Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у казака"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-igrovaya_situatsiya_v_gostyah_u_kazaka.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у казака»
Задачи:
- Обобщать имеющиеся у детей знания о традициях и быте Кубанского казачества, познакомить с некоторыми кубанскими казачьими играми.
- Формировать умение входить в образ героя, понимать его интересы и нравственные ценности.
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать игровую обстановку для задуманного сюжета, включать в игру личные впечатления о жизни.
- Способствовать развитию инициативности, возможности выражать задуманную сюжетную линию посредством последовательных действий.
- Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, уважения к старшему поколению.
Предварительная работа: Беседы о жизни и быте казачьей семьи, рассматривание иллюстраций. Экскурсии в краеведческий музей, мини-музей предметов казачьего быта в ДОУ, рассматриванием макетов «Казачье подворье», «Хата». Обогащение словаря детей новыми понятиями: хата, макитра, рушник, самовар, колодец, чугун, прялка.
Материалы: Макет казачьей хаты с подворьем, рушник, самовар, подкова, 2 клубка шерсти, два коврика - голубой и зеленый, деревянный конструктор, цветы для украшения, фигурки животных, набор детской посуды, корзинка с овощами, удочки, фигурки рыб, кони-палки, ведерки, аудиозапись кубанских песен, аудио проигрыватель.
Ход:
В группу заранее принесены предметы кубанского быта (макет казачьей хаты, рушник, самовар). Воспитатель с детьми рассматривают макет казачьей хаты и ведут беседу о жизни казаков.
Воспитатель: Как вы думаете, в такой хате жила казачья семья?
Дети: Да.
Воспитатель: А какие семьи вообще бывают?
Дети: Разные, большие и маленькие.
Воспитатель: Правильно, у каждого человека семья особенная, со своим укладом жизни. К примеру, в старину наши предки казаки создавали большие дружные семьи. А как вы думаете, из кого состояла большая казачья семья?
Дети: Папа, мама, дети, бабушки, дедушки.
Воспитатель: Все верно, в старину казаки жили большими семьями, по несколько поколений в одной хате. Ребята, а вы хотите поиграть в семью?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю не простую семью, а казачью. Ребята, вы хотите больше узнать о жизни казаков, чем они занимались?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю вам отправиться в прошлое казачьей семьи. У каждого члена семьи были свои обязанности. Кто знает, чем занимались члены семьи дома?
Дети перечисляют членов семьи (старый казак, его жена казачка, молодой казак, его жена, дети-казачата) и их обязанности.
Воспитатель: Отлично, и для начала, что мы сделаем?
Дети: Договоримся о правилах игры, распределим роли.
Воспитатель: Правильно. Кто был главой казачьей семьи?
Дети: Самый старый казак, его все уважали.
Воспитатель: Вы правы, и это очень важная роль! Кто на себя готов ее взять?
Выбор детей.
Воспитатель: Глава семьи выбран, кто будет в роли его жены, старой казачки?
Выбор детей.
Воспитатель: Кто будет играть роль молодого казака и его жены?
Выбор детей.
Воспитатель: Казачьи семьи всегда были богаты на детей, поэтому роли казачат могут играть несколько человек.
Выбор детей.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что казаки всегда селились рядом друг с другом. Для чего они это делали?
Дети: Чтобы всегда помочь друг другу, не оставить соседей в беде.
Воспитатель: Правильно, казаки были очень дружными и гостеприимными. И поэтому двум нашим ребятам предлагаю роли соседей казачьей семьи. Все согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда мы начинаем! Где будет жить наша большая казачья семья?
Дети: В хате.
Воспитатель: Хорошо, а кто будет строить хату?
Дети (казак): Хату будет строить вся дружная семья, от мала до велика, и соседи тоже нам помогут.
Воспитатель: Какие материалы для этого понадобятся?
Дети: Камыш, солома, а стены обмажем глиной.
Проводится игра «Строим дом». Все дети строят дом – «хату» из деревянного конструктора, огораживают ее забором - плетнем.
Воспитатель: Какие казаки и казачки умельцы, добротную хату выстроили! Может быть, кто-то хочет предложить, как украсить нашу хату?
Дети (казачки): Украсим хату цветами (украшают хату петриковскими узорами).
Воспитатель: Ребята, а для чего казаки украшали свои хаты?
Дети: Для красоты. Чтобы уберечь семью от бед.
Воспитатель: Правильно! Кто напомнит, какие домашние животные жили во дворе у казаков?
Дети: Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки, куры (дети выставляют фигурки животных на подворье).
Воспитатель: Вот и хата с подворьем готова! Казаки, новый день настает, утро раннее, скоро вам на работу отправляться. А казачки уже по хозяйству хлопочут.
Воспитатель включается в процесс игры по мере необходимости в качестве игрового партнера (соседка) в соответствии с сюжетной линией:
- Я до зари встала, каши в чугуне наварила, тесто в макитре замесила, хлеба в печи напекла (месит тесто в миске, печет хлеб). Казачки, может, кто-то из вас хочет приготовить наваристый борщ?
Проводится игра «Свари кубанский борщ». Казачки из корзинки с овощами отбирают только необходимые для борща овощи и готовят из них кубанский борщ.
Старая казачка: Я корову подоила, молочка парного принесла.
Молодая казачка: А я на стол накрываю! (Казачки несут самовар, раскладывают чашки и блюдца на столе).
