Проект по казачеству "Прекрасен край казачий"
проект (старшая группа)
Проект на тему «Прекрасен край казачий »
Вид проекта: познавательно – творческий.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дети группы «Казачата», воспитатели ,музыкальный руководитель.
Проект направлен на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями. Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Цель проекта: способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с музыкальным и устным творчеством и традициями Донского края.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Знакомить детей с русским народным, Донским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
- Учить понимать роль семьи, своѐ место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание казачьих народных песен;
- драматизацию казачьих сказок;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Формы подведения итогов.
- Участие в развлечениях, утренниках, праздниках и других мероприятий.
Актуальность проекта в том, что возрождение историко — культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально — региональных факторов в воспитании детей.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Содержание проекта.
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Дона.
1 Развлечение «Быт и традиции казачества».
Работа организована с учетом регионального компонента и способствует знакомству с особенностями жизни и быта донских казаков, с народным костюмом, с обычаями и праздниками.
Дети рассматривают мужской и женский казачий костюмы, знакомятся с названием предметов деталей костюма и на основе полученных знаний самостоятельно работают над созданием своего костюма.
Знакомя детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, мы также углубляем знакомство с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); формируем умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи; придумать свои узоры и изделия; воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.
2. Мероприятие «Спасы на Дону». Изучая праздники казачества, поняли, что вся жизнь казаков пропитана патриотическими чувствами, служению Отечеству. Любовь к Родине, семье, родным местам красной нитью протянута через весь их быт, песни, стихи, пословицы и поговорки. Всё это является богатейшим материалом для воспитания у детей патриотических чувств.
3.Драмматизация сказки «Августовские спасы на Дону».
Разыгрывать простейшие казачьи народные сказки и инсценировать казачьи народные песни.
Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Покрова, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица) и их традициях.
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
Уметь чередовать разные приѐмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
Знать название инструментов (треугольник, скрипка, гармонь,волынка.труба) и различать их по звучанию.
Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
4Посиделки на Покрова.
« Детский музыкальный фольклор». « Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
« Хоровод». « Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
« Игра на детских музыкальных инструментах». « Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
« Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Содержание проекта ориентировано. Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка — творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.
Ожидаемые результаты. Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Покрова, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица) и их традициях.
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
Уметь чередовать разные приѐмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
Знать название инструментов (треугольник, скрипка, гармонь,волынка.труба) и различать их по звучанию.
Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
Развитие патриотических чувств – одна из задач воспитания детей дошкольного возраста.
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родному краю, гордость и уважение к своей стране, интерес к окружающему.
В последнее время были утеряны общечеловеческие ценности. Но, как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордость за неё, уважение – нужны всегда! В настоящее время идея патриотического воспитания возвращается на прежний уровень и становится задачей государственной важности. Нашему государству нужны высоконравственные, духовно развитые люди, патриоты своей страны. Обеспечив достойное воспитание и образование. Мы сможем дать нашему обществу новое поколение людей, которое сделает всё возможное для процветания России.
Но когда же, если не в дошкольном возрасте начинать воспитание патриотических чувств.
Известно, что основные черты характера закладываются до семи лет. И как мы с вами это сделаем, чему научим, очень важно для подрастающего поколения.
Развивать патриотические чувства у детей, нужно опираясь на ближайшее окружение. На то, что ребёнок может увидеть, понять: детский сад, дом, улица, семья. Очень важно, чтобы и сам педагог проникся чувством патриотизма, яркими впечатлениями, интересом к родным местам. Начиная работу по патриотическому воспитанию к родному краю, мы обязаны сами хорошо его знать. Собрать информацию и обработать её так, чтобы она стала доступна для ребёнка дошкольного возраста. Продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Мы начали работу по патриотическому воспитанию со сбора информации о нашем районе.
У него необычное название «Вешки». Проведя работу по изучению его истории, узнали, что раньше на этом месте находилась …. станица. Так как в России началось возрождение казачества, было предложено на базе нашего детского сада создать группу казачьего воспитания. Оказалось, что это не только интересно, но и познавательно. Изучая историю казачества, поняли, что вся жизнь казаков пропитана патриотическими чувствами, служению Отечеству. Любовь к Родине, семье, родным местам красной нитью протянута через весь их быт, песни, стихи, пословицы и поговорки. Всё это является богатейшим материалом для воспитания у детей патриотических чувств. Само создание казачьих войск было основано на патриотизме.
