Русские народные подвижные игры
опыты и эксперименты (старшая группа)

Клюев Александр Александрович

В статье представлен опыт работы ДОО по использованию третьего заятия по "Физической культуре" для увеличения двигательных потребностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Русские народные подвижные игры  

как фактор здровьесбережения.

«Давайте детям больше и больше

 содержания общего, человеческого,                                                                 мирового, но преимущественно                                                                 старайтесь знакомить их с этим

через родные и национальные явления»

В. Белинский.

        Сохранение здоровья детей – проблема, постоянно волнующая специалистов в области дошкольного образования. В её решении непосредственно участвуют воспитатели, логопеды, психологи и другие специалисты ДОО. Работа дошкольного учреждения сегодня должна  быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере и  в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

         В наше время во всех образовательных организациях мало внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно влияет на общее и физическое развитие детей, поэтому необходимо, чтобы народная подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь.  Эта форма двигательной деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. В оздоровительных целях наше дошкольное учреждение создает условия для удовлетворения естественной потребности дошкольников в движении, которая может быть реализована введениям в рамках третьего часа физической культуры народных подвижных игр с использованием специальных национальных атрибутов для увеличения двигательной активности обучающихся и формирования ЗОЖ как ценности и приоритета поведения.

         Учеными установлено, что 2 часа физической  культуры компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности. Увеличение количества часов физкультурных занятий в неделю соответственно влечет за собой  увеличение объема двигательной активности (ДА) воспитанников. Трехчасовая программа в более полном объеме способна обеспечить педагогическим и гигиеническим минимумом разносторонние образовательно – воспитательные воздействия и двигательную активность, для формирования потребности в систематическом использовании   движений и сохранения здоровья дошкольников.

         Повышенная ДА – биологическая потребность детей, необходимая им для полноценного роста и физического развития. Новые Стандарты образования выдвигают новые требования к содержанию образования, поэтому предусматривает перевод содержания образования в деятельную позицию (введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций, проектных задач, проектных методов обучения), которая направлена не столько на передачу знаний, сколько на формирования особого типа личности.

          Третий час НОД по физической культуре в дошкольной организации в рамках учебного курса «Физическая культура» направлен на увеличение ДА и развития физических качеств воспитанников. Для решения этой задачи нельзя не учитывать влияние регионального компонента на уровень физического развития ребенка и его физическую подготовленность. Обогатить содержание НОД по физической культуре возможности за счет интеграции в образовательный процесс традиционных народных подвижных игр, забав и развлечений.

           Для реализации системы работы по развитию русских народных подвижных игр педагоги нашего ДОО опираются на идею деятельностного подхода и педагогического сотрудничества. Деятельностно – творческий подход позволяет раскрыть потенциал каждого ребенка, его способность к активности, творчеству и инициативности. Для проявления ребёнком творчества в спорте важно обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями успеха, дать необходимые знания и умения , но это возможно лишь при тесном взаимодействии со всеми специалистами ДОО, родителями (законными представителями). Реализация этой идеи достигается через организацию досуговых мероприятий, комплексных занятий, культмассовую деятельность и учебно-методическую работу.

        В нашем ДОО систематически проводятся «Дни народной игры». Внедрение в образовательный процесс по физическому воспитанию русских народных подвижных игр – требование времени. Занятия физической культурой, благодаря интеграционным процессам в сфере физического воспитания, пробрели  более разнообразный характер, что связано с расширением изучаемых и развиваемых двигательных умений и навыков, учет индивидуальных особенностей детей. Все это позволило найти «золотую середину» между стандартами современных методик и традициями русского народа.

         Будучи изначально увлекательным занятием дл ребенка, игра – важное средство воспитания. Народные (национальные) игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. По содержанию русские народные игры классически лаконичны,  выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Русские народные игры так же снимают напряжение, стресс. Подвижные игры включают элементы состязаний: кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный.

        Народных игр много они разнообразны, хороши ещё тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями, а это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в данных играх строго регламентированных (в отличие от спортивных) правил, сложной техники и тактики, с чем непременно связаны спортивные игры, возможность использовать для игры любую площадку, привлекает к игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки.

         Педагогический коллектив нашего ДОО решает задачи, позволяющие выполнить государственный заказ, состоящий в обеспечении прав воспитанников на качественное образование и их дальнейшую социализацию. Русская народная игра – подлинно массовое, общедоступное средство физического и нравственного воспитания детей, трансляция народной культуры в массы.

         Эмоционально окрашенная ДА, с помощью которой дети погружаются в воображаемую ситуацию и через движение тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции – основное средство формирования творчества через национальную подвижную игру.

         

 

                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершен...

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....