Казачки: Просим всех за стол, угощайтесь! Соседи тоже проходите, садитесь!
Воспитатель: Хлеб да каша…
Дети: пища наша!
(Все садятся за накрытый стол, угощаются).
Молодой казак: Спасибо, казачки, за вкусную еду! Ну, а нам пора в поле! (несколько казаков садятся на коней и скачут в поле – участок группы, оборудованный зеленым ковриком).
Проводится игра «Подсолнухи». Игрок-земледелец стоит в стороне и запоминает, где находятся игроки-подсолнухи. По команде «Солнце!» земледелец отворачивается, а два «подсолнуха» меняются местами. Земледелец поворачивается и должен сказать, кто из игроков поменялся местами.
Воспитатель: Казаки, вот вам два ведра,
А ну-ка, напои коня!
Проводится игра-эстафета «Напои коня». По сигналу конники едут наперегонки к ведрам с водой, поят своего коня. Победит тот, кто первым вернется назад (играет песня «Гопачок»).
Старый казак: Мы пойдем на рыбалку - рыбы на ужин наловим (несколько казаков берут удочки, уходят на рыбалку – участок группы, оборудованный голубым ковриком).
Проводится игра «Рыбаки и рыбки». Несколько «рыбаков» держатся за руки (держат невод). Остальные дети – «рыбки» медленно двигаются- «плавают от одного берега до другого». «Рыбаки», не размыкая рук, ловят «рыбок». Пойманные «рыбки» примыкают к рыбакам - «невод» становится все длиннее.
Воспитатель: Казачата, кто поможет домашних птиц покормить? (казачата уходят кормить уток, гусей, кур).
Воспитатель: А где же мы воду возьмем, чтобы напоить их?
Дети (казачка): Я пойду к колодцу за водой (берет ведра, идет за водой, возвращается). И хату приберу (берет веник, подметает).
Дети (казачка): А я пока малыша покормлю и спать уложу (кормит малыша и качает в люльке).
Воспитатель: Казачки, я много пряжи на прялке напряла, помогите смотать ее в клубочки? Кто из вас быстрее нитки в клубочки смотает, та и лучшая рукодельница!
Проводится игра-эстафета «Кто скорее намотает клубочек» (девочки мотают нитки на клубок, звучит песня «Прялица»).
Воспитатель: Все быстро справились с работой, вы настоящие казачки! Солнышко уже в зените, а казачьей семье целый день присесть некогда: казаки в поле работают и рыбу на реке ловят, казачки в хате прибираются, воду носят, еду в печи готовят, казачата взрослым помогают (все дети играют, выполняя свои ролевые обязанности). Но вот и вечер настает, казаки с работы возвращаются! (к хате подходят казаки).
Молодой казак: Весь день мы в поле работали, утомились!
Старый казак: А мы много рыбы наловили, устали! (показывает богатый улов).
Воспитатель: Все мы хорошо потрудились, можно и отдохнуть! Кто-нибудь из вас знает старинное казачье поверье про подкову?
Казачата: «Кто подкову найдет, к тому счастье придет»
Проводится игра «Передай подкову». Все казаки стоят по кругу и под музыку передают друг другу подкову. Музыка останавливается, и у кого последнего останется подкова, тот танцует или поет частушку (играет кубанская плясовая).
Воспитатель: Вот и солнышко село, день к концу клонится. Казачья семья ко сну готовится. Ребята, кто из вас хочет вернуться из казачьей семьи в нашу группу, может подойти ко мне.
Дети, подошедшие к воспитателю, обсуждают игру, остальные продолжают играть по собственному замыслу.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра в казачью семью?
Дети: Да!
Воспитатель: А в обычной семье чем занимаются наши родные?
Дети: Папа и мама ходят на работу, бабушка помогает по хозяйству, сидит с внуками, дедушка ходит на рыбалку.
Воспитатель: Можно сказать, что семья наших предков казаков и современная семья похожи? Чем?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а были какие-нибудь трудности, которые вы испытывали в игре? Всё ли нам удалось делать дружно? Если нет, то почему? А вы знаете правила крепкой и дружной семьи? Кто может их назвать?
Ответы детей:
-Нужно уважать своих родителей и помогать им.
-Почаще навещать бабушку и дедушку, если они живут отдельно.
-Говорить добрые слова своим родным, дарить им подарки.
Воспитатель: Верно, и если вы будете соблюдать эти правила, то вырастите настоящими казаками, достойными своих предков. Все вы очень старались, именно поэтому у нас получилась интересная и познавательная игра! Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии? Может быть, что-то вызвало затруднения? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в Африку" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)
Игры-путешествия с познавательной направленностью вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают закрепить усвоенные ранее знания, расширить представления дошкольников ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)
Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
Сюжетно – игровое физкультурное занятие для детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей младшего дошкольного возраста. ...
Конспект организованной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Дедушки Мороза». образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель:Обобщить представления детей о главном герое новогодних праздников - Дедушке Морозе, познакомить детей с его вотчиной в Великом Устюге.Задачи:Обогащать лексический словарь детей; актив...
Сюжетно - игровое физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие по родному краю»
цель данного мероприятия закрепление дошкольниками подвижных игр народов Севера....
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Микроб Грязнулькин в гостях у ребят!»
laquo;Микроб Грязнулькин в гостях у ребят!»...