Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год.
методическая разработка (старшая группа)

Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_sadekova_23-24_.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад №57»

Нижегородская обл. г. Дзержинск.

Адрес: бульвар Космонавтов,14;    тел: 33 – 33 – 03

http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru

                                                                         

Программа

саморазвития воспитателя

Садековой Марии Анатольевны

Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство

с природой родного края»

на 2023-2024 учебный год.

                               

                                                     

   

Дзержинск, 2023г.

Актуальность :

       Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

      Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год.  Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, к её природе, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до  осознанной любви к своему Отечеству.

     Любовь к Родине, к природе родного края – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитание любви к природе - это воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

     Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они  видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

        Проблема формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края  представляется настолько актуальной, что я выбрала её темой для самообразования.

Цель:

  • Повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию через знакомство с природой родного края;
  • Изучить методическую литературу по данной теме;
  • Обобщить знания по данной теме;
  • Привлекать родителей для формирования патриотических чувств у детей  через знакомство с природой родного края;
  • Развивать творческую активность, инициативу при воспитании детей в современных условиях.

Задачи самообразования:

  • Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
  • Пополнение уголка патриотического воспитания в группе книгами, альбомами рисунков, иллюстраций и т.д;
  • Подбор бесед по темам, художественной литературы (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки);
  • Составление конспектов ООД с последующей публикацией их на нс-портале;
  • Разработка дидактических игр;
  • Подготовка консультаций для родителей и педагогов;
  • Организация выставок поделок и рисунков в группе и вестибюле детского сада;
  • Расширение кругозора детей  о природных объектах России;
  • Формирование бережного отношения к растениям нашего края;
  • Развитие у детей эмоционально-чувственной сферы на основе знакомства с   природой России.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей
  • Беседы с родителями и детьми
  • Консультации, памятки для родителей
  • Семейные прогулки в лес, парк, к водоёму
  • Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т.д)
  • Проектная деятельность
  • Экологические акции
  • Спортивные праздники
  • Участие в различных конкурсах и выставках продуктивной деятельности
  • Чтение художественной литературы, выставки книг
  • Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций о природе
  • Дидактические игры

Список изученной литературы по данной теме:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1980.

3. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

4. Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

7.  Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Н.А. Арапова-Пискарева. М.: 2005.

9. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет»

10. Ознакомление дошкольников с природой. С.А. Веретенникова. М.: Просвещение, 1980.

11. Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в  Д.У. М., 2006.

12. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л. Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.

13. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.:Мозаика-Снтез, 2007. - 80 с.

14. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. - 2006. - №1. - С. 14.

15. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 169 с. 7

16. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров. М.: Просвещение, 1991.

17. Родной край. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. М.: Просвещение, 1981.

18. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

19. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010..

20. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

21. Экологическое образование в детском саду. Н.А. Рыжова. М.: 2001

22. Интернет ресурсы по данной теме.

Месяц

Тема

Практический выход

Сентябрь

- Изучение методической литературы по теме;

- Поиск материала в интернете;

- Проведение обследования детей по интересующей проблеме;

- Подготовка анкет для родителей;

- Создание фотоколлажей, организация выставок.

*Анкетирование "Экологическое воспитание детей в семье"

*Фотоколлаж   «Я встречаю осень», «Осень в лесу»

*Организация творческой выставки в группе и вестибюле детского сада из природного материала

«Что нам осень принесла?»

Октябрь

- Разработка  перспективного плана работы по данной теме;

- Пополнение уголка «Патриотического воспитания» книгами, альбомами, фотографиями, открытками, значками и т.д;

- Совместное творчество детей  родителей по созданию гербариев «Деревья и кустарники нашего края»;

- Создание альбомов рисунков;

- Участие в выставках-конкурсах

*Перспективный план

*Пополнение РППС  

* Выставка гербариев «Деревья и кустарники нашего края»

*Выставка рисунков «Золотая осень» (совместное творчество детей и родителей)

*Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Осенний калейдоскоп» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада

Ноябрь

- Подбор художественной литературы по данной теме;

- Привлечение родителей к поиску художественной литературы по данной теме, печать картинок, иллюстраций, фотографий;

- Пополнение своей странички на НС-портале конспектом «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»;

- Совместное с детьми создание дидактической игры «Что нам осень принесла?»

*Выставка художественной литературы по теме: «Природа нашего края»

*Конспект занятия «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме» (по С.Н. Николаевой)  нс-портал

*Дидактическая игра «Что нам

осень принесла?»

Декабрь

- Привлечь внимание родителей к вопросу о важности патриотического воспитания дошкольников через знакомство с природой родного края;

- Участие в выставках-конкурсах;

-Подбор материала для  оформления альбома «Деревья нашего края»

*Наглядная информация в родительском уголке по теме

*Создание фотоколлажа «Всей семьёй на прогулке в зимнем лесу»

*Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Чародейка-зима» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада

Январь

- Изготовление поделок вместе с детьми на зимнюю тематику из природного материала;

 - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом занятия «Станем юными защитниками природы»;

-Подбор материала, рисунков, иллюстраций для создания Красной книги растений нашего края

*Красная книга растений нашего края (совместное творчество воспитателя, детей и родителей)

*Консультация для родителей

 «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного

края» (Всероссийский интернет-конкурс Надежды России)

*Конспект занятия «Лес – это дом для многих жильцов»

( по С.Н.Николаевой)  нс-портал

Февраль

- Создание альбома рисунков «Лес –это дом для многих жильцов», «Берегите природу!»;

-Подбор материала для консультации

-Создание дидактической игры

«С какого дерева листок?»

*Оформление альбома совместных рисунков детей и родителей по теме:

 «Лес – это дом для многих жильцов», «Берегите природу!»

*Консультация для родителей «Люби и охраняй  окружающую природу».

*Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Март

- Изготовление поделок вместе с детьми на тему «Весенние фантазии»

- Подбор материала для создания альбома: «Что растёт в лесу»

- Продумать серию бесед: «Какую пользу приносит  лес?», «Роль

деревьев в жизни людей», «Как человек охраняет природу» и т.д.

*Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Весенние фантазии» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада

* Совместное с родителями создание альбома иллюстраций «Что растёт в лесу?»

*Беседы с детьми на данную тему

Апрель

- Конкурс рисунков «Я со своей семьёй на прогулке в лесу»

- Пополнение своей странички на НС-портале конспектом занятия «Весна в жизни лесных зверей».

- Подготовка к проведению субботника

-Проведение досуга

*Оформление альбома «Я со своей семьёй на прогулке в лесу»

* Конспект занятия «Весна в жизни лесных зверей»

(по С.Н.Николаевой)  нс-портал

* Проведения субботника на территории детского сада

«Сделаем город чище».

*Проведение досуга: «Люблю берёзку русскую»

Май

- Составление отчета о проделанной работе, оформление презентации;

- Систематизация подобранного методического и игрового материала, оформление его в папку

-Анализ и оценка результатов своей деятельности и

деятельности воспитанников.

* «Природа глазами детей» (совместная творческая деятельность детей и  родителей)

*Участие в акции

«Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на  территории детского сада)

*Экскурсия с детьми и родителями в лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня, реализацию творческих возможностей педагога, как основы успешной деятельности воспитанников....

Отчет по самообразованию Тема «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»

Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации; изучить и усвоить материал....

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...