"Моя Чувашия - мой дом родной"
проект (младшая группа)

Григорьева Наталия Валерьевна

Цель проекта: Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_chuvashiya.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Моя Чувашия – мой дом родной»

Цель проекта: Воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Задачи проекта:

1.        Формировать представление о своей Родине - месте, где родился и живет с родителями (город, село, поселок) как части родного края – республики Чувашия.

2.        Поддерживать желание больше узнавать о малой Родине, свободно использовать полученные знания в повседневной жизни.

3.        Содействовать развитию у детей:

  • начал исторического и гражданского самосознания,
  • ощущения причастности к чувашской культуре, историческому прошлому,
  • осознанного благогоговейного отношения к родному краю.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Мы ищет оптимальные пути реализации задачи воспитания духовно - нравственных, культурных, образованных   граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру Чувашии на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей.

Реализации данной задачи способствует проект «Моя Чувашия – мой дом родной», который направлен на воспитание любви и уважения к малой родине как части родного края. Воспитание любви к своей Родине, своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она становится применительно к детям дошкольного возраста и даже младшего школьного возраста.

Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамка конкретной социальной среды. Люди с момента рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле («малой родине»), естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

У каждого из нас есть своя «малая родина». Это место, где мы родились, живем, учимся и работаем. Это корни, связывающие человека с родным домом.

Вот как о своей родине пишет внучка В.И. Чапаева, Елена Чапаева: «Для меня Родина – Чебоксары, Чувашия. Здесь родилась моя дочь Василиса Чапаева. Каждое возвращение к дому моего прадеда – как вхождение в реку памяти. Вы, возможно, тоже замечали, как полно дышится в тех местах, где прошло ваше детство, где вы лазали за черемухой, с мальчишками прыгали через забор…»

А вот высказывания Р. Сарби, поэта, заслуженного работника культуры Чувашской Республики «…Родина – это моя Чувашия.

…И если мог бы выбрать каждый себе Отечество однажды,

Я все равно – из всех одну – свою бы выбрала страну».

Для ребенка природа родных мест, река, лес, улица, город – все постепенно «оживает» от первого общего восприятия и переходит в конкретизацию: любимый уголок для игры, любимые деревья, тропинка в лесу, место рыбалки у реки. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своей малой родины. Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое, родное, остающееся в памяти на всю жизнь.

У большинства детей нашего детского сада «малой родиной» являются Чебоксары. Дом на родной улице, панорама родного города, впервые открывающаяся у набережной реки Волги, и детский сад, где они получают радость общения со сверстниками, и березовая аллея – все это его родина.

С младенчества ребенок слышит родную речь (на русском, чувашском, татарском и других языках). Песни, сказки открывают ему окно в реальный мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои и герои легенд чувашского народа: Улып-Богатырь, Чувашские батыры, красавица Плаги.

Все это волнует ребенка, увлекает, заставляет плакать и смеяться. Сказки чувашского народа показывают ему, что народ Чувашии считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Через произведения своего народа ребенок учится любить все то, что любят в его народе, на его родине. Через пословицы и поговорки, пронизанные глубокой мудростью, у ребенка формируются начала любви к своему народу, к своей родине.

«Родина – для каждого отец и мать». «Родительские нивы и луга не забывай никогда». «Родина слаще меда и масла». «Теплоту Родины чувствует все сердце» и др. любой уголок Чувашии неповторим. Славятся наши Чебоксары своим историческим прошлым, памятниками старины.

Дети дошкольного возраста узнают о том, как замечательно и неповторимо народное творчество родного чувашского народа: мастера и умельцы дарят миру чудесные изделия из дерева, узорное ткачество, шитье бисером, плетение, сказочную глиняную игрушку, в том числе забавную детскую свистульку, волшебную вышивку.

А.П. Усова писала «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Оно имеет значение для воспитания патриотического». Воспитывая в детях любовь к своей малой родине, нельзя забывать о том, что наш край знаменит великими и известными людьми, которые жили и живут в нашем городе, родных местах Чувашии. Это Святослав Федоров - известный офтальмолог, А.Г. Николаев – космонавт, генерал-майор из села Шоршелы, который более 64 раз облетел вокруг земного шара, легендарный начдив гражданской войны из деревни Будайка В.И. Чапаев, Н. Павлова – известная балерина Большого театра г. Москвы и многие др.

Необходимо подчеркнуть, что каким бы особенным не был родной край, в нем всегда соблюдается народная традиция, отмечаются традиционные праздники чувашского народа. Воспитывая в детях любовь к родному краю, мы всегда учим уважать людей разных национальностей, живущих в данной республике. Все они вместе трудятся, отдыхают, охраняют родную природу.

Дети эмоционально воспринимают окружающее через «живое» слово, музыку и изобразительное искусство своего народа.

В Чаплина, А.Лукашина:

…Отчего сегодня я такой счастливый?

Отчего волнуется душа?

Оттого ль, что Чебоксары так красивы,

Оттого ль, что Волга хороша…

С. Шелеби, рассказы М. Юхмы, песни чувашских композиторов Ф. Лукина, Васильева о Родине, о подвигах, о труде и природе родной республики, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к настоящему, героическому. Искусство помогает воспринимать, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства.

Большое значение имеет проведение сюжетно-ролевых игр. Ведь только в игре дети опираются на личный опыт, интересы, здесь воспитываются нравственные чувства по отношению к близкому, родному. В игре ребенок прогуливается по скверу с семьей, ведет свою «дочь» в парк им. А Николаева, рассказывает сказку «как бабушка» об историях своей семьи, своих предков.

«Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре, языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Мы должны политически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Это один из признаков культуры». (В.В. Николаев, В.П. Иванов из книги «Чуваши. Этническая история и традиционная культура»).

Таким образом, задача по воспитанию любви и уважения к своей малой родине на сегодняшний день является актуальной, важной. Именно в дошкольном возрасте закладываются и формируются основные нравственные чувства, а с ними вместе интерес к истории и культуре своего народа, национальная гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с тем, что его окружает, желание сохранить, преумножить богатства своего края, своей малой родины. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашия - мой дом родной

Познавательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи)...

Праздник "Чувашия - мой дом родной"

Расширение представления о родном крае, знаменитых  людях....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной».

Конспект  НОД в подготовительной к школе группе.Тема: «Чувашия – мой край родной». Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира»...

проект "Чувашия, мой край родной"

Тип проекта: краткосрочный (апрель)Направление деятельности: продуктивно-творческийУчастники проекта: воспитатель, дети старшей – подготовительной группы,родителиОбласть: познавательное развитие...

проект "Чувашия, мой край родной"

Тип проекта: краткосрочный (апрель)Направление деятельности: продуктивно-творческийУчастники проекта: воспитатель, дети старшей – подготовительной группы,родителиОбласть: познавательное развитие...

"Моя Чувашия - мой дом родной. Символика Чувашской республики".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию малой Родины....

«ЧУВАШИЯ — МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!» Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию (старшая группа)

Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии.Задачи: Образовательная:   Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим,  с традициями чувашс...