План мероприятий в рамках акции «С юбилеем, Югра!»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Майок Алла Владимировна

План разработан в рамках недели к 90-летию ХМАО для воспитанников старших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 90_let_yugre.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

План мероприятий

в рамках акции «С юбилеем, Югра»

с 01.12-10.12.2020г.

с дошкольниками общеобразовательной группы «Тюльпанчик»

(5-6 лет)

Цель: Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Задачи.

  • Познакомить с бытом и традициями народа ханты.
  • Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
  • Познакомить с символикой Югры (герб, флаг).
  • Развивать интерес  детей  к подвижным играм коренных народов Югры.
  • Воспитывать чувства уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

План мероприятий.

  1. Работа с детьми.
  • Беседа с использованием презентации «Животные леса Югры».

Цель. Расширять знания о диких животных нашего края, о внешнем виде животного и их повадках.

  • Просмотр презентаций «Быт  и  традиции народов ханты», «Транспорт Северного народа».

Цель. Уточнить знания детей о жизни коренных народов Югры. Активизировать познавательную деятельность детей.

  • Рассматривание символики Югры (герб, флаг).

Цель.  Познакомить с символикой Югры (герб, флаг).

  • Чтение художественной литературы:  мансийская  народная  сказка   «Легенда о кедре»,

хантыйские сказки  «Мальчик Идэ», «В доме бурундука»

Цель. Продолжать развивать у детей интерес к художественной и познавательной литературе; знакомить детей с культурой народов Севера; воспитывать любовь к родному краю.

  • Творческая мастерская «Кукла Хантыйка».

Цель. Развивать творческие способности детей

  • Лепка «Олени».  

Цель. Развивать у детей творческие способности; учить лепить фигуру северного оленя комбинированным способом, передавая его характерные особенности, формировать умение сглаживать поверхность формы; воспитывать интерес к северным оленям.

  • Конструирование чума из счетных палочек.
  • Подвижные игры   «Бег на трех ногах», «Оленеводы»,  «Заячьи следы», «Хейро», «Нарты и сани»

.

  1. Работа с детьми.
  • Буклет «Мир природы нашего края»
  • Создание выставки «Сердце мое – Югра»

Воспитатели: Майок А.В., Прунчак Г.Н.

  • Мансийская  народная  сказка   «Легенда о кедре»

Однажды в глухой кедровой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром.

Кедр был очень стар, ветви его от времени изогнулись, ствол весь покрылся извилинами, а на земле под ним образовался метровый слой хвои, опавшей за всю его жизнь.

Уютно и тепло стало уставшему человеку на такой мягкой перине, крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Но на рассвете проснулся оттого, что его чуткое ухо уловило чей-то стон.

Прислушался охотник и услышал тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым, стоявшим рядом.

Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять.

- Что ж ты не падаешь, ведь я слышал об этом еще вчера? - удивленно заметил молодой кедр.

- Я упал бы еще вчера, - ответил старый кедр, - но подо мной лег спать уставший человек.

Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Тут же закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю.

  • Хантыйская сказка «Мальчик Идэ»

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Имъял-Пая.
Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.
«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.
Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:
— Пойдём, Идэ, орешки собирать!
— Пойдём, бабушка!
Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.
День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит. Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.
В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает. Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.
Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.
— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.
Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.
Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала. Закричал Идэ, заплакал:
Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.
Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:
— Всего съешьте, только голову не троньте!
А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.
Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.
Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!
Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!
Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:
— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:
— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!
Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».
Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.
Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.
Хорошо!
С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.
Так бабушка отучила внука бояться.

  • Хантыйская сказка «В доме бурундука»

Бурундук с охоты домой возвращался. Слышит, в его доме кто-то шаманит. Убежал бурундук в лес, чтобы помощь найти. Встретил зайца и говорит:

— Пойдем со мной, у меня дома кто-то шаманит. Нужно выгнать.

Заяц ему отвечает:

— Пойдем еще кого-нибудь позовем.

Шли, шли и лису встретили. Сказал ей бурундук то же, что и зайцу. Лиса говорит:

— Еще нужно помощи искать.

Шли, шли и встретили медведя. Бурундук говорит ему:

— Пойдем ко мне, у меня дома кто-то шаманит, нужно выгнать.

Медведь отвечает:

— Пойдемте, я вам помогу.

Заходят в дом к бурундуку, а там лягушка шаманит, прыгает по полу. Медведь говорит:

— Кого вы испугались!

Схватил лягушку за голову и выбросил на улицу. Лиса говорит:

— Давайте устроим поры.

Назначили, кто должен Торуму петь и кричать. Медведя назначили. Начал медведь петь и плясать. Поет, а лиса его в это время обзывает:

— У всех в лабазах воруешь, в каемах оленей убиваешь и ешь их.

Медведь очнулся и говорит:

— Кто меня обзывает?

Лиса отвечает:

— Это заяц.

Медведь стукнул зайца лапой и убил. После этого медведь снова начал петь и плясать, а лиса его так же обзывает. Медведь перестал петь и спрашивает:

— Кто меня дразнит?

Лиса отвечает:

— Это бурундук.

А сама в это время роет норку возле стены. Медведь схватил бурундука лапой, но тот увернулся и убежал. Только на спине у бурундука полосы остались — следы от медвежьих когтей. Медведь снова начал петь и плясать. Лиса снова начала его обзывать. Медведь спрашивает:

— Кто меня дразнит?

Лиса отвечает:

— Это я.

Медведь хотел ее царапнуть, но лиса в норку нырнула, которую сама выкопала. Медведь полез в эту норку и застрял, ни вперед, ни назад вылезти не может. Лиса в это время вышла на улицу, развела огонь и давай пешню накаливать. Когда пешня докрасна накалилась, лиса всадила ее медведю в спину. Так лиса себе много пищи запасла.

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ АКЦИИ «ДНИ ЗАЩИТЫ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ»

Детский сад сегодня-это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие воспитанников. Эколого...

План мероприятий в рамках Всероссийской акции «Дарю тебе сердце!»

в рамках Года борьбы с сердечно - сосудистыми заболеваниями. С целью информирования   воспитанников о факторах риска возникновения и мерах профилактики в МБДОУ детский сад №1 «Теремок» запла...

План проведения мероприятий в рамках акции «Безопасный лёд»

План проведения мероприятий в рамках акции «Безопасный лёд»...

План мероприятий в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности в 2021 году»

В плане отображены мероприятия, которые можно реализовать в ходе акции....

План мероприятий в рамках экологического марафона «Моя Югра – моя планета»

План работы предназначен для дошкольников подготовительной группы....

План мероприятий, в рамках акции "Безопасность детства"

Данный материал позволяет в доступной для детей форме, проводить мероприятия по профилактике гибели и травматизма детей на пожаре....