- Проект «Моя малая Родина»
проект (подготовительная группа)
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ул. Мира ,4, с. Шурышкары , 629650, Шурышкарский район, 8 (34994) 62-3-74, 62-3-87, факс 62-3-74, ИНН 8907001240, р/с 40701810700001000016 БИК 047182000 в РКЦ г. Салехард ГУ Банка России E-mail: ipk741.80@mail.ru |
Проект
«Моя малая Родина»
Разработчики: Козлова М.С.
Шиянова И.Л.
Максарова Ю.Е.
2019г.
Содержание:
Введение 3
Актуальность проекта 5
Разработка проекта 6
Список используемой литературы 14
Введение
“ Для каждого из нас малойРодиной является земля, на которой человек родился, вырос и живет». Наша малая родина Ямал – полуостров на севере Западной Сибири, на территории ЯНАО. Омывается Карским морем и Обской губой. Народы с древним укладом жизни сохраняли традиции долгие столетия. Со временем они становились неотрывной частью их жизни. Но летит время, меняется быт и молодое поколение начинает забывать о своих традициях, о своей культуре, обычаях, преданиях, не знает свой родной язык. Нужно напоминать им о бытовавших в далекие времена традициях, чтобы национальное искусство осталось не только в музеях, но продолжало жить в современных формах. Каждый народ лишь тогда жив, когда живы его язык, обычаи и культура.
Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий, групповой. Осуществляется внутри ДО в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).
Цель проекта:
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов ханты, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
Задачи:
- создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию
- воспитывать любовь к своему народу, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов Ямала.
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Моя малая Родина" | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ул. Мира ,4, с. Шурышкары , 629650, Шурышкарский район, 8 (34994) 62-3-74, 62-3-87, факс 62-3-74, ИНН 8907001240, р/с 40701810700001000016 БИК 047182000 в РКЦ г. Салехард ГУ Банка России E-mail: ipk741.80@mail.ru |
Проект
«Моя малая Родина»
Разработчики: Козлова М.С.
Шиянова И.Л.
Максарова Ю.Е.
2019г.
Содержание:
Введение 3
Актуальность проекта 5
Разработка проекта 6
Список используемой литературы 14
Введение
“ Для каждого из нас малойРодиной является земля, на которой человек родился, вырос и живет». Наша малая родина Ямал – полуостров на севере Западной Сибири, на территории ЯНАО. Омывается Карским морем и Обской губой. Народы с древним укладом жизни сохраняли традиции долгие столетия. Со временем они становились неотрывной частью их жизни. Но летит время, меняется быт и молодое поколение начинает забывать о своих традициях, о своей культуре, обычаях, преданиях, не знает свой родной язык. Нужно напоминать им о бытовавших в далекие времена традициях, чтобы национальное искусство осталось не только в музеях, но продолжало жить в современных формах. Каждый народ лишь тогда жив, когда живы его язык, обычаи и культура.
Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий, групповой. Осуществляется внутри ДО в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта: дети старшей- подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).
Цель проекта:
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов ханты, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
Задачи:
- создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию
- воспитывать любовь к своему народу, чувства патриотизма и гордости за Родину.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов Ямала.
- познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
- развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов Ямала активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов Ямала. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов севера. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Разработка проекта.
Предполагаемый результат:
- Освоение доступных знаний об истории родного края.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Пополнение знаний о народах Шурышкарского района.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
План мероприятий:
- Чтение методической и художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов.
- Проведение цикла тематических занятий.
- Развлечение « День Шурышкарского района», «День оленевода»,«Ворна хатл», «День рыбака», « Лун кутап хатл».Традиционный праздник народов ханты.
- Спортивное развлечение «Игры народов ханты».
- Выставка детских рисунков «Здесь Родины моей начало».
- Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России.
- Создание дидактических игр-пазлы «Кто где живет».
- Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов ханты.
- Работа с родителями «Национальные блюда»
- Подборка « Игры народов ханты».
- Подборка «Сказки народов ханты».
- Подборка «Иллюстративный материал».
- Создание мини-музея «Жилище народов ханты».
- Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
- Театрализованная деятельность
- Презентация проекта.
Итог проекта:
- Открытие мини-музея «Шурышкарский край».
- Музыкальный праздник ко Дню открытия и закрытия недели мини-музеев.
- Приглашение в групповой музей подготовительных групп детского сада.
- Презентация проекта.
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей, родителей, сотрудников ДО для определения целей проекта.
- Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории Ямала ;
- Убедить участников проекта (родители, сотрудники ДО) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к своей малой Родине.
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей , иллюстрированный материал по тематике.
- Чтение методической и художественной литературы.,
- Рассматривание иллюстраций, фотографий.
- Проведение цикла тематических занятий;
- Разучивание песен, стихов, потешек, поговорок народа ханты;
- Чтение сказок народа ханты.
