проект "Путешествие по святым местам Мордовии"
занимательные факты (средняя группа) по теме
Знакомство со святыми местами Мордовии (храмами , соборами , монастырями ) ; их внутреннем обустройством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_svyat_mestam.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Парцинский детский сад»
« Путешествие по святым местам Мордовии »
(Краткосрочный проект)
Подготовила : А .А . Авдонина
Воспитатель старшей разновозрастной группы
Октябрь , 2012
Тема : «Путешествие по святым местам Мордовии»
Тематическое поле : святые места Мордовии (соборы , храмы , монастыри).
Вид проекта: познавательный .
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель :
Знакомство со святыми местами Мордовии (храмами , соборами , монастырями ) ; их внутреннем обустройством .
Задачи :
- Углублять знания детей о святых местах , которые находятся на территории Республики ;
- приобщать: к истокам духовной культуры русского и мордовского народов , к нравственным ценностям;
- возрождать лучшие традиции семейного воспитания, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами православных традиций;
- развивать: поисковую деятельность ,
умение отражать свои впечатления в художественно – продуктивной деятельности ;
- воспитывать личностные качества, стремящиеся к доброте, способные противостоять злу; духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека.
Актуальность :
Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня, поскольку, как сказал Н.И.Пирогов, конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, которая, со времён основания Русской государственности, тесным образом связана с православием.
Это доказывает особую значимость разработки проекта. Его особенность заключается в знакомстве детей с соборами, храмами, монастырями Мордовии. Раскрывает их роль и значение для верующих в Бога людей, знакомит с их внутренним обустройством, с культурой поведения человека в храме и другими основами православной культуры.
Этапы реализации проекта.
I этап:
- Анкетирование родителей по данной теме («Формирование основ православной культуры у детей»).
- Подбор дидактического материала:
- карта Мордовии с изображением места расположения исследуемых объектов;
-литература: «Православные Святыни России» С. Бегиян, православные загадки, дидактические игры(«Хорошо-плохо», «Что относится к храму?»), иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей Мордовии, атрибуты их внутреннего обустройства;
- художественно- продуктивная деятельность(рисование и аппликации на тему: «Храм- дом Божий», открытки к православным праздникам, конструирование на тему «Ступеньки к храму»
- Чтение художественной литературы(отрывки из произведения И.Шмелёва «Лето Господне», чтение Евангельских текстов из Детской библии,
- беседы о смысловом содержании обычаев, обрядов, традиций праздников и подготовке к ним, православной церковной символике,
- слушание классической музыки (П.Чайковский «Утренняя молитва», «Святки»), колокольных перезвонов (в записи),
- разучивание песен, стихотворений, календарно- обрядовых игр к праздникам.
- Постановка проблемы , вхождение в игровую ситуацию.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
II этап:
1. Размещение фото выставки в группе и иллюстрации с изображением храмов, соборов, монастырей Мордовии;
2. заочное путешествие по святым местам Мордовии;
III этап:
Праздник «Покровская ярмарка».
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам Мордовии» , основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей,
- приобщение их к ценностям православной культуры посредством знакомства со святыми местами Мордовии.
Формы работы с детьми:
- Дидактические игры: « Хорошо- плохо» , «Что относится к храму»,
- Календарно-обрядовые игры («Лавочка», «Лапти», «Дедушка Мазай», «Заря , заряница»),
- разучивание песен, стихов к праздникам,
- устное народное творчество( пословицы, поговорки, приметы),
- Чтение Евангельских текстов,
- Беседы о смысловом содержании : обычаев, обрядов, традиций,
- Художественно-продуктивная деятельность (конструирование «Ступеньки к храму», аппликации , рисование храмов)
Формы работы с родителями:
- Родительское собрание на тему «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей»,
- Консультации на тему «Личность формируется в семье», «Таинство крещения ребёнка»,
- Участие в организации тематических выставок в группе.
- Подбор иллюстраций и фотографий с изображением храмов.
Презентация.
Беседа на тему «На пути к храму».
Мероприятия
Формы работы с детьми :
Создание игровой мотивации , беседа , дидактическая игра , художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация), познавательная деятельность (конструирование), оформление фотоальбома «По святым местам Мордовии»(иллюстрации, фотографии , рисунки).
Формы работы с родителями :
Анкетирование (по теме) , родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей» .
Методы и приёмы работы:
Наглядный : (использование игрушки – голубя , иллюстративного материала с изображением храмов , соборов и монастырей Мордовии , дидактического материала к играм) ;
Словесный : беседа с детьми ;
Практический : создание фотоальбома , рисование и аппликации детей , конструирование.
Прогнозируемый результат
В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по святым местам Мордовии» , основанного на Православии, хочется надеяться на достижение следующих результатов:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
- приобщение их к ценностям православной культуры, посредством знакомства со святыми местами Мордовии.
Презентация
Изготовление альбома «По святым местам Мордовии» .
Беседа на тему «На пути к Храму».
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание очень актуально сегодня , поскольку , как сказал Н. И. Пирогов , конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира . Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и , наконец , постепенное образование твёрдой и свободной воли .
Духовно-нравственное воспитание в детском дошкольном возрасте является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка , необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры , которая, так уж сложилось со времён основания Русской государственности , тесным образом связана с православием .
Этапы реализации проекта
1. Постановка проблемы , вхождение в игровую ситуацию.
Педагог .
Почтовый голубь прилетел к нам с письмом: « Здравствуйте ! Всю свою жизнь я странствую по белу свету , а у вас я ни разу не был . Я бы хотел узнать о святых местах Мордовии . Мне нужна ваша помощь . Вечный путешественник . »
Звучит ( в записи колокольный звон ) .
Педагог .
Дети ! Как можно помочь автору письма ?
2.Обсуждение проблемы , принятие задачи .
Педагог .
Что мы можем сделать , что бы автор письма увидел и запомнил наши церкви ?
Дети .
Можно сделать фотографии , рисунки , аппликации и оформить альбом « По святым местам Мордовии » . Альбом послать с почтовым голубем нашему новому другу .
3.Поэтапное решение проблемы .
В группе размещена фото выставка и иллюстрации с изображением церквей, соборов , монастырей Мордовии .
Педагог .
Отправляемся в увлекательное путешествие по святым местам Мордовии . Давайте откроем карту
и определим маршрут до собора , с которого начнём наше путешествие .
Начало путешествия – Кафедральный собор Святого воина Фёдора Ушакова .
О нём рассказывает первый ребёнок , исполняющий роль гида . Затем проводится дидактическая игра « Что относится к собору ? » На большом листе бумаги – изображение собора , на маленьких карточках – предметы церковной утвари ( свеча , колокол , лампадка и т. Д. ) , а также изображения бытовых предметов ( утюг , телефон , картина , настольная лампа и др. ) . Задача – выбрать только те предметы , которые можно увидеть в любой церкви .
Вторая остановка – Санаксарский Рождество – Богородичный монастырь . Дети слушают рассказ второго ребёнка – экскурсовода , после чего проводится дидактическая игра « Хорошо –плохо ».
Например , свеча – хорошо ( даёт свет и тепло , успокаивает , из растопленного воска получаются разные фигурки ) ; свеча – плохо ( можно обжечься , дымит и коптит , может начаться пожар ) .
Третья остановка – Храм иконы « Казанской Божьей Матери » в посёлке Ударный . О нём рассказывает третий ребёнок - экскурсовод .
Педагог .
Как вы думаете , всегда ли Храмы ( церкви ) были такими , какими мы их видим сейчас ? Как они выглядели раньше? Почему они были деревянными ? Почему они были деревянными ? Почему позднее их строить из камня ? ( Ответы детей ) .
4.Результативность.
Изготовление альбома « По Святым местам Мордовии » ( открытки , иллюстрации , поделки, фотографии с изображением Храмов ,Соборов , монастырей )
5.Постановка новой проблемы .
При рассматривании альбома обращаю внимание детей на соборы и храмы , пока незнакомые детям .Перед детьми встаёт новая проблема : познакомиться с этими соборами , узнать , где они находятся , а потом пополнить альбом новыми фотографиями и рисунками , рассказами ( с помощью родителей ) . Когда весь материал будет собран , альбом отправляется Вечному путешественнику . Его задание выполнено !
Приложение.
Формы работы с детьми :
- Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Что относится к собору ?»,
- Подвижная игра : «Помоги бабушке (дедушке),
- Календарно-обрядовые народные игры («Лапти», «Лавочка», «Дедушка Мазай», «Заря-зареница»),
- Песни , стихотворения, загадки к православным праздникам.
- Устное народное творчество: пословицы , поговорки , приметы.
- Праздник «Покровская ярмарка»,
- Развлечения: « Гуляют ребятки в зимние святки»,
- Чтения Евангельских текстов («Библия в пересказах для детей»),
- Чтение отрывков из произведения художественной литературы
И. Шмелёва «Лето Господне»,
- Беседы о смысловом содержании: обычаев, обрядов ,традиций православных праздников, старославянской церковной символике,
- Художественно - продуктивная деятельность: рисование и аппликации на тему «Храм-дом Божий», открытки к праздникам;
Конструирование из строительного материала на тему «Ступеньки к Храму», «Вифлеемская звезда».
- Участие в организации тематических выставок поделок , выполненных совместно с родителями, оформлении фотоальбома «Святыни Мордовии».
Формы работы с родителями:
- Анкетирование (по теме),
- Родительское собрание на тему «Роль духовно-нравственных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»,
- Консультации на тему: «Семейные традиции», «Личность формируется в семье», «Таинство крещения детей («Кума да кум - наставят на ум»,
- Участие в организации и проведении православных праздников, тематических выставок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Путешествие по святым местам Мордовии"
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: (семья, добро, совесть, честь, верность). И это развитие духовно-нравственных и патриотических ...
Заповедные места Мордовии
Экологическая копилка...
Заповедные места Мордовии
Экологическая копилка...
«Заповедные места Мордовии»
2017 год в России Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2015г. №392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» объявлен годом экологии....
Педагогический проект на тему: «Заповедные места Мордовии»
Основная идея проекта - организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении...
Святые места Мордовии.
Святые места Мордовии.(конспект родительского собрания в рамках клуба "Возрождение")...
Проект "Заповедные места Мордовии"
Проект для воспитанников старшей группы...