Проект "Заповедные места Мордовии"
проект (старшая группа)

Кутузова Татьяна Павловна

Проект для воспитанников старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zapovednye_mesta_mordovii.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор проекта: Кутузова Татьяна Павловна - воспитатель первой квалификационной категории.

Вид проекта: долгосрочный (октябрь – апрель), познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:

- выявить, какие представители фауны и флоры являются редкими в нашей республике, и поэтому не всегда доступны для наблюдения в окружающей природной среде;

- расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Задачи:

- развивать у детей представления о заповедниках Мордовии;

- углубить знания детей о природном мире Мордовии.

- посредством знакомства с представителями живого и растительного мира заповедников Мордовии способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к окружающему;

- воспитывать умение удивляться красоте родной природы;

- способствовать развитию творческого потенциала, развитию словотворчества.

Методы и приемы:

- словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов, рассказов, обсуждение.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, открыток, карты Мордовии, просмотр слайдов.

- практические: игры, игровые ситуации, экскурсия, просмотр слайдов, продуктивная деятельность.

Основные формы организации проекта:

Познавательные занятия.

Экологические беседы, викторины.

Экскурсии на природу, наблюдения.

Виртуальные экскурсии.

Экскурсии в сельскую библиотеку.

Поисково-исследовательская деятельность.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, книг.

Игры: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, творческие, подвижные.

Художественно-творческая деятельность.

Планирование и организация деятельности:

Подготовительный этап (октябрь - ноябрь):

Беседы: 

- «Природа и мы»;

- «Кто охраняет окружающую среду»;

- «Растения и животные Мордовии»;

- «Что такое заповедник?»;

- «Животный мир заповедников Мордовии»;

- «Красная Книга Мордовии»;

- «Правила поведения в лесу».

Экскурсии в сельскую библиотеку, прогулки в парк.

Основной этап (декабрь - март):

- работа с картой Мордовии;

-рассматривание иллюстраций и презентаций о Мордовском государственном природном заповеднике им. П. Г. Смидовича и Национальном парке «Смольный»;

- просмотр слайдов о животном и растительном мире заповедников Мордовии;

- викторины: «Зимняя сказка», «Знатоки природы родного края»;

- изготовление макета «Заповедник»;

- игровая деятельность: д/игры «Животные нашего края», «Каким бывает медведь?», «Лесные уроки вежливости», «Кто где живет?»; сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Лесное путешествие», В гостях у жителей Лесного царства, «Зоопарк», «Ветлечебница»;

- прогулки по участку детского сада;

- чтение рассказов, стихов о природе;

      - творческие рассказы детей по темам: «Моё любимое животное», «Лес – это дом для многих жильцов», «Птицы в нашем городе»;

- художественное творчество детей: рисование «Как себя нужно вести в лесу», «Я люблю диких животных»; аппликация «Лесные жители»; лепка «Мое любимое животное».

Работа с родителями:

- анкетирование родителей «Природа родного края»;

- родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольников»;

- беседа «Воспитание доброты к природе»;

-консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье».

Обобщающий этап (апрель):

- итоговое занятие «Путешествие по Красной книге»;

- литературно-музыкальная композиция «Земля - наш дом».

Ожидаемые результаты:

1. Сформируются знания детей о заповедных местах Республики Мордовия и цели их создания;

2. Пополнятся знания об исчезающих видах животных и растений;

3. Сформируется более бережное отношение к живому миру природы.

Приложения

1. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Земля - наш дом».

Воспит.:  Вашему вниманию мы представляем праздник “Земля – наш дом”.

Живем мы на планете по имени Земля.

Нас манят горы, реки, весенние поля.

Зовут нас океаны и дальние пути,

И лучше чем Земля, планеты не найти.

Живём мы на планете по имени Земля,

Цветет как сад волшебный, в котором ты и я.

Мы горы, океаны сумеем все пройти,

И лучше чем Земля, планеты не найти.

Живём мы на планете по имени Земля,

Поём, танцуем, пляшем, как в небе облака.

