программа "Славянское прикладное исскуство"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее» - писал Н. Д. Бартрам
Декоротивно - прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира. Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_slavyanskoe_prikladnoe_isskustvo.docx | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Черлакского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Черлакского муниципального района Омской области
Принята на заседании методического совета Протокол № ___ от «__________» 2020г. | Утверждаю: Директор МБОУ ДО «Дом детского творчества» ___________________О.Г. Войнова от «_____» __________________2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
естественнонаучной направленности
«ДПИ»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Очная форма освоения
Базовый уровень сложности содержания
Автор-составитель:
Шмунк Альбина Викторовна
педагог дополнительного образования
Черлак, 2020
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее» - писал Н. Д. Бартрам
Декоротивно - прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Изделия народно-прикладного искусства, которое видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальное основа народного искусство близка и доступна дошкольника для восприятия в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира. Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что в образовательном процессе изучается в основном только народная роспись, других видов народного искусства нет, хотя славянское прикладное искусство многогранно. Посуда, предметы быта и особенно игрушки изготавливались из многих материалов, с помощью различных техник. Также параллельно с прикладным искусством дети будут узнавать славянские народные традиции, приобщаться к истокам фольклорной культуры, знакомиться с историей своей страны. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский. Форма работы – групповая (группа 16 человек). Программа рассчитана на 1 год для детей 5 –7 лет.
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи
Обучающие:
• приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• расширять знания детей о народных промыслах, народных игрушках, предметах славянского быта, способах их изготовления и их росписи.
научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
• способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, соответствие узора и формы, изобразительные приемы и т. д.);
формировать умение работать с различным художественным материалом;
научить экономному и разумному использованию материалов;
Развивающие:
• развивать умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
• развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства.
развивать познавательный интерес к славянскому народному творчеству;
Воспитательные:
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
формировать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• на основе освоения художественного опыта народных мастеров воспитывать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.
Методы формы работы:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
. Наглядные методы: рассматривание, сравнение, показ воспитателя.
Практические и игровые.
Формы подведения итогов реализации программы:
• выставки;
• конкурсы;
• мастер-классы.
Методы оценки результативности программы:
• посещаемость (фиксация занятий в рабочем журнале;
• наблюдение в процессе работы;
• анализ готовых работ.
Планируемые результаты
- будет знать народные промыслы, узнавать и называть их (городецкая, хохломская, гжельская, дымковская; русская матрешка, народная игрушка и предметы быта из различных материалов);
- будет уметь выделять и рисовать элементы узора росписи, составлять из элементов узора композицию, самостоятельно определять последовательность выполнения росписи, подбирать и передавать колорит нужной росписи;
- научится передавать выразительные особенности в поделках из соленого теста, текстиля, соломки, в плетении;
- научится самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях; последовательно вести работу;
- будет знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
- будет знать элементарные традиции и праздники славян, приобщится к славянской культуре.
