Конспект НОД по познавательному развитию на тему: « Экскурсия в краеведческий музей»
план-конспект занятия (старшая группа)
Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_kraevedcheskiy_muzey.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: « Экскурсия в краеведческий музей» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Ознакомление детей с особенностями человеческого жилья на севере в старину через знакомство с мини-музеем «Русская изба».
Задачи:
Обучающие.
1. Формировать у детей представления о северной избе, особенностях человеческого жилья на севере.
2. Способствовать получению знаний у детей об истории строительства северной избы.
3. Способствовать получению представлений у детей о крестьянском хозяйстве и бабьем куте.
4. Создать условия для знакомства детей с изделиями из дерева, бересты, глины, металла.
Развивающие.
1.Развивать у детей умение отгадывать загадки.
2. Обогащать словарь детей (Иглу, шатёр, изба, наличники, ставни, конёк, резьба, витые, амбар, хлев, утварь, чугун, ухват, туесок, кадушка, кринка, корешатик, бабий кут).
Воспитывающие:
1.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе решения познавательной задачи.
2. Воспитывать уважение к предметам чужого труда.
3. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
4. Прививать любовь к своей малой родине-русскому Северу.
Предварительная работа:
1.Рассматривание предметов русского быта.
2.Разучивание пословиц.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных домов.
4. Беседа о домах.
5. Рассматривание иллюстраций с украшением домов (ставни, наличники, деревянный конёк, витые столбы, кружевная резьба). Знакомство с посудой: чугун, ухват, самовар, туесок, кадушка, горшок, сито, кринка, корешатик.
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением домов (иглу, шатёр, глиняный дом, изба). Иллюстрации с изображением резных наличников, ставен, витых столбов, деревянных коньков. Иллюстрации с изображением крестьянского хозяйства: часовня, мельница, амбар, сарай, хлев, баня, колодец.
Ход НОД:
Воспитатель: Посмотрите сколько разных домов.
- Кто в каком доме хотел бы жить?
- Кто хотел бы жить в этом красивом доме?
- Это глиняный дом, значит, из чего он сделан?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Чем покрыта крыша?
Дети: Соломой.
Воспитатель: Такой дом можно построить у нас в Яренске?
Почему?
Дети: Крыша соломенная, промокнет от дождя и снега, да и глины трудно набрать на целый дом.
Воспитатель: А в этом доме кто хотел бы жить?
- Где строили такие дома?
Дети: На крайнем севере.
Воспитатель: Из чего построен дом?
Дети: Из снега.
Воспитатель: На крайнем севере много снега и льда, поэтому человек и построил себе дом из снега и назвал его – иглу.
- Можно такой дом построить у нас в Яренске?
- А такие дома где строят?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Правильно, в пустыне. Этот дом называется шатёр.
- Чем покрыт шатёр?
Дети: Плотной непромокаемой тканью.
Воспитатель: Почему шатёр покрыт тканью?
Дети: В пустыне один песок, нет леса.
Воспитатель: А в этом доме кто бы хотел жить?
- Где строят такие дома?
Дети: У нас на севере.
Воспитатель: Из чего построен дом?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Как называли эти дома?
Дети: Избы.
Воспитатель: Сейчас люди строят дома из дерева и кирпича, а раньше, в старину, все дома были деревянные.
Вам интересно заглянуть в мою старинную деревеньку?
Отправляемся путешествовать в старину. Закрываем глаза.
(Воспитатель переодевается: в сарафан, платок, лапти)
Воспитатель: А деревенька моя совсем рядом, за двумя поворотами. Идём за мной по тропинке.
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Как вы считаете, почему Русь называют деревянной?
Дети: Дома строят из дерева.
Воспитатель: Мы живём на севере. У нас много лесов, поэтому давным-давно на Руси люди строили избы из дерева, поэтому и Русь называли деревянной. Мою деревеньку называют «Сосенки».
- Как вы считаете, почему?
Дети: Вокруг сосновый лес.
Воспитатель: Сначала выбирали место для будущего дома, приглашали батюшку и служили молебен, призывая благословение Божье на доброе дело, на строительство. Старательно выбирали лес для постройки дома. Нижние ряды строили из более прочных пород деревьев: лиственницы, сосны. Сколько было народных умельцев на Руси. Давайте вспомним пословицу: «Человек от лени болеет…» Продолжите.
Дети: а от труда здоровеет.
Воспитатель: Искусные мастера собирали всю постройку без единого гвоздя. Дома получались добротные и стояли сто лет.
- Мог ли хозяин один построить такой дом?
- Почему?
- Посмотрите, какие дома высокие, а брёвна длинные. « Чем больше рук, тем легче труд» - говорили в народе. Вот и строили всей деревней. Помогали друг другу.
- Посмотрите внимательно, чем похожи дома?
- Почему входные двери делали низкими?
Дети: Чтобы сберечь тепло.
Воспитатель: Входя в избу, человек невольно кланялся, так люди здоровались. Обратите внимание на окна.
- Почему они маленькие?
Дети: Для сохранения тепла.
Воспитатель: Стёкла были дорогие, и бедные крестьяне затягивали окна рыбьим пузырём, просмоленной тканью или слюдой.
- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней, украсить не так, как у соседа.
- Может кто-нибудь знает, как называется то, чем украшали окна?
Дети: Резные наличники, ставни.
