Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему "Культура и быт мордовского народа"
план-конспект занятия (старшая группа)
Обобщение знаний детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране, родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Культура и быт мордовского народа»
Подготовила: Тараскина Л.А.
Цель: Обобщить знания детей о быте и традициях мордовского народа, о предметах старины.
Образовательные:
Закрепить знания детей о нашей республике.
закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.
Развивающие:
Развивать у детей память, речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране, родному краю.
Методические приемы.
1. .Словесный.
2. Наглядный.
3. Игровой.
Материал и оборудование.
1. Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети входят в музей и осматриваются.
Воспитатель: Дети, куда мы с вами пришли.
Дети: В музей.
Воспитатель: А для чего нужны музеи?
Дети: В музеях хранятся предметы старины, посуда, картины.
Воспитатель: Правильно, дети, музеи хранят в себе историю. Сегодня мы с вами пришли в мини - музей, чтобы узнать, как люди жили раньше. Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: А как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется Мордовия.
Воспитатель: А вы любите наш город?
Воспитатель: А как он называется?
Дети: Краснослободск.
2.Основная часть (беседа).
Воспитатель: Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
Воспитатель: Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, грузины, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Я хочу вам рассказать легенду о рождении мордовского народа.
Легенда о рождении мордовского народа.
…Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
До сих пор живет мордовский народ на своей земле. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе новых построек: большие красивые дома, церковь, наш детский сад.
А раньше этого ничего не было. Хотите узнать, как люди жили раньше?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте.
Воспитатель: Давным-давно, когда еще жили наши прадедушки и прабабушки, не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордовские люди старались жить ближе к "лесам и водоемам. Леса были очень богатые.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди ходили в лес?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в лес ходили на охоту. Там собирали грибы, ягоды, орехи, травы, рубили дрова. В реках и озерах они ловили рыбу.
Воспитатель: Как вы думаете, чем они ловили рыбу?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Нет, дети, удочек и сетей тогда еще не было, а рыбу ловили неретом. Землю обрабатывали вручную, пахали на быках. Люди выращивали рожь, просо, гречиху, лен, коноплю. Вот перед вами ступа. В ней толкли из проса пшено, а из пшена, которое снова толкли, получали муку. Из муки пекли пшенные блины.
Пища наших предков была естественна. Её нужно было добывать или выращивать своими руками.
Мордва – народ трудолюбивый, занимавшийся земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, различными ремеслами. Только у народа, проводящего каждый день с утра до темна в труде, могли появиться такие пословицы и поговорки:
Дети: - Забота, что работа - человека не портит.
- День без труда - потерянный день.
- Уменье везде найдёт примененье.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, из чего в старину строили дома?
Воспитатель: Дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из бревен.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, из чего делали мебель?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Мебель была вся из дерева: это и кровати, и лавки, столы, полки для посуды.
Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. Посередине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтобы он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки.
Воспитатель: Мордовский народ очень религиозен, поэтому, в каждом доме были «красные углы», в которых обязательно были иконы.
(Иисуса Христа, икона Божьей Матери, Николая Чудотворца и другие).
Воспитатель: Дети в школе не учились, а нянчали своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А в свободное время играли, водили хороводы, веселились.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры. Давайте сейчас поиграем в игру «Круги».
Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают.
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок,
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Правила игры. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.
Воспитатель: Молодцы, дети! Давайте продолжим нашу экскурсию.
Вся домашняя утварь (посуда) была сделана из дерева, из глины, бересты и лыка. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало.
Воспитатель: Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Сначала выращивали лен и коноплю, потом его жали вручную серпом, так как не было раньше комбайнов, затем сушили, отмачивали в речке, опять сушили, мяли, расчесывали деревянными гребешками, ткали. Затем женщины шили рубахи - панары, потом их вышивали и делали украшения.
Воспитатель: Мастерицы вышивали элементами мордовского узора.
Назовите, какие элементы мордовского узора вы знаете?
Дети: называют: галочка, ромбик, крестик, елочка.
Воспитатель: Вышивка выполнялась определенными цветами. Какими цветами?
Дети: Красным, черным, желтым, зеленым.
Воспитатель: На ногах носили лапти, а зимой валенки. Лапти умел плести каждый мужчина.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.
Воспитатель: В праздники в каждом доме пекли пшенные блины, пироги с капустой и калиной, варили холодец и ставили позу, это напиток такой, как квас.
Еду готовили в печке. Раньше вся семья садилась за большой стол на лавки, хозяйка ставила на стол большой чугун с едой, все брали ложки, а ложки были деревянные. Первым еду пробовал самый старший в семье, а затем все остальные.
Воспитатель: Вот так, жили люди в старину. До сих пор живет мордовский народ на своей земле. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. А сейчас Саша Ерёмкина расскажет нам стихотворение.
Ребёнок: Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
Воспитатель: Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие.
3. Итог.
Воспитатель: Дети, понравилась вам наша экскурсия?
Что нового и интересного вы узнали?
Хотели бы вы ещё побывать в музее?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»
Познакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской девоспитывать у детей интерес к народному быту, к жизни на Руси.формировать...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
«Богатыри земли русской»...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе 2
«Я живу в России»...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе « Народы Поволжья».
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважение к своей Родине.ЗадачиЗакрепить знание детей о Родине – России.Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей п...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство детей с фольклором Мордовского народа"
Знакомство детей с фольклором Мордовии...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...