Конспект совместной деятельности по познавательному развитию на тему «Расширение культурно – исторических представлений детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья посредством игры - путешествия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство с культурой и традициями русского народа и народов Поволжья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igra_puteshestvie.docx | 337.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 120 «Сказочный»
г. о. Тольятти
КОНСПЕКТ
совместной деятельности по познавательному развитию
на тему
«Расширение культурно – исторических представлений детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья
посредством игры - путешествия»
Мишарина О.М.
Тольятти
2019 г.
КОНСПЕКТ
совместной деятельности по познавательному развитию
на тему
«Расширение культурно – исторических представлений детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья
посредством игры - путешествия»
Возрастная группа: подготовительная
Приоритетная область – «Познавательное развитие»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о народах Поволжья.
Интегрируемые области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
- Расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной Родине, о людях разных национальностей, проживающих на берегах Волги;
- Закреплять умение ориентироваться на карте;
- Упражнять в умении различать геометрические и растительные узоры народных костюмов
ОО «Речевое развитие»:
- Обобщить умение детей описывать народные костюмы
- Обогащать активный и пассивный словарь детей.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
- Продолжать развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
- Развивать способности эмоционально воспринимать музыку;
- Закрепить умение аккуратно закрашивать рисунок
ОО «Физическое развитие»:
- Повышать двигательную активность детей;
Предварительная работа: беседы об истории России, Поволжья, родного города; знакомство с культурой и традициями русского народа и народов Поволжья, чтение художественной литературы.
Формы организации совместной деятельности
Методы | Приемы |
Словесный | Вопросы по ходу деятельности, разъяснение заданий, беседа |
Наглядный | Демонстрационный материал |
Практический | Выполнение заданий |
Игровой | Игры и упражнения по сюжету образовательной деятельности. |
Логика образовательных областей
Этапы ОД | Действия педагога | Действия детей | Ожидаемые результаты |
Вводная часть | |||
Карта Поволжья | Педагог предлагает детям рассмотреть карту Поволжья Предлагает отправиться в путешествие. | Дети слушают педагога, откликаются на его предложение | Создан положительный эмоциональный фон, дети готовы к образовательной деятельности |
Основная часть | |||
Задание «составь слово по первым звукам картинок» | предлагет составить слово по первым звукам картинок, чтобы узнать, к людям какой национальности они отправятся в гости | Дети слушают педагога, откликаются на его предложение | Сформировано умение анализировать свое настроение, выбирать соответствующий с ним цвет, объединяться в малые группы. |
Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления
и способы представления решения):
Задание/ инструкция педагога (действие и его содержание) | Способ предъявления задания детям | Результат выполнения задания детьми |
Посмотрите на карту и скажите, в какой стране мы живем? Как называется наша область? Как называется наш город? | Словесный | Рассматривают карту, отвечают на вопросы |
Давайте послушаем песню «Течет река Волга». О чем эта песня? А на какой реке стоит наш город? Какая она? Как называется территория нашей страны около Волги? Люди каких национальностей живут в Поволжье? | Музыкально-словесный | Слушают песню, отвечают на вопросы |
Предлагаю отправиться в путешествие по Поволжью, побывать в гостях у людей разных национальностей, проживающих в Поволжье. А вот чтобы узнать к кому мы отправимся сначала, я предлагаю составить слово по первым звукам картинок, чтобы узнать, к людям какой национальности они отправятся в гости. | Словесно-наглядно-практический | Составляют слово, закреплено умение выделять первый звук в слове, составлять слова. |
Смотрите, какая красивая девушка нас встречает. Какой у нее наряд? Что же на ней надето, из каких частей состоит ее костюм? Какого цвета платье? Какого цвета узоры? Какой цвет преобладает в костюме? Какие узоры по форме? | Словесно-художественно-наглядный | Рассматривают изображение девушки в чувашском народном костюме |
У всех народов есть свои песни. Вот и у чувашей они тоже есть. Давайте ее послушаем. Скажите, похожа эта песня на русскую народную, которую мы слушали в начале? Чем они отличаются? | Музыкально-словесный | Слушают чувашскую песню |
Мы отправляемся в путешествие дальше, но сначала решите примеры, ответы запишите по возрастанию, и узнайте, к какому народу мы пойдем. | Словесно-наглядно-практический | Решают примеры, записывают ответы по возрастанию |
Мы отправляемся в гости к людям мордовской национальности. Давайте сравним мордовский народный костюм с чувашским. Чем они похожи? Чем они отличаются? | Словесно-художественно-наглядный | Сравнивают чувашский и мордовский костюмы |
У всех народов есть свои национальный игры. Какие игры вы знаете? У мордовских детей есть игра «Раю-раю». Давайте в нее поиграем. Эта игра очень веселая и нравится людям всех национальностей. | Игровой | Играют в игру «Раю-раю» |
Ребята, чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, надо узнать, что лежит в сундуке. | Познавательно-исследовательий, коммуникативный | Играют в «Да-нет» |
Русская девица нас встречает. Из чего состоит наш костюм? Какие цвета? Какие узоры по форме? Эти узоры называются геометрическими. | Словесно-художественно-наглядный | Рассматривают русский костюм |
А мы отправляемся дальше. Для этого Игровое упражнение Поставьте каждую букву на свое место. | Словесно-наглядно-практический | Отгадывают лабиринт |
Нас ждет татарская девушка. Давайте рассмотрим ее наряд. Что на ней надето? Какие цвета? Какие узоры? Этот узор называется растительным. | Словесно-художественно-наглядный | Рассматривают татарский костюм и его узоры |
Наше путешествие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами общаться. Вы так много знаете. А что вам понравилось? | Словесный | Рассказывают о самом интересном во время НОД |
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
- изображение девушек в национальной одежде: русской, чувашской, мордовской, татарской
- карта России
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
- раскраски
- лабиринт
- ребус
3. Дидактический материал:
- дидактическая игра «Реши примеры и запиши ответы по возрастанию
- ТРИЗ-игра «Да-нет» (сундучок)
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
- звукозаписи песен: «Течет река Волга», чувашской народной песни
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно -целевой | Педагог показывает карту России, задает вопросы | Рассматривают карту, отвечают на вопросы |
Содержательно -деятельностный | Педагог предлагает отгадать ребус, чтобы узнать, к какому народу пойдем в гости | Отгадывают ребус |
Педагог предлагает рассмотреть изображение девушки в чувашском народном костюме | Рассматривают изображение девушки в чувашском народном костюме | |
Педагог предлагает послушать чувашскую песню | Слушают чувашскую песню | |
Педагог предлагает решить примеры, записать ответы по возрастанию, чтобы узнать, к какому народу пойдем в гости | Решают примеры, записывают ответы по возрастанию | |
Педагог предлагает сравнить чувашский и мордовский костюмы | Сравнивают чувашский и мордовский костюмы | |
Педагог предлагает поиграть в игру «Раю-раю» | Играют в игру «Раю-раю» | |
Педагог обращает внимание на сундук и предлагает поиграть в «Да-нет» | Играют в «Да-нет» | |
Педагог предлагает рассмотреть русский костюм | Рассматривают русский костюм | |
Педагог предлагает пройти лабиринт | Проходят лабиринт | |
Педагог обращает внимание на татарский костюм, объясняет, какой узор называется растительным | Рассматривают татарский костюм и его узоры | |
Оценочно -рефлексивный | Педагог предлагает рассказать, что понравилось в гостях | Рассказывают о самом интересном во время НОД |
Методы и приемы (методическое сопровождение)
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
Отгадывание ребуса, лабиринта, прослушивание песен, сюрпризный момент.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– наглядно-словесный
Беседа о народах Поволжья, рассматривание костюмов, рассматривание карты.
– словесно-практический
Отгадывание ребуса, лабиринта, решение примеров.
– наглядно-словесно-практический
Игра «Да-нет», кроссворд.
– практический
Закрашивание раскрасок, подвижная игра «Раю-раю».
3. Методы контроля и самоконтроля:
– рефлексия: подводятся итоги, уточняется, что нового узнали дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста
Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...
Конспект занятия ООД по познавательному развитию по методике Н.А. Зайцева для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Квест – игра «Путешествие на остров за сокровищами»....
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста. ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание уважения к родным и близким, чувство гордости за свою семью....