программа "Славянское прикладное исскуство"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шмунк Альбина Викторовна

Пояснительная записка

  

    Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

        В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее» - писал Н. Д. Бартрам

Декоротивно - прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.

      Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира.  Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_slavyanskoe_prikladnoe_isskustvo.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации

Черлакского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного   образования «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области

Принята на заседании

методического совета

Протокол № ___ от «__________» 2020г.

Утверждаю:

Директор МБОУ ДО «Дом детского творчества»

___________________О.Г. Войнова

от «_____» __________________2020 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«ДПИ»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Очная форма освоения

Базовый уровень сложности содержания

Автор-составитель:

Шмунк Альбина Викторовна

                                                педагог дополнительного образования

                                         

                                             

                                                 Черлак, 2020

Пояснительная записка

   

    Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

        В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее» - писал Н. Д. Бартрам

Декоротивно - прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.

      Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира.  Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.

Актуальность программы обусловлена тем, что в образовательном процессе изучается в основном  только народная роспись, других видов народного искусства нет, хотя славянское прикладное искусство многогранно.  Посуда, предметы быта и особенно игрушки изготавливались из многих материалов, с помощью различных техник.  Также параллельно с прикладным искусством дети будут узнавать славянские народные традиции, приобщаться к истокам фольклорной культуры, знакомиться с историей своей страны. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский. Форма работы – групповая (группа 16 человек). Программа рассчитана на 1 год для детей 5 –7 лет.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи

Обучающие:

• приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• расширять знания детей о народных промыслах, народных игрушках, предметах славянского быта, способах их изготовления  и их росписи.

научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

• способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, соответствие  узора и формы, изобразительные приемы и т. д.);

формировать умение работать с различным художественным материалом;

научить экономному и разумному использованию материалов;

Развивающие:

• развивать умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

• развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства.

развивать познавательный интерес к славянскому народному творчеству;

Воспитательные:

• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

 формировать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• на основе освоения художественного опыта народных мастеров воспитывать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Методы формы работы:

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа

. Наглядные методы: рассматривание, сравнение, показ воспитателя.

Практические и игровые.

Формы подведения итогов реализации программы:

• выставки;

• конкурсы;

• мастер-классы.

Методы оценки результативности программы:

• посещаемость (фиксация занятий в рабочем журнале;

• наблюдение в процессе работы;

• анализ готовых работ.

Планируемые результаты

  • будет знать народные промыслы, узнавать и называть их (городецкая,                         хохломская, гжельская, дымковская; русская матрешка, народная игрушка  и  предметы быта из различных материалов);
  • будет уметь выделять и рисовать элементы узора росписи, составлять из элементов узора композицию, самостоятельно определять последовательность выполнения росписи, подбирать и передавать колорит нужной росписи;
  • научится передавать выразительные особенности в поделках из соленого теста, текстиля, соломки, в плетении;
  • научится самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях; последовательно вести работу;
  • будет знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
  • будет знать элементарные традиции и праздники славян, приобщится к славянской культуре.

     

Учебно-тематический план

Раздел/ тема занятий

Коли-чество часов

1

Знакомство с работой кружка

1

2

Путешествие по народным промыслам

1

3

 «Городецкая роспись»

5

  3.1

Знакомство с городецкой росписью

1

3.2  

Основные элементы. «Веселый Городец»

2

3.3

Рисование

«Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа).

1

3.4

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз»

1

4

«Мезенская роспись»

3

4.1

Знакомство с мезенской росписью

1

4.2

Основные элементы. «Мезенские узоры»

1

4.3

Аппликация «Узоры в косой клетке»

1

5

«Русская матрешка»

3

5.1

Знакомство с русской матрешкой

1

5.2

Рисование «Все они матрёшеньки, все они милашеньки…»

1

5.3

Роспись матрешки «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

1

6

«Каргопольская игрушка»

4

6.1

Знакомство с каргопольской игрушкой и ее росписью

1

6.2

Основные элементы

1

6.3

Лепка «Волшебная Птица-Сирин».

1

6.4

Рисование «Сказочная птица».

1

7

«Филимоновская игрушка»

7

7.1

Знакомство с филимоновской  игрушкой и ее росписью

1

7.2

Основные элементы «Чудо филимоновских свистулек»

1

7.3

Рисование «Филимоновские олени и коровки»

1

7.4

Лепка «Филимоновские красавицы».

1

7.5

Рисование«Филимоновский хоровод».

1

7.6

Лепка «Полкан-кентавр».

1

7.7

Рисование «Могучий Полкан-богатырь».

1

8

«Хохломская роспись»

4

8.1

Знакомство с хохломской  росписью

1

8.2

Основные элементы. «Золотая Хохлома»

1

8.3

Рисование «Хохломская ложка», «Хохломские доски».

1

8.4

Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

1

9

«Народный костюм»

5

9.1

Знакомство с русским народным костюмом.

1

9.2

Основные элементы и узоры русского мужского костюма.

1

9.3

Основные элементы и узоры русского женского костюма.

1

9.4

Аппликация «Поясок и кокошник»

1

9.5

Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

1

10

Павлово-Посадские платки и шали.

4

10.1

Знакомство с Павлово-Посадскими платками и шалями.

1

10.2

Знакомство с основными узорами на Павлово-Посадскими платках и шалях.

1

10.3

Рисование «Шаль для красавицы»

1

10.4

«Шаль всем на диво - нарядна, красива»(коллективная работа)

1

11

«Дымковская роспись»

6

11.1

Знакомство с дымковской игрушкой и ее росписью

1

11.2

Основные элементы «Дымковская сказочная страна»

2

11.3

Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи».