Факт то, что казаки – это явление чисто российское. Главной их задачей было и есть – защита рубежей родной страны. А как можно быть защитником, если ты не любишь свою страну. И что не маловажно: казачьи войска всегда были интернациональны по своему составу. Изучая жизнь казаков, их традиции, обычаи, нас заинтересовали цели и задачи воспитания детей в казачьих семьях. Мы здесь нашли много общего с воспитанием детей в детском саду. Воспитание у молодого поколения трудолюбия, военно-физическое воспитание, умственное воспитание, эстетическое воспитание, религиозно-нравственное воспитание – то есть в казачьих семьях стремились воспитать из ребёнка целостную личность казака-семьянина, труженика, гражданина, воина. Несмотря на то, что казачье сословие пытались уничтожить, они все – таки смогли сохранить традиции и обычаи, которые приемлемы и для современного общества: гуманное и заботливое отношение к детям, создание условий для самовыражения личности. Важным аспектом воспитания в казачьих семьях было – воспитать истинного патриота.
Для получения хороших результатов нужно чтобы работа с детьми велась систематически и регулярно. Поэтому была разработана программа «Наследие донских казаков» На основании программы составлен план работы группы казачьего воспитания. Сюда входит: работа с детьми, с родителями и педагогами сада. Дети знакомятся с историей возникновения Российского казачества, Донского казачества, Вешенской станицы. С особенностями жизни и быта казаков, их мировоззрением, фольклором, праздниками, обрядами, заповедями. Получают представление о труде, жилище, традиционной одежде.
В своей работе используем традиционные формы обучения, а так же различные виды деятельности, при помощи которых дети приобретают опыт:
1. Беседы, в ходе которых выясняем знания детей, знакомим с новым материалом, просматриваем книги, иллюстрации. «Казаки своей Родине верны», «Кто такие казаки?», «Воспитание казачат», «Казаки – защитники Отечества», «Казак и воин. Что общего?»
2. Занятия, помогающие закрепить полученный материал и дать новый. «Вешенская станица», «Наши казаки», «Казачьи традиции».
3. Развлечения, на которых дети в игровой форме приобщаются к жизни казаков. «Браво казаки, любо казаки», «Празднование образования казачьего войска», «В гостях у казаков».
4. Подвижные, хороводные казачьи игры помогают закрепить знание фольклора, повышают интерес к жизни казаков.
5. Составление и реализация проектов: «История Вешенского казачества», «Казачьи символы и знаки».
6. Чтение художественной литературы, а так же фольклора казаков, прослушивание аудиозаписей помогает детям лучше понять традиции и обычаи казаков.
7. Рассматривание тематических альбомов, фотографий «Прошлое и настоящее казаков», создание казачьего уголка.
Обязательно во всех видах деятельности стоит задача: развитие и воспитание патриотических чувств, любовь к родному краю.
В нашей работе важна взаимосвязь семьи и детского сада. Нужно, чтобы родители понимали важность гражданско-патриотического воспитания, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины. Для достижения этой цели мы проводим с родителями следующую работу:
1. Педагогические беседы с родителями. Их цель оказать родителям помощь в понимании наиболее острых вопросов воспитания, возрастных особенностей детей, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
2. Индивидуальные беседы – консультации проводятся в течение года по мере необходимости, с целью информирования родителей о результатах работы и оказанию помощи.
3. Домашние задания даются с целью улучшения взаимопонимания между родителями и детьми, развитию эмфатических способностей. Предлагаем провести совместные семейные экскурсии по району, чтобы не только закрепить полученные знания, но и показать своё отношение к малой родине. Разучить казачьи песни, стихи. Используя дома интернет, просмотреть с ребёнком картинки о казачестве.
4. Родительский уголок, папки-передвижки, фотоальбомы, фотовыставки помогают информировать родителей о проведённой и предполагаемой работе, привлечь родителей к активному участию.
Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам.
Беседы с родителями, их участие в работе нашего проекта помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Проведѐнная работа позволяет сформировать следующие выводы:
Разработанная и проверенная в процессе работы педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура предоставлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклорного, познавательного компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых). У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально - фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.
Несомненно, совместная работа помогает формировать нравственно – патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране, к культурному наследию своего народа.
Исходя, из выше изложенного считаем, что казачеству принадлежит важная роль в развитии российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Кубанский край-казачий край"
Авторская образовательная программа «Кубанский край - казачий край» для детей дошкольного возраста группы казачьей направленности...
Проект с детьми старшей группы "Ставрополье - край казачий"
Воспитатели группы организовали с родителями акцию выходного дня , посвященную Дню города, с посещением национальных подворий. Возникла идея познакомить детей с бытом, обычаями терских казаков....
Фольклорное развлечение с детьми и родителями "Ставрополье - край казачий"
Мероприятие посвящено 240--й годовщине города Ставрополя, основанного казачьим войском под руководством А. Суворова....
Открытое занятие в подготовительной к школе группе "Кубанский край - казачий край!"
Открытое занятие по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с учетом регионального компонента...
тема недели «Наш край казачий» 1 неделя января, вторая младшая группа
тема недели «Наш край казачий»...
Проект «Течёт река в краю казачьем, везде почёт ей и хвала»
Проект «Течёт река в краю казачьем, везде почёт ей и хвала»...
Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...