РМО "Традиции земли русской"
план-конспект занятия (старшая группа)

Власенко Вера Викторовна

Конспект РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rmo_traditsii_1_1.docx83.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дoшкольное образовательное учреждение детский сад №28

«Снегирёк» общеразвивающего вида

Конспект интегрированного занятия

по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе  

«Традиции земли русской»

                                                                                                                                                  Выполнила   воспитатель:

                                                                             Власенко                            

Вера  Викторовна

                                                                                                                   

2020 – 2021 учебный год

Цель: Формировать у дошкольников ответственность за сохранение культурно – исторического наследия нашей страны, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему через знакомство с традициями русского народа.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления о культуре русского народа;

- познакомить с избой крестьянской семьи, кухонными принадлежностями, которые находились в доме (самовар и т.д.)

Развивающие:

- развивать интерес к  русской культуре, народному фольклору;

- обогатить словарный запас детей;

- развивать память, мышление, умение обобщать и систематизировать полученные знания.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к истории и традициям своего народа;

- вызвать чувство гордости за народ русский и его прошлое;

- создать праздничное настроение на занятии.

Материалы:

Русские народные костюмы, макет избы, мультимедийное оборудование, иллюстрации, предметы русского быта.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, разучивание  элементов  народных танцев (хоровод, парные танцы).

Словарная работа: изба, сруб, иконостас, самовар, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись, загорская матрёшка.


Ход занятия:

1.Вводная часть: Организационный момент

(Слайд 1)

- Здравствуйте ребята, у нас сегодня очень необычное занятие, мы отправляемся с вами в путешествие.

(на экране слайд  «Карта России»)

- Посмотрите на карту. Перед вами территория России. Вот Север, а вот Юг, Запад и Восток, они расположены очень далеко друг от друга.

 В одной части нашей страны люди ложатся спать, в другой начинается утро. На одном конце нашей страны может припекать солнце, а на другом идти снег. Чтобы добраться с запада на восток на самолёте, нужно лететь 7 часов, а на поезде проехать 7 дней.  

В каждом регионе живёт свой народ.

(Слайд «Северные жители»)

На Севере очень холодно и люди одеваются тепло.

- Как думаете, из чего сделана эта одежда?

- Правильно, из меха.

(Слайд Чум)

- Это жильё жителей Севера, оно называется Чум. Сверху чум покрывали оленьими шкурами, а внутри его украшали коврами. В центре ставят очаг, который служит источником тепла и приспособлением для приготовления пищи.

(Слайд «Южные жители»)

На Юге нашей страны преобладает тёплый климат. Соответственно и одежда на Юге другая. Ее предназначение защищать людей от солнца.

(Слайд Дома южных жителей)

- Дома в южных горных районах в основном сделаны из камня. Камень в южных районах – самый доступный строительный материал, который долго держит прохладу и защищает от жары.

(Слайд Жители средней полосы)

- Мы с вами живем в центральной полосе России, и я предлагаю вам отправиться в путешествие в русскую деревню.

Поедем мы не на автобусе, а на лошадях и окунёмся в мир русских народных традиций и обычаев.

(Слайд Тройка лошадей)

Подвижная игра «Лошадка»

(дети двигаются по кругу под музыку, ударяя носком ноги по полу)

(Слайд Русская деревня)

- Вот мы и прискакали в русскую деревню.

(Слайд Русская изба)

Посмотрите ребята, это русская изба. Дома раньше назывались избами или срубами, так как строили их из срубленных бревен. Все избы в деревнях построены из дерева, так как кругом леса и это самый доступный строительный материал. К тому же дерево хорошо держит тепло зимой и не сильно нагревается летом.

Зайдём в гости в дом и посмотрим, как жили наши предки.

В избе всегда считали святыми 3 места:

(Слайд Красный угол)

1. Красный угол – это иконостас, где размещали иконы. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол - самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

(Слайд Русская печь)

2. Вторым местом была русская печь

Печка вам не просто место,
Где горит охапка дров:
На печи подходит тесто,
Что для завтрашних хлебов.
Много я ходил по свету,
Что ни пробовал и где б -
Ничего вкуснее нету,
Чем простой домашний хлеб.

- Печь – это сердце дома, она обогревала всю избу, на ней спали и готовили пищу, сушили вещи и даже мылись.

(Слайд Обеденный стол)

3. А третьим святым местом в доме  был большой обеденный стол, за которым собирались всей семьей, и пили чай из самовара и беседовали.

(Слайд Семья за столом пьют чай)

(Слайд Самовар)

- Как думаете, почему его так назвали – самовар? (сам варит)

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Его покупали на всю жизнь, берегли, ухаживали, передавали от родителей к детям.

Для семейного чаепития самовар помещали в центр стола. Пока он закипал, на белую скатерть выставлялись все чайные принадлежности и домашнюю выпечку: пироги, ватрушки, выставлялись так же сахарница с уже расколотым на кусочки сахаром, вазочки с вареньем.

(Слайд)

- Русский народ всегда славился своими песнями и танцами.

- Приглашаю всех на танец «Хоровод»

(Звучит русская народная музыка)

- Посмотрите, к нам пришли гости (переодетые мальчик и девочка из группы). В какие красивые русские народные костюмы они одеты.

(Слайд Русские люди)

- Женщины и девочки носили широкие, расписные сарафаны. Голову украшал кокошник. Основной частью мужского костюма была рубаха, её подвязывали поясом и пОрты  то есть штаны..

- Я предлагаю поиграть с нашими гостями в народную игру

«Гори, гори ясно!»

 (Слайд Ярмарка)

- Обычно, в середине октября на Руси начинались осенние ярмарки. Чего там только не продавали: овощи, фрукты, мёд, хлеб и многое другое, чем земля людей отблагодарила за тяжёлый и кропотливый труд.

(Слайд)

Также люди продавали игрушки и предметы быта сделанные своими руками.

 (Слайд Игрушки)

-  Посмотрите  на слайд. Перед вами игрушки, что у них общего? (они белые и украшены узором)

- А чем отличаются друг от друга? (тем, что узоры у них разные)

- Элементы росписи на филимоновской игрушке – это ёлочки, треугольники, цветочки.

- А на дымковской игрушке клеточки, полоски, точки, кружочки.

(Слайд Посуда)

- Посмотрите, а здесь у нас посуда. Золотая хохлома один из самых известных видов росписи в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома.

- Из какого материала сделаны эти изделия? (из дерева)

- Основные цвета хохломской росписи: чёрный, золотой, красный, зелёный.

(Слайд Посуда)

- А этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой.

- Такой росписью украшали тарелки, разделочные доски, мебель, игрушки.

- Ребята, послушайте загадку.

- Прячется от нас с тобой,

- Одна куколка в другой,

- На косыночках горошки,

- Что за куколки? (матрёшки)

(Слайд Матрёшка)

-   А это знаменитая русская игрушка - Загорская матрешка. Наряду с русской берёзкой, самоваром она стала символом России. Родина матрешки Загорск. Матрёшка добрая посланница любви, дружбы, счастья и благополучия.

Дидактическая игра по народным промыслам «Что лишнее»

C:\Users\Dimon\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Русские народные традиции (1) (1).jpg

(По такому принципу 4 слайда)

- Но нам пора возвращаться, и чтобы снова оказаться в  детском саду предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

(звучит музыка)

Итог:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Из чего сделана изба?

- Убранство избы?

- Что является самым главным в русской избе?

- С какими видами игрушек вы познакомились?

- Какие виды росписи вы узнали?

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и угощали всех блинами, пряниками. А я вам испекла калачи. Придёте в группу и покушаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...