Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с творчеством С. А. Есенина «Край любимый!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Литвинова Наталья Александровна

Продолжать знакомить дошкольников старшего возраста  с творчеством русского поэта С. А. Есенина, воспевающим красоту Рязанского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._a._esenina_kray_lyubimyy_litvinova_n.a.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с творчеством С. А. Есенина   «Край любимый!»

Старший дошкольный возраст

Подготовила  Литвинова Н. А.

Цель.  Продолжать знакомить дошкольников старшего возраста  с творчеством русского поэта С. А. Есенина, воспевающим красоту Рязанского края.

Задачи.

1. Формировать представление детей о временах года, сезонных изменениях в природе через произведения С. А. Есенина

2. Способствовать эмоциональному восприятию  стихотворений поэта о природе.

3. Развивать творческие способности и  воображение.

4. Обогащать словарный запас детей

5. Воспитывать любовь к родному краю, природе через поэзию С. А. Есенина.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, стулья для постройки автобуса, мольберт, снежинки из бумаги, клей-карандаш для каждого, ключи для подвижной игры, «жаворонки» из теста.

Предварительная работа: знакомство с творчеством С. Есенина через рассказы о поэте, чтение его произведений, рассматривание иллюстраций к стихотворениям поэта о природе, прослушивание музыкальных произведений на стихи  С. А.  Есенина, разучивание русских народных хороводных игр.

Ход занятия

Слайд 1

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

 Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети. Автобус.

Слайд 2

Воспитатель. Любите путешествовать? Мы сегодня отправляемся в путешествие на «автобусе» по островам, которые называются «Времена года».

 Слайд 3

А помогут нам стихотворения С. А. Есенина.

Слайд 4

Поэт родился и жил в селе Константиново Рязанского края. Это живописное место богато природой: «белая береза», «желтый клён», «багряный закат», «голубой вечер», «золотое солнце», «малиновое поле» и многое другое. Природа родного края, любимые уголки вдохновляли поэта писать красивые стихотворения. Синее, голубое, алое, рыжее, золотое, брызжет и переливается в произведениях поэта.  Стихотворения наполнены звуками, запахами, красками. Каждая краска имеет свой цвет и соответствует определенному времени года.

Какими цветами можно обозначить времена года?

 Слайд 5-8

Дети. Зима - белая, цвет снега. Весна - зелёная, цвет распускающих листьев. Лето - голубое,  цвет неба. Осень - жёлтая,  цвет опавшей листвы. 

Слайд 9

Дети строят из стульев автобус

Воспитатель. Занимайте свои места в «автобусе», и мы отправляемся в путешествие по островам «Времена года» и любимым природным уголкам поэта С. А. Есенина.

Дети садятся в «автобус»

Воспитатель. А вот и первый остров голубого цвета.

 Дети. Это лето.

Слайд 10

Воспитатель. Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Слайд 11

Самый родной и любимый уголок С. А Есенина – это отчий дом и природа, которая его окружает.  Это место описывает поэт с теплотой, тихой радостью, иногда с печалью.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Лето – это щедрое время года: поспевали овощи и фрукты, собирали урожай мёда и хлеба, проводились весёлые праздники.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Слайд 12

Корогод- это хоровод. В селе Константиново взрослые и дети после трудового дня любили собираться вместе и заводить хороводы с играми. Одна из таких игр называется «Заря- заряница». Я предлагаю в эту игру поиграть.

Подвижная игра «Заря- заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с ключами и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Косы золотые,

В ленты обвитые.–

С последними словами заря осторожно кладёт ключи в руки одному из играющих, который заметив это, берёт ключи, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить в руки ключи.

Игра проводится 2-3 раза.

Дети садятся.

Воспитатель. Продолжаем наше путешествие. А вот и следующий остров жёлтого цвета.

Дети. Это осень.

Слайд 13

Воспитатель. В осеннем убранстве природы этот цвет смешивается с оранжевым и с красным. А золотые листья оживают и превращаются в бабочек.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Слайд 14

Осень - это тихая и печальная пора, не смотря на то что она богата красками.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Слайд 15

Гуляя по полям родного края, С. Есенин наблюдал  за  осенним приметами природы и сравнивал их с живыми образами. Тем самым добавлял в свои произведения волшебство и сказочность.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Воспитатель. А мы с вами едем дальше и попадаем на белый остров.

Дети. Это зима. 

Слайд 16

Воспитатель. И волшебство продолжается в стихотворениях поэта.  Зима умеет петь.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.  

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу».

Воспитатель. Ребята, а как вы понимаете «мохнатый лес». 

Дети. Лес, покрытый снегом.

Слайд 17

Воспитатель. Зима украшает не только лес, поля, но и славится крепкими морозами, которые украшают красивыми узорами окна деревенских домов.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

И к нам прилетели белые снежинки дивной красоты. Давайте украсим наше окно красивыми снежинками.

Игра «Укрась окно»

Дети выбирают снежинки и с помощью клея-карандаша украшают окно на мольберте. 

Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Наше путешествие продолжается. А вот и четвёртый остров зелёного цвета.

Дети. Это весна.

Слайд 18

Воспитатель. Весной просыпается вся природа.  Стихотворения С. Есенина наполнены пением птиц, журчанием ручьёв, свежестью и ароматами цветов.

Под звуки весенней природы воспитатель читает стихотворение.

Поля зазеленели,

Ароматом дыша.

Цветы запестрели,

Птицы прилетели.

Лес оживился

Щебетанием,

Воздух наполнился

Благоуханием.

Слайд 19

С. Есенин  восхищается черемухой, которая расцвела вместе со всей окружающей природой.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Изображение природы словно оживает, наполняется разнообразными звуками.

Взрослые и дети села Константиново тоже радовались приходу весны, теплу и яркому солнышку, прилету птиц.

Слайд 20

Тинь-тинь, синица!

Добрый день!

Не бойся!

Я тебя не трону.

И коль угодно,

На плетень

Садись по птичьему закону.

И нас приветствуют птицы. По традиции в селе С. Есенина весну встречали  жаворонками из теста. Вот такой подарок приготовили нам жители села Константиново.

Слайд 21

А нам пора возвращаться из путешествия по островам «Времена года» в детский сад.

Слайд 22

Подведение итогов.

- Какие времена года описывал в своих произведениях С. А. Есенин?

- В каком времени года вы хотели бы оказаться по стихотворениям С. А. Есенина?

- Воспитатель предлагает в свободное время нарисовать наиболее яркие образы природы из произведений С. А. Есенина.

Используемая литература

Есенин С. А. Избранные сочинения/ Сост., вступ. статья и прим. А. Козловского.-М.: Худож. лит., 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Родной край - озеро Городно"

Представлен конспект занятия по ознокамлению с окружающим миром. Занятие в рамках краеведения. Возраст детей - старшая группа...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Герб Курского края"

Конспект  интегрированного занятия для подготовительной группы "Герб Курского края" освещает две образовательные области: "Познание" и "Художественное творчество". Данное занятие поможет познаком...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе группе «Люблю тебя - мой край родной»

Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству Тема: «Весенняя полянка» (младшая группа)

Цель: Закрепить знания детей о весне, насекомых, первых цветах.Задачи:1. Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах и насекомых.2. Развивать вос...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и художественному творчеству (аппликация) в старшей группе на тему: «Поздравительная открытка к 9 мая»

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству (аппликация), в котором преследовались следующие цели: Закреплять уме...