Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год.
методическая разработка (старшая группа)
Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_sadekova_23-24_.docx | 41.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №57»
Нижегородская обл. г. Дзержинск.
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 – 33 – 03
http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru
Программа
саморазвития воспитателя
Садековой Марии Анатольевны
Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство
с природой родного края»
на 2023-2024 учебный год.
Дзержинск, 2023г.
Актуальность :
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, к её природе, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Любовь к Родине, к природе родного края – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитание любви к природе - это воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.
Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Проблема формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края представляется настолько актуальной, что я выбрала её темой для самообразования.
Цель:
- Повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию через знакомство с природой родного края;
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Обобщить знания по данной теме;
- Привлекать родителей для формирования патриотических чувств у детей через знакомство с природой родного края;
- Развивать творческую активность, инициативу при воспитании детей в современных условиях.
Задачи самообразования:
- Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
- Пополнение уголка патриотического воспитания в группе книгами, альбомами рисунков, иллюстраций и т.д;
- Подбор бесед по темам, художественной литературы (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки);
- Составление конспектов ООД с последующей публикацией их на нс-портале;
- Разработка дидактических игр;
- Подготовка консультаций для родителей и педагогов;
- Организация выставок поделок и рисунков в группе и вестибюле детского сада;
- Расширение кругозора детей о природных объектах России;
- Формирование бережного отношения к растениям нашего края;
- Развитие у детей эмоционально-чувственной сферы на основе знакомства с природой России.
Формы работы:
- Анкетирование родителей
- Беседы с родителями и детьми
- Консультации, памятки для родителей
- Семейные прогулки в лес, парк, к водоёму
- Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т.д)
- Проектная деятельность
- Экологические акции
- Спортивные праздники
- Участие в различных конкурсах и выставках продуктивной деятельности
- Чтение художественной литературы, выставки книг
- Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций о природе
- Дидактические игры
Список изученной литературы по данной теме:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.
3. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
4. Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Н.А. Арапова-Пискарева. М.: 2005.
9. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет»
10. Ознакомление дошкольников с природой. С.А. Веретенникова. М.: Просвещение, 1980.
11. Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в Д.У. М., 2006.
12. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л. Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
13. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.:Мозаика-Снтез, 2007. - 80 с.
14. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. - 2006. - №1. - С. 14.
15. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 169 с. 7
16. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров. М.: Просвещение, 1991.
17. Родной край. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М.: Просвещение, 1981.
18. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
19. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010..
20. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
21. Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова. М.: 2001
22. Интернет ресурсы по данной теме.
Месяц | Тема | Практический выход |
Сентябрь | - Изучение методической литературы по теме; - Поиск материала в интернете; - Проведение обследования детей по интересующей проблеме; - Подготовка анкет для родителей; - Создание фотоколлажей, организация выставок. | *Анкетирование "Экологическое воспитание детей в семье" *Фотоколлаж «Я встречаю осень», «Осень в лесу» *Организация творческой выставки в группе и вестибюле детского сада из природного материала «Что нам осень принесла?» |
Октябрь | - Разработка перспективного плана работы по данной теме; - Пополнение уголка «Патриотического воспитания» книгами, альбомами, фотографиями, открытками, значками и т.д; - Совместное творчество детей родителей по созданию гербариев «Деревья и кустарники нашего края»; - Создание альбомов рисунков; - Участие в выставках-конкурсах | *Перспективный план *Пополнение РППС * Выставка гербариев «Деревья и кустарники нашего края» *Выставка рисунков «Золотая осень» (совместное творчество детей и родителей) *Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Осенний калейдоскоп» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада |
Ноябрь | - Подбор художественной литературы по данной теме; - Привлечение родителей к поиску художественной литературы по данной теме, печать картинок, иллюстраций, фотографий; - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»; - Совместное с детьми создание дидактической игры «Что нам осень принесла?» | *Выставка художественной литературы по теме: «Природа нашего края» *Конспект занятия «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме» (по С.Н. Николаевой) нс-портал *Дидактическая игра «Что нам осень принесла?» |
Декабрь | - Привлечь внимание родителей к вопросу о важности патриотического воспитания дошкольников через знакомство с природой родного края; - Участие в выставках-конкурсах; -Подбор материала для оформления альбома «Деревья нашего края» | *Наглядная информация в родительском уголке по теме *Создание фотоколлажа «Всей семьёй на прогулке в зимнем лесу» *Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Чародейка-зима» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада |
Январь | - Изготовление поделок вместе с детьми на зимнюю тематику из природного материала; - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом занятия «Станем юными защитниками природы»; -Подбор материала, рисунков, иллюстраций для создания Красной книги растений нашего края | *Красная книга растений нашего края (совместное творчество воспитателя, детей и родителей) *Консультация для родителей «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края» (Всероссийский интернет-конкурс Надежды России) *Конспект занятия «Лес – это дом для многих жильцов» ( по С.Н.Николаевой) нс-портал |
Февраль | - Создание альбома рисунков «Лес –это дом для многих жильцов», «Берегите природу!»; -Подбор материала для консультации -Создание дидактической игры «С какого дерева листок?» | *Оформление альбома совместных рисунков детей и родителей по теме: «Лес – это дом для многих жильцов», «Берегите природу!» *Консультация для родителей «Люби и охраняй окружающую природу». *Дидактическая игра «С какого дерева листок?» |
Март | - Изготовление поделок вместе с детьми на тему «Весенние фантазии» - Подбор материала для создания альбома: «Что растёт в лесу» - Продумать серию бесед: «Какую пользу приносит лес?», «Роль деревьев в жизни людей», «Как человек охраняет природу» и т.д. | *Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Весенние фантазии» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада * Совместное с родителями создание альбома иллюстраций «Что растёт в лесу?» *Беседы с детьми на данную тему |
Апрель | - Конкурс рисунков «Я со своей семьёй на прогулке в лесу» - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом занятия «Весна в жизни лесных зверей». - Подготовка к проведению субботника -Проведение досуга | *Оформление альбома «Я со своей семьёй на прогулке в лесу» * Конспект занятия «Весна в жизни лесных зверей» (по С.Н.Николаевой) нс-портал * Проведения субботника на территории детского сада «Сделаем город чище». *Проведение досуга: «Люблю берёзку русскую» |
Май | - Составление отчета о проделанной работе, оформление презентации; - Систематизация подобранного методического и игрового материала, оформление его в папку -Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников. | * «Природа глазами детей» (совместная творческая деятельность детей и родителей) *Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) *Экскурсия с детьми и родителями в лес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня, реализацию творческих возможностей педагога, как основы успешной деятельности воспитанников....
Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации; изучить и усвоить материал....
Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повышение профессионального уровня...
План работы по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
доклад "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ"
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию....
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...