НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
учебно-методический материал

Ольга Юрьевна Герасимова

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon narodnoe_penie.zip22.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 248»

                                                                              г. Барнаул, Балтийская 46

                                                                                   Музыкальный руководитель:

                                                                                 Герасимова Ольга Юрьевна

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно!»

Р.К.Ушинский

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. И поэтому активное воспитание касается дошкольного возраста. Так же и приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Прошло время, когда в детском саду дети учили политизированные песни, сейчас направление иное – нужно обращать внимание детей на народные истоки, корни, обряды, традиции, обычаи, которые долгое время были в забвении.

Современный  дошкольник живет в то время, когда он находится под влиянием телевидения, интернета. В этот период он чутко реагирует на все увиденное и услышанное. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте приобщаться к народной культуре. Именно в это время формируется личность. Использование музыкального фольклора способствует формированию в ребенке таких качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям.

Ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. Музыкальный и поэтический язык народной песни – его правдивость, искренность, простота, эмоциональная выразительность. Русская народная песня производит огромное впечатление своей задушевностью и глубиной чувства; она исключительно проста, сдержанна, в ней нет ничего лишнего, но при этом её напевы очень выразительны.

Как же с помощью русской народной песни воспитать в ребенке доброту, искренность, любовь к Родине, к сверстникам? Эта тема очень актуальна, ведь пение - основной вид музыкальной деятельности детей в детском саду.

Дошкольный возраст наиболее восприимчив, поэтому через народную песенную культуру в понятной для ребенка форме можно воспитать нравственные и эстетические чувства; духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, стране, к культурному наследию своего народа, к природе родного края.

Уже с младшего возраста мы знакомим детей с русской народной музыкой, используя детский песенный фольклор: колыбельные, пестушки,  потешки. Под русские народные мелодии исполняем пляски;  учимся различать колыбельную и плясовую.

Во второй младшей группе сравниваем музыку по типу контрастного сопоставления: колыбельная – плясовая, плясовая – хороводная.

В средней группе продолжаем различать характер народных песен; учим высказываться, обогащая словарь детей прилагательными и образными выражениями. Знакомим детей с разновидностями колыбельной песни.

В старшей группе знакомим с календарными песнями: закличками, приговорками, колядками и потешным фольклором: прибаутками, небылицами, дразнилками.

В подготовительной к школе группе происходит углубление знаний о разновидностях народных песен: хороводных, плясовых, колыбельных; знакомим с трудовыми песнями, обрядовыми календарными  и обрядовыми семейно-бытовыми.

Знакомство с песней происходит  согласно народному календарю и соответствующим ему  календарно-обрядовых праздников, в которых каждый сюжетный момент сопровождается пением.

Замечательный праздник «Кузьминки» – встреча зимы и проводов осени. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. В это время на Руси «играли» свадьбы. Дети знакомятся со свадебными песнями, с играми, обрядами.

На «Святки» дети исполняют колядки- обрядовые песни с пожеланием богатства, здоровья, удачи исполняются на рождество.

Масленица-встреча и проводы масленицы— обрядовые календарные песни призыва весны. Кульминацией встречи весны является — 22 марта в день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны – называемая в народе Сороки. В эти дни начинается прилет птиц. Дети с удовольствием  готовят птичек из теста - «жаворонков», при этом исполняя заклички и попевки.

Широко в нашем детском саду проходят праздники: «Пасха» и «Троица». Дети водят хороводы,  задорно поют частушки, весело играют в народные игры с пением.

 Поддерживая  интерес детей к народному творчеству, мы решили провести праздник «8 марта» в народном стиле.

Сколько положительных эмоций получили и взрослые, и дети! Оформление зала, народные костюмы, хороводы, песни, и конечно веселье! Мамы и бабушки были не просто зрителями,  а участникам. Дети дарили радость своим близким, и это был главный подарок!

                                         

Сценарий праздника «8 марта» для детей подготовительной группы

"СЛАВНЫЙ ГОРОД МАСТЕРОВ"


Задачи:

- расширять знания детей  о жанрах детского музыкального фольклора (колыбельная, хороводная, игровая и т.д);

- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать  вокально-хоровых навыков, чистоту интонирования средствами народного фольклора; расширять диапазона детского голоса;

-содействовать устойчивому интересу  к народному искусству, через знакомство с народными промыслами;

- укреплять семейные традиции, уважительное отношение к женщинам.

Ход праздника:
Звучит русская народная мелодия. В зал входит воспитатель в русском костюме.
Воспитатель: 
Внимание! Внимание!... 
В честь праздника 8 Марта
Объявляем весёлое гуляние!
Поспешите, поспешите!
Ничего не пропустите!

Дети (в русских народных костюмах) заходят в зал под мелодию Ивана Купала: «Заинька»
Исполняют хоровод «Заинька»
/ по окончании останавливаются полукругом лицом к гостям / 

Дети читают стихи: 
1. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.