Презентационно – завершающий:
- Выставка продуктов детской деятельности;
- подборка « Игры народов ханты»;
- подборка пословицы, поговорки, загадки народа ханты;
- подборка «Иллюстративный материал»;
- подборка «Методические разработки»;
- презентация проекта «Народы Ямала»;
- занятие «Наша земля - Ямал».
1. Образовательная область «Познавательное развитие»
• Тема 1. «Наша земля -Ямал»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о Ямале как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, карта Ямала, указка, герб и флаг Ямала.
• Тема 2. «Какие народы живут на Ямале»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения Ямала, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов Ямала.
Предварительная работа: чтение сказок народов ханты.
Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
- «Учим счет до 10»
- «Чей костюм?»;
- «Пазлы народы Ямала»;
-«Узнай наш флаг (герб)».
2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование на темы:
- « Мой Шурышкарский край»
- участие в районных конкурсах детей и педагогов
- Роспись предметов одежды народов ханты (женское платье )
- Аппликация:
- Национальные узоры.
- Аппликация с элементами конструирования (из бумаги):
- Жилище народов севера ханты «Чум».
- Театрализованная деятельность«В гостях у сказки,
3.Образовательная область «Физическое развитие»
• Подвижные игры:
- «Рыбаки и рыбки»,
-«Ручейки и озера»,
-«Льдинки, ветер и мороз»
4.Образовательная область «Речевое развитие»
1.Составление рассказов по картинам:
- «Учим хантейские звуки и буквы»
- «На рыбалке»,
- «Охота с ловчими птицами»,
- «Оленеводство».
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
2. Составление загадок о семье, о севере.
Связная речь: развивать умение детей составлять загадки по картинкам, придумывать события; грамотно оценивать содержание небольших рассказов, правильность построения предложений.
Грамматики и словарь: - упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа,
- формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать.
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности
4.Творческое рассказывание: «Мой дом - Ямал».
Чтение стихов о Ямале.
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
Чтение художественной литературы:
• Сказки народов Севера:
- «Отчего у зайца длинные уши»
- «Перя-богатырь»;
- «Как я пчел караулил»;
- «Тюляк, сын Сари - Маркаса»;
- «Зайчик»;
- «Как собака друга искала»- народы севера; «Кит и олень» - чукчи;
- «Девушка - хвощина» ;
- «Росомаха и лисица»;
- «Айога» .
5. Взаимодействие детского сада с семьей.
- Помощь родителей в подборе атрибутов, пошив костюмов к выставке мини- музея.
- участие в организации мини-музея « Мой шурышкарский край».
-Выставка рисунков « Мой родной край».
- Приготовление национальных блюд к открытию мини-музея.
Приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. (Прием гостей в мини-музее подготовительной к школе группы)
Тема: открытие мини-музея «Народы Ямала»
Цель: Расширение знаний детей о Ямале.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Ямал. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре Ямала и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и тд.
Оборудование: Карта РФ, флаг; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов Ямала; национальные костюмы нородов Ямала; куклы в костюмах народов Ямала; книги со сказками народов мала; дети и воспитатели одеты в национальные костюмы .
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
В мини-музей приходят гости подготовительная к школе группа.
Дети старшей группы встречают гостей, читают стихотворение.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты —
Всем скажем добрые слова,
Любому будем рады.
Прекрасен горный край Кавказ
Здесь разные народы.
На Крайнем Севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне,
Вот рыболов тунгусский,
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно, русских!
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Как вы думаете, сколько разных народов проживают на Ямале. Много. А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. Например, у одних кожа темная, смуглая, а у других розовая; у одних волосы светлые, глаза голубые или серые, а у других волосы черные, глаза узкие и карие. У народов Ямала разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Например, народы Крайнего Севера для дорогого гостя приготовят блюда из рыбы и оленины, русские угостят румяными блинами. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный в России — русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание кукол в национальных костюмах.
Дети старшей группы показывают и рассказывают о костюмах народов России.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – ханты. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда народа ханты очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего ханты шьют одежду? (Одежда хантов сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- ханты одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется мольщан. Национальная одежда хантов украшена мехом и вышивкой.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов России»
В игре участвуют дети-гости подготовительной группы.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,Этот хлеб на столе,
И родное оконцеВ позабытом селе!
Воспитатели дарят гостям национальные блюда сладости.
Список использованной литературы:
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
- Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
- Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
- Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект " Моя малая Родина- Долматово"
Познавателно- исследовательский проект, направленный на ознакомление дошкольников с родным краем...
Проект "Моя малая Родина".
Закрепить знания детей о своей стране – России, о своём посёлке. Познакомить с историей возникновения посёлка Бачатского. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного посёлка. Воспитывать в...
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Моя Родина» к инновационному проекту «Моя малая Родина»
Цель: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать форм...
Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "
laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...