Конспект НОД по познавательному развитию на тему: « Экскурсия в краеведческий музей»
план-конспект занятия (старшая группа)

Коктомова Ольга Николаевна

 Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_kraevedcheskiy_muzey.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: « Экскурсия в краеведческий музей» для детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба». 


Задачи: 
Обучающие. 
1. Формировать у детей представления о северной избе, особенностях человеческого жилья на севере. 
2. Способствовать получению знаний у детей об истории строительства северной избы. 
3. Способствовать получению представлений у детей о крестьянском хозяйстве и бабьем куте. 
4. Создать условия для знакомства детей с изделиями из дерева, бересты, глины, металла. 


Развивающие. 
1.Развивать у детей умение отгадывать загадки. 
2. Обогащать словарь детей (Иглу, шатёр, изба, наличники, ставни, конёк, резьба, витые, амбар, хлев, утварь, чугун, ухват, туесок, кадушка, кринка, корешатик,  бабий кут). 


Воспитывающие: 
1.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе решения познавательной задачи. 
2. Воспитывать уважение к предметам чужого труда. 
3. Воспитывать бережное отношение к предметам старины. 
4. Прививать любовь к своей малой родине-русскому Северу.


Предварительная работа: 
1.Рассматривание предметов русского быта. 
2.Разучивание пословиц. 
3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных домов. 

4. Беседа о домах.
5. Рассматривание иллюстраций с украшением домов (ставни, наличники, деревянный конёк, витые столбы, кружевная резьба). Знакомство с посудой: чугун, ухват, самовар, туесок, кадушка, горшок, сито, кринка, корешатик.

 Методы и приёмы: 
Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, использование художественной литературы. 
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением домов (иглу, шатёр, глиняный дом, изба). Иллюстрации с изображением резных наличников, ставен, витых столбов, деревянных коньков. Иллюстрации с изображением крестьянского хозяйства: часовня, мельница, амбар, сарай, хлев, баня, колодец. 

Ход НОД: 


Воспитатель: Посмотрите сколько разных домов. 
- Кто в каком доме хотел бы жить? 
- Кто хотел бы жить в этом красивом доме? 
- Это глиняный дом, значит, из чего он сделан? 
Дети: Из глины. 
Воспитатель: Чем покрыта крыша? 
Дети: Соломой. 
Воспитатель: Такой дом можно построить у нас в Яренске? 
Почему? 
Дети: Крыша соломенная, промокнет от дождя и снега, да и глины трудно набрать на целый дом. 
Воспитатель: А в этом доме кто хотел бы жить? 
- Где строили такие дома? 
Дети: На крайнем севере. 
Воспитатель: Из чего построен дом? 
Дети: Из снега. 
Воспитатель: На крайнем севере много снега и льда, поэтому человек и построил себе дом из снега и назвал его – иглу. 
- Можно такой дом построить у нас в Яренске? 
- А такие дома где строят? 
Дети: В пустыне. 
Воспитатель: Правильно, в пустыне. Этот дом называется шатёр. 
- Чем покрыт шатёр? 
Дети: Плотной непромокаемой тканью. 
Воспитатель: Почему шатёр покрыт тканью? 
Дети: В пустыне один песок, нет леса.

Воспитатель: А в этом доме кто бы хотел жить? 
- Где строят такие дома? 
Дети: У нас на севере. 
Воспитатель: Из чего построен дом? 
Дети: Из дерева. 
Воспитатель: Как называли эти дома? 
Дети: Избы. 
Воспитатель: Сейчас люди строят дома из дерева и кирпича, а раньше, в старину, все дома были деревянные. 
Вам интересно заглянуть в мою старинную деревеньку? 
Отправляемся путешествовать в старину. Закрываем глаза. 
(Воспитатель переодевается: в сарафан, платок, лапти) 
Воспитатель: А деревенька моя совсем рядом, за двумя поворотами. Идём за мной по тропинке. 
Русь деревянная – края дорогие 
Здесь издавна русские люди живут 
Они прославляют жилища родные 
Раздольные русские песни поют. 
Воспитатель: Как вы считаете, почему Русь называют деревянной? 
Дети: Дома строят из дерева. 
Воспитатель: Мы живём на севере. У нас много лесов, поэтому давным-давно на Руси люди строили избы из дерева, поэтому и Русь называли деревянной. Мою деревеньку называют «Сосенки». 
- Как вы считаете, почему? 
Дети: Вокруг сосновый лес. 
Воспитатель: Сначала выбирали место для будущего дома, приглашали батюшку и служили молебен, призывая благословение Божье на доброе дело, на строительство. Старательно выбирали лес для постройки дома. Нижние ряды строили из более прочных пород деревьев: лиственницы, сосны. Сколько было народных умельцев на Руси. Давайте вспомним пословицу: «Человек от лени болеет…» Продолжите.
Дети: а от труда здоровеет.
Воспитатель: Искусные мастера собирали всю постройку без единого гвоздя. Дома получались добротные и стояли сто лет. 
- Мог ли хозяин один построить такой дом? 
- Почему? 
- Посмотрите, какие дома высокие, а брёвна длинные. « Чем больше рук, тем легче труд» - говорили в народе. Вот и строили всей деревней. Помогали друг другу. 
- Посмотрите внимательно, чем похожи дома? 
- Почему входные двери делали низкими? 
Дети: Чтобы сберечь тепло. 
Воспитатель: Входя в избу, человек невольно кланялся, так люди здоровались. Обратите внимание на окна. 
- Почему они маленькие? 
Дети: Для сохранения тепла. 
Воспитатель: Стёкла были дорогие, и бедные крестьяне затягивали окна рыбьим пузырём, просмоленной тканью или слюдой. 
- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней, украсить не так, как у соседа. 
- Может кто-нибудь знает, как называется то, чем украшали окна? 
Дети: Резные наличники, ставни. 
Воспитатель: А крышу чем украшали? 
Дети: Деревянным коньком, кружевной резьбой. 
Воспитатель: Лицо дома должно быть красивым, нарядным. 
- Чем украшали крыльцо? 
Дети: Витыми столбами. 
Воспитатель: Располагалась изба всегда лицом к дороге. К избам примыкали хозяйственные постройки. Получалось крестьянское хозяйство. Несколько крестьянских хозяйств составляли деревню. В каждой деревне обязательно была часовня и мельница. В крестьянском хозяйстве обязательно был амбар. Кто знает, для чего он был нужен? Вспомните сказку «Колобок». По сусекам поскреби, по амбару помети. Что искала бабка в амбаре? Что хранили в них? 
Дети: Муку. 
Воспитатель: В них хранилась самая главная крестьянская ценность – мука. 
- А что же такое сарай? 
Дети: В нём хранили орудия труда, повозки, упряжку. 
Воспитатель: А это хлев. 
- Зачем нужен крестьянину хлев? 
Дети: Держали скотину. 
Воспитатель: А как вы думаете, это что? 
Дети: Баня, колодец. 
Воспитатель: Нравится вам моя деревенька? 
А теперь добро пожаловать в мою избу. Дай бог тому, кто в вашем дому. Дорогим гостям, милым детушкам. Сегодня я вас приглашаю в мою любимую часть избы. 
- Как называлось место, где женщины готовили, где хранили утварь. 
Дети: Бабий кут. 
Воспитатель: Правильно, бабий кут. Он всегда размещался в правом от печки углу. Этот угол считался царством хозяйки. 
- Как обогревали дома? 
Для обогрева складывали русскую печь, она занимала почти половину избы. 
- Почему раньше говорили: «Без печки хата не хата»?