Пусть крутится волшебный наш шарик голубой,

Мы счастливы – на свете планеты нет такой.

Звучит музыка, выбегают дети с игрушками (играют, водят хороводы),

музыка прерывается, слышится звук биения сердца, дети оглядываются вокруг.

Видеоролик о планете Земля.

Персонаж: Я – Земля, я – Земля, усталость моя беспредельна. О стоне моём не взыщите, хоть кто-то услышит биение уставшего сердца в зените? Люди моей планеты, планета в опасности!

Воспит.:  Люди забыли что Земля, наш общий дом. Я хочу, что бы вы, дети, увидели, к чему может привести людская беспечность. Вот вы, задумывались о том, к чему может привести каждая сломанная ветка, раздавленная букашка или разорённое гнездо? А ломая ветку, думаете ли вы о том, что может погибнуть целое дерево? А срывая в лесу цветы, думаете ли вы о том, что они могут вообще исчезнуть с лица Земли?

Дети садятся на пол.

Наша планета прекрасна, и богата.

А вот к чему может привести деятельность человека.

По окончании ролика дети встают лицом к зрителям.

 Персонаж:  Земляне, вы слышите меня? Придите на помощь! Вы хотите спасти свою планету?

Дети:  Да!

Персонаж:  А вы знаете главные беды своей планеты?

Дети:  Да!

Воспит.:  Знаем, и расскажем о них.

1-й ребенок: Люди, вы разве не понимаете, что наша земля настоящее чудо.

                        Зачем вы животных и птиц убиваете?

                        Сколько в вас злобы берется? Откуда?

2-й ребенок: Люди, вы разве забыли, какая прекрасная наша планета?  

                       Зачем вы её чёрным дымом закрыли, её закаты, и её рассветы?

3-й ребенок: Люди, вы разве не знаете, что без природы не жить человеку?

                        Зачем же тогда все отходы бросаете в нашу прекрасную реку?

4-й ребенок: Люди, вы что, никогда не слышали трель соловья,

                        чаек крик над рекою?

                        Зачем все луга и леса вы выжгли, и никому нет от вас покоя?

5-й ребенок: Люди, на нас, детей, посмотрите, не обходите нас стороною.

                        Мы же ведь тоже хотим увидеть землю, цветущую как сад    

                        весною.

6-й ребенок: Люди, вы землю портить не смейте!

                        Мы, дети, серьёзно вам говорим:

                        “Землю свою защитить мы сумеем,

                        в обиду её никому не дадим!”

Персонаж:  Знать проблемы мало, а можете вы их решить? Многие брались за

                      решение этих проблем, какой путь выберете вы?

Воспит.: (выходит)  Мы хотим всех детей, всех людей научить охранять

                 родную Землю, охранять леса нашей прекрасной Земли и дружить с

                 красотой.

Персонаж:  Задача не лёгкая, а кто вы, что берете на себя такую

                      ответственность?

7-й ребенок: Мы дети галактики.

Все вместе: Мы дети твои, дорогая Земля!

Воспит.: Дорогие гости, я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли.

                Пора бы  человечеству понять,

                Богатства у природы отбирая,

                Что землю нужно тоже охранять.

                Она как мы, такая же живая.

                Ребята, прежде чем научиться дарить тепло нашей земле, мы должны

                научиться передавать его друг другу. Попробуем?    

   Дети:  Да!

   Воспит.: Давайте встанем все вместе в большой общий круг, возьмёмся за

                   руки, ребята, сожмём свои ладони и передадим тепло своих сердец,

                   тепло своих рук друг другу.

(Звучит музыка, 10 сек.) 

Воспит.: Молодцы, ребята.

Дети встают на свои места лицом к зрителям.

ИСП.  ПЕСНЯ  “ДЕТИ  ЗЕМЛИ”

Дети выходят из зала.

Воспит.: Ты можешь удивиться, Земля – наш общий дом.

                 Живут в нём звери, птицы, и мы с тобой живем.