Учебно-тематический план
№ | Раздел/ тема занятий | Коли-чество часов |
1 | Знакомство с работой кружка | 1 |
2 | Путешествие по народным промыслам | 1 |
3 | «Городецкая роспись» | 5 |
3.1 | Знакомство с городецкой росписью | 1 |
3.2 | Основные элементы. «Веселый Городец» | 2 |
3.3 | Рисование «Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа). | 1 |
3.4 | Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» | 1 |
4 | «Мезенская роспись» | 3 |
4.1 | Знакомство с мезенской росписью | 1 |
4.2 | Основные элементы. «Мезенские узоры» | 1 |
4.3 | Аппликация «Узоры в косой клетке» | 1 |
5 | «Русская матрешка» | 3 |
5.1 | Знакомство с русской матрешкой | 1 |
5.2 | Рисование «Все они матрёшеньки, все они милашеньки…» | 1 |
5.3 | Роспись матрешки «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки». | 1 |
6 | «Каргопольская игрушка» | 4 |
6.1 | Знакомство с каргопольской игрушкой и ее росписью | 1 |
6.2 | Основные элементы | 1 |
6.3 | Лепка «Волшебная Птица-Сирин». | 1 |
6.4 | Рисование «Сказочная птица». | 1 |
7 | «Филимоновская игрушка» | 7 |
7.1 | Знакомство с филимоновской игрушкой и ее росписью | 1 |
7.2 | Основные элементы «Чудо филимоновских свистулек» | 1 |
7.3 | Рисование «Филимоновские олени и коровки» | 1 |
7.4 | Лепка «Филимоновские красавицы». | 1 |
7.5 | Рисование«Филимоновский хоровод». | 1 |
7.6 | Лепка «Полкан-кентавр». | 1 |
7.7 | Рисование «Могучий Полкан-богатырь». | 1 |
8 | «Хохломская роспись» | 4 |
8.1 | Знакомство с хохломской росписью | 1 |
8.2 | Основные элементы. «Золотая Хохлома» | 1 |
8.3 | Рисование «Хохломская ложка», «Хохломские доски». | 1 |
8.4 | Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно). | 1 |
9 | «Народный костюм» | 5 |
9.1 | Знакомство с русским народным костюмом. | 1 |
9.2 | Основные элементы и узоры русского мужского костюма. | 1 |
9.3 | Основные элементы и узоры русского женского костюма. | 1 |
9.4 | Аппликация «Поясок и кокошник» | 1 |
9.5 | Рисование «Оденем Ваню и Маню в русский костюм» | 1 |
10 | Павлово-Посадские платки и шали. | 4 |
10.1 | Знакомство с Павлово-Посадскими платками и шалями. | 1 |
10.2 | Знакомство с основными узорами на Павлово-Посадскими платках и шалях. | 1 |
10.3 | Рисование «Шаль для красавицы» | 1 |
10.4 | «Шаль всем на диво - нарядна, красива»(коллективная работа) | 1 |
11 | «Дымковская роспись» | 6 |
11.1 | Знакомство с дымковской игрушкой и ее росписью | 1 |
11.2 | Основные элементы «Дымковская сказочная страна» | 2 |
11.3 | Рисование + конструирование. «Барышни-франтихи». | 1 |
11.4 | Лепка «Дымковский индюк». | 1 |
11.5 | Рисование «Как у чудо – индюка все расписаны бока». | 1 |
12 | «Тряпичная народная кукла» | 18 |
12.1 | Знакомство с тряпичной народной куклой | 1 |
12.2 | Кукла «Ловец снов» | 1 |
12.3 | «Зернушка (Крупеничка)» | 1 |
12.4 | Куклы «Пеленашки» | 1 |
12.5 | Кукла «Хороводница» | 1 |
12.6 | Кукла «Берегиня» | 1 |
12.7 | Кукла «Зайчик на пальчик» | 1 |
12.8 | Кукла «Мамушка» | 1 |
12.9 | Куклы «Семья» | 1 |
12.10 | Кукла-оберег «Спиридон-Солнцеворот» | 1 |
12.11 | Кукла «Кострома» | 1 |
12.13 | Пасхальная кукла | 1 |
12.14 | Кукла «Веснянка» | 1 |
12.15 | Кукла «Благодать» | 1 |
12.16 | Кукла «Десятиручка» | 1 |
12.17 | Кукла «Здоровье» | 1 |
12.18 | Кукла «Колокольчик» | 1 |
12.19 | Кукла «Коляда» | 1 |
13 | «Поделки из соломки, лозы и их имитации» | 11 |
13.1 | Знакомство с изделиями из соломы и лозы. | 1 |
13.2 | Подарок «Веничек благополучия» | 1 |
13.3 | Поделка из соломы «Дидух» | 1 |
13.4 | Кукла «Коза» | 1 |
13.5 | Игрушка из лыка «Олень» | 1 |
13.5 | Плетение «Корзина» | 2 |
13.6 | Игрушка из лыка «Петух» | 1 |
13.7 | Игрушка из лыка «Конь» | 1 |
13.8 | Игрушка из лыка «Птица» | 1 |
13.9 | Поделка из соломы «Домик» | 1 |
ИТОГО | 72 |
Содержание программы.
