Проект "Гербы городов Республики Коми"
проект (старшая группа)
У детей формируются элементарные представления о гербе, как эмблеме республики, города, сословия, символе единства духа, изображаемых на государственных флагах.
Формируется познавательный интерес детей к истории возникновения герба городов Коми республики, и города, в котором они живут. Проект помог повысить педагогическую грамотность родителей и вовлечь их в создание «Герб семьи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gerby_gorodov_komi_respubliki.docx | 44 КБ |
proekt_gerby_gorodov_komi_respubliki.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Гербы городов Коми Республики»
(старшая группа «Б»)
Педагог:
Бобурова Е.А.
Содержание
1.Методический паспорт проекта …………………………………2-5
2.Этапы работы над проектом ……………………………………..6-7
3.Описание проекта…………………………………………………8-12
4.Приложения
№ | Структура | Содержание |
1. | Тема | Проект «Герб городов Коми и семьи» Проект посвящён 95 лет Коми республике Прогрессивный опыт: Познакомить детей с историей возникновения герба городов Коми республики. |
2. | Адресация проекта | Дети дошкольного возраста, родители, педагоги |
3. | Руководитель проекта | Педагог – Бобурова. Е.А.
|
4. | Участники проекта | Дети, родители, педагог |
5. | Возраст воспитанников | От 5 до 6 лет |
6. | Особенности проекта | По количеству создателей: -групповой По продолжительности: -краткосрочный; По типу: -информационный проект социальной направленности; По уровню контактов и масштабам организации: -внутрипрогимназиеский; |
7. | Цель проекта | Цель проекта: -Формирование у детей элементарных представлений о гербе, как эмблеме республики, города, сословия, символе единства духа, изображаемых на государственных флагах. -Формировать познавательный интерес детей к истории возникновения герба городов Коми республики и города Воркуты; -Повысить педагогическую грамотность родителей и вовлечь их в целенаправленный процесс познания возникновения герба городов Коми республики; Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГОС: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Социализация». |
8. | Задачи проекта | Задачи: - Знакомство с гербами Коми городов, выяснение значений слов «герб» и «флаг» -Познакомить детей с историей создания герба Коми республики; -Познакомить детей с историей создания герба Воркуты; -Историей создания герба других Коми городов; - Способствовать развитию познавательного интереса детей к созданию, значению символов на гербе; -Привлечь родителей к созданию герба семьи; |
9. | Ресурсы проекта | Деятельность педагога: -Знакомство детей с гербами городов Коми республики; -Подготовить презентацию - Просмотр презентации; -Заинтересованность родителей о важности создания семейного герба; -Оформление папки; |
10. | Предполагаемые результаты и продукты проекта | Ожидаемый результат: - В ходе реализации проекта «Герб Коми республики» путем объединения семьи, педагогического коллектива, мы ожидаем формирование у ребенка потребности в познании истории возникновения герба городов Коми; возрождение интереса к истории родного края; - Рассчитываем, что в ходе воплощения проекта - Ориентирование родителей на совместное изготовление с ребёнком «Герб семьи» взаимопонимания и обретения новых общих интересов. Результаты деятельности детей: -Внешние: -организация выставки «Герб семьи» Внутренние: -вербально –лингвистические – обогащение словарного запаса, активизация словаря; развитие речевых умений; -визуально – пространственные – развитие зрительной памяти; -межличностные – формирование коммуникативных умений; приобретение культурно-духовных ценностей; - внутриличностные –сомопознание, активизация любознательности. |
11. | Этапы работы над проектом | Вынесены отдельным материалом |
Этапы работы над проектом
№ | Организационные мероприятия | Ответственный | Сроки | Предполагаемый результат |
1. | Определение темы, целей, задач проекта, его исходного положения | Педагог Бобурова.Е.А. | Январь | Формулировка темы, целей, задач |
2. | Определение источников информации | Педагог | февраль | Рекомендации участникам проекта |
4. | Определение способов сбора материалов | Родители, педагог | январь | Родители |
5. | Проведение консультации для родителей. | Педагог | В течение всего проекта | Педагоги |
Реализация проекта | ||||
1. | Рассматривание иллюстраций с изображением герба городов Коми республики | Педагог | В течение всего проекта | Педагоги Родители |
2. | Сбор информации | Родители, педагог | В течение всего проекта | Познакомить детей с историей возникновения флага, герба |
3. | Оформление альбома | Педагог, родители | В течение всего проекта | Гербы городов Коми республики |
4. | Конкурс на лучший герб семьи | Педагог, родители | В течение всего проекта | Готовые работы родителей |
5. | Выпуск сборника | Дети, педагог | Февраль | Альбом мероприятий проводимых во время реализации проекта. |
Обобщение | ||||
1. | Самоанализ | Педагог | Февраль | Вывод о результатах работы по проекту |
2. | Оформление документов | Педагог | Февраль | |
3. | Выступление перед коллегами | Педагог | Февраль | Передача опыта деятельности детей по данному проекту. |
Пояснительная записка
Для чего же нужны символы? Прежде всего, для объединения людей, живущих на территории муниципалитета. Это помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое.
Что означает слово герб? Герб слово немецкое (Erbe) и означает – наследство. Первоначально гербом называли боевой щит, на котором и был изображен отличительный знак государства, города, или семьи. Щит мог иметь разную форму и цвет. Например, красный цвет обозначал силу, зеленый – свободу, золотой – знатность. Со временем герб стали изображать на знаменах, печатях, монетах и даже на зданиях, посуде, оружии, произведениях искусства, книгах.
Герб – это очень важный символ. Он обязательно изображается на всех важных бумагах, например, герб муниципального района «Усть-Вымский» украшает все деловые бумаги руководителя администрации района, решения Совета. Также герб вы увидите на различной печатной продукции, значках и эмблемах
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Немецкий социальный психолог, философ Эрих Фромм писал: «Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума».
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.
Процесс создания ныне действующего герба республики был сложным и длительным. Проект главного символа разрабатывался почти четыре года.
Плодотворную и продуктивную работу по разработке герба осуществила образованная в 1992 году комиссия при Верховном Совете Республики Коми под председательством В.Потолицына – заместителя Председателя Верховного Совета Республики Коми. Она же организовала конкурс на лучшее изображение государственного герба. На членов комиссии возлагалась задача разработать герб, соответствующий геральдическим канонам и в то же время содержащий самобытный национальный колорит, отражающий историю края.
Активное обсуждение проектов будущего герба развернулось на страницах республиканской печати. В апреле 1993 года газета «Молодежь Севера» ознакомила жителей республики с проектами художников В.Пунегова и В.Сердитова. Первый в качестве основного символа на гербе предлагал образ филина. Свое возражение на этот элемент высказали ученые-этнографы. У Коми эта птица – вовсе не символ мудрости, а, напротив, олицетворение нечистой силы. В.Пунеговым для ключевых фигур на гербе предлагались также лось, глухарь, образ «человек-лось-птица на ящере», изображенный на бронзовой пластине пермского звериного стиля. Он олицетворял представления древних коми о трех уровнях мира. Еще один житель республики – М.Игнатов – предлагал геральдический щит главного символа республики сделать «в форме семилепесткового цветочного бутона золотисто-желтого лесного пиона», символизирующего «наследственные владения республики и ее народа во всех семи частях окружающего мира в пределах границ Республики Коми». А художник В.Сердитов изобразил в так называемой жертвенной позе медведя. В таком виде древние коми рисовали хозяина тайги на ритуальных кулонах, которые бросали в огонь, скажем, в благодарность за удачную охоту. Предлагались и достаточно курьезные варианты. Так Н.Майбуров из деревни Грива Койгородского района республики предлагал «надеть на голову медведя шахтерскую каску с красной пятиконечной звездой вместо фонаря».
На рассмотрение конкурсной комиссии при Верховном Совете Республики Коми предстали около ста вариантов будущего герба. Выбрать лучший из них было непросто. Обилие предложений, поступивших на конкурс, привело к принятию решения о разработке научно обоснованной концепции создания герба. Ее представили ученые Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН. Она включала в себя историческое обоснование герба, общественно-политическую трактовку аллегорий, этнический аспект. В качестве обязательного условия выдвигалось использование образов пермского звериного стиля – искусства металлической пластики, зародившегося в конце I тысячелетия до нашей эры.
Наиболее точно соответствовал концепции проект герба, выполненный художником А.Неверовым. Правда, поначалу он предлагал герб с изображением глухаря. Но народные депутаты его отвергли, поскольку эта птица принадлежит семейству куриных. Республика с таким символом, рассудили они, ассоциировалась бы несколько курьезно. После этого художник и обратился к образам пермского звериного стиля.
В своем новом проекте Неверов постарался донести идею единения России и Республики Коми через определенное сходство главного символа Российской Федерации и ее субъекта. Гербы роднит образ птицы – орла и сокола, размещенных на красном поле геральдического щита. Пытаясь примирить православную церковь со «своим» гербом, художник обратил внимание на то, что фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста.
Открытость крыльев означала и гостеприимство, приглашение к сотрудничеству. Лик женщины на груди птицы символизировал Зарни ань (Золотую бабу) – жизнедарующую солнечную богиню, мать мира, хранительницу святого и доброго. Лось – символ силы, благородства, красоты, а в космологических представлениях Коми – синтез гармоничного строения мира – органично вписался в рисунок перьев.
20 апреля 1994 года Президиум Верховного Совета Республики Коми одобрил представленную концепцию и проектный рисунок А.Неверова. На очередной сессии проект закона «О Государственном гербе Республики Коми» был внесен на рассмотрение, а затем представлен на экспертизу Государственной геральдии при Президенте Российской Федерации под председательством Г.Вилинбахова.
Закон Республики Коми «О Государственном гербе Республики Коми» был принят 6 июня 1994 года на заседании двадцатой сессии Верховного Совета Республики Коми двенадцатого созыва. Герб был внесен в государственный геральдический регистр РФ под номером 153.
В октябре 1990 года для разработки проекта Государственного флага Коми АССР была создана конкурсная комиссия, куда поступило множество предложений: флаги с красной полосой у древка, с изображением национального орнамента. В качестве образца был выбран проект художника В.Сердитова, состоящий их трех равновеликих полос: зеленой, белой и синей.
Синяя полоса символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов, зеленая полоса – надежду и изобилие коми пармы – основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. А белая полоса – воплощение чистоты снега, девственности и красоты северной природы.
Есть и более простая трактовка: на белом снегу зеленый лес, а над ним голубое небо.
27 ноября 1991 года на X сессии Верховного Совета Коми ССР был принят Закон «Об утверждении Государственного флага Коми ССР». Внешний вид флага был позднее закреплен Законом «О Государственном флаге Республики Коми», принятым Верховным Советом республики Коми.
26 декабря 1997 года Государственный Совет РК по предложению Государственной геральдии при Президенте Российской Федерации внес изменения в указанный закон, касающийся соотношения ширины флага к его длине, которая, как и у Государственного флага Российской Федерации, должна была соответствовать Государственному флагу Республики Коми.
Проект «Гербы городов Республики Коми» рассчитан на один месяц для детей старшей группы
Участники проекта: дети, родители, педагоги. Работа велась в свободное от занятий и вечернее время, направленная на решение конкретных задач. В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей и родителей.
Проект помогает развивать:
- Познавательный интерес и любовь к истории родного края;
- Стремление как можно больше узнать о своем крае;
- Творческие способности детей;
- Умение наблюдать, навыки обобщения и анализа, мышление;
- Внимание, память, речь;
Актуальность.
Государственный герб Республики Коми является символом государственного суверенитета Республики Коми ее официальной эмблемой. Данный проект поможет педагогам решить проблему ознакомления с государственными символами и в то же время – повысить свою грамотность, а детям и родителям - не только ознакомиться с государственной символикой, но и создать эмблему своей семьи.
Проблема: оформление выставки «Герб моей семьи».
Причины: недостаток знаний об основных законах геральдической науки.
Этапы развития проекта:
I этап. Знакомство с понятиями: «символ», «эмблема», «герб».
Формы работы, мероприятия:
- Рассказ воспитателя «Путешествие в страну Геральдика»;
знакомство детей с основными законами геральдической науки: формы щитов (что обозначают); цвета, их значение; металлы, используемые в гербах; символы и предметы, изображаемые в гербах;
- Занятие по теме «Откуда герб пришел» (знакомство с историческим возникновением герба Республики Коми)
- Занятие по теме «Герб Сыктывкара»;
- Занятие по теме «Герб Воркуты»;
- Занятие по теме «Герб городов Коми Республики»;
- Чтение русских и Коми народных сказок о подвигах русских богатырей;
- Рассматривание иллюстраций к народным сказкам;
- Дидактические игры: « «Найди среди гербов разных стран герб России», «Найди среди гербов разных областей и республик герб Коми Республики»,
II этап. Детская продуктивная деятельность: повторить создание герба с помощью аппликации, лепки, основанных на впечатлениях от усвоения бесед, рассматривания иллюстраций.
Формы работы, мероприятия:
- Лепка из пластилина – «Герб Воркуты»;
- Аппликация «Герб Ухты»;
- Рисование «Национальный герой Коми сказки»;
III этап. Создание «Герб семьи»
Формы работы:
- Коллективная работа с детьми «Создаем эмблему группы» (обсуждение особенностей группы, способов изображения, цвета, формы щита, композиции рисунка);
- Придумывание девиза к эмблеме;
- Заучивание группового девиза;
- Рисование герба семьи (совместное обсуждение всеми членами семьи: выбор формы щита, цвета фона, композиции).
Ожидаемые результаты данной деятельности:
- Последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.
- Пробуждение интереса к истории возникновения государственных символов;
- Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов, дети больше узнали о происхождении и значении герба и флага;
- Позитивные изменения в речи детей;
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах возникновения государственных знаков;
- Воспитание у детей правильного отношения к истории родного края;
- Формирование представлений о нравственном воспитании к Родине и своему народу;
- Расширение возможностей сотрудничества родителей со своими детьми;
- Проявление потребности у детей и родителей к сотрудничеству;
В результате работы мы добились положительных результатов и выяснили:
- Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Поэтому темы проектов, реализуемых в группе, могут сочетаться с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений между детьми в группе.
Методическая литература
1. «Мы живём в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Москва 2012г.
2. Методические рекомендации «Герб, флаг и гимн России». Айрис Пресс 2004г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. В космологических представлениях он несет в себе синтез гармоничного строения мира. Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в Коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно-политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой Коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.
Цветовое решение флага отражает географические особенности и природные богатства Республики Коми Синий цвет – бескрайние небеса, величие северных просторов; Зеленый цвет-символ надежды и изобилия, просторы пармы ; Белый цвет- цвет воплощает белизну и чистоту, красота земли Коми, её принадлежность Северу. Государственный Флаг Республики Коми
В лазуревом щите городского герба изображен прыгающий северный олень на фоне копра над шахтой и угольного террикона. В нижней части герба фрагменты национального орнамента коми (синие на белом), которые символизируют также и реку Воркуту . Автор герба - Николай Лукьянович Жилин
Полотнище флага состоит из шести горизонтальных полос: синей, зелёной, белой, синей, красной (цвета флагов Коми и России). У древка в белом равностороннем треугольнике изображён герб города.
В красном поле расположены характерные для Ухты символы. В центре - стилизованное изображение могучей ели с зеленым контуром - образ лесных богатств. Черное изображение буровой вышки на ели означает развитие в Ухте нефтегазовой промышленности и геологии. На планке - в средней части вышки - дата - 1943 - год преобразования рабочего поселка в город. На фоне основания вышки помещена бело-голубая раскрытая книга - символ культуры и просвещения, и черный мастерок, символизирующий труд строителей. Под вышкой расположена голубая полоска коми национального орнамента, что подчеркивает принадлежность города к Коми краю, напоминает о реку Ухте, от которой произошло название города.
Герб семьи Селезневых
Герб семьи Щербаковых Идея создания герба, четыре стихии: Вода – мягкость, чувственность; Земля – прочность, уравновешенность, жизнь; Огонь – любовь, тепло, сила; Воздух – свобода, мысли, разум; Совокупность всех стихий даёт семье полный спектр чувств, эмоции, настроение. Девиз семьи: «Едино в природе всё и всё едино в семье». В центре инициалы членов семьи А- Анастасия И - Игорь К-Кирилл Я- Ярослав
Белый цвет - благородство и откровенность; Синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие; Красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь. Зеленый цвет – надежды, изобилия. Сердце - любовь, мир, покой. Семья живет в Воркуте Герб семьи Воркуты
Зеленый фон –символизирует здоровье и благополучие Бабочки-душевное равновесие Цветы – красота, надежда на светлое будущее Солнце на восток - светлые мечты и желания Веселые облака – благодать и веселье Куклы « мотанки » - православные члены семьи, маленькие портреты Герб семьи Андрушко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Путешествие по городам Республики Коми"
данный проект направлен на расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о городах родного края...
Путешествие по городам Республики Коми
Конспект непосредствено образовательной деятельности для детей 5-6 лет (старшая группа),формирующий интерес к малой Родине....
Конспект занятия по познавательному развитию На тему «Путешествие по городам Республики Коми»
laquo;Путешествие по городам Республики» Цель: Формирование представлений о городах РК. Задачи:Познакомить детей с городами РК.Учить ориент...
Знакомство с городами Республики Коми
Люблю тебя , мой край родной!...
Города Республике Коми
Презентация игра...
Проект «Большие города Республики Коми»
ПРОЕКТпо нравственно-патриотическому воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста«Большие города Республики Коми»...