Воспитатель: А крышу чем украшали?
Дети: Деревянным коньком, кружевной резьбой.
Воспитатель: Лицо дома должно быть красивым, нарядным.
- Чем украшали крыльцо?
Дети: Витыми столбами.
Воспитатель: Располагалась изба всегда лицом к дороге. К избам примыкали хозяйственные постройки. Получалось крестьянское хозяйство. Несколько крестьянских хозяйств составляли деревню. В каждой деревне обязательно была часовня и мельница. В крестьянском хозяйстве обязательно был амбар. Кто знает, для чего он был нужен? Вспомните сказку «Колобок». По сусекам поскреби, по амбару помети. Что искала бабка в амбаре? Что хранили в них?
Дети: Муку.
Воспитатель: В них хранилась самая главная крестьянская ценность – мука.
- А что же такое сарай?
Дети: В нём хранили орудия труда, повозки, упряжку.
Воспитатель: А это хлев.
- Зачем нужен крестьянину хлев?
Дети: Держали скотину.
Воспитатель: А как вы думаете, это что?
Дети: Баня, колодец.
Воспитатель: Нравится вам моя деревенька?
А теперь добро пожаловать в мою избу. Дай бог тому, кто в вашем дому. Дорогим гостям, милым детушкам. Сегодня я вас приглашаю в мою любимую часть избы.
- Как называлось место, где женщины готовили, где хранили утварь.
Дети: Бабий кут.
Воспитатель: Правильно, бабий кут. Он всегда размещался в правом от печки углу. Этот угол считался царством хозяйки.
- Как обогревали дома?
Для обогрева складывали русскую печь, она занимала почти половину избы.
- Почему раньше говорили: «Без печки хата не хата»?
Воспитатель: Хорошая печь гордость и печника и хозяина.
- Давайте покажем, зачем была нужна печь.
Физическая минутка.
«Что мы делали не скажем, а как делали - покажем» (Готовили еду, мылись, парились, спали)
- Обратите внимание, сколько много у меня посуды. Я сейчас буду загадывать загадки, а ответ ищите в моём бабье царстве.
- Сколько ни мучайся, ни три его, а белее не сделаешь. (Чугун)
- Для чего нужен чугун?
Дети: Для приготовления пищи в русской печи.
Воспитатель: Длинная рука, чугунок держит за бока. (Ухват)
- Почему нельзя обойтись без ухвата?
Дети: Чугунок тяжёлый, когда в печке нагреется, можно обжечься.
Воспитатель: Поэтому и существует такой помощник – ухват, с его помощью и поднять чугун легче.
- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар)
- Для чего нужен самовар?
- С берёзы снято, в воде мято, в трубку скрутилось, в посуду превратилось. (Туесок)
- Для чего нужен туесок?
Дети: Хранили жидкость: молоко, воду.
Воспитатель: Они очень хорошо сохранялись. Даже в жаркий день молоко не скисало, а вода оставалась холодной.
- С ушами, да не слышит? (Кадушка)
- А может кто-нибудь знает, зачем нужна кадушка?
- Для заготовки впрок солений, квашений, использовали для хранения муки.
- Ещё одна, очень трудная загадка, слушайте внимательно.
- На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой пришёл – семью кормить. (Горшок)
- Что раньше готовили в горшке?
Дети: Щи, кашу, картошку.
Воспитатель: Новая посуда – вся в дырках. (Сито)
- Сито для чего нужно?
Дети: Для просеивания муки.
Воспитатель: А как называется эта посуда? (Кринка)
- Кто знает, для чего предназначена кринка?
Дети: Для хранения и подачи молока.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в хозяйстве есть корешатик.
- Почему он так называется?
- Корень-корешок – корешатик. Он сделан из корешков сосны. В нём хранили хлеб, сладости.
- Из чего сделана моя посуда?
Дети: Из дерева, глины, металла.
Воспитатель: Очень мне моя посуда нравится. А какая из этой посуды есть у ваших бабушек и дедушек, а может и у вас дома есть?
- Вещи долго служат хорошим хозяевам.
- Вам понравилось путешествие?
- Что вам понравилось в моей деревне?
- Что вам понравилось в моей избе?
- Приезжайте ко мне, не забывайте меня. Я вам много чего интересного расскажу. Очень вы меня сегодня порадовали своими ответами и знаниями. А сейчас, пожалуйста, мне пора вас обратно в детский сад проводить.
- До свидания, гости дорогие, наделил бы вас господь и житьём и бытьём и здоровьицем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)
Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею". Подготовительная группа.
Конспект образовательной деятельности разработан для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности. Цели: продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы; формировать предст...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Дикие животные и их детеныши» в средней группе Образовательная область «познавательное развитие »
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания....
Конспект по познавательному развитию (ЭКОЛОГИЯ). Тема: Экскурсия по детскому саду к аквариуму.
Цель экскурсии.Расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»; совершенствование представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.); развитие...
конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Экскурсия в школу", подготовительная группа
конспект занятия: "Экскурсия в школу"...
Конспект Непрерывно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию на тему: «Экскурсия в мини-музей» для детей подготовительной группы
ознакомление дошкольников с художественными промыслами России, развитие умения использовать при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства характерные для н...
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Экскурсия в мини-музей «Сударыня ложка»
создание условий для формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях....