Эколого – краеведческий проект «Синичкин день» (4 – 5 лет)
проект (средняя группа)
Проект «Синичкин день» направлен на изучение птиц, встречающихся в нашей области в осенне-зимний период. Он позволяет не только расширить знания детей, но и изучить вопросы, связанные с жизнью птиц в тяжёлых условиях. Тем самым содержание проекта позволяет приобщить детей к экологическому краеведению, формирует потребность в общении с Природой, гуманное, заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни. Здесь учитываются возрастные особенности развития ребёнка – дошкольника, его социально – эмоциональное благополучие, сезонные особенности природного окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sinichkin_den.docx | 791.14 КБ |
Предварительный просмотр:
- Эколого – краеведческий проект.
«Синичкин день» (4 – 5 лет)
автор: Ковбаса О.Ю. – воспитатель 1 категории
1.Паспорт проекта.
Направление проекта:
современные эколого – краеведческие технологии в
образовательном процессе детского сада.
Название проекта: «Синичкин день».
Длительность проекта: пять дней.
Автор проекта: Ковбаса О.Ю – воспитатель 1 категории.
2.Актуальность проекта, постановка проблемы.
«Любовь к родной природе так же естественна, как любовь к матери и отцу» - утверждал детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Но современный городской ребёнок оторван от Матери – Природы, он лишён непосредственного её восприятия. Как же научить ребёнка с раннего возраста ощущать мир родной природы, как нечто близкое, эмоционально насыщенное, духовно значимое?
Экологическое понимание природных образов, любовь к ней, может возникнуть в результате постоянного общения ребёнка с родной Природой. Люди стали всё меньше обращать внимание на состояние Природы и непосредственное общение с ней заменяют телевизор и компьютер. Поэтому для нас очень остро встаёт проблема формирования экологического сознания у детей, воспитание человека-гражданина и патриота.
Детский сад № 149 «Ёлочка» расположен в лесопарковой зоне Автозаводского района г. Тольятти, приоритетным направлением является «Познавательное развитие» (эколого – краеведческий аспект). Проведение экологических народных праздников – одна из ведущих форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по реализации задач данного направления.
12 ноября отмечается экологический праздник – «Синичкин день». Это старинный народный праздник. Уже несколько лет подряд по инициативе Союза охраны птиц России этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц и начинают подкормку пернатых.
Для нашего детского сада стало традицией проводить этот праздник совместно с семьями воспитанников. Конечно же, главная героиня праздника – синица.
Проект «Синичкин день» направлен на изучение птиц, встречающихся в нашей области в осенне-зимний период. Он позволяет не только расширить знания детей, но и изучить вопросы, связанные с жизнью птиц в тяжёлых условиях. Тем самым содержание проекта позволяет приобщить детей к экологическому краеведению, формирует потребность в общении с Природой, гуманное, заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни. Здесь учитываются возрастные особенности развития ребёнка – дошкольника, его социально – эмоциональное благополучие, сезонные особенности природного окружения.
На подготовительном этапе реализации проекта нами было проведено анкетирование родителей детей среднего дошкольного возраста с целью выявления интереса к жизни пернатых друзей зимой, выявления стремления участвовать в жизни птиц в данный период. В анкетировании участвовало 64% семей. Анализ анкет показал, что родителям интересно участие в жизни птиц. Но они мало практикуют и приобщают своих детей к заботе о птицах. Также на подготовительном этапе среди семей был проведён конкурс кормушек, которые были вывешены на территорию детского сада.
Беседы с детьми, выявили, что дети имеют очень большое желание участвовать в жизни птиц.
Проект «Синичкин день» является первым шагом большой длительной акции по сохранению птиц, которая продлится всю зиму.
3. Цели и задачи проекта.
Цель: Расширение знаний детей 4-5 лет о жизни синицы и других зимующих птиц зимой. Формирование элементарных навыков эколого-краеведческой деятельности, а именно: навыка экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес через ознакомление с традиционным праздником «Синичкин день»;
- обогащать опыт исследовательских действий в процессе познавательно-исследовательской деятельности
- способствовать активному освоению несложных способов ухода за животными, живущими рядом;
- стимулировать радостные переживания от положительного поступка;
- активизировать словарь детей;
- способствовать проявлению игрового и художественного творчества дошкольников.
4. Ресурсное обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение
Согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. No 26);в режиме дня детей среднего дошкольного возраста два раза в день предусмотрена прогулка, на которой осуществляется непосредственное общение с природой и забота о птицах.
Кадровое обеспечение:
В детском саду имеются все категории работников, которые необходимы для качественного осуществления проекта: эколог, музыкальный руководитель, воспитатели первой и высшей категории.
Материально-техническое обеспечение:
Детский сад расположен в лесопарковой зоне, поэтому на территории д /с можно увидеть много птиц. Для проведения мероприятия имеются заранее подготовленные кормушки, музыкальное оборудование, разнообразные виды корма для птиц.
Программно-методическое обеспечение:
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. –СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017);
-Методическое пособие по краеведению для дошкольников 4-7 лет. «Волжская земля-родина моя»/О. В. Каспарова, ВН. Гандина, О.В. Щеповских, Тольятти, 2013 г.
Организационно-методическое обеспечение:
Во время прогулки детей предусмотрена деятельность по заботе о птицах (подкормка).
Информационное обеспечение:
В детском саду имеются наглядные формы работы с родителями, пропагандирующие заботу о наших пернатых друзьях: афиши, стенгазеты, схемы изготовления кормушек, приглашения, фотовыставки.
5. Результативность проекта.
Результат-эффект.
1. У детей среднего дошкольного возраста возрос интерес к прямому общению с природой.
2. Сформирована потребность в участии жизни пернатых у 50% семей по результатам анкетирования.
Результат-продукт.
1. Изготовление кормушек и домиков для пернатых.
2. Разработка плана-схемы мест на территории д/с, где разместятся кормушки.
3. Проведение тематического занятия.
4. Изготовление картотеки художественного слова «Синичка-именинница».
5. Выставка детских работ ( рисование, аппликация, лепка ) на тему «Зимующие птицы».
6. Выпуск радиопередачи «Синичка-именинница».
7. Проведение праздника «Синичкин день».
8. Выпуск газеты «Эко-новости». В ней фото- отчёт, благодарность родителям и воспитателям за помощь в проведении интересного и нужного праздника.
6. План мероприятий по реализации проекта.
Подготовительный
Мероприятия:
- проведение конкурса кормушек;
- обследование территории д/с с целью составления карты-схемы расположения кормушек;
- организация творческой группы педагогов по анализу проблемы, цели и задач проекта;
- создание интереса к участию в празднике педагогического коллектива;
- анкетирование родителей;
- беседы с детьми.
Результат: кормушки для птиц, карта-схема, протоколы бесед с детьми, анкеты родителей; заинтересованные и методически подготовленные сотрудники.
Основной
Мероприятия:
- проведение тематического занятия в группах;
- изготовление картотеки художественного слова «Синичка-именинница» (чтение с детьми различных сказок и рассказов о синице, заучивание стихов, поговорок, пословиц и загадок о синице)
- вывешивание кормушек по карте-схеме;
- конкурс рисунков на тему «Зимующие птицы»;
- участие детей в выпуске радиопередачи «Синичка-именинница»;
- фотографирование деятельности детей;
- привлечение родителей к участию в жизни пернатых друзей, используя разные формы наглядной агитации.
Результат: тематическое занятие, картотека художественного слова; рисунки детей; выпуск радиопередачи; фото-сессия «Дети-друзья птиц»; разнообразная наглядная информация, пропагандирующая прямое общение с природой.
Завершающий
- итоговое анкетирование родителей;
- изготовление памятки по правильному подкармливанию зимующих птиц;
- проведение праздника «Синичкин день»;
- организация кафе «У птички»;
- выпуск газеты «Эко-новости»;
- оформление и распостранение опыта д/с №149 «Ёлочка» через участие в различных мероприятиях г.о. Тольятти.
Результат: памятка по изготовлению коммушек и использования видового корма для разных групп птиц; праздник «Синичкин день»; газета «Эко-новости»; публикация методических рекомендаций для воспитателей по организации деятельности детей по заботе о птицах.
- Практическая значимость проекта.
Проект ежегодно востребован по реализации основной образовательной программы и при решении задач приоритетного направления детского сада в рамках регионального компонента.
Содержание проекта обеспечивает выполнение поставленных задач.
7. Бюджет проекта.
Самофинансирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...
Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»
Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности....
эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"
Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников с природными богатствами Я...
План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.
Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...
План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"
Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...
Эколого-краеведческий проект «Наше дерево – Береза», конкурс "Воспитатель года 2014"
материалы для конкурса...