Парциальная программа "Мой край родной"
методическая разработка
Знакомство детей дошкольного возраста с социальным и природным миром, городом Новосибирском.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Парциальная программа "Мой край родной" | 126.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по краеведению и экологии
«Мой край родной»
детей дошкольного возраста
Разработали:
Конторова Ирина Григорьевна
старший воспитатель, I квалификационная категория
Архипова Елена Владимировна
воспитатель, I квалификационная категория
Денисенко Анастасия Николаевна
воспитатель, I квалификационная категория
Долгополова Анастасия Олеговна
инструктор физического воспитания
Новосибирск
2019
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи реализации Программы | 4 |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы | 6 |
1.5. Планируемые результаты освоения Программы | 10 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Содержание образовательной деятельности | 12 |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы | 16 |
2.3. Календарно-тематическое планирование | 18 |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 20 |
2.5. Особенности взаимодействия со специалистами МАДОУ | 21 |
2.6. Взаимодействие с социальными партнерами | 21 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Организация образовательного процесса | 22 |
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 24 |
3.3. Методическое обеспечение Программы | 26 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Парциальная программа по краеведению и экологии «Мой край родной» (далее – Программа) составлена с учетом основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 500».
В основе Программы - концептуальные положения Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения само обследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
7. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 500».
Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром городом Новосибирск (Новосибирской области).
При разработке содержания в Программе учтены следующие положения:
- социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в региональную культуру;
- специфика реализации регионального содержания в дошкольном образовании;
- применение принципов, соответствующих личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых и детей.
Актуальность
Необходимость создания данной Программы аргументируется возрастающей потребностью общества в освоении национально-региональной и экологической сферы жизни людей, а также интересом дошкольников и их родителей к этому направлению.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача формирования первичных представлений о своей малой родине, традициях, культуре и природных особенностях родного края.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций, позитивного отношения к окружающему природному и социальному миру.
Поэтому так необходимо именно в этот период сформировать первичные знания о себе, других людях, развить ценностное отношение к местным традициям и промыслам, а также развить социально-личностные качества, необходимые для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму.
Включение регионального содержания в образовательный процесс является результативным и эффективным средством формирования у детей представлений об окружающей действительности.
Благодаря регионализации воспитанники легче осваивают основы экологической культуры, умения и навыки взаимодействия с природой. Эффективнее формируются эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к природе, а также развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к окружающей природной среде своей малой родины.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре и природному миру родного края.
Задачи:
- Дать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края.
- Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
- Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с малой родиной.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Технологической основой Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образованию и развитию ребенка.
Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они непассивно воспринимают и запоминают информацию о своей малой родине, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.
Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников, способствует ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности детей в деятельность.
Программа учитывает следующие принципы:
1. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение им культурных норм и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи и народов родного края происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. Важно, чтобы в совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогов) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает уважение личности дошкольника, доброжелательность, внимание к его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. Этот принцип предполагает активное участие детей и взрослых в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
- Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Сотрудничество и взаимодействие с семьей в вопросах ознакомления с родным краем, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы. Педагоги должны знать об условиях жизни каждого ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей по краеведению и экологического воспитания.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования и другими партнерами, которые могут внести вклад в этнокультурное и региональное образование детей. Программа предполагает, что дошкольное учреждение устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального, культурного и экологического опыта детей, приобщению их к истории, национальным традициям, содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников и других мероприятий.
- Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов по ознакомлению дошкольников с малой родиной в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. В Программе используются различные виды детской деятельности: игра, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая деятельность.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей в процессе изучения окружающего природного и социального мира. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.
1.4. Характеристики, значимые
для разработки и реализации Программы
Парциальная программа построена на основе учёта конкретных условий МАДОУ д/с № 500, а также возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, посещающих данное образовательное учреждение.
Режим работы дошкольного образовательного учреждения:
- пятидневная рабочая неделя с выходными днями: суббота, воскресенье;
- длительность работы дошкольного учреждения – 12 часов
- режим работы всех возрастных групп: с 7.00 до 19.00.
Контингент воспитанников
Общее количество возрастных групп - 7 групп: 1 группа 1младшего возраста (2-3 года); 1группа – 2 младшего возраста (3-4 года); 2 группы – среднего возраста (4-5 лет); 1 группа–старшего возраста (5-6 лет); 2 группы- подготовительная к школе (6-7 лет).
5 групп - общеразвивающей направленности и 2 группы – комбинированные (логопедические).
Климатические особенности
Климат Новосибирска и Новосибирской области преимущественно континентальный в связи с тем, что край находится вдали от морей и океанов. Единственный крупный водоем, расположенный поблизости – городское водохранилище, построенное на реке Обь. Именно месторасположение, а точнее координаты Новосибирска, влияют на погодные условия местности. Континентальный климат характеризуется резкими перепадами температур. Зимнее время года сильно отличается от летнего. Температура воздуха может изменяться на 50 или даже на 60 градусов.
Особенности осуществления образовательного процесса строятся в соответствии с климатическими условиями Новосибирской области.
График образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- холодный период: учебный год (сентябрь - май), составляется определенный режим дня и расписание НОД;
- летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.
При организации образовательного процесса по Программе учитываются: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия.
Национально-культурные особенности
В ДОУ имеются воспитанники разных национальностей. При организации образовательного процесса учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Обеспечиваются условия погружения детей в другую языковую среду, а именно: в образовательный процесс включаются игры, музыка, народные сказки, предметы декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах народов Сибири.
Возрастные особенности психического развития детей второй младшей группы (от трех до четырех лет):
Активно формируется потребность в общении, уважении, признательности самостоятельности ребенка; развивается игровая деятельность – индивидуальная с игрушками и игровое действие. Отношения со взрослыми носят ситуативно-деловой характер: взрослый – партнер по игре и творчеству. Отношения со сверстниками эмоционально-практические.
Эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Развивается познавательная активность: способ познания – экспериментирование, конструирование, объект познания – непосредственно-окружающие предметы, их свойства и значение. Внимание непроизвольное; ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую, удерживает внимание 5-10 минут, объем внимания 3-4 предмета. Память непроизвольная, запоминается эмоционально-окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная. Формируется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Новообразование возраста – самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
Возрастные особенности психического развития детей средней группы (от четырех до пяти лет):
Ведущая потребность - потребность в общении, развивается познавательная активность. Развивается наглядно-образное мышление, игровая деятельность (коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация). Отношения со взрослыми- вне ситуативно-деловое, взрослый выступает как источник информации. Отношение со сверстниками ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Эмоции более ровные: ребенок старается контролировать себя; появляются элементы эмоциональной отзывчивости. Способ познания - вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование. Объект познания: предметы и явления непосредственно не воспринимаемые.
Развивается восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Внимание зависит от интереса ребёнка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10–15 мин. Объем внимания 4–5 предмета. Память кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2- 3 действия.
Мышление наглядно-образное. Воображение репродуктивное; появление элементов творческого воображения. Условия успешности - хорошо развитая речь.
Новообразования возраста: контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности; развитие способности выстраивать элементарные умозаключения; появление элементов сюжетно- ролевой игры.
Возрастные особенности психического развития детей старшей группы (пять – шесть лет):
Ведущая потребность - потребность в общении; ведущая функция – воображение.
Продолжает развиваться игровая деятельность: усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. Отношения со взрослыми - вне ситуативно-деловое, вне ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. Отношения со сверстниками – ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, формирование предпочтений в общении. Наблюдается преобладание ровного оптимистичного настроения.
Способ познания - общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Объект познания - предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Начинает формироваться произвольное внимание. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимания 8-10 предметов. Память – развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. Мышление – наглядно-образное, начало формирования логического. Развивается творческое воображение. Условия успешности: собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.
Новообразования возраста: планирующая функция речи, предвосхищение результата деятельности, начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).