Расширять знания детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
- Знакомство с работой кружка
- Путешествие по народным промыслам
1.3. Раздел «Городецкая роспись»
Программное содержание:
Продолжать знакомить с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.
Расширять знания детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
Основные материалы: бумажные шаблоны досочек, сарафана, гуашь, акварель.
1.4. Раздел «Мезенская роспись»
Программное содержание:
Расширять знания детей о мезенской росписи, о символике элементов мезенской росписи. Формировать умения самостоятельно изображать элементы росписи и прочитывать символичный узор композиции (вода, огонь, земля).
Развивать в детях стремление к творчеству.
Основные материалы: акварель, гуашь.
1.5. Раздел «Русская матрешка»
Программное содержание:
Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Учить лепить фигурку из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.
Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.
Основные материалы: соленое тесто, гуашь, акварель, лак, бумага.
1.6. Раздел «Каргопольская игрушка»
Программное содержание:
Познакомить детей с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Знакомить детей с особенностями каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.
Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).
Основные материалы: акварель, гуашь, бумага, соленое тесто.
1.7. Раздел «Филимоновская игрушка»
Программное содержание:
Знакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять знания детей о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Учить детей лепить фигурку из целого куска соленого теста, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.
Закреплять знания детей о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.
Основной материал: соленое тесто, гуашь.
1.8. Раздел «Хохломская роспись»
Программное содержание:
Расширять знания детей о народном промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки;закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
Основной материал: гуашь, краски, бумажные шаблоны шарфика, теремка.
1.9. Раздел «Народный костюм»
Программное содержание:
Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Основной материал: гуашь, краски, шаблоны одежды.
1.10. Павлово-Посадские платки и шали.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.
1.11. Раздел «Дымковская роспись»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народной игрушке, дымковской игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими.
Основной материал: гуашь, акварель, бумажные шаблоны дымковских игрушек.
1.12. Раздел «Тряпичная народная кукла»
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Приобщать к славянским народным традициям. Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
Учить делать тряпичную народную куклу.
Основной материал: текстиль, нитки
1.13. Раздел «Поделки из соломки, лозы и их имитации»
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народных предметах быта. Формировать эстетическое отношение к предметам. Приобщать к славянским народным традициям. Вызвать желание самим сделать поделку из соломки, лозы и их имитации .
Учить изготавливать предметы быта из соломки, лозы и их имитации.
Основной материал: соломка, лоза и их имитация, клей, ножницы.
Контрольно-оценочные средства.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.
Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
• беседы;
• занятия на основе метода интеграции;
• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
• просмотр презентаций;
• дидактические игры;
• использование силуэтного моделирования
• экспериментирование с различными художественными материалами;
• соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
• использование физминуток.
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы имеется отдельное помещение, которое:
• соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствует правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
• Помещение, в котором проводятся занятия, оснащено следующим:
- столы по количеству воспитанников;
- стулья по количеству воспитанников;
- доска, мел;
- мольберт;
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование в музыкальном зале;
- материалы и инструменты:
- наглядные пособия народных изделий;
Список литературы
1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. Мозаика-синтез, 2015г.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством. М. Мозаика-синтез, 2016г.
3. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Творческий центр, 2000г.
4. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.: Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. – М.: Творческий центр, 2010г.
7. Клиенов А. П. Народные промыслы. М. Белый город, 2002.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"
Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...
народно- декоративно- прикладное исскуство
Народно - декоративно - прикладное исскуство...
Виды прикладного исскуства
Презентация...
семинар практикум элементы декоративно- прикладного исскуства на примере народного промысла" Городецкая роспись"
. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстети...
Презентация "Декоративно - прикладное исскуство Республики Коми"
В данной презентации представленны основные изделия мастеров Коми и описан узор и орнамет народа Коми...
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства
Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по закреплению знаний декоративно-прикладного исскуства...
Декаративно-прикладное исскуство
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22483398","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...