- Проект «Моя малая Родина»
проект (подготовительная группа)

Максарова Юлия Егоровна

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР»

ул.  Мира ,4,  с.  Шурышкары ,  629650,  Шурышкарский район,

8  (34994) 62-3-74, 62-3-87,  факс 62-3-74,  ИНН  8907001240,

р/с  40701810700001000016     БИК  047182000  в  РКЦ  г.  Салехард  ГУ  Банка  России

E-mail:   ipk741.80@mail.ru

 

 

Проект

«Моя малая Родина»

 

 

 

 

 

                                                      Разработчики: Козлова М.С.

                                                                                Шиянова И.Л.

                                                                                Максарова Ю.Е.

 

 

 

 

 

2019г.

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение 3

Актуальность проекта                             5

Разработка проекта 6

Список используемой литературы  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 “ Для каждого из нас малойРодиной является земля, на которой человек родился, вырос и живет». Наша малая родина Ямал – полуостров на севере Западной Сибири, на территории ЯНАО. Омывается Карским морем и Обской губой. Народы с древним укладом жизни сохраняли традиции долгие столетия. Со временем они становились неотрывной частью их жизни. Но летит время, меняется быт и молодое поколение начинает забывать о своих традициях, о своей культуре, обычаях, преданиях, не знает свой родной язык. Нужно напоминать им о бытовавших в далекие времена традициях, чтобы национальное искусство осталось не только в музеях, но продолжало жить в современных формах. Каждый народ лишь тогда жив, когда живы его язык, обычаи и культура.

 

Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий, групповой. Осуществляется внутри ДО в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).

Цель проекта:

  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов ханты, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

 

Задачи:

  • создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию
  • воспитывать любовь к своему народу, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов Ямала.
  •  познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную   связь окружающего мира с жизнью человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Моя малая Родина"35.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР»

ул.  Мира ,4,  с.  Шурышкары ,  629650,  Шурышкарский район,

8  (34994) 62-3-74, 62-3-87,  факс 62-3-74,  ИНН  8907001240,

р/с  40701810700001000016     БИК  047182000  в  РКЦ  г.  Салехард  ГУ  Банка  России

E-mail:   ipk741.80@mail.ru

Проект

«Моя малая Родина»

                                                      Разработчики: Козлова М.С.

                                                                                Шиянова И.Л.

                                                                                Максарова Ю.Е.

2019г.

Содержание:

Введение 3

Актуальность проекта                             5

Разработка проекта 6

Список используемой литературы  14

Введение

 “ Для каждого из нас малойРодиной является земля, на которой человек родился, вырос и живет». Наша малая родина Ямал – полуостров на севере Западной Сибири, на территории ЯНАО. Омывается Карским морем и Обской губой. Народы с древним укладом жизни сохраняли традиции долгие столетия. Со временем они становились неотрывной частью их жизни. Но летит время, меняется быт и молодое поколение начинает забывать о своих традициях, о своей культуре, обычаях, преданиях, не знает свой родной язык. Нужно напоминать им о бытовавших в далекие времена традициях, чтобы национальное искусство осталось не только в музеях, но продолжало жить в современных формах. Каждый народ лишь тогда жив, когда живы его язык, обычаи и культура.

Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий, групповой. Осуществляется внутри ДО в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).

Цель проекта:

  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов ханты, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

Задачи:

  • создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию
  • воспитывать любовь к своему народу, чувства патриотизма и гордости за Родину.
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов Ямала.
  •  познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную   связь окружающего мира с жизнью человека;
  •  воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
  • развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Актуальность проекта:

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

 В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов  Ямала активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов Ямала. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов севера. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Разработка проекта.

Предполагаемый результат:

  • Освоение доступных знаний об истории родного края.
  • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  • Пополнение знаний о народах Шурышкарского района.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

План мероприятий:

  • Чтение методической и художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
  • Проведение цикла тематических занятий.
  • Развлечение « День Шурышкарского района», «День оленевода»,«Ворна хатл», «День рыбака», « Лун кутап хатл».Традиционный праздник народов ханты.
  • Спортивное развлечение «Игры народов ханты».
  • Выставка детских рисунков «Здесь Родины моей начало».
  • Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
  • Создание дидактических игр-пазлы «Кто где живет».
  • Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов ханты.
  • Работа с родителями «Национальные блюда»
  • Подборка « Игры народов ханты».
  • Подборка «Сказки народов ханты».
  • Подборка «Иллюстративный материал».
  • Создание мини-музея «Жилище народов ханты».
  • Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
  • Театрализованная деятельность
  • Презентация проекта.

Итог проекта:

  • Открытие мини-музея «Шурышкарский край».
  • Музыкальный праздник ко Дню открытия и закрытия недели мини-музеев.
  • Приглашение в групповой музей подготовительных групп детского сада.
  • Презентация проекта.

 

Работа над проектом проводится в несколько этапов:

Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДО для определения целей проекта.
  • Провести    опрос детей на знание о многонациональности  народов проживающих на территории Ямала ;
  • Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДО) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей малой Родине.
  • Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и  художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
  • Чтение методической и художественной литературы.,
  •  Рассматривание иллюстраций, фотографий.
  • Проведение цикла тематических  занятий;
  •  Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народа ханты;
  • Чтение сказок народа ханты.

Презентационно – завершающий:

  • Выставка продуктов детской деятельности;
  • подборка « Игры народов ханты»;
  • подборка пословицы, поговорки, загадки народа ханты;
  • подборка «Иллюстративный материал»;
  • подборка «Методические разработки»;
  • презентация проекта «Народы Ямала»;
  • занятие «Наша земля - Ямал».

1. Образовательная область «Познавательное развитие»
•    Тема 1. «Наша земля -Ямал»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о Ямале как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта Ямала, указка, герб и  флаг Ямала.

•    Тема 2. «Какие народы живут на Ямале»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения Ямала, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов Ямала.
Предварительная работа: чтение сказок народов ханты.

 Игровая деятельность детей:

•    Дидактические игры:

            - «Учим счет до 10»

- «Чей костюм?»;

- «Пазлы народы Ямала»;

-«Узнай наш флаг (герб)».

 

         2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Рисование на темы:

- « Мой Шурышкарский край»

- участие в районных конкурсах детей и педагогов

- Роспись предметов одежды народов ханты (женское платье )

  • Аппликация:

         - Национальные узоры.

         - Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):

- Жилище народов севера ханты «Чум».

  • Театрализованная деятельность«В гостях у сказки,

3.Образовательная область «Физическое развитие»

•    Подвижные игры:

- «Рыбаки и рыбки»,

-«Ручейки и озера»,

-«Льдинки, ветер и мороз»

4.Образовательная область «Речевое развитие»

         1.Составление рассказов по картинам:

- «Учим хантейские звуки и буквы»

- «На рыбалке»,

- «Охота с ловчими птицами»,

- «Оленеводство».

Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.

Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.

2. Составление загадок о семье, о севере.

Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.

Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.

- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности

4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Ямал».

Чтение стихов о Ямале.

Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.

Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.

 Чтение художественной литературы:
•    Сказки народов Севера:

- «Отчего у зайца длинные уши»

- «Перя-богатырь»;

-  «Как я пчел караулил»;

- «Тюляк, сын  Сари - Маркаса»;

-  «Зайчик»;

-  «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;

- «Девушка - хвощина» ;

- «Росомаха и лисица»;

-  «Айога» .

5. Взаимодействие детского сада с семьей.

          - Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.

- участие в организации мини-музея « Мой шурышкарский край».

-Выставка рисунков « Мой родной край».

- Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.

 

 

Приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)

Тема: открытие мини-музея «Народы Ямала»

Цель: Расширение знаний детей о Ямале. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Ямал. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре Ямала и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.

Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов Ямала; национальные костюмы нородов Ямала; куклы в костюмах народов Ямала; книги со сказками народов мала; дети и воспитатели одеты в национальные костюмы .

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.

Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Как вы думаете, сколько разных народов проживают на Ямале. Много. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов Ямала  разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

     У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – ханты. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда народа ханты очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего ханты шьют одежду? (Одежда хантов сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- ханты одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется мольщан. Национальная одежда хантов украшена мехом и вышивкой.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

 - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов России»

В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,Этот хлеб на столе,

И родное оконцеВ позабытом селе!

Воспитатели дарят гостям национальные блюда сладости.

Список использованной литературы:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект " Моя малая Родина- Долматово"

Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...

Проект "Моя малая Родина".

Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»

Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...

Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "

laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...