В некоторм царстве, в некотором государстве,   (выходят Царь Горох, за ним -

А сказать точнее в том, где мы все сейчас живем,      Несмеяна)

Жил когда-то царь Горох,

Вроде царь то был неплох, только вот царёва дочь,

Горевала день и ночь.

Её звали не Татьяна, не Любовь, а Несмеяна!

И царю, понятно дело, это вскоре надоело.

Эй, вы, девицы-красавицы, выходите, да нашу Несмеяну повеселите!

ИСП.    “ ТАНЕЦ С  ПЛАТКАМИ ”

Несмеяна сидит “плачет”

В середине зала раскладывается цветок.

Царь Горох: Что ты, доченька не весела, что ты голову повесила?

                        Может хочешь мармелада, или может шоколада?

                        Или пряник, наконец?!

Несмеяна: Не серчайте, царь-отец.

                    Да, грызёт меня кручина, и на это есть причина:

                    Замечать я вот что стала, птичек что-то стало мало,

                     

Царь Горох: Птичек мало?! Вон, смотри! Птичка раз…И два…И три…    

Несмеяна: Раз, два, три… Вы что, забыли, птицы стаями здесь жили.

                    А как раньше по весне птицы песни пели мне!

                    А ещё за что обидно – бабочек совсем не видно.

                    Рыбки, звери и цветочки… Ах, тоска! (садится на трон “плачет”)

Царь Горох: Ну, вот что, дочка, надо вправду убедиться, что с природою  

                        творится.

                        Я не буду ждать напрасно, посмотрю-ка в Книге Красной!

Берет со стола Красную Книгу, садится на трон, открывает.

                         Кто в ней есть, каков их путь, не пора ль кого-нибудь

                         из растений и зверей занести в неё скорей?
(Открывается страницу.)
                          Книга моя Красная, Красная – прекрасная.

                          Диназавры есть?

 Несмеяна: Уж нет.

Царь Горох: Мамонты?


Несмеяна: Простыл и след!

Царь Горох: (вскакивает с трона) Этак дело не годится!

                        Так же могут звери, птицы вдруг исчезнуть без следа!

                         Напишу скорей указ, все, кто слышит нас сейчас,

                         Во леса, в поля ступайте, жизнь природы наблюдайте.

                         Вдруг кому грозит беда, царю расскажите тогда!

Гонец, где ты есть?

Под музыку приходит Гонец, встаёт перед царем.

Царь Горох: Ты с указом в лес иди, Мудрую Сову найди,

                        Непорядки запиши, и с ответом поспеши.

Отдаёт свиток Гонцу, Гонец с поклоном берет свиток и идет по кругу, Царь и Несмеяна уходят со сцены, Гонец останавливается в середине зала. Под музыку выходит Сова.

Сова: Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес.

Встречается с Гонцом.

Гонец: Здравствуй, мудрая сова, я с указом от Царя.

 

 Сова: А зачем, позволь узнать?  

  Гонец: Жизнь природы наблюдать, и проверить царь сказал,

                чтоб никто не обижал, ни растенья, ни зверей!    

  Сова:  Ну, так что ж, пойдем скорей!  

Под музыку проходят в угол зала, в зал вбегают Красная Шапочка и “цветочки”, Кр. Шапочка подбегает к “полянке”, “цветочки” садятся на цветок в центре зала и закрываются лепестками.

Кр. Шапочка: Как красиво на лужочке,  

                         Птицы, бабочки, цветочки.
                         Здравствуй, белая ромашка,
    (срывает цветочки)
                         Здравствуй, розовая кашка.
                         Здравствуй, синий василек.

   Сова:  Ах, Красная Шапочка, ну что же ты наделала, погубила столько      

                цветов…

  Гонец: Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

               Если все, и я, и ты, если мы сорвем цветы –  

               Опустеют все поляны и не будет красоты.

Под музыку Кр. Шапочка выбегает из зала.

ИСП.  ТАНЕЦ  “ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”

“цветочки” выбегают из зала.

Сова: (Гонцу) Слышишь, жужжат, на наш сказочный цветок летят.

ИСП.  ТАНЕЦ  “ПЧЕЛКИ”

Гонец: Сова, мне сегодня приснился необычный сон, я увидел сказочную,      

              волшебную птицу, которая может исполнить даже самое заветное    

              желание.

Сова:  А какое же у тебя желание?

Гонец: Я хочу, чтобы в этом прекрасном лесу всегда цвели цветы, росли деревь

              и пели птицы.

Сова: Хорошее желание, благородное. Сейчас я покажу тебе этих благородных

           птиц. Только ты о них – никому ни слова.

ИСП.  ТАНЕЦ  “ЖАР - ПТИЦА”

Гонец: Смотри, Сова, какая чистая водица, так и хочется напиться.

Сова: Хочется? Да разве ты не знаешь? Напьешься, вмиг козлёночком станешь.

Гонец: Козленочком?! А как же вы пьете?

Сова: Воду нужно кипятить!

Гонец: Зачем? Я не понимаю…. Ведь она такая чистая?

Сова: Зачем? Да вот, посмотри!

Выбегает девочка-спортсменка.

Девочка: Эй, ребята, посмотрите, вот местечко хоть куда!

                   Родниковая вода! Чудный вид,

                   и только наш, распаковывай багаж!

ИСП.  ТАНЕЦ  “ТУРИСТЫ”

“Туристы” бросают бутылки и выходят из зала. Под музыку в зал вбегают “звери”, танцуют польку (2 пары)

ИСП.  ТАНЕЦ  “ПОЛЬКА”

Лисичка-1: Ой! Что это? Еще вчера здесь этого не было.

Волк-1: Чем это тут пахнет?

Волк-2: Ничем хорошим тут не пахнет.

 Лисичка-1: Мусор здесь зачем?

Лисичка-2: Что вы, мусорить нельзя в лесу! Находясь в земле, мусорные

                      отходы выделяют ядовитые вещества. И на этом месте ни трава,

                      ни цветы, ни деревья не растут.

Сова: Вот поэтому и нужна правильная утилизация мусора.

Волк-1: (по слогам) У-ти-ли-за-ци-я. Что это?

Сова: Утилизация, ребята, это – переработка мусора. Ведь не всё нужно  

            уничтожать, из чего-то люди могут извлечь пользу.

Лисичка-1: А что можно из мусора сделать?

Сова: Ну, сначала его нужно собрать.

Звери собирают мусор, складывают Сове в мусорный пакет, отдают Гонцу. Гонец выносит мусор с поляны.

Сова: Вот теперь, другое дело!

           И водичка заблестела.  (берёт зверят за рук, отходят на задний план)

           Ребята, а вы знаете, что мусор, который мы с вами собрали, может стать

           очень нужными предметами. Например, элементами одежды.  

           Посмотрите, экомода!

Ведущий: Модный праздник открываем и одежду представляем.

                   Из пакетов и кассет, из бумаги и газет,

                   Из коробочек и фантов, из бутылок из - под фанты.

                   Из мусора одежду шьём – мы так природу бережём!

Звучит музыка, выходят модели в костюмах.

Ведущий: Вот это да! Какой наряд!

                   Его надеть бы каждый рад!

Оригинально, модно, ново!

…………………………………………..

Модели выходят из зала. Под музыку входят Сова и зверята.

Лисичка-1: Как красиво стало на полянке!

                     

Сова: А чтобы её никто не засорял, в лесу стоят специальные знаки. Это такие

            таблички, на которых нарисовано то, чего нельзя делать в лесу.    

            Посмотрите, нельзя обижать животных, нельзя разорять гнёзда,

            нельзя ломать ветки, нельзя мусорить, нельзя рвать цветы и ловить

            бабочек. Природа не жалеет ничего, даря свои чудесные плоды, и

            требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры.

Под музыку “звери” выбегают из зала.

Сова: Но тише, тише, что то шелестит. Кто же это в гости к нам спешит?

Под музыку на середину зала выходят 2 девочки-березки, кланяются зрителям.

1-я девочка: Здравствуйте, вот мы к вам и пришли.

                        Мы берёзоньки, дочки самой матушки-природы.

2-я девочка: Все деревья в лесу наши братья да сестрицы.

                        Как на нашей полянке чисто, красиво, прямо сердце радуется.  

                        Можно и хороводы водить.

Под музыку выходят девочки и встают на танец на середину зала.

.

ИСП.  ТАНЕЦ  “БЕРЁЗКА”

На окончание музыки девочки выходят из зала.

Ведущий: Между тем через поля, через реки и моря

                   Уж спешат Сова, Гонец с донесеньем для Царя.

         

Под музыку выходят Сова и Гонец (встают на середину зала), Царь Горох и Несмеяна (садятся на свои места).   

 Сова: Царь Горох, вы ждали нас?  

  Гонец: Вот, исполнен ваш приказ. За природой наблюдали, непорядки

                записали.    

Несмеяна: Непорядки? Так и знала! Ведь не зря я горевала!

Царь Горох: Ладно-ладно, погоди, все заданья позади.

                        Я издам такой указ, чтобы каждый день и час

                        Люди всей большой земли мать-природу берегли.


 
Под музыку в зал выкатывают макет земного шара, выходят в зал все дети

с голубыми шариками.

1-й ребёнок: Если деньги накопить, можно многое купить.

                        Дом, одежду и завод, самолёт и пароход.

2-й ребёнок: Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу.

                        И не спрятать в кошелек родничок и тополек.

3-й ребёнок:  Дерево, трава и птица, не всегда сумеют защититься,

                        Если будут уничтожены они, мы на земле останемся одни.                    

Исп.  песня “Дети Земли”.

Дарят подарки гостям.

2. Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по Красной книге»

Цель: формирование представлений о Красной книге, о животных и растениях, занесенных в эту книгу, а также об источниках опасности для мира природы.

Задачи:

-Формировать представление детей о Красной книге и некоторых редких видах животных и растений республики Мордовия (зубр, барсук, журавль, ландыш майский и т.д.).

-Учить понимать, что нет вредных или плохих животных, все они важны для окружающего мира.

-Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать, делать простейшие выводы.

-Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

-Развивать логическое мышление, речь детей.

-Воспитывать доброе, бережное отношение к природе.

Материалы:

Демонстрационный: Красная книга; слайды с изображение редких видов животных и растений.

Раздаточный:

Ход:

Дети входят в группу, садятся на стульчики полукругом перед экраном. Звучит «Реквием по мечте» Моцарта.

Воспитатель:  «Есть одна планета - сад,

                           В этом космосе холодном,

                          Только здесь леса шумят,

                          Птиц скликая перелетных,

                          Лишь на ней одной цветут,

                          Ландыши в траве зеленой,

                          И стрекозы только тут

                          В речку смотрят удивленно.

                         Береги свою планету-

                         Ведь другой похожей нету.

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла книга. Но книга не обычная, а Красная. Как вы думаете, какое у неё настроение?

Дети. Звучит грустная, тревожная музыка. Значит, книга грустит.

Воспитатель. Как вы думаете, почему может грустить эта книга?

Дети: Книга грустит, потому что люди убивают зверей и птиц, уничтожают растения.

Воспитатель: Действительно, многие животные и растения находятся на грани исчезновения. И поэтому ученые начали бить тревогу. И создали Красную книгу, в которую занесены все редкие животные и растения. А как вы считаете, почему именно красную, а не белую, например, или зеленую?

Дети: Потому что красный цвет – это цвет опасности

Воспитатель: Абсолютно верно! Красный цвет-это сигнал опасности, он как будто говорит: «Люди, остановитесь! Не губите природу!». Люди, создавшие эту книгу, надеются, что её страницы смогут остановить гибель животных. Красная книга большая и толстая, так как в нее внесены все редкие и исчезающие животные и растения нашей планеты. Как вы думаете, почему этих животных называют редкими?