1

11.4

Лепка «Дымковский индюк».

1

11.5

Рисование «Как у чудо – индюка все расписаны бока».

1

12

«Тряпичная народная кукла»

18

12.1

Знакомство с тряпичной народной куклой

1

12.2

Кукла «Ловец снов»

1

12.3

«Зернушка (Крупеничка)»

1

12.4

Куклы «Пеленашки»

1

12.5

Кукла «Хороводница»

1

12.6

Кукла «Берегиня»

1

12.7

Кукла «Зайчик на пальчик»

1

12.8

Кукла «Мамушка»

1

12.9

Куклы «Семья»

1

12.10

Кукла-оберег «Спиридон-Солнцеворот»

1

12.11

Кукла «Кострома»

1

12.13

Пасхальная кукла

1

12.14

Кукла «Веснянка»

1

12.15

Кукла «Благодать»

1

12.16

Кукла «Десятиручка»

1

12.17

Кукла «Здоровье»

1

12.18

Кукла «Колокольчик»

1

12.19

Кукла «Коляда»

1

13

«Поделки из соломки, лозы и их имитации»

11

13.1

Знакомство с изделиями из соломы и лозы.

1

13.2

Подарок «Веничек благополучия»

1

13.3

Поделка из соломы «Дидух»

1

13.4

Кукла «Коза» 

1

13.5

Игрушка из лыка «Олень»

1

13.5

Плетение «Корзина»

2

13.6

Игрушка из лыка «Петух»

1

13.7

Игрушка из лыка «Конь»

1

13.8

Игрушка из лыка «Птица»

1

13.9

Поделка из соломы «Домик»

1

ИТОГО

72

Содержание программы.

Расширять знания детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

  1. Знакомство с работой кружка

  1. Путешествие по народным промыслам

1.3. Раздел «Городецкая роспись»

Программное содержание:

Продолжать знакомить с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять знания детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Основные материалы:  бумажные шаблоны досочек, сарафана, гуашь, акварель.

1.4. Раздел «Мезенская роспись»

Программное содержание:

Расширять знания детей о мезенской росписи, о символике элементов мезенской росписи. Формировать умения самостоятельно изображать элементы росписи и прочитывать символичный узор композиции (вода, огонь, земля).

Развивать в детях стремление к творчеству.

Основные материалы: акварель, гуашь.

1.5. Раздел «Русская матрешка»

Программное содержание:

Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Учить лепить фигурку из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

Основные материалы: соленое тесто, гуашь, акварель, лак, бумага.

1.6. Раздел «Каргопольская игрушка»

Программное содержание:

Познакомить детей с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Знакомить детей с особенностями каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

Основные материалы: акварель, гуашь, бумага, соленое тесто.

1.7. Раздел «Филимоновская игрушка»

Программное содержание:

Знакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять знания детей о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Учить детей лепить фигурку из целого куска соленого теста, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Закреплять знания детей о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Основной материал: соленое тесто, гуашь.

1.8. Раздел «Хохломская роспись»

Программное содержание:

Расширять знания детей о народном промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки;закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

Основной материал: гуашь, краски, бумажные шаблоны шарфика, теремка.

1.9. Раздел «Народный костюм»

Программное содержание:

Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Основной материал: гуашь, краски, шаблоны одежды.

1.10. Павлово-Посадские платки и шали.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

1.11. Раздел «Дымковская роспись»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народной игрушке, дымковской игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими.

Основной материал: гуашь, акварель, бумажные шаблоны дымковских игрушек.

1.12. Раздел «Тряпичная народная кукла»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Приобщать к славянским народным традициям. Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.

Учить делать тряпичную народную куклу.

Основной материал: текстиль, нитки

1.13. Раздел «Поделки из соломки, лозы и их имитации»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народных предметах быта. Формировать эстетическое отношение к предметам. Приобщать к славянским народным традициям. Вызвать желание самим сделать поделку из соломки, лозы  и их имитации .

Учить изготавливать предметы быта из соломки, лозы  и их имитации.

Основной материал: соломка, лоза и их имитация, клей, ножницы.

Контрольно-оценочные средства.

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

• беседы;

• занятия на основе метода интеграции;

• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;

• просмотр презентаций;

• дидактические игры;

• использование силуэтного моделирования

• экспериментирование с различными художественными материалами;

• соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

• использование физминуток.

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программы имеется отдельное помещение, которое:

• соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

• соответствует правилам пожарной безопасности;

• средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

• Помещение, в котором проводятся занятия, оснащено следующим:

- столы по количеству воспитанников;

- стулья по количеству воспитанников;

- доска, мел;

- мольберт;

- ноутбук;

- мультимедийное оборудование в музыкальном зале;

- материалы и инструменты:

- наглядные пособия народных изделий;

Список литературы

1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. Мозаика-синтез, 2015г.

2. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством. М. Мозаика-синтез, 2016г.

3. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Творческий центр, 2000г.

4. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика», 2006г.

5. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.: Карапуз-Дидактика», 2006г.

6. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: Творческий центр, 2010г.

7. Клиенов А. П. Народные промыслы. М. Белый город, 2002.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

народно- декоративно- прикладное исскуство

Народно - декоративно - прикладное исскуство...

семинар практикум элементы декоративно- прикладного исскуства на примере народного промысла" Городецкая роспись"

. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстети...

Презентация "Декоративно - прикладное исскуство Республики Коми"

В данной презентации представленны основные изделия мастеров Коми и описан узор и орнамет народа Коми...

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства...

Декаративно-прикладное исскуство

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22483398","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...