2. Солнце, землю нагревая, 
Гонит с нашей горки лёд,
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.


3. Сегодня солнце ярче светит,
И звонче ручейки поют.
Подарки мамам дарят дети,
А папы им цветы несут!

4. Мы поздравляем мам любимых
С весенним светлым женским днём!
Желаем много дней счастливых,
И обещание даём: 


Поочерёдно: 
- Не огорчать вас … очень часто…
- И в меру сил вам помогать…
- И не перечить вам напрасно…
- Вовремя ложиться спать!
- Мы знаем, как вы устаёте:
 С утра до вечера дела!
- Нет равных вам в любой работе…
  А дома нет без вас тепла!

Песня «Мамин день»


Дети читают: 
1. Мы очень долго совещались,
Что своим мамам подарить?
Ведь в нашем двадцать первом веке,
Так трудно чем-то удивить.

2. Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров –
В них красота родной природы,
И мудрость древняя веков.

 

3. Небо синее в России,
Реки синие в России,
Васильки и незабудки
Не цветут нигде красивей!

Дети поочерёдно: 


- Есть берёзки и дубы,
- А какие тут грибы!
- А ещё пекут в печи
 Вот такие калачи!


4. Тайну вам сейчас откроем,
Скажем, все без лишних слов:
Вы сегодня оказались
В Чудо-Граде мастеров!
Украшают каждый праздник
Мастера ремёсел разных!


5. А теперь, дорогие мамы,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса! 


Песня «Ах, ярмарка»

( садятся на стульчики)

Ребёнок: /с дымковской игрушкой / 
Славилась Россия чудо-мастерами:
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Ах, наш русский сувенир,
Покорил он целый мир! 


Дети:
1. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор. 


2. Посмотри, как хороша
Эта девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Инсценировка песни-танца "Пошла Млада за водой»


Ребёнок: / с хохломой / 
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь, 
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи - перелески,
Шёлковые всплески, 
Солнечно - медовой золотой листвы.


Мальчики: / с хохломскими ложками/
1. Золотая хохлома – 
Лучше нет подарка! 
Хохломские ложечки 
Звонкие да яркие! 

2. Мы на ярмарку ходили,
Ложки дёшево купили.
Звонкие резные
Ложки расписные!
Оба: 
От зари и до зари
Веселятся ложкари! 

 
Танец с ложками – рус. нар. мелодия.

Игровой блок:

Ярмарка нас всех зовёт в наш весёлый хоровод!

Будем с мамами играть,

Играм русским обучать

Народные игры:

«Воротики» (парами)

«Марама»

Ребёнок: / с гжельской посудой/ 
Гжельская роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками. 


Танец с  голубыми платочками «Гжель»


Ребёнок : /с платком / 
Вот павлопосадские мягкие платки –
В холод согревают, на плечах легки.
Собраны - в букеты дивной красоты -
На тончайшей шерсти расцвели цветы.


Игра с платком

( 2 мамы держат платок, дети стоят круг вокруг каждой мамы, звучит музыка, дети ходят по кругу, по окончанию музыки мамы опускают платок, кто из детей оказался под платком, обнимаются)


Ребёнок: /с тряпичной куклой/ 
Не расписана игрушка,
Хоть скромна, но хороша.
В этом маленьком кулёчке
Чудо-мастера душа:
Куколка из пёстрой ткани.
Посмотрите, вот какая!


Девочки: 
1. Куклы иностранные- лица у них странные,
И  наряд у кукол вовсе не такой.
Сядем рядом с бабушкой
И сошьём мне Ладушку –
Куколку тряпичную с русскою душой.


2. Личико, как солнышко,
Назову Алёнушкой.
Буду я любить её, как родную дочь. 
Милая хорошая,
На меня похожая, 
Я всегда в любой беде ей смогу помочь.


3. В пляске мы подружимся,
С нею мы покружимся,
И шагать по жизни нам вместе веселей.
Будут зимы с вёснами,
Вырасту я взрослою,
Подарю Алёнушку доченьке своей.

Песня «Кукольная колыбельная»


Воспитатель: /выносит «карусель» с лентами/ 
Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Карусельные резные
Петушки, лошадки
Кружат весело игриво:
- Прокатись, ребятки!

Пляска – игра “Карусели” - рус.нар.мелодия «Cмоленский гусачок»

Воспитатель: 
Дело мастера боится –
Так в народе говорится.
Мы об этом не забыли –
Подарки сами мастерили.
Дети, маму поздравляйте,
Скорей подарок свой вручайте!

Песня «Песенка для мамы»
Дети вручают подарки мамам, выполненные в народном стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Цель проекта:        Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию.  Формирование чувства любви к Родине, родной природе, во...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....