дамир: Рады взрослые и дети
Когда беленький как снег,
В стаде первый олененок
Появляется на свет.
Физминутка. «Хантыйские игрища»
Звучит аудиозапись песни: «Белый олень». Сл. А. Тарханова муз. В. Пшеничникова
Воспитатель: игры, которые посвящены культовым праздникам, дают определение «игрища». Нас приглашают на празднике рождения олененка поучаствовать в таких «игрищах».
- «Прыжки через нарты». Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Ханты придумали забаву –прыжки через нарты. Выбирали самых выносливых и прыгучих их своего народа.
- «Борьба на палках». Два игрока садятся на пол или землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцепляет пальцы, то он считается побежденным.
Воспитатель: и здесь наша команда знатоков справилась, еще один жетон с баллом!
- «Прославим Отчизну нашу». Игра «Угадай и назови?»
Воспитатель: Богаты наша страна и округ талантами. Сколько замечательных людей прославили нашу Родину своим трудом и творчеством.
На столе фото знаменитых россиян: А.С. Пушкин, Ю. Гагарин, В. Путин, Рыжиков С, Кошиль Л., Шарапова М. и предметы, которые могут относится к ним. Надо назвать как их зовут, и подобрать предметы к фото.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: молодцы, ребята все верно выполнили и разложили предметы. Пушкин (писатель)– книга «Сказки Пушкина», Л. Кошиль (бортмеханик) – инструменты; Гагарин и Рыжиков (космонавт)– космический корабль, Путин (президент)– Кремль. М. Шарапова (теннисистка) – ракетка и мяч.
Еще один жетон с баллом!
Заключение.
Воспитатель: вот и подошла наша игра к концу, мы выиграли у Незнайки во всех четырех турах. Спасибо ему за такую игру. Мы многое вспомнили и узнали, правда ребята? О чем мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей.
Ведущая: Я горжусь тем, что моя родина – Югра! Край, где под одним мирным небом живут в дружбе люди разных национальностей! Я верю в то, что наши дети, юное поколение югорчан, будут достоянными представителями нашего округа и нашей страны. Что может быть лучшим подарком в День рождения? Конечно же, признание в любви! Югра… величавая и добродушная, гостеприимная и трудолюбивая, строгая и отзывчивая, мудрая и любимая!
Нияз: Я люблю свою Югру,
Хоть порой, и грустную,
С рыжей осенью печальной,
Взгляд её задумчивый!
Стая птиц уж улетает,
Листья опадают,
Только гроздь рябины алой
Весело кивает!
Я люблю свою Югру,
хоть порой, суровую,
с холодами и метелями,
но зато веселую!
Можно с горки прокатиться,
И в снежки играть,
А потом бежать вприпрыжку,
Друга догонять!
Арина: Наш округ - седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!
Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Раздаются медали «знатоков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Россия - наша Родина"
Воспитание любви к родной стране, знакомство с символикой страны...
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия — Родина моя»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.Задачи: обобщить и с...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы на тему "С чего начинается Родина?"
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей:Познавательно-речевая;Художественно-эстетическая;физическая...
Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: "С чего начинается Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: — формировать у детей представление о России, как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государственным с...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме «С чего начинается Родина»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: — формировать у детей представление о России как о родной стране; — формировать уважительное отношение к государств...
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад №69 «Мальвина». Тема : «Россия — Родина моя» Воспитате
Обобщение и систематизация знаний детей о России; формирование патриотических чувства к своей Родине, закрепление знаний детей о государственной символике РФ, о географическом расположении нашей...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Моя Родина - Россия».
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Моя Родина - Россия» и презентация к занятию...