Конспект организованной образовательной деятельности «Творчество скульптора Владимира Нагорного»
план-конспект занятия (старшая группа)
Программное содержание:
- Познакомить с произведениями изобразительного искусства – скульптурой, с творчеством Владимира Нагорного;
- Расширять элементарные представления детей о труде скульпторов
- Развивать речь детей, умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать интерес и уважение к творческому труду
- Воспитывать чувство принадлежности к родному краю и художественному наследию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности «Творчество скульптора Владимира Нагорного» Методическая разработка составлена:Григорьевой Е.В. Чуваровой Г.С. Чебоксары 2020 |
Программное содержание:
- Познакомить с произведениями изобразительного искусства – скульптурой, с творчеством Владимира Нагорного;
- Расширять элементарные представления детей о труде скульпторов
- Развивать речь детей, умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать интерес и уважение к творческому труду
- Воспитывать чувство принадлежности к родному краю и художественному наследию
Наглядный материал: слайды с изображением портрета скульптора В.Нагорного и памятников
Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок, расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
- Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)
- Но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
- Как называется город, в котором мы родились и живем? (город Чебоксары)
- Послушайте стихотворение о любимом городе
Чебоксары город славный,
Много зданий разных самых.
Есть и парки и сады,
Удивительны они.
В Чебоксарах все вам рады:
Гостей встречают с караваем,
Все про город вам расскажут
И достопримечательности покажут.
А как красив наш город в праздник,
Украшений много разных,
А вот вечер посмотри…
Зажигаются огни.
Город очень я люблю,
Всем о нем я расскажу.
(Автор: Юлия Фют)
- На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе - о самом любимом, и самом красивом. В нашем городе много интересных, памятных мест.
- Ребята, вы знаете, что такое памятники? Для чего их возводят? (ответы детей)
- Слово «памятник» происходит от слов "память", "помнить".
Памятники – это сооружения (постройки) в честь важных событий или людей, которые своими поступками, подвигами, достижениями заслужили, чтобы о них всегда помнили, чтобы из поколения в поколение передавали их заслуги, чтобы они всегда служили для нас примером. Памятники относятся к такому виду искусства, как скульптура.
- Объясните, как вы понимаете, что такое скульптура?(ответы детей)
- Скульптура – это объемное изображение человека, птиц, зверей. Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, граните и т.д. А творит он свои чудеса в специальной мастерской.
(показ слайда с изображением мастерских скульптора)
- Сегодня я хочу познакомить вас ребята со скульптором, заслуженным художником Владимиром Порфирьевичем Нагорным (Тутимер Сувар).
(показ сайда с фотографией скульптора В.П. Нагорного)
- В.П. Нагорнов родился 29 ноября 1956 года в селе Богдашкино Цильнинского района Ульяновской области. В Чебоксарах скульптор живет и работает с 1984 года.
- Сегодня Владимир Порфирьевич Нагорнов - один из самых ярких и талантливых современных скульпторов Чувашской Республики. Он создал в республике не один монумент.
- Ребята, чтобы познакомиться с творчеством скульптора Владимира Нагорного, я приглашаю вас в путешествие по городу Чебоксары. А поможет нам в этом серебряное блюдечко с яблочком. Дружно скажем волшебные слова и отправимся в путь к интересным местам любимого города.
«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты нам на блюдечке город Чебоксары, и памятники Владимира Нагорного»
- В юго-западном районе города Чебоксары на площади перед Институтом культуры на улице Энтузиастов установлен памятник великому чувашскому поэту Петру Хузангаю. Памятник представляет собой прямоугольный постамент, облицованный гранитом, на котором установлен бюст поэта. Автор памятника скульптор Владимир Нагорнов. Поклонники творчества поэта собираются здесь каждый год, читают его стихи и делятся впечатлениями о его творчестве.
(показ слайда с изображением памятника П. Хузангаю)
- Продолжим наше путешествие по городу. Скажем волшебные слова «Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты нам на блюдечке город Чебоксары, и памятники Владимира Нагорного»
(показ слайда с изображением памятника С. Федорову)
- В Новоюжном районе города у МНТК "Микрохирургия глаза" установлен памятник известному офтальмологу Святославу Федорову. Скульптор Нагорнов замечательно справился с задачей, поставленной перед ним. Он создал памятник, где не только передал внешнее сходство, но и характер, и глубину неординарной личности врача. Памятник изготовлен из мрамора. На постаменте - подпись Святослава Федорова.
- За создание первого в России памятника известному офтальмологу скульптору Владимиру Нагорнову вручили памятную медаль «За благородные помыслы и достойные деяния».
- Наше путешествие продолжается. Скажем волшебные слова «Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты нам на блюдечке город Чебоксары, и памятники Владимира Нагорного».
(показ слайда с памятником К. Иванову)
- Ребята, мы с вами оказались на Красной Площади. Кто скажет, кому поставлен этот памятник скульптором Владимиром Нагорным? (ответы детей)
- На Площади рядом с чувашским государственным театром установлен памятник чувашскому поэту Константину Иванову. Постамент памятника обрамляют рельефные композиции, отражающие традиции и обряды чувашского народа в сценах из поэмы Константина Иванова "Нарспи".
(показ слайдов с изображением композиций из поэмы «Нарспи» на постаменте памятника)
- Продолжим путешествие по городу Чебоксары. Скажем волшебные слова «Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты нам на блюдечке город Чебоксары, и памятники Владимира Нагорного».
(на слайде изображение фонтана и радуги)
- Ребята, серебряное блюдечко предлагает нам немного отдохнуть и поиграть с радугой-дугой. (Дети выполняют физминутку)
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)
Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в
воздухе дугу.)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)
Принимай нас в гости. (Шаг на месте.)
Мы по радуге бегом (Бег на месте.)
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу (