Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем
статья

Бован Елена Юрьевна

Все мы знаем, что перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задач - формирование с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Одним из направлений решения данной задачи является формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста через изучение родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_gmo_2.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

 СЛАЙД 1

Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем

Все мы знаем, что перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задач - формирование с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Одним из направлений решения данной задачи является формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста через изучение родного края. 

  СЛАЙД 2

Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого - ханты и манси. Поэтому знакомство с традиционной культурой коренных народов Севера будет способствовать не только расширению кругозора и развитию познавательного интереса у детей, но и формированию духовно-нравственных качеств, бережного отношения к культуре других этносов.

Успешность развития детей дошкольного возраста при знакомстве с родным краем возможна через предметную и трудовую деятельность, общение, игру. Последний компонент особенно важен, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 3

Исходя из возрастных особенностей детей, работа по данному направлению носит практико-ориентированный характер и строится нами на основе метода интеграции образовательных областей по следующим направлениям:

Игровые технологии

непрерывная образовательная деятельность

режимные моменты

воспитательные мероприятия                       (с социальными

партнерами)

воспитательные мероприятия                        (с родителями)

СЛАЙД 4

Рассмотрим более детально

  1. Непрерывная образовательная деятельность. 

Так, например, при организации непрерывной образовательной деятельности, с целью развития познавательного интереса у воспитанников, применяем такие игровые приёмы как:  

- «Подбери ёлочку» (сравнить относительно юрты – выше, ниже; на магнитной доске разместить рисунки нескольких чумов разных по величине, рядом – картинки разных по величине елей; предложить ребятами найти соответствующего размера ёлочку, которая будет расти неподалёку);

- «Кто где спит» (предложить ребёнку найти соответствия среди картинок (медведь- берлога, белка-дупло, лиса-нора, заяц -нора …).

- «Бесконечная классификация» (предложить разделить животных на диких и домашних, отсортировать животных на тех, кто с рогами, и кто без рогов, у кого лапы – у кого ноги; классифицировать животных по признакам: пушистый – гладкошёрстный, хищник-травоядный, плавает – не плавает, прыгает – не прыгает);

- «Загадай картинку» (предложить ребёнку выбрать картинку, но не говорить какую. Необходимо задавать ребёнку вопросы, ответы на которых приведут к разгадке («На картинке, которую ты выбрал изображено животное? Оно дикое или домашнее? С рогами или копытами? Хвост длинный или короткий»).

В содержание НОД включаем игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (например, «Для кого этот домик родной?», «Помоги малышу вернуться домой»).

СЛАЙД 5

В качестве эмоциональной разгрузки можно использовать различные тематические физкультминутки. Давайте все вместе сейчас поиграем:

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

На первом этапе воспитатель вместе с детьми разучивает текст стихотворения, затем добавляет движения в соответствии с текстом. Как только дети разучили текст и необходимые движения, можно предложить детям после нескольких исполнений игры, ускорить темп. У детей во время игры развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память.

СЛАЙД 6

Также применяются игровые технологии в режимных моментах. В нашем учреждении имеются разнообразные дидактические игры для ознакомления воспитанников с родным краем, разработанные как издательским учреждением, так и творческой инициативой педагогов, родителей. Они используются ребятами как в совместной, так и самостоятельной деятельности, например: «Узнай по описанию», «Растения Югры», «Животный мир заповедной тайги», «Кто где обитает», «Волшебный мешочек», «Исправь ошибку», «Волшебные кубики», «Геральдика округа», «Родные места», «Коллекция», «Закончи орнамент», «Реставраторы» и др.

Активно используются разнообразные настольно-печатные дидактические игры «Узнай по силуэту», «Сложи картинку», «Собери грибы в корзинку», атлас – пазлы «Собери мир», атлас с наклейками «Собери животных» и др.

Организация и проведение занятий в технике «Оригами» («Чум», «Северная собака», «Нарты», «Северный олень», «Воронёнок»), пальчиковых занятий  и игровых упражнений («Волшебные лапки», «Ёжика иголки», «У кого какая шуба», «Заячьи прятки», «Лесное население», «Голодная мышка», «Ёлочка зимой»), психологических этюдов «Таёжные жители» – превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…), сюжетно-ролевых игр («Путешествие в Залесье», «Зачарованное озеро», «Хозяин тайги», «Захватывающий поход»), игры на развитие ориентировки в пространстве, на развитие сенсомоторных координаций, игры со строительным материалом, обучающих сюжетно-дидактических игр (обучение правилам поведения в различных ситуациях) – вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

СЛАЙД 7

Наличие в группах грамотно построенной развивающей предметно-пространственной среды – уголка родного края, включающего в себя сюжетные картины, иллюстрации, тематические альбомы, трафареты для рисования, альбомы с раскрасками, лэпбуки «Большие правила юного Югорчанина», «Народные ремёсла ханты и манси», «Богатства Югры» и т.д., вызывают у детей живой интерес и желание играть – всё это стимулирует активность детей, создаёт положительный эмоциональный настрой для развития знаний о родном крае.

СЛАЙД 8

Через театрализованную деятельность наиболее эффективно осуществляется знакомство детей младшего дошкольного возраста с родным краем. Так, были инициированы постановки «Гордый Олень», сказки  «Теремок» и «Заячья избушка» – адаптированные с учётом животных нашего региона и др.

Большой интерес у ребят вызывают словесные, речевые игры, например, «Закончи предложение» – воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…» или игра «Да – нет». Также в работе используем вопросы природоведческого характера. Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Кто быстрее посчитает, сколько берёзок на нашем участке?», «Послушайте, как чирикает воробей. Сколько раз он чирикнул?», «Узнай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?»

Используя технологию «Сочини сам» дошколята активно создают собственные произведения – «Сказки моего леса», «Бывает – не бывает», «Узорчатый кузовок»              (о значении деревьев в жизни обских угров с применением фольклорного материала). Через применение такого рода игровых технологий осуществляется уточнение, обобщение и закрепление у детей знаний о флоре и фауне, о природе родного края.

Огромное значение для детей имеют такие режимные моменты, как прогулки. Во время пеших прогулок мы тоже не забываем играть, например, «Я – экскурсовод», «Четвёртый лишний», «Живая природа», «Зоопарк», «Цепочка», «Игра в слова»,              «С какой ветки детки», «Где что зреет», «Какого растения не стало», «Узнай и назови» и др.

В формировании у детей позитивного эмоционального отношения к родному краю, находясь на свежем воздухе, мы совместно с инструктором по физической культуре проводим очень простые по содержанию подвижные игры, способствующие развитию смекалки, силы, ловкости: «Медведь», «Перетяни канат», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки», «Волк и оленята» и др.

СЛАЙД 9

Активное сотрудничество с социальными партнёрами – МБУ ИКЦ «Старый Сургут», МБУК «Сургутский краеведческий музей», МБУК «Централизованная библиотечная система» – позволяет расширить границы использования игровой деятельности: так, на основе мероприятий по мотивам обских угров «Кузовок Югорских сказок», «В гости к ханты», «В гостях у мышки «Сони» сотрудниками указанных учреждений, при активном взаимодействии с детьми, были показаны и разыграны различные поучительные истории, игровые обучающие ситуации.

СЛАЙД 10

Особое внимание уделяем работе с родителями, которые являются активными участниками образовательного процесса. Они всегда с удовольствием оказывают поддержку и содействие во всех предлагаемых мероприятиях, одними из таких являются совместное с детьми проведение мастер-классов по созданию игрового материала (кукол, игрушек, национальных атрибутов): в частности, в этой форме был проведён цикл мероприятий «Амулет», «Хантыйский бубен», «Северяне», «Глухарь», «Ветка с шишками», «Панорама тайги» и др.

СЛАЙД 11, 12

В заключение стоит ещё раз обратить внимание на то, что разнообразные игровые технологии, формы и методы работы в рамках изучения этнокультурного компонента позволяют усилить многостороннюю работу по развитию познавательной активности дошкольников, что будет стимулировать их к творческому поиску и развитию творческого воображения, созданию собственных фантазийных образов, способствовать формированию широкого круга интересов, стимулировать желание попробовать свои силы в различных областях знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...

Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»

Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

"Использования информационно – коммуникационных технологий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем"

Обмен опытом применения информационно-коммуникационных технологий на ООД по ознакомлению старших дошкольников с родным краем...