Воспитатель: Хорошая печь гордость и печника и хозяина. 
- Давайте покажем, зачем была нужна печь. 


Физическая минутка.

 «Что мы делали не скажем, а как делали - покажем» (Готовили еду, мылись, парились, спали) 
- Обратите внимание, сколько много у меня посуды. Я сейчас буду загадывать загадки, а ответ ищите в моём бабье царстве. 
- Сколько ни мучайся, ни три его, а белее не сделаешь. (Чугун) 
- Для чего нужен чугун? 
Дети: Для приготовления пищи в русской печи. 
Воспитатель: Длинная рука, чугунок держит за бока. (Ухват) 
- Почему нельзя обойтись без ухвата? 
Дети: Чугунок тяжёлый, когда в печке нагреется, можно обжечься. 
Воспитатель: Поэтому и существует такой помощник – ухват, с его помощью и поднять чугун легче. 
- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар) 
- Для чего нужен самовар? 
- С берёзы снято, в воде мято, в трубку скрутилось, в посуду превратилось. (Туесок) 
- Для чего нужен туесок? 
Дети: Хранили жидкость: молоко, воду. 
Воспитатель: Они очень хорошо сохранялись. Даже в жаркий день молоко не скисало, а вода оставалась холодной. 
- С ушами, да не слышит? (Кадушка) 
- А может кто-нибудь знает, зачем нужна кадушка? 
- Для заготовки впрок солений, квашений, использовали для хранения муки. 
- Ещё одна, очень трудная загадка, слушайте внимательно. 
- На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл – семью кормить. (Горшок) 
- Что раньше готовили в горшке? 
Дети: Щи, кашу, картошку. 
Воспитатель: Новая посуда – вся в дырках. (Сито) 
- Сито для чего нужно? 
Дети: Для просеивания муки. 
Воспитатель: А как называется эта посуда? (Кринка) 
- Кто знает, для чего предназначена кринка? 
Дети: Для хранения и подачи молока. 
Воспитатель: Посмотрите, у меня в хозяйстве есть корешатик. 
- Почему он так называется? 
- Корень-корешок – корешатик. Он сделан из корешков сосны. В нём хранили хлеб, сладости. 
- Из чего сделана моя посуда? 
Дети: Из дерева, глины, металла. 
Воспитатель: Очень мне моя посуда нравится. А какая из этой посуды есть у ваших бабушек и дедушек, а может и у вас дома есть? 
- Вещи долго служат хорошим хозяевам. 
- Вам понравилось путешествие? 
- Что вам понравилось в моей деревне? 
- Что вам понравилось в моей избе? 
- Приезжайте ко мне, не забывайте меня. Я вам много чего интересного расскажу. Очень вы меня сегодня порадовали своими ответами и знаниями. А сейчас, пожалуйста, мне пора вас обратно в детский сад проводить. 
- До свидания, гости дорогие, наделил бы вас господь и житьём и бытьём и здоровьицем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею". Подготовительная группа.

Конспект образовательной деятельности разработан для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности. Цели: продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы; формировать предст...

Конспект по познавательному развитию (ЭКОЛОГИЯ). Тема: Экскурсия по детскому саду к аквариуму.

Цель экскурсии.Расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»; совершенствование представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.); развитие...

Конспект Непрерывно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Экскурсия в мини-музей» для детей подготовительной группы

ознакомление дошкольников с художественными промыслами России, развитие умения использовать при составлении декоративной  композиции на основе того или иного народного искусства характерные для н...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в мини-музей «Сударыня ложка»

создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях....