Конспект совместной деятельности по познавательному развитию на тему «Расширение культурно – исторических представлений детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья посредством игры - путешествия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мишарина Оксана Михайловна

Знакомство с культурой и традициями русского народа и народов Поволжья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igra_puteshestvie.docx337.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 120 «Сказочный»

г. о. Тольятти

КОНСПЕКТ

совместной деятельности по познавательному развитию

на тему

«Расширение культурно – исторических представлений детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья

посредством  игры - путешествия»

Мишарина О.М.

Тольятти

2019 г.

КОНСПЕКТ

совместной деятельности по познавательному развитию

на тему

«Расширение культурно – исторических представлений детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья

посредством  игры - путешествия»

Возрастная группа: подготовительная

Приоритетная область – «Познавательное развитие»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о народах Поволжья.

Интегрируемые области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

  • Расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной Родине, о людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги;
  • Закреплять умение ориентироваться на карте;
  • Упражнять в умении различать геометрические и растительные узоры народных костюмов

ОО «Речевое развитие»:

  •  Обобщить умение детей описывать народные костюмы
  •  Обогащать активный и пассивный словарь детей.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

  • Продолжать развивать умение общаться   и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:

  • Развивать способности эмоционально воспринимать музыку;
  • Закрепить умение аккуратно закрашивать рисунок

ОО «Физическое развитие»:

  • Повышать двигательную активность детей;

Предварительная работа: беседы об истории России, Поволжья, родного города; знакомство с культурой и традициями русского народа и народов Поволжья, чтение художественной литературы.

Формы организации совместной деятельности

 Методы

 Приемы

Словесный

Вопросы по ходу деятельности, разъяснение заданий, беседа

Наглядный

Демонстрационный материал

Практический

Выполнение заданий

Игровой

Игры и упражнения по сюжету образовательной деятельности.

Логика образовательных областей

Этапы ОД

Действия педагога

Действия детей

Ожидаемые результаты

                Вводная часть

  Карта Поволжья

Педагог предлагает детям рассмотреть карту Поволжья Предлагает отправиться в путешествие.

Дети слушают педагога, откликаются на его предложение

Создан положительный эмоциональный фон, дети готовы к образовательной деятельности

Основная часть

Задание «составь слово по первым звукам картинок»

предлагет составить слово по первым звукам картинок, чтобы узнать, к людям какой национальности они отправятся в гости

Дети слушают педагога, откликаются на его предложение

Сформировано умение анализировать свое настроение, выбирать соответствующий с ним цвет, объединяться в малые группы.

Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления

и способы представления решения):

Задание/ инструкция педагога

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания детям

Результат выполнения задания детьми

Посмотрите на карту и скажите, в какой стране мы живем?

Как называется наша область?

Как называется наш город?

Словесный

Рассматривают карту, отвечают на вопросы

Давайте послушаем песню «Течет река Волга».

О чем эта песня?

А на какой реке стоит наш город?

Какая она?

Как называется территория нашей страны около Волги?

Люди каких национальностей живут в Поволжье?

Музыкально-словесный

Слушают песню, отвечают на вопросы

Предлагаю отправиться в путешествие по Поволжью, побывать в гостях у людей разных национальностей, проживающих в Поволжье. А вот чтобы узнать к кому мы отправимся сначала, я предлагаю составить слово по первым звукам картинок, чтобы узнать, к людям какой национальности они отправятся в гости.

Словесно-наглядно-практический

Составляют слово, закреплено умение выделять первый звук в слове, составлять слова.

Смотрите, какая красивая девушка нас встречает.

Какой у нее наряд?

Что же на ней надето, из каких частей состоит ее костюм?

Какого цвета платье?

Какого цвета узоры?

Какой цвет преобладает в костюме?

Какие узоры по форме?

Словесно-художественно-наглядный

Рассматривают изображение девушки в чувашском народном костюме

У всех народов есть свои песни. Вот и у чувашей они тоже есть. Давайте ее послушаем.

Скажите, похожа эта песня на русскую народную, которую мы слушали в начале?

Чем они отличаются?

Музыкально-словесный

Слушают чувашскую песню

Мы отправляемся в путешествие дальше, но сначала решите примеры, ответы запишите по возрастанию, и узнайте, к какому народу мы пойдем.

Словесно-наглядно-практический

Решают примеры, записывают ответы по возрастанию

Мы отправляемся в гости к людям мордовской национальности. Давайте сравним мордовский народный костюм с чувашским.

Чем они похожи?

Чем они отличаются?

Словесно-художественно-наглядный

Сравнивают чувашский и мордовский костюмы

У всех народов есть свои национальный игры.

Какие игры вы знаете?

У мордовских детей есть игра «Раю-раю». Давайте в нее поиграем.

Эта игра очень веселая и нравится людям всех национальностей.

Игровой

Играют в игру «Раю-раю»

Ребята, чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, надо узнать, что лежит в сундуке.

Познавательно-исследовательий, коммуникативный

Играют в «Да-нет»

Русская девица нас встречает.

Из чего состоит наш костюм?

Какие цвета?

Какие узоры по форме?

Эти узоры называются геометрическими.

Словесно-художественно-наглядный

Рассматривают русский костюм

А мы отправляемся дальше. Для этого Игровое упражнение

Поставьте каждую букву на свое место.

Словесно-наглядно-практический

Отгадывают лабиринт

Нас ждет татарская девушка. Давайте рассмотрим ее наряд.

Что на ней надето?

Какие цвета?

Какие узоры?

Этот узор называется растительным.

Словесно-художественно-наглядный

Рассматривают татарский костюм и его узоры

Наше путешествие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами общаться. Вы так много знаете.

А что вам понравилось?

Словесный

Рассказывают о самом интересном во время НОД

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

  • изображение девушек в национальной одежде: русской, чувашской, мордовской, татарской
  • карта России

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

  • раскраски
  • лабиринт
  • ребус

3. Дидактический материал:

  • дидактическая игра «Реши примеры и запиши ответы по возрастанию
  • ТРИЗ-игра «Да-нет» (сундучок)

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

  • звукозаписи песен: «Течет река Волга», чувашской народной песни

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно -целевой

Педагог показывает карту России, задает вопросы

Рассматривают карту, отвечают на вопросы

Содержательно -деятельностный

Педагог предлагает отгадать ребус, чтобы узнать, к какому народу пойдем в гости

Отгадывают ребус

Педагог предлагает рассмотреть изображение девушки в чувашском народном костюме

Рассматривают изображение девушки в чувашском народном костюме

Педагог предлагает послушать чувашскую песню

Слушают чувашскую песню

Педагог предлагает решить примеры, записать ответы по возрастанию, чтобы узнать, к какому народу пойдем в гости

Решают примеры, записывают ответы по возрастанию

Педагог предлагает сравнить чувашский и мордовский костюмы

Сравнивают чувашский и мордовский костюмы

Педагог предлагает поиграть в игру «Раю-раю»

Играют в игру «Раю-раю»

Педагог обращает внимание на сундук и предлагает поиграть в «Да-нет»

Играют в «Да-нет»

Педагог предлагает рассмотреть русский костюм

Рассматривают русский костюм

Педагог предлагает пройти лабиринт

Проходят лабиринт

Педагог обращает внимание на татарский костюм, объясняет, какой узор называется растительным

Рассматривают татарский костюм и его узоры

Оценочно -рефлексивный

Педагог предлагает рассказать, что понравилось в гостях

Рассказывают о самом интересном во время НОД

Методы и приемы (методическое сопровождение)

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

Отгадывание ребуса, лабиринта, прослушивание песен, сюрпризный момент.

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– наглядно-словесный

Беседа о народах Поволжья, рассматривание костюмов, рассматривание карты.

– словесно-практический

Отгадывание ребуса, лабиринта, решение примеров.

– наглядно-словесно-практический

Игра «Да-нет», кроссворд.

– практический

Закрашивание раскрасок, подвижная игра «Раю-раю».

3. Методы контроля и самоконтроля:

 рефлексия: подводятся итоги, уточняется, что нового узнали дети.

https://cs6.livemaster.ru/storage/36/5b/e6a664c12f1d4950c404e1f72bjy.jpg

http://nacekomie.ru/forum/files/201705/23161_cb579c3279dff6295d07d7358bfb2be3.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1381440/5b4c70d9-e139-48de-b7b8-25dfc6799424/s1200

https://s22221.cdn.ngenix.net/media/catalog/product/cache/1/image/682165d1ec9fe2eb345bfcf8155024cf/4/7/470-291_2.JPG

https://skazachok.ru/wp-content/uploads/2017/05/img10.jpg

https://www.shopoflife.ru/img/products/61674-vedro-plastmassovoe-krepysh-12l-alternativa-m520-ot-alternativa-ooo-zpi.jpg

https://sc02.alicdn.com/kf/HTB1eTrfbdfvK1RjSspfq6zzXFXaJ/PG-VG-Based-Artificial-Fruit-Flavour-With.jpg

https://www.boardzone.ru/img/goods/kama/zoom/94178-001.jpg

https://cdn1.vectorstock.com/i/1000x1000/82/55/needle-vector-4218255.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста. ...