Статья: Мобильный музей "Шэдитэ Ханза"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Хочу поделиться своим опытом по созданию мобильного музея «Шэдитэ Ханза» в условиях ДОУ. Идея к данному направлению возникла в связи с обучением бурятского языка и заинтересованностью детей музейным делом во время изучения и исследования «Культуры и быта бурятского народа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mobilnyy_muzey_shedite_hanza.docx | 17.27 КБ |
shedite_hanza_dambaeva_n.r.pdf | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Дамбаева Н.Р.
воспитатель,
МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок»,
компенсирующего вида г. Улан-Удэ,
Железнодорожный район,
Республика Бурятия
Мобильный музей «Шэдитэ Ханза»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи», мобильных музеев – «музеи в чемодане» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Основной целью музейной педагогики является создание условий для творческого развитии личности, приобщение подрастающего поколения путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Практика показала, что создаваемые «мини-музеи» и мобильные музеи «музеи в чемодане» вовлекают детей в деятельность и общение, воздействуют на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определённым образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Один из принципов организации мобильного музея «музея в чемодане» в нашем детском саду – обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в дошкольной организации в соответствие с ФГОС ДО. Наш детский сад является пилотной площадкой по реализации развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды в Республике Бурятия.
Хочу поделиться своим опытом по созданию мобильного музея «Шэдитэ Ханза» в условиях ДОУ. Идея к данному направлению возникла в связи с обучением бурятского языка и заинтересованностью детей музейным делом во время изучения и исследования «Культуры и быта бурятского народа». Перед созданием музея, я прислушивалась к мнениям моих воспитанников. Потому, что надо учитывать в первую очередь, что интересует их больше всего. Ведь главное – поддержать детскую инициативу, разжечь пламя любознательности и, как следствие, расширить представление об окружающем мире. Соответственно, Мобильный музей «Шэдитэ Ханза» создан с учётом задач этой программы.
Так как в настоящих музеях трогать ничего нельзя, то в нашем мобильном музее «Шэдитэ Ханза» не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить», поиграть.
Формы работы в мобильном музее «Шэдитэ Ханза»: беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.
Цель создания мобильного музея «Шэдитэ Ханза»: приобщение детей к культуре и быту бурятского народа, формирование у детей элементарных навыков бурятской разговорной речи, формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Основными задачами нашего исследования были:
- Изучение исторического прошлого бурятского народа и чтение литературы
- Знакомство с обычаями и традициями семейного быта бурятов с помощью бурятского фольклора.
- Изготовление макета «Бурятская юрта»
В результате создания мобильного музея были проведены работы по всем образовательным областям:
- художественно-эстетическое развитие детей: разучивали ёхор, изучили символики и значения элементов бурятской культуры, научились изготавливать украшения из кожи с национальным колоритом, делали из пластилина и ватных палочек овечек, сделали аппликации бурятской национальной одежды (тэрлиг), раскрашивали бурятские национальные шапки (тойробшо малгай);
- познавательное развитие детей: знакомство с бурятским национальным праздником «Сагаалган», обычаи и традиции. Узнали, что представляет собой обряд «Дугжуубэ», научились играть в шагай (лодыжки).
- речевое развитие детей: разучивали бурятские песни и стихи о родном крае, учились элементарным навыкам бурятской разговорной речи по темам «Минии нэрэ», «Минии гэр бγлэ», «Тоо», «Yнгэ», «Гэрэй амитад», «Зэрлиг амитад», «Нааданхай», «Бэе», «Хубсаhан»;
- Социально-коммуникативное развитие детей: учились говорить друг другу благопожелания, сюжетно-ролевые игры «Танилсалга», «Гэр бγлэ», совместные игры в «Шагай наадан»;
- физическое развитие: учились играть в подвижные бурятские национальные игры.
Таким образом, в процессе создания мобильного музея, дети узнали, что каждый ребёнок-бурят знал наизусть минимум семь поколений своих предков. Это нужно знать, чтобы человек не ощущал себя одиночкой, а был представителем древнего рода. Это необходимо и для того, чтобы ближайшие родственники не переженились между собой, потому что в результате род может вымереть из-за кровосмешения. Ощутив себя частицей огромного сообщества, дети прониклись идеей чтить и придерживаться обычаев и традиций своего народа. Во все времена была проблема сохранения традиционной народной культуры, которая быстро исчезает под влиянием новых явлений. В связи с этим исследование культурно-бытовых, семейных традиций бурят, которому посвящена данная инновационная технология.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной на
Круглый стол «Организация мобильной предметной среды и создание максимальной двигательной нагрузки детей в течение дня» по реализации ОО «Физическая культура»...
Статья на тему: Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями в ДОУ
В данной статье я делюсь своим опытом использования социальной сети вконтакте и мобильного мессенджера viber, в качестве интерактивных информационных площадок для работы с родителями в ДОУ и создания ...
Статья на тему: Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями в ДОУ
В данной статье я делюсь своим опытом использования социальной сети вконтакте и мобильного мессенджера viber в работе с родителями....
Статья. "Мобильные игры, влияние на эмоциональную сферу дошкольников"
В современном мире мобильные игры занимаю не малое место в формировании эмоциональной сфере ребенка....
Мастер-класс по теме:"Сундук сказок" (Онтохонтой ханза).
Мастер-класс по обучению детей бурятскому языку через театрализованную деятельность....
Статья о средствах индивидуальной мобильности
Роликовые коньки, самокаты, скейтборды, а также гироскутеры, сегвеи, моноколеса, электросамокаты, электроскутеры – это модные и современные средства передвижения. Их еще называют средствами инди...
Статья "Занятия по МЭО с детьми в ДОУ" (в рамках реализации программы «Мобильное Электронное Образование")
В статье подробно рассматривается структура и содержание данной образовательной системы, а также проводится исследование ее эффективности в повышении интереса и мотивации у детей к обучению. Основным ...