Возрастные особенности психического развития детей подготовительной группы (шесть-восемь лет):
Ведущая потребность - потребность в общении. Развивается игровая деятельность: усложнение игровых замыслов, формируются длительные игровые объединения. Отношения со взрослыми: вне ситуативно-деловое, вне ситуативно-личностное; взрослый – источник информации, собеседник. Отношения со сверстниками – ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, формируются предпочтения в общении. Эмоции - преобладание ровного оптимистичного настроения. Способ познания - общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Объект познания - предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Внимание - произвольное. Удерживает внимание 25-30 мин. Объем внимания 10 предметов. Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. Мышление наглядно-образное, продолжает формироваться логическое мышление. Развивается творческое воображение.
Условие успешности - собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.
Новообразования возраста: планирующая функция речи, предвосхищение результата деятельности, начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе освоения данной Программы.
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел | Младшая группа | Средняя группа |
1. Родной край | Имеют элементарные представления о сезонных изменениях в природе. Называют их основные характерные признаки. | Имеют представления о сезонных изменения в природе, погодно- климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. |
2. Мой город Новосибирск | Знают, где находится ближайшая школа, детский сад, свой дом, умеют рассказать о данных объектах. | Знают социокультурные учреждения города, могут рассказать об улице, на которой находится их дом, знают, где находятся ближайшие значимые городские объекты (памятники, музеи, кинотеатр и др.). |
3. Традиции и промыслы Новосибирской области | Знают народные сказки, потешки. Имеют элементарное представление о народных традициях и региональных промыслах. | Имеют представление о народных промыслах Сибири, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты. |
4. Растительный мир Новосибирской области | Называют несколько знакомых деревьев (берез, ель), называют и показывают знакомые овощи и фрукты, называют и показывают знакомые цветы: одуванчик, ромашка. | Знают условия произрастания растений и зависимость произрастания растений от погодных условий. Имеют элементарные представления о возобновляемости природных ресурсов. |
5. Животный мир Новосибирской области | Называют и показывают несколько знакомых животных (заяц, лиса, кошка, собака, корова, поросенок), птиц (воробей, ворона). | Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных своего края. Знают и называют некоторых перелетных и зимующих птиц своего региона, знают и называют некоторых насекомых. |
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Родной край | Имеют представления о погодно-климатических и сезонных изменениях в природе Новосибирской области, свободно называют особенности каждого сезона. Дают характеристику погодным явлениям. | Имеют представления о погоде Новосибирской области, сезонных изменениях в природе, погодно-климатических особенностях региона. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе. |
2. Мой город Новосибирск | Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития Новосибирска. Знают главные достопримечательности города. Ориентируются на карте города. | Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного Новосибирска, могут показать город на карте. Знают знаменитых людей нашего края (писатели, поэты, художники) Имеют представления о геральдике Новосибирска. |
3. Традиции и промыслы Новосибирской области | Знают сказки, легенды, обычаи. Знают особенности декоративно-прикладного творчества и особенности разных видов росписи народов Сибири. | Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях малой родины. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты, предметы быта. Рассказывают о главных достопримечательностях Новосибирска. Рассказывают о знаменитых земляках. |
4. Растительный мир Новосибирской области | Знают разнообразие растений, цветов, грибов, ягод. Имеют представление о лекарственных растениях. | Знают условия произрастания растений. Имеют представления о возобновляемости и охране растительного мира. Знают разнообразие растительного мира своего края: ягоды, грибы, цветы. Знают лекарственное значение растений. |
5. Животный мир Новосибирской области | Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны - медведь, волк, заяц, лиса, кабан куропатка, сова, ласточка, жаворонок, соловей и т.д. | Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных и птиц: медведь, волк, кабан, лось, волк, лиса, ежи, бобры, сова, стриж, голуби, грачи, вороны, синица, поползень; насекомых. Знают животных занесенных в «Красную книгу Новосибирской области». |
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
Содержание Программы обеспечивает ознакомление с родным краем и экологии в различных видах детской деятельности и реализуется:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми;
- в процессе самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации задач Программы.
Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности
В основе Программы - тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Сибирский край», «Мой город Новосибирск», «Растительный и животный мир Новосибирской области», «Традиции и промыслы Новосибирской области», и учитывает особенности региона: географические, погодные климатические, природные, культурно-национальные, экологические, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Интеграция образовательных областей
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие | - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками Новосибирска); - знакомить с жизнью и бытом наших предков; - формировать бережное отношение к природе родного края. |
Речевое развитие | - обогащать словарный запас, развивать речевое общение и активность речи через знакомство с культурным наследием малой родины; - знакомить с писателями Новосибирской области, их творчеством; - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы), музыке. |
Художественно – эстетическое развитие | - знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам; - формировать умение создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности. |
Социально-коммуникативное развитие | - воспитывать любовь и привязанность к малой родине, уважение к традициям и культуре своего народа. |
Физическое развитие | - развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные народные игры и забавы. |
Направления работы по ознакомлению с родным краем
В младшей группе дети знакомятся с устройством и структурой детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Происходит знакомство с улицей, на которой расположен детский сад, с близлежащей школой. Воспитанникам даётся представление о природе Новосибирской области, ее разнообразии, особенностях, условиях произрастания растений, о грибах и ягодах. Формируются элементарные знания о животном мире, условиях обитания животных и птиц.
Начинается работа по знакомству с фольклором (сказки, пословицы, загадки), подвижными играми, изделиями народных промыслов.
В средней группе продолжается работа с детьми по знакомству с родным городом, его инфраструктурой, названием улиц, домашним адресом, достопримечательностями, объектами социальной сферы. А также знакомство с его знаменитыми людьми. Продолжается работа по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
В старшей группе содержание работы по ознакомлению с родным краем усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города Новосибирска, его гербом, флагом.
Много внимания уделяется знакомству с фольклором, праздниками (экологическими), народными играми, историческими традициями.
Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Новосибирской области, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных. Происходит ознакомление с «Красной книгой Новосибирской области».
Продолжается знакомство с сельскохозяйственными профессиями и особенностями сельскохозяйственной и животноводческой деятельности, основными профессиями и их назначением.
В подготовительной группе развивается и совершенствуется работа по всем разделам, с усложнением содержания. Расширяются знания о родном крае, формируются представления о погодных климатических особенностях малой родины, сезонных изменениях в природе. Дети более широко знакомятся с историей возникновения, развития и особенностями города Новосибирска, его достопримечательностями, геральдикой.
Углубляется работа по ознакомлению с культурно-национальными особенностями, обычаями, бытом, традиционными занятиями, фольклором народов Сибири.
Много внимания уделяется растительному миру Новосибирской области (его разнообразие и возобновляемость, зависимость от окружающей среды); животному миру (звери, птицы, рыбы, насекомые; особенности внешнего вида, поведения, зависимость от среды обитания).
Задачи по возрастным группам
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Реализуемые образовательные технологии
В процессе ознакомления воспитанников с родным краем реализуются следующие современные образовательные технологии:
1). Технологии проектной деятельности.
2). Информационно-коммуникационные технологии.
3). Игровые технологии.
1). Технологии проектной деятельности
Цель: развитие и обогащение личностного опыта в процессе приобщения к социальному и природному миру Новосибирской области.
Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
В рамках Программы применяются следующие виды проектов:
1. Информационные проекты:
- направлены на получение информации о здоровом образе жизни, традициях, народных промыслах, людях родного края, воспитания экологической культуры, а затем ознакомление участников проекта с этой информацией;
- структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.
- Ролевые проекты:
- это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей народного фольклора и по-своему решают поставленные проблемы.
3. Творческие проекты:
- данные проекты закрепляют полученные знания детей о Новосибирске (Новосибирской области) в новых условиях и творческих ситуациях.
2). Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ в изучении своей малой родины направлено на повышение результативности образовательного процесса. Должна быть сформирована электронная библиотека для детей: презентации, дидактические игры, иллюстративный материал и др.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а также в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал.
Особенностью использования современных информационных технологий является возможность индивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.
3). Игровые технологии
Посредством игровых технологий будут решены следующие задачи:
- дидактические, то есть сформируются познавательные действия, определенные умения и навыки, которые необходимы при ознакомлении с родным краем;
- развивающие, предполагают развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии;
- воспитывающие, нацеленные на воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, общительности;
- социализирующие, способствующие приобщению детей к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям окружающей среды.