Дети: Потому что этих животных осталось мало на Земле.

Воспитатель: Правильно. Называют их редкими потому, что они редко встречаются, их мало. Какие- то животные умирают из-за того, что загрязняется окружающая среда, у других - люди отбирают их «дом», вырубая леса и осушая реки. Ну а третьих - люди убивают ради вкусного мяса и красивого меха. Все редкие животные вымирают в основном по вине человека, который приносит природе большой вред. Человек бывает очень жесток по отношению к природе.

Ребята, наша гостья Красная книга хочет поиграть с вами в знакомую вам игру.

Игра «Что будет, если…»

Дети высказывают свои варианты ответов на предложенные ситуации. В конце игры воспитатель подводит итоги.

Воспитатель. Действительно, мы все крепко связаны с животными и растениями. Если исчезнут все растения, исчезнет и кислород, так необходимый всему живому, станет очень пусто и уныло на земле.

Если исчезнут насекомые, птицам нечем будет питаться и они умрут, не смогут опыляться некоторые виды растений без пчел и т. д. Уничтожим птиц-насекомые съедят все растения, всю зелень, и люди останутся без овощей, фруктов, ягод и т. д. Молодцы, ребята, книге очень понравились ваши рассуждения, на многие вопросы вы ответили верно.

Книга для вас приготовила ещё одну игру, называется она «Экологический светофор». Я раздам вам по два кружочка- красный и зеленый. На экране сейчас будут появляться картинки. Если по вашему мнению, там будут изображены те явления, которые приводят к исчезновению представителей живой природы,- поднимайте красный кружок. Если там будут изображены те явления, которые помогают сохранить живую природу, поднимайте зеленый кружок.

• Игра «Экологический светофор»

Демонстрируются слайды.

Воспитатель: К сожалению, главная причина исчезновения многих видов птиц, растений, животных - это неправильное отношение людей к природе. Вот как много примеров негативного влияния людей мы с вами увидели. Молодцы, ребята, вы почти на все вопросы ответили правильно.

Физминутка:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на стульчик снова сели.

Воспитатель: Ребята, у каждого субъекта нашей огромной страны есть своя Красная книга. И у  нашей республики Мордовия она тоже есть. Сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми представителями живой природы республики Мордовия, которые нуждаются в защите. Их осталось мало.

Зубр

Зубр – это самое крупное травоядное животное. У него очень тонкий нюх, хорошее зрение и слух. Длина зубра может достигать трех метров, а масса –  девятисот килограмм. Живут они небольшими группами. Питаются растительной пищей: побеги, листья, кора деревьев и кустарников, некоторые травы.

Барсук

Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. Мордочка у барсука узкая, вытянутая, щеки имеют белый окрас. Охотится барсук ночью. Питается личинками майского жука, любит ловить лягушек, поедает орехи, желуди, ягоды и грибы. Зимой спит в глубокой норе. Интересной особенностью барсука являются его когти – они очень велики. Нужны ему для рытья нор.

Речной бобр

Речной бобр – это животное, которое по вине человека чуть не исчезло с лица нашей планеты в недалеком прошлом. Всему виной стала его красивая шкурка, из которой в больших количествах шили шапки и шубы. Обитает речной бобр в озерах, прудах, реках и ручьях, расположенных в лесистой местности. На суше бобры неуклюжие и медлительные, зато в воде быстрые и ловкие пловцы. Питаются древесиной, предпочтительней березой, осиной, ивой.

    Журавль

Журавль - красивая, гордая птица. Для своего гнездования журавли выбирают глухие места, где редко или совсем не появляется человек. Гнезда они строят в густой траве. Журавли прекрасно ходят и бегают, никогда не садятся на деревья. Питаются они в основном растительной пищей, поедают также и разнообразных насекомых, червей, лягушек. Журавли по всей Мордовии стали редкими птицами. Охота на них запрещена.

