ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ «Среди зимы и в летний зной привет тебе, мой край родной!»
рабочая программа

Биркли Ирина Сергеевна

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ

 

«Среди зимы и в летний зной

привет тебе, мой край родной!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Золушка»

 г. Шарыпово Красноярского края Тел.:8 391532 44 40

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ

«Среди зимы и в летний зной

привет тебе, мой край родной!»

Программу составила:

воспитатель Биркли И.С.

12251763.jpg

г.Шарыпово, 2021 г.

№п/п

Содержание

стр

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.Пояснительная записка

3-5

1.2.Обоснование актуальности Программы

4

1.3. Описание вариативных форм, способов и методов и средств реализации Программы

5

1.4. Цели и задачи Программы

6

1.5. Педагогические принципы Программы

1.6. Целевые ориентиры освоения программы

6-7

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура программы

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

2.3.Взаимодействие с социальными партнерами

7-10

 Комплексно-тематическое планирование реализации Программы по возрастным группам

10-20

2.4. Младшие группы

10-11

2.5. Средние группы

11-14

2.6. Старшие группы

14-17

2.7. Подготовительные группы

17-20

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

20-21

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

21 - 27

3.2. Характер взаимодействия педагога с детьми:

28 - 29

3.3. Мониторинг реализации программы.

29

3.4. Список литературы.

30 - 31

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,

если мы будем озабочены воспитанием душ,

а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв

Настоящая парциальная программа по ознакомлению с родным краем для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае», Основной образовательной программой МАДОУ №6 «Золушка» и ориентирована на специфику национально-культурных, социальных, природных условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.

В настоящее время разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в теории и практике отечественного образования: ведь именно в таком раннем возрасте закладываются глубинные основы нравственности и патриотизма, формируется чувство любви и бережного отношения детей к природе родного края и родному городу. Восприимчивость детей дошкольного возраста к данному содержанию обуславливает необходимость разработки системы формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

  1. Обоснование актуальности программы

В содержании ФГОС  отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольника. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.13г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержание образовательной программы дошкольного учреждения  входит образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

ФГОС рассматривает  учет  регионального  компонента  как  необходимое  условие вариативности  дошкольного  образования.  Основой  в  воспитании  у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты  родился  и  живешь.  Современные  требования  к  организации образовательного  процесса  в  дошкольном  образовательном  учреждении  с учетом  региональных  особенностей  вызывают  необходимость  создания педагогами  дошкольных  образовательных  учреждений  дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

          Системный анализ научных источников, посвященных изучению проблемы патриотизма и особенностей его формирования, позволил сформулировать обобщенное определение, которого мы придерживаемся в нашей работе:  патриотизм — это совокупность социальных, исторически обусловленных явлений духовной жизни народа, являющихся непосредственным результатом общественного влияния, воздействия окружающего мира и воспитательной работы.

Ряд исследователей отмечает, что формирование понимания культурного наследия и нравственно-патриотических качеств необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. Это обусловлено тем, что данный период развития является сензитивным к эвристическому познанию окружающего мира формированию элементарных мировоззренческих основ, необходимых для дальнейшего развития нравственных и духовных качеств.

Собственный опыт педагогической деятельности позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст — это действительно время «благодатной почвы», поскольку в этот период у педагога есть уникальная возможность применить свой богатый инструментарий для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, ведь дошкольники очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этот период у маленького человека происходит формирование духовных основ, приобретается опыт проявления эмоций, чувств, развивается мышление, протекают процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, что обеспечивает успех грамотной организации нравственно-патриотических качеств. Яркие впечатления от красоты природы Красноярского края  и величия отечественной истории, полученные в детстве, как правило остаются в памяти человека на всю жизнь, тем самым формируя у ребенка черты характера, способствующие его становлению как патриота и нравственно развитого индивида в целом.

Обобщение теоретического материала в области педагогики формирования патриотизма и анализ передовой педагогической практики позволил разработать парциальную образовательную программу  нравственно-патриотического воспитания детей от 2-х до 7 лет  «Среди зимы и в летний зной привет тебе, мой край родной!» (далее Программа).    

Практическая  значимость.  

Программа  по  ознакомлению  с  родным  краем  для детей    дошкольного  возраста  (от  2  до  7  лет)  «Среди зимы и в летний зной привет тебе, мой край родной!» дополняет основную образовательную программу МАДОУ.

Степень  распространения.  Программа  размещена  на  сайте  детского  сада  и  может быть использована воспитателями для реализации в ДОУ регионального компонента.

Основными направлениями деятельности ДОУ по реализации Программы  является ознакомление дошкольников с природными, культурными, социальными и экономическими особенностями Красноярского края и города Шарыпово.

Тип программы: дополнительная  образовательная.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:             

  • Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384, далее – ФГОС ДО);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
  • образовательной программой дошкольного образования МАДОУ №6 «Золушка», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  (2016 г.).

1.3.Описание вариативных форм, способов,  методов и средств реализации Программы

Формирование  у  детей  любви  к  родному  краю  невозможно  без  приобщения  их  к культурным  традициям.  Традиции  –  это  элементы  социального  и  культурного  наследия, передающиеся  от  поколения  к  поколению  и  сохраняющиеся  в  обществе  в  течение длительного  времени.  В  качестве  традиций  выступают  нормы  поведения,  ценности,  идеи, обычаи, обряды. Обращение  к  русским  традициям,  фольклору  выступает  как  непременное  условие целостного  восприятия  ребенком  этой  тематики.  

С  дошкольниками  особенно  полезны краеведческие  занятия  на  материале  именно  народного  искусства,  позволяющие  заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того,  образный  язык  декоративно-прикладного  искусства  ближе  детям  дошкольного возраста. Тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво. Богатые  краеведческие  сведения  несут  в  себе  открытки  –  художественные  и фотографические.  Они  могут  быть  видовыми  –  запечатлевшими  виды  города,  природы  и предметов  быта.  Открытки–репродукции  с  произведениями  изобразительного  искусства иногда  являются  единственным  источником  сведений  об  исчезнувшем  произведении. Открытки  дают  ценнейший  этнографический  материал,  позволяющий  точно  установить прежний  облик  строений  и  среды,  местонахождения  памятников  истории,  культуры  и природы, позволяют представить облик городов и сел.

Восстановить  утраченный  облик  родного  края  помогают  и  произведения изобразительного  искусства.  В  этом  плане  интересны  картины  В.Сурикова.

Художественная  литература  всегда  была  важнейшим  источником  знаний  о  родном  крае. Можно  утверждать,  что  исторический  кругозор  человека  без  знаний  литературных произведений будет ограниченным, скудным.

Знакомя  детей  с  родным  городом,  краем  и  страной,  необходимо  учитывать,  что информация,  данная  воспитателем,  должна  вызвать  в  детях  не  только  положительные чувства  и  эмоции,  но  и  стремление  к  деятельности.  Это  может  быть  желание  ребенка нарисовать то, о чем он только что  услышал, рассказать родителям или друзьям то,  что он узнал  от  воспитателя,  посадить  около  дома  цветы,  чтобы  двор  стал  еще  краше  и  т.п.

Воспитатель  должен  научить  дошкольников  замечать  вокруг  то  положительное,  что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Интегрировать национально-региональный компонент в образовательных областях через специально организованное обучение, совместную и самостоятельную деятельность (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Возрастная направленность:        

  • младший возраст: 2 группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) и  младшая группа (от 3 до 4 лет);
  • средний возраст: средняя группа (от 4 до 5 лет);
  • старший дошкольный возраст:  старшая группа (от 5 до 6 лет) и  подготовительная к школе группа (от 5 до 6 лет).

Продолжительность реализации программы: пять лет.

  1. Цели и задачи программы

Цель: развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с историей, культурой и природой родного края.

Задачи:

Образовательные:

1.Углубить и уточнить представление о Сибири через знакомство с родным краем.

 2. Расширить представления о крае, истории возникновения нашего края, его освоении.

3. Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с гербом города Шарыпово и родного края.

 4. Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни.

 5. Формировать знания о коренном населении, их образе жизни, традициях.

6. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города и края.

7. Формировать у детей знания о редких животных нашего края. Знакомить с Красной книгой.

Развивающие:

1. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих.

2. Развивать интерес к событиям, происходящим в крае и городе.

3. Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, и его уникальные богатства.

2. Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

3. Воспитывать у детей культуру труда и этику общения.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

  1. Педагогические принципы Программы (основные принципы дошкольного образования п.1.4 ФГОС ДО):

1. Принцип доступности: содержание и объем знаний о родном крае, приемы обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного развития детей.

2. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.

3. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.

4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.

5. Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности.

6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

7. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

  1. Целевые ориентиры освоения Программы

Младший дошкольный возраст (2 – 4 года)

  Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).

  Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города.

  Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

  Имеет первичные представления: об истории своей семьи (кто такая бабушка? Кто такой дедушка?).

Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)

  Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе, назвать его.

  Знает некоторые государственные праздники.

  Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины.

  Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.

  Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

  У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.

  Хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.

  Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.

 Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

  Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет).

Подготовительная группа ( 6 -7 лет)

  Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

  Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

  Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

 Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

  С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

  Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет).

  Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.

  Сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, крае.

  Проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона.

  Сформирован интерес к культурному наследию Красноярского  края.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.Структура программы

Дополнительная образовательная программа нравственно-патриотического воспитания «Среди зимы и в летний зной привет тебе, мой край родной!»  составлена по возрастным группам, носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер и содержит  четыре тематических блока, которые повторяются в каждой возрастной группе.  

  • «Ребенок и окружающие его люди»:  родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада. Цель блока — воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье.
  • «Ребёнок и его родина»:  родной дом, родной двор, родная улица, родной город Шарыпово, родной Красноярский край, Родина — Россия. Цель блока — формирование образа Родины в доступной для детей форме.
  • «Ребёнок и русская народная культура»: малые фольклорные формы (МФФ), русская народная игрушка, русская народная игра, русская народная песня, русский народный костюм, быт русского народа, сказки и сказочные герои, календарно-обрядовые праздники. Цель блока — ознакомление дошкольников с русской народной культурой — необходимым компонентом воспитания любви к Родине.
  • «Ребёнок и родная природа»:  экологическая культура, красота родной природы, животный мир, растительный мир Красноярского края, среда обитания. Цель блока — изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.

Реализация каждого блока помогает вести работу в нескольких направлениях:

1. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы.

2. Ознакомление дошкольников с понятием «Родина» на основе собственного литературного материала (авторские сказки и рассказы).

3. Создание условий для комплексной интеграции знаний дошкольников.

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

Основная задача взаимодействия с семьями – приобщение родителей к участию в реализации программы. Вся работа направлена на сохранение преемственности традиций семейного воспитания на основе социальных, культурных и духовных ценностей и традиций отношения к семье.

Формы взаимодействия с семьей:

 Привлечение к образовательной деятельности

  Акции

 Консультации (групповые и индивидуальные)

 Дни открытых дверей

  Использование предметов информационного банка (библиотека, фонотека, видеотека)

 Досуги, развлечения, праздники

 Походы в природу

 «Педагогическое окно» (повышение грамотности родителей)

 Родительские собрания, мастер –классы

 Выпуск газеты «Шарыповский вестник»

 Участие в тематических выставках

 Семинары – практикумы

 Анкетирование, тестирование

 Совместные экологические проекты

 Ведение странички на сайте ВК.

2.3.Взаимодействие с социальными партнерами

 Для координации работы по краеведению и экологическому воспитанию используются различные формы взаимодействия с социокультурными учреждениями города: музеями, детской библиотекой, СОШ и др.

 Примерный план взаимодействия с социокультурными учреждениями

старшие и подготовительные группы

Темы

Формы работы

Сроки

 Знакомство с краеведческим музеем города Шарыпово

Виртуальный тур.

Сентябрь-октябрь

 «Шарыпово: прошлое и  настоящее».

 Выставка фотографий в МАДОУ: знакомство с настоящим и прошлым города. Участие родителей в организации выставки.

ноябрь

«Писатели нашего края»

Экскурсия в городскую библиотеку.

январь

«Занимательный  животный мир Красноярского края»

Интерактивное занятие «Занимательные животные».

февраль

«Птицы Сибири»

Поход в парк .

апрель

«Знакомство со школой »

подготовительные группы

Ознакомительная экскурсия в школу №8

май

 Комплексно-тематическое планирование

2.4.Младший возраст:

2 группа раннего возраста (от 2 до 3 лет);  младшая группа (от 3 до 4 лет)

Месяц

Темы занятий

Содержание деятельности

Варианты форм проведения

Сентябрь

1блок

Наш детский сад.

Сад огород.Овощи и фрукты растущие в нашем краю.

Освоить ближайшее окружение родного дома, познакомиться с первой общественной средой - детским садом. Освоить понятия: я- житель двора, улицы, города, я - воспитанник детского сада.

Иметь элементарные представления  об овощах и фруктах, растущих в нашем регионе.

Выставка фотографий

 «Дети  в детском

 саду»

Изготовление поделок из овощей и фруктов

Выставка поделок

«Дары осени»

Октябрь

Мой дом, моя семья.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи  через  устное народное творчеств. Учить видеть теплоту, заботу ближних. Котик, котик,

поиграй»

Фотоальбом «Моя семья»

Заучивание потешки  «Как  у  нашего  кота».

Дидактическое упражнение «Похвали котика»

Ноябрь

2 блок

Мой город.

Иметь представление о городе в котором мы живем

просмотр презентации «Город в котором мы живем»

Декабрь

3блок

Зимние забавы

Формировать представления об особенностях  сибирской зимы, о возможности  интересно проводить время на свежем воздухе. Зимние забавы детей.

развлечение для детей на участке, игра в снежки.

Январь

«У медведя во бору»

 Формировать у детей представление о животных живущих в лесах нашего края, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
-развивать познавательный интерес ко всему живому; развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;
-воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным.

Просмотр презентаций о диких животных Красноярского края, чтение Р.Н.сказок «Волк и семеро козлят», «Три медвея», «Заюшкина избушка».

Февраль

Наши папы

Дать начальные представления о военных профессиях. Познакомить с военными профессиями – солдат, моряк, летчик.

фото- выставка «Папа может»

Март

3блок

Наши мамы

Дать начальное представление о женских профессиях. Познакомить с женскими профессиями – парикмахер, врач, воспитатель, повар.  Развивать умение отвечать на вопросы, развивать словарь по данной теме;

 подготовка к утреннику посвященному 8 марта, разучивание стихов наших поэтов для мам.

Апрель

4 блок

Природа весной

 Познакомить детей с признаками весны.   «Масленица дорогая  —  наша

гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

Разучивание заклички «Весна, весна красная!» Чаепите с блинами в группе. Прослушивание  песенок про масленицу.

Май

Лето. Насекомые живущие рядом с нами.

Формировать представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.

  Формировать у детей элементарные представления о насекомых обитающих в наших краях (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.

Воспитывать бережное отношение к живому.

 Развивать эмоциональную отзывчивость 

просмотр обучающей презентации про насекомых живущих в нашем краю, чтение Р.Н. сказок.Разучивание потешек. «Сел комарик на кусточек»

2.5.Средняя группа

месяц

Темы занятий

Содержание деятельности

Варианты форм проведения

сентябрь

1 блок

«Наш детский сад» «Кто работает в детском саду»

Освоить ближайшее окружение родного дома, познакомиться с первой общественной средой - детским садом. Освоить понятия: я - житель двора, улицы, города, я - воспитанник детского сада. Ориентировать свое поведение на положительную оценку взрослых, прежде всего педагогов детского сада

развлечение «Вечер загадок», настольный театр по р.н.сказке. Экскурсия по детскому саду.

«Осень», «Знакомство с календарем наблюдений»

Иметь элементарные знания о  животных, птицах, растениях, растущих  в родном крае. Иметь представления об их  среде обитания. Бережно относиться к естественной среде (беречь все живое) Переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие,  при встрече с растениями, животным; сочувствие, сопереживание  при неосторожном обращении с ними.

Экскурсия по экологической тропе детского сада» , просмотр презентации о растительном и животном мире Красноярского края.Чтение р.н. сказки «Вершки и корешки»

октябрь

«Мама, папа, я – дружная семья»

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи  через  устное народное творчество. Учить видеть теплоту, заботу ближних.

Беседы: «Родной дом», «Мои родители», чтение сказок «Маша и медведь», «Кот ,петух да лиса»

2 блок

Мой город Шарыпово

Знакомить детей с малой Родиной - городом, с достопримечательностями, транспортом. Совершенствовать ориентировку в ближайшем окружении. Воспитывать любовь к родным местам.

просмотр репродукций картин наших художников,фотографий города,его достопримечательностей. Фотоальбом «Я и мой город»

ноябрь

МОСКВА - СТОЛИЦА нашей родины

Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою столицу

Рассказы воспитателя о Москве. Просмотр картинок, иллюстраций, открыток. Просмотр обучающей презентации о столице.

Как живется нашим животным и птицам зимой.

Формировать представления о том, чем можно помочь растениям и животным зимой. Привлечение детей и родителей к реализации акции «Покормите птиц зимой»

Чтение книги «Путешествие по заповедному краю» автор Лалетина Е., Щелканова Е. Акция «Покормите птиц зимой»

Совместная деятельность детей  и взрослых – «Изготовление кормушек».

декабрь

3 блок

«До свидания, Осень-непоседа, здравствуй Зима –недотрога»

Формировать представление детей о природе нашего края зимой, о красоте нашего края. Прививать чувство гордости и ответственности за сохранность этой красоты. Закреплять умение бережного отношения к природе и ко всему живому, что нас окружает

Загадки  о  зиме.  Разучивание  русской  народной песенки «Как на тоненький ледок», «Зимовье зверей» .  Знакомство  со  сказкой   «Зимовье  зверей».  Повторение  песенки «Как на тоненький ледок»

 «Одень зверей»   Занятие  аппликацией  по  готовым  формам.  Само-стоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье  зверей»

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Формировать представление детей о праздновании Нового года в России. Изучение традиций, примет и традиционных обычаев празднования этого праздника в наших краях.

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание

колядки «Щедровочка»

 «Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички

«Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

январь

«Эх сани мои сани» зимние забавы в Сибири

продолжать формировать представление детей о праздниках на Руси (Рождество, Святочные гадания, Коляда, Сороки, Жаворонки), дать первичные представления  об обычаях и традициях нашего народа, дать представления о культуре  и традициях этноса через знакомство с сибирскими  народными играми. Понимание событий  игры. Воспитание осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки.

Проведение спортивных мероприятий на улице «Весёлые старты», катание на санках, лыжах, катание на ледянках со снежной горки, постройка крепости из снега, игра в снежки. Просмотр обучающей презентации «Зимние забавы в Сибири».

«Русская свистулька» Рассказ о глиняной свистульке. Лепк а свистулек

Формировать у детей представление о руских народных промыслах , в том числе  о промыслах  и умельцах Красноярского края   

 воспитывать эмоциональное и бережное отношение к традициям нашего народа.

Рассказ о глиняной свистульке. Просмотр обучающих презентаций про р.н. промыслы.

Лепка свистулек. Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодии

февраль

Богатыри земли русской.

воспитание чувства патриотизма и гордости за защитников России; формирование у детей позитивных нравственных качеств: мужества,благородства, достоинства, понимания функции мужины как покровителя более слабых, защитника семьи и Отечества.

Запуск краткосрочного проекта (2 недели) для детей 4-5 лет «Богатыри земли русской» по методическому пособию: Защитники Отечества в мировой культуре. «Богатыри земли русской» автор Т.Н. Кутьина, М.В.Сокович, Н.Б.Кутьина. Пособин нааходится в методическом кабинете.

март

 «Весна, весна, поди сюда!» праздник «8 марта»

Приучать детей к старинным обычаям нашего народа, к встречинам весны.Учить  детей рассказывать о своей маме. Обогащать словарный запас: любить, заботится. Воспитывать любовь к маме.

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание

загадок о весне. Заучивание заклич-   ки о весне    

«Весна,  весна, поди сюда!»

Повторение  заклички  о  весне.  

Знакомство  с  потешным  фольклором  дразнилками, скдроговорками. Подготовка к празднику «8 марта»

Символ нашей страны – «Русская матрешка»

Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Рассматривание игрушки в группе, просмотр презентации о традиционных игрушках, сбор матрешки на скорость, деление на команды и загадывание загадок про традиционные игрушки.

апрель

4 блок

Животный мир нашего края весной

Воспитание интереса к природе, умения бережно расходовать  все, что дает природа. Включение детей в природоохранную деятельность.

Чтение рассказов А.Щербакова «В стране лесной». Рассказы воспитателей о животных нашего края весной, просмотр картинок,презентаций о животных, знакомство с Красной книгой и с животными, которым требуется наша защинаи помощь.

«Наш край-это край голубых озер»

Формировать представления детей о  водоёмах Шарыповского района –  озера, речки. 
- Знакомить детей с некоторыми растениями, рыбами  их названиями, характерными особенностями внешнего вида и строения водных обитателей, со средой обитания, питанием, способами передвижения.

Рассказы детей о том, на какие озера они ездили отдыхать со своими родителями. Какие озера и реки они знают. Беседы о рыбалке и о рыбах, которые они видели. Рассказ воспитателя об озерах нашего края, сколько их, какие они, какие рыбы водятся там и о том, почему наш край называют краем голубых озер.

май

«Спасибо деду за Победу»

Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение  в общенародное  празднование  через поздравление ветеранов.

Участие в акции «Окна победы», «Открытка ветерану», заучивание стихов опобеде  к празднику, участие в конкурсах чтецов. Прослушивание песен, посвященных Дню Победы. Просмотр презентаций об этом ВЕЛИКОМ празднике.

«Жужжащий мир». Признаки лета в Сибири

Уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

Экскурсия вокруг детского сада, по экологической тропе, в поисах насекомых. Просмотр видеосюжетов про насекомых. Отгадывание загадок про лето и про признаки этого времени года.

2.6.Старшая группа

Месяц

Темы занятий

Цель

Формы работы

Сентябрь

1 блок

«День знаний»

«Здравствуй    Золушка»

Умение  свободно ориентироваться по Детскому саду. Воспитывать самостоятельность, инициативу, уважение к традициям.

Экскурсия по всему детскому саду, квест-игра «Найди группу». Просмотр обучающего видео-фильма «Что такое День знаний»

«Что летом родится, - зимой пригодится»

Иметь представление о растениях Красноярского края, занесенных в Красную книгу. Продолжать прививать бережное отношение к природе, понимать ее ценность, развивать экологическую культуру; навыки, ресурсы, сбережения. Помогать видеть красоту и разнообразие природы, получать удовольствие от общения с ней.

Собирание листьев на участке, для создания гербария. Рисование листьями.Игра  «узнай дерево по листочку». Какие растения полезные, какие нет. Сознание альбома «Зеленая аптека». Изготовление поделок совместно с родителями из листьев и трав, которые мы собрали на участке

октябрь

2 блок

Город, в котором  я родился называется Шарыпово

Иметь представление о  родном городе, истории его возникновения, богатой и разнообразной природе, достопримечательностях. Воспитывать  основы гражданственности и патриотизма.

Просмотр фотографий наших фотографов: «Город Шарыпово», расказы детей о том, в каком микрорайоне города они живут и какие достопримечательности есть рядом. Изготовление макета парка в нашем городе.

Важные профессии в нашем городе

Формировать знания детей  о  основных профессиях рабочих БГРЭС, «Разрез Березовский -1».

Рассказ детей «Где работает мой папа» , Просмотр презентации «что такое ГРЭС», «Кто такие инженеры».

ноябрь

Сказки о городе «К»

Иметь представление о городе Красноярск, его достопримечательностях. О том, что Красноярск – это главный город нашего края.

Знакомство с Красноярскими писателями, чтение их сказок, рассказов, стихов (Елена Шумкина «Сказки о городе К», Д.Мосунова «Город моего детства»,Лалетина Е, Щелканова Е. «Путешествие по заповедному краю»,»Кто живет в нашем крае») вся литература есть в электронном виде в методическом кабинете. Просмотр видео или презентации про Красноярск, знакомство с его достопримечательностями и значимыми местами.

 Столица нашей родины - Москва

Представление о том, что наша страна – Россия,  в ней много городов. Москва – главный город, столица нашей страны, ее достопримечательности. Знакомство  с Красной площадью, с флагом и гимном  России.

просмотр обучающих презентаций, фотографий главного города страны, Кремля, Красной площади, прослушивание гимна нашей родины. Знакомство с президентом нашей страны. Рассказ истории города и главных его достопримечательностей.  

декабрь

3 блок

  • «Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?»

Иметь элементарные представления  о жизни животных  нашего региона зимой. Умение устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и поведением животных. Включение детей в природоохранную деятельность.

развлечение «Вечер загадок» отгадывание загадок о животных, размышления детей о том, как можно помочь животным, что зима-это сложный период времени для них.

Знакомство  со  сказкой  «Лиса  и    рак».  Разучивание

песенки- потешки  о  лисе.  Беседа  о  диких  животных  с

использованием загадок о них.

«Проказы старухи зимы»

Представления детей о культуре  и традициях этноса через знакомство с сибирскими  народными играми. Понимание событий  игры. Воспитание осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки.

Традиционные для нашего народа зимние забавы: игра в снежки, канание со снежной горки, хороводные игры, постройка крепости на участке. Беседа  о  характерных  особенностях  декабря  с использованием соответствующих пословиц, поговорок.

Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»,

Загадывание загадок о зиме.

Знакомство  со  сказкой  К.

Д Ушинского «Проказы старухи зимы»,«Лиса - обманщица»  Викторина  по  сказкам  Разыгрывание  сюжета  сказки

«Лисичка - сестричка и серый  волк»

январь

«Легенды народов Сибири»

Вовлечение детей в познавательно – исследовательскую деятельность  по поиску ответов на вопросы, касающиеся истории края. Переживание  радости, любопытства, удивления  при знакомстве со сказаниями и легендами Сибири.

развлечение для детей «Вечер мифов и легенд народов Сибири», чтение мифов и легенд, пересказ их, изучение истории возникновения, поиск ответов на вопросы, реализация познавательно-исследовательской деятельности.

«Кто живет рядом с нами»

Представление о разнообразии народностей нашего края. Знакомство с северными районами, природными особенностями, населением, обычаями, традициями. Воспитание познавательного  интереса и уважения к разным культурам.

Чтение книги «Кто живет в нашем крае», книга есть в методическом кабинете в электронном виде. Эта  книга  поможет   лучше

узнать  мир  вокруг  и людей,  кото-рые живут рядом. Вместе с любо-знательным  мальчиком  Сашей  мы узнаем  о  разных  народах,  населяющих  наш  край.  Сашина  бабушка  поведает  тебе  их  историю, расскажет  о  разных  праздниках и традициях.

А  еще  нас  ждут  веселые  игры

и интересные задания

февраль

«Большая вода из большого и малого складывается». Река Енисей

Иметь знания о  реке Енисей, о речной фауне и флоре. Понимание того, почему необходимо беречь водные ресурсы. Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Енисей. Включение детей в природоохранную деятельность. Умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Просмотр презентации о реке, чтение легенды о Енисее. Отгадывание загадок про обитателей реки. Рассматривание фотографий нашей реки. Изготовление книжки-малышки «Наш красавец-Енисей»

«Папа может»

Военные прфессии

Формировать представление о личностях, внесших большой вклад в победу над врагами в годы войны. Воспитывать уважение к  великим  героям войны Продолжать знакомить с солдатами - интернационалистами, внесших большой вклад в победу  в наше мирное время. Воспитывать уважение к   героям войны

Изготовление открыток для наших пап, дедушек, просмотр презентаций про военные профессии .Проведение спортивного досуга «А ну ка папы!», заучивание стихов и песен к празднику. Изготавление фото-газеты «Мой папа в армии»

март

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это мамочка моя.

Воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле, у детей старшего дошкольного возраста.

Изготовление подарков для наших мам и бабушек, разучивание стихов поэтов нашего края о маме. Подготовка к празднику. Рисование портрета  «Моя любимая мама». Изготовление генеалогического древа своей семьи.

«Мы  - разные! Мы – классные!»

Социализация детей и родителей, их интеграция в жизнь г. Шарыпово, знакомство с богатой культурой и традициями народов России, формирование позитивных добрососедских взаимоотношений. Продолжать  знакомить детей с культурой и традициями наших жителей, рассказать какие национальности живут в г. Шарыпово. Формировать первичные представления о людях прославившихся наш родной город

беседы о том, какие традиционные праздники, фестивали проводятся в нашем городе. На каких из них мы были, что запомнили, что нам больше всего понравилось. Просмотр презентации «Национальности нашего края», беседы о том, что мы все разный и мы все прекрасные.О дружбе и взаимопопощи друг-другу.

апрель

4 блок

«Животные - братья наши меньшие»

Формировать представление о дружбе между человеком и животными. Познакомить с обитателями  флоры и фауны парка «Роев ручей», рассказать о роли человека в сохранении редких видов животных и растений.  Воспитание интереса к природе, умения бережно расходовать  все, что дает природа. Включение детей в природоохранную деятельность.Продолжаем знакомиться с Красной книгой.

Рассказы детей о парке «Роев ручей», каких животных они видели. Просмотр видео-ролика про парк. Изготовление своей Красной книги.

«Подводный мир нашего края»

Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.  Воспитывать интерес к природе,  бережное отношение к богатствам природы Красноярского края. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.

Рассматривание картинок «Шарыповский район», беседы про озера, которые мы знаем, на которых мы побывали. Какие рыбы обитают в этих озерах. Просмотр презентации «Подводный мир нашего края».

май

«Спасибо деду за победу»

Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение  в общенародное  празднование  через поздравление ветеранов

Изготовление открытки для Ветеранов, участие в акции «Окна Победы. Спортивный досуг «А ну-ка, папы!» разучивание стихов к празднику, участие в конкурсе чтецов. Прослушивание музыкальных композиций военных лет.

«Государственная символика России»

Дать детям представления о происхождении флага: познакомить со значением флага в современной жизни, с символическим значением цветов флага. Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящим; с гимном России. Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну, желание узнать как можно больше нового и интересного.

Рассказ воспитателя об истории флага, об истории герба. Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на

Конкурс «Герб моей семьи»

2.7. Подготовительная к школе группа

Месяц

Темы занятий

Содержание деятельности

Варианты форм проведения

Сентябрь

1 блок

 «1 сентября – день знаний»

«Здравствуй Золушка»

«Через год в школу»

Обобщить знания детей о празднике День знаний; о правилах поведения в школе. Продолжать формировать знания детей  правила поведения и общения в коллективе.  

игра викторина: «Зачем нужно учиться?» По возможности экскурсия в школу №8

«Листья падают с осин, мчится в небе острый клин» . Осень в Сибири.

Иметь представление о растениях Красноярского края, занесенных в Красную книгу. Продолжать прививать бережное отношение к природе, понимать ее ценность, развивать экологическую культуру; навыки, ресурсы, сбережения. Помогать видеть красоту и разнообразие природы, получать удовольствие от общения с ней.

Презентация «Мой любимый край» Изменения в природе. Знакомство с погодно-климатическими особенностями. Наблюдения, беседы.

Рисование «Мой край»

Макет «Осень в нашем городе»

Рассматривание фотоальбома.

октябрь

2 блок

Город в котором я живу называется Шарыпово.

Иметь представление о  родном городе, истории его возникновения, богатой и разнообразной природе, достопримечательностях. Воспитывать  основы гражданственности и патриотизма.

Рассматривание фотоальбомов о городе.

Аппликация «Огоньки моего дома», Рисование «Мы гуляем» (все сезоны)

Чтение художественной литературы. Беседа «Это родина моя»

Просмотр презентации о с фотографиями о г. Шарыпово.

«Кем я стану когда вырасту»

Формировать знания детей  о  основных профессиях рабочих БГРЭС, «Разрез Березовский -1».

Приглашение пап, работающик на  БГРЭС, «Разрез Березовский – 1» с просьбой рассказать о своей профессии.  Фотоальбом, презентация Градообразующих предприятий. Рассматривание книг.

ноябрь

 «Сказки о городе К» Красноярский край -географический центр нашей страны.

Иметь представление о городе Красноярск, его достопримечательностях.

 Рассматривание фотографий города, знакомство с объектами социальной сферы.

Ознакомление с природными объектами Красноярска.

Беседа на тему: «За что мы любим этот город».

Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города».

 Конструирование «Город будущего»,

«Люди, которыми мы гордимся»

Иметь представление о писателях и художниках, прививать интерес к писателям и художникам нашего города. Рассмотреть биографию шарыповских  поэтов и писателей.

Чтение стихов Шарыповских поэтов.

Рассказы-презентации о профессиях, известных людях.

Лепка и рисование по теме.

Просмотр презентаций и фильмов об известных земляках.

декабрь

3 блок

«Животные – братья наши меньшие» Как живется нашим братьям суровой,сибирской зимой?

Иметь элементарные представления  о жизни животных зимой. Умение устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и поведением животных. Включение детей в природоохранную деятельность.

Знакомство   с животными Сибирского края (звери, птицы),   разнообразие.

Рассматривание «Красной книги Красноярского края».

 Беседы на тему «Животный мир Красноярского края», «По страницам Красной книги».

Рассматривание альбома «Животный мир Красноярского края». Рисование на тему «Животные нашего края».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет». Чтение познавательной и художественной литературы: «Путешествие по заповедному краю» Лалетина Е.Щелканова Е., «В стране лесной», «Что скажет солнышко»

«Пришел мороз  —

береги ухо и нос»

Игры и забавы Сибирского народа.

Представления детей о культуре  и традициях этноса через знакомство с сибирскими  народными играми. Понимание событий  игры. Воспитание осторожности, взаимопонимания, взаимовыручки.

Игры народа Красноярского края Знакомство  со  сказкой  В.Ф.Одоевского  «Мороз

Иванович». Загадывание загадок о морозе. Катание с горки, игра в снежки, постройка снежных горк. Хороводные игры.

январь

«Боярыня Морозова» Кто такой В.И.Суриков

Ознакомление  детей с продуктом труда художника, который отражает сибирские народные традиции, чувства, личностные качества, интересы. Воспитание интереса к народным традициям

 Рассматривание репродукций картин Сурикова, беседы о том, кто этот знаменитый Сибиряк? Презентация «Биография великого художника»»

«Кто живет рядом с нами» Население нашего края.

Представление о разнообразии края. Знакомство с северными районами, природными особенностями, населением, обычаями, традициями. Воспитание познавательного  интереса и уважения к разным культурам.

Чтение книги «Кто живет в нашем крае», книга есть в методическом кабинете в электронном виде. Эта  книга  поможет   лучше

узнать  мир  вокруг  и людей,  кото-рые живут рядом. Вместе с любо-знательным  мальчиком  Сашей  мы узнаем  о  разных  народах,  населяющих  наш  край.  Сашина  бабушка  поведает  тебе  их  историю, расскажет  о  разных  праздниках и традициях.

А  еще  нас  ждут  веселые  игры

и интересные задания. Игра «Что? Где? Когда? на укрепление знаний.

февраль

«Большая вода из большого и малого складывается». Река Енисей

Иметь знания о  реке Енисей, о речной фауне и флоре, о речном транспорте. Понимание того, почему необходимо беречь водные ресурсы. Переживать радость, любопытство, удивление при знакомстве с легендой о реке Енисей. Включение детей в природоохранную деятельность. Умение делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

Просмотр презентации о реке, чтение легенды о Енисее. Отгадывание загадок про обитателей реки. Расматривание фотографий нашей реки. Изготовление книжки-малышки «Наш красавец-Енисей»

«Папа может»

Военные прфессии

Формировать представление о личностях, внесших большой вклад в победу над врагами в годы войны. Воспитывать уважение к  великим  героям войны Продолжать знакомить с солдатами - интернационалистами, внесших большой вклад в победу  в наше мирное время. Воспитывать уважение к   героям войны

Изготовление открыток для наших пап, дедушек, просмотр презентаций про военные профессии .Проведение спортивного досуга «А ну ка папы!», заучивание стихов и песен к празднику. Изготавление фото-газеты «Мой папа в армии».

март

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это мамочка моя.

Забота о семье.

Воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле, у детей старшего дошкольного возраста.

Изготовление подарков для наших мам и бабушек, разучивание стихов поэтов нашего края о маме. Подготовка к празднику. Рисование портрета  «Моя любимая мама». Изготовление генеалогического древа своей семьи и формирование общего,группового альбома «Наши семьи»

«Мы  - разные! Мы – классные!» «Давайте жить дружно»

Продолжать  знакомить детей с культурой и традициями наших жителей, рассказать какие национальности живут в г. Шарыпово. Формировать первичные представления о людях прославившихся наш родной город.

вспоминаем , какие традиционные праздники, фестивали проводятся в нашем городе. На каких из них мы были, что запомнили, что нам больше всего понравилось. Просмотр презентации «Национальности нашего края», беседы о том, что мы все разный и мы все прекрасные.О дружбе и уважении  друг к другу.

апрель

4 блок

«Животные - братья наши меньшие» «Весна в Сибири»

Формировать представление о дружбе между человеком и животными. Познакомить с обитателями  парка флоры и фауны» Роев ручей», рассказать о роли человека в сохранении редких видов животных и растений.  Воспитание интереса к природе, умения бережно расходовать  все, что дает природа. Включение детей в природоохранную деятельность.

Рассказы детей о парке «Роев ручей», каких животных они видели. Просмотр видео-ролика про парк. Изготовление своей Красной книги, либо её пополнение новыми видами исчезающих животных.

«Подводный мир нашего края» «Шарыповский район – край голубых озер»

Формировать представления детей о разных  водоёмов Красноярского края.
- Учить детей определять водных обитателей на вид и по описанию по характерным особенностям их внешнего вида. 
- Формировать умения отличать разные виды водоёмов. 
пейзажей. 
- Рассказать об охране рыб обитающих в  водоёмах.

Рассматривание картинок «Шарыповский район», беседы про озера, которые мы знаем, на которых мы побывали. Какие рыбы обитают в этих озерах. Просмотр презентации «Подводный мир нашего края». Реализация проектной деятельности : «Почему Шарыповский район, называют краем голубых озер?»

май

«Спасибо деду за победу» Мы помним и гордимся. ВОВ в нашем городе.

Знакомство с ветеранами войны и труда, их подвигом. Вовлечение  в общенародное  празднование  через поздравление ветеранов

Изготовление открытки для Ветеранов, участие в акции «Окна Победы.Спортивный досуг «А ну ка папы!» разучивание стихов к празднику, участие в конкурсе чтецов. Прослушивание музыкальных композиций военных лет. Знакомство с ВОВ, живущими в Шарыпово, по возможности. Подготовка к концерту, посвященному детям войны.

«Государственная символика России». Гимн, флаг, герб.

Дать детям представления о происхождении флага: познакомить со значением флага в современной жизни, с символическим значением цветов флага. Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящим; с гимном России. Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну, желание узнать как можно больше нового и интересного.

Рассказ воспитателя об истории флага, об истории герба. Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг»,  Прослушивание гимна России, знакомство с президентом, просмотр презентации «Государственная символика России».Изготовление герба нашей группы.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Особенности организации развивающей  предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) МАДОУ №6 «Золушка» по данному направлению построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

РППС обеспечивает:

  •  реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ;
  • возможность общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых;
  • возможность для уединения;
  • реализацию всех задач Программы.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом, РППС в каждой группе и помещениях МАДОУ содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Все это способствует:

- игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей в процессе ознакомления детей с родным краем;

- двигательной активности, участию в подвижных народных играх и соревнованиях;

- эмоциональному благополучию воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможности самовыражения дошкольников.

В детском саду созданы условия для возможных изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В соответствии с комплексно-тематическим планированием предусмотрены и представлены полифункциональные предметы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей).

В центрах и игровых зонах каждой группы имеются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие ознакомление с социальным и природным окружающим миром:

- макеты избы с картинками и моделями домашнего обихода;

- мини-музей (чугунок, крынка, лампа, корыто, шкатулки, плетеные корзины, вязаные половички, предметы одежды, салфетки, куклы в народных костюмах, предметы прикладного искусства и др.);

- ноутбук, телевизор, DVD проигрыватель;

- фонотека (народная музыка, песни, частушки, сказки);

- видеотека (мультфильмы, сказки);

- тематические альбомы;

- различные виды игр;

- различные виды театра: пальчиковый, настольный, би-ба-бо;

- маски сказочных героев;

- наборы игрушек: домашние и дикие животные;

- различная одежда народов Сибири, костюмы сказочных героев;

- атрибутика для сюжетно-ролевых игр;

- музыкальные игрушки, инструменты;

- материалы для изодеятельности и ручного труда.

 Периодическая сменяемость игрового материала и появление новых предметов стимулируют познавательную, коммуникативную и социальную активность воспитанников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.2. Характер взаимодействия педагога с детьми:

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
  2. Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Программа по ознакомлению детей с родным краем ориентирована на обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Образовательная деятельность проводится в следующем режиме:

Группы

Кол-во занятий в месяц

Длительность

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1

2

2

2

15 мин

20 мин

25 мин

30-35 мин

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

3.3. Мониторинг реализации программы.

 Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона от 29.12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,  участие ребенка в диагностическом обследовании для осуществления индивидуальной работы в образовательном процессе детского сада и семьи допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (декабрь, май). Содержание диагностики основано на целевых ориентирах данной Программы, описанных в разделе 1.6. В соответствии с ними разработаны диагностические таблицы по каждому возрасту:

Знания, представления оцениваются по критериям:

В (высокий уровень) -    четкие, содержательные;

С (средний уровень) -    отрывочные, фрагментарные;

Н  (низкий уровень) -    не оформлены.

Младший дошкольный возраст (2 – 4 года)

ФИО

ребенка

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления

Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города.

Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях

Имеет первичные представления: об истории своей семьи (кто такая бабушка? Кто такой дедушка?).

Итоговый показатель по каждому ребенку

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе

В

С

Н

В

С

Н

Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)

ФИО

ребенка

Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе, назвать его.

Знает некоторые государственные праздники

Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины.

Самостоятельно может рассказать о родной стране, вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.

Интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях

Итоговый показатель по каждому ребенку

с

м

с

м

с

м

с

м

с

   м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе

В

С

Н

В

С

Н

Старший дошкольный возраст ( 5 – 6 лет)

ФИО

ребенка

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.

Хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.

Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.

Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет).

Итоговый показатель по каждому ребенку

с

м

с

м

с

м

с

м

с

   м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Итоговый показатель по группе

В

С

Н

В

С

Н

ФФИОппп

рре

ФИО

 ребёнка

Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет).

Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.

Сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих  нашем городе, крае.

Проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона.

Сформирован интерес к культурному наследию Красноярского  края.

Итоговый показатель по каждому ребенку

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Итоговый показатель по группе

в

с

н

в

с

н

Подготовительная группа ( 6 – 7 л)

3.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Н.Матова «Краеведение в детском саду». Методическое пособие . Детство-пресс 2015г.
  2. «Мой любимый город» сборник стихов. Шарыпово2011г.
  3. Е.А.Алябьева «Географические сказки» беседы с детьми о природе и народах России. «ТС Сфера» 2017г.
  4. Е.И.Фёдорова «Родные сказки» беседы с детьми о родной земле. «ТЦ-Сфера»2016г.
  5. Т.Н.Кутьина «Богатыри земли русской» педагогический проект для детей. «Детство-пресс» 2019г.
  6. А.Щербаков «В стране лесной» Красноярск «Офсет»2019г
  7. Д.Мосунова «Город моего детства». Книжное Красноярье.
  8. Е.Лалетина «Путешествие по заповедному краю». Книжное Красноярье
  9. «Кто живет в нашем крае». Книжное Красноярье.
  10. Е.Шумкина «Сказки о городе К» Красноярск «Офсет» 2019г.
  11. «Сокровища Красноярского Края». Красноярск 2019г
  12. «Что скажет солнышко». Красноярск 2019г.
  13. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  14. Баринова Е.В.Я и моя семья: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития.-Ростов н/Д. Феникс, 2015.
  15. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2011.
  16. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012.
  17. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2012.
  18. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М.: АРКТИ, 2004.
  19. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». -М.: АРКТИ, 2004.
  20. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.
  21. Куприна Л.С., Бударина Т.А., и др. знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детсво-пресс», 2003.
  22. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.
  23. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: «Детсво-пресс», 2002.
  24. Н.А.Миненко«История Красноярского края». Красноярское книжное издательство 1981.
  25. Константин Захаров., «Берёзовская ГРЭС 20 ярких лет». Типография «Платина» Красноярск, 2007.
  26. А.Н.Комиссаренко «Моя милая родина малая: Шарыповский район. 65 лет». Красноярск: Поликор, 2006.
  27. «Мой город». Редакция газеты Огни Сибири, 2001.
  28. И.Могилюк, А. Комиссаренко «Город нашей судьбы», Красноярск 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Люблю тебя, мой край родной!"

Проект по нравственно–патриотическому воспитаниюв старшей «Б» группе«Люблю тебя, мой край родной!»...

Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Люблю тебя мой край родной, мою станицу, отчий дом»

Закрепить знания детей о флагах России и Краснодарского края; продолжить знакомить детей с природой родного края....

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина.

Выступление на педагогическом совете «Создание условий развития дополнительного образования в ДОУ» ...

Социально значимый проект для детей старшего дошкольного возраста по нравственно патриотическому воспитанию Тема: "Люблю тебя мой край родной".

Цель проекта направлена на расширение и обобщение знаний  детей об  истории своего края, его традиций , которыми богат край , народными промыслами искусством.  Уточнять  и рас...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с историей и наследием казачества на тему: «Люблю тебя - мой край родной»

Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки. Материал: магнитофон, аудиозапись песни...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...