Формы организации образовательного процесса по реализации задач Программы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Напоминание Объяснение Наблюдение Развивающие игры Игра-экспериментирование Проблемные ситуации Игровые упражнения | Показ Наблюдение Беседа Занятия Игровые занятия Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Тематическая прогулка Экскурсии Проектная деятельность Опыты Конкурсы КВН, «Что? Где? Когда?» Продуктивная деятельность Проблемно-поисковые ситуации Мини-музеи Чтение литературы Посещение библиотеки | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования Наблюдение Опыты Продуктивная деятельность | Опрос Анкетирование Семинары-практикумы Консультации Музыкально-литературные вечера и досуги Коллекционирование Беседа Совместная продуктивная деятельность Выставки Совместные экскурсии, прогулки в природу, походы Встречи с интересными людьми Совместная театрализованная деятельность Конкурсы |
2.3. Календарно-тематическое планирование
Тематика деятельности будет одинаковой во всех возрастных группах. Различными будут задачи, методы и формы взаимодействия, в соответствии с особенностями и возможностями детей того или иного возраста.
Тема | Содержание работы | Связь с другими видами деятельности | Сроки |
Родной край | Презентация «Мой любимый край» Изменения в природе. Знакомство с погодно-климатическими особенностями. | Наблюдения, беседы. Рисование «Мой край» Макет «Осень в нашем городе» Рассматривание фотоальбома. | Сентябрь |
Мой город Новосибирск: ознакомление с городом | Рассматривание фотоальбомов о городе. Аппликация «Огоньки моего дома», Рисование «Мы гуляем» (все сезоны) | Чтение художественной литературы. Беседа «Это родина моя» Просмотр презентации о г. Новосибирске | Октябрь |
Мой город Новосибирск: город ученых и мастеров | Рассматривание фотографий города, знакомство с объектами социальной сферы. Ознакомление с природными объектами Новосибирска. | Беседа на тему: «За что мы любим наш город». Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города». Конструирование «Город будущего», | Ноябрь |
Мой город Новосибирск: город ученых и мастеров | Чтение стихов и прослушивание песен о Новосибирске. Рассказы-презентации о профессиях, известных людях. | Лепка и рисование по теме. Экскурсии. Просмотр презентаций и фильмов об известных земляках. | Декабрь |
Традиции и промыслы Новосибирской области: уроки старины | Знакомство с традиционными домашними производствами народов Сибири (плетение, вышивка, резьба по дереву, кости). Знакомство с играми и праздниками народов Сибири. | Беседы на темы «Народная игрушка», «Народный праздник», «Народные игры». Рассматривание иллюстраций предметов, изготовленных в Новосибирской области Расписывание игрушек. Изготовление народных игрушек. Работа с бисером и тканью – изготовление поделок. | Январь |
Растительный и животный мир Новосибирской области: растительный мир | Целевые прогулки по городу. Знакомство с растениями Сибирского края, их разнообразием. Рассматривание фотоальбомов, гербария с растений. Знакомство с лекарственными растениями. Использование растений в народной медицине. | Беседы на тему «Лекарственные растения» «Красная книга». Рисование на тему «Зимний лес», «Зимние узоры», «Весенний лес». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Для чего это нужно?» | Февраль |
Растительный и животный мир Новосибирской области: животный мир | Знакомство с животными Сибирского края (звери, птицы), разнообразие. Рассматривание «Красной книги Новосибирской области».
| Беседы на тему «Животный мир Новосибирской области», «По страницам Красной книги». Рассматривание альбома «Животный мир Новосибирской области». Рисование на тему «Животные нашего края». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет». Чтение познавательной и художественной литературы. | Март |
Традиции и промыслы Новосибирской области: наши прославленные земляки | Просмотр презентаций фотографий. Знакомство с деятельностью и творчеством известных людей. | Беседы об известных людях, рассматривание фотографий, иллюстраций. Чтение книг по теме. Экскурсия в краеведческий музей. | Апрель |
Игра «Что? Где? Когда?» | Закрепление знаний о быте, праздниках народов Сибири, растительном и животном мире. | Викторины, интеллектуальная игра. | Май |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по региональному содержанию является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультаций, консультативно-информационную деятельность.
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о формировании у детей представлений о своей малой родине | сентябрь | воспитатели |
Оформление информационного стенда «Наш город Новосибирск» памятки, буклеты | В течение года | воспитатели |
Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем | В течение года | воспитатели |
Помощь родителям по организации данной деятельности в условиях семьи | В течение года | воспитатели |
Совместный просмотр презентаций и видеороликов по данной тематике вместе с родителями | Декабрь – январь | воспитатели |
Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах, акциях (экологических и др.) | В течение года | воспитатели |
Создание мини-книг, макетов, лэпбуков по различным темам регионального характера | Февраль - май | воспитатели |
Предполагаемые результаты взаимодействия с родителями:
- Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам ознакомления детей с родным краем, экологией.
- Приобретён педагогический опыт активного участия в позитивной социализации своего ребенка.
- Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
- Установлено единство с педагогами МАДОУ в формировании у детей представлений о природном мире и социальной жизни Новосибирска и Новосибирской области.
2.5. Особенности взаимодействия со специалистами МАДОУ
Решение задач по освоению регионального содержания осуществляется в тесном взаимодействии специалистов МАДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Содержание деятельности | Дата | Ответственный |
Народные подвижные игры Развлечение «Игры нашего двора» | В течение года Ноябрь | руководитель по физической культуре воспитатели |
Народные праздники: Встреча Осени, Рождество, Масленица и другие | В течение года | музыкальный руководитель воспитатели |
Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества. Выставка детского творчества | В течение года Январь | воспитатели |
Произведения устного народного творчества . Создание мини – книг | В течение года Февраль – март | воспитатели музыкальный руководитель |
Природа родного края, растительный и животный мир. | В течение года Март – май | воспитатели |
2.6. Взаимодействие с социальными партнерами
Для координации работы по краеведению и экологическому воспитанию используются различные формы взаимодействия с социокультурными учреждениями города: музеями, детской библиотекой, СОШ, мобильным планетарием и др.
Примерный план взаимодействия с социокультурными учреждениями
Темы | Формы работы | Сроки |
Знакомство с музеями города | Экскурсии в различные музеи | Сентябрь-октябрь |
«Новосибирск: прошлое и настоящее». | Выставка в МАДОУ: знакомство с настоящим и прошлым города. Участие социальных партнеров в организации выставки. | ноябрь |
«Знакомство с бытом славян» | Развлекательно-познавательное занятие. Организация совместного занятия в школе № … | ноябрь |
«Богатства природы родного края» | Посещение краеведческого музея города Новосибирска. | январь |
«Новосибирск – город-труженик» | Интерактивное занятие в МАДОУ. Приглашение социальных партнеров на открытое интерактивное занятие. | февраль |
«Писатели нашего края» | Экскурсия в городскую библиотеку. | март |
«Занимательный животный мир Новосибирской области» | Интерактивное занятие «Занимательные животные». Приглашение социальных партнеров на открытое интерактивное занятие. | апрель |
«Военные вехи нашей истории» | Экскурсия в музей в школы | апрель |
«Птицы Сибири» | Экскурсия в городской музей и поход в лес при участии социальных партнеров. | май |
«Знакомство со школой » | Ознакомительная экскурсия в школу | май |
- Организационный раздел Программы
- Организация образовательного процесса
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
1) совместной деятельности взрослого и детей;
2) самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели реализуется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов (решение образовательных задач по ознакомлению с родным краем сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Особенности содержания образовательного процесса:
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса по региональному содержанию.
- Осуществление данного направления на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
- Реализация Программы в формах, специфических для дошкольников (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности).
- Приоритет игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
- Возрастная адекватность дошкольного образования: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
- Повышение роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включение родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержка образовательных инициатив семьи.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия эффективности при ознакомлении воспитанников с родным краем.
Особенности психолого-педагогического сопровождения:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
2. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
3. Обеспечение эмоционального благополучия и психологической комфортности дошкольников.
4. Педагогическая оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) направлена, прежде всего, на определение наличия условий для ознакомления ребенка с малой родиной в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями.
5. Поддержка инициативы и активности детей в разных видах деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении.
6. Целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества.
Характер взаимодействия педагога с детьми:
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
- Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Программа по ознакомлению детей с родным краем ориентирована на обучение детей в возрасте от 3 до 7 лет и рассчитана на один год.
Образовательная деятельность проводится в следующем режиме:
Группы | Кол-во занятий в неделю | Длительность | Кол-во занятий в учебном году |
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа | 1 2 2 2 | 15 мин 20 мин 25 мин 30-35 мин | 36 72 72 72 |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Для эффективной организации второй модели образовательного процесса - самостоятельной деятельности детей - огромное значение играет развивающая предметно-пространственная среда. Чем разнообразнее среда, тем выше степень самостоятельности ребёнка. В этом случае он сможет выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.
3.2. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) МАДОУ по данному направлению построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
РППС обеспечивает:
- реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ;
- возможность общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых;
- возможность для уединения;
- реализацию всех задач Программы.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом, РППС в каждой группе, помещениях и рекреациях МАДОУ содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Все это способствует:
- игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей в процессе ознакомления детей с родным краем;
- двигательной активности, участию в подвижных народных играх и соревнованиях;
- эмоциональному благополучию воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможности самовыражения дошкольников.
В детском саду созданы условия для возможных изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
В соответствии с комплексно-тематическим планированием предусмотрены и представлены полифункциональные предметы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей).
В центрах и игровых зонах каждой группы имеются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие ознакомление с социальным и природным окружающим миром:
- макет избы с картинками и моделями домашнего обихода;
- мини-музей (чугунок, крынка, лампа, корыто, шкатулки, плетеные корзины, вязаные половички, предметы одежды, салфетки, куклы в народных костюмах, предметы прикладного искусства и др.);
- ноутбук, телевизор, DVD проигрыватель;
- фонотека (народная музыка, песни, частушки, сказки);
- видеотека (мультфильмы, сказки);
- тематические альбомы;
- различные виды игр;
- различные виды театра: пальчиковый, настольный, би-ба-бо;
- маски сказочных героев;
- наборы игрушек: домашние и дикие животные;
- различная одежда народов Сибири, костюмы сказочных героев;
- атрибутика для сюжетно-ролевых игр;
- музыкальные игрушки, инструменты;
- материалы для изодеятельности и ручного труда.
Периодическая сменяемость игрового материала и появление новых предметов стимулируют познавательную, коммуникативную и социальную активность воспитанников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3. Методическое обеспечение Программы
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: Перспектива, 2009.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: Перспектива, 2008.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Средняя группа. – М.: Перспектива, 2008.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Вторая младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- История города. Новониколаевск – Новосибирск: исторические очерки. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2005.
- Квашин А. Новосибирск для детей. – М.: Эксмо, 2017.
- Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий. – Волгоград, Учитель, 2017.
- Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А., Тайны прошлого. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999.
- Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания, 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Матова В.Н. краеведение в детском саду. – СПб. Детство-Пресс, 2014.
- Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: ООО «ТЦ Сфера», 2013.
- Миненко Н. А. История Новосибирской области: С древнейших времен до конца XIX в.: Учеб. пособие для учащихся 7–8 кл. 2-е изд. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983.
- Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2014.
- Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск: Студия Дизайн Инфолио, 1996.
- Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск: ИНФОЛИО- пресс, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на парциальную программу ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ» (для детей 4 -7 лет) ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕРЕНТЬЕВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Рецензияна парциальную программу ...
Парциальная программа "Наш край родной"
Программа по ознакомлению детей с родным краем, его традициями, обычаями. Рассчитана для детей от 3 - 7 лет, разработана в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей детей....
Парциальная программа по краеведению и экологии "Мой край родной"
Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром городом Новосибирск (Новосибирской области)....
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...
Проект парциальной образовательной программы "Мой край родной"
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, то чем сл...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ «Среди зимы и в летний зной привет тебе, мой край родной!»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММАНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ «Среди зимы и в летний знойпривет тебе, мой край родной!»...
парциальная программа "Бурятия, мой край родной"
Рабочая программа «Бурятия, мой край родной», является частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения М...