Ландыш майский

Ландыш майский можно встретить как в смешанных, так и в сосновых лесах. Растет он на опушках. Цветет в мае и июне. Аромат  этих цветов нельзя сравнить с запахом ни одного цветка на Земле. Его используют в медицине. Но, не смотря на все свои полезные свойства, ландыш - растение ядовитое.

Подснежник

Ранней весной, когда ещё не успел сойти снег, на лесных лужайках появляется белоснежное, голубое или фиолетовое чудо – ранние цветы подснежники. Появляются эти цветы, обычно, в марте или апреле. Они растут по опушкам лесов на солнечных местах, а ночами сгибают цветонос и прячут его под снег.

Воспитатель. Вот такие  представители живой природы занесены в красную книгу республики Мордовия.

Звучит музыка к передаче «В мире животных»

Воспитатель. Мне кажется, наша гостья повеселела, прислушайтесь, как изменилась музыка.

Дети: Музыка стала более ритмичной, веселой.

Воспитатель. Видно книга обрадовалась, что мы с вами хотим помочь природе. В помощь природе люди создают заповедники - это такие места, в которых охраняется и сохраняется живая и неживая природа. В заповедниках не разрешается никакая сельскохозяйственная деятельность, в них запрещено охотится на животных, собирать растения, ягоды. В них животные могут чувствовать себя защищенными и не бояться, что их обидят. У нас в Мордовии есть государственный заповедник имени Петра Смидовича. Расположен он в Темниковском районе. Заповедник сплошь покрыт лесами. Там встречается много редких растений и животных, занесенных в Красную книгу.

У нас с вами тоже есть небольшой заповедник. Только в нем пока нет никаких животных. Сейчас я предлагаю вам заселить наш заповедник животными.

Воспитатель. Посмотрите, как здорово у вас получилось. Давайте покажем гостье нашу работу. Расскажите, каких животных вы поместили в заповедник?

Дети: Амурский тигр, зубр, белый медведь, барсук, бурый медведь, рысь.

Воспитатель. Я думаю, что книге, как и мне, очень понравилась ваша работа. Но нашей гостье пора уходить. Попрощаемся с ней.

Дети говорят Красной книге «До свидания».

Воспитатель. Ребята, что за необычная гостья к нам сегодня приходила?

Дети: К нам сегодня приходила Красная книга.

    Воспитатель. Для чего её создали?

Дети: Красную книгу создали для того, чтобы напомнить людям, что нужно беречь природу;

- Ее создали для того, чтобы человек защищал и охранял растения и животных, особенно тех, которых на земле осталось мало.

Воспитатель. Назовите некоторых представителей живой природы, занесенных в Красную книгу республики Мордовия.

Дети: Зубр, журавль, барсук, речной бобр, подснежник, ландыш майский.

Воспитатель. Нужно ли охранять животных и растения, которые занесены в Красную книгу?

Дети: Нужно охранять потому, что они могут совсем исчезнуть.

Воспитатель. Что вам понравилось или запомнилось больше всего?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель выслушивает каждого ребенка.

Воспитатель. Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, были внимательны и активны. Молодцы! Давайте, ребята, мы с вами будем настоящими друзьями природы. А девизом для нас послужат слова: «Береги свою планету, ведь другой похожей нету!»

Литература:

1.Астрадамов В. И. «Красная книга Республики Мордовия».— С. ,2005

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».— С-П. ,2004.

3. «Все о Мордовии». Энциклопедический справочник. — С., 2005.

4. Голубчик М. М. «География моей республики».— С., 1990.

5. Ручин А. Б. «Природа мордовского края».— С., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие по святым местам Мордовии"

 Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). И это развитие духовно-нравственных и патриотических ...

проект "Путешествие по святым местам Мордовии"

Знакомство со святыми местами Мордовии (храмами , соборами , монастырями ) ; их внутреннем обустройством....

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

Заповедные места Мордовии

Экологическая копилка...

«Заповедные места Мордовии»

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии....

Педагогический проект на тему: «Заповедные места Мордовии»

Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении...

Святые места Мордовии.

Святые места Мордовии.(конспект родительского собрания в рамках клуба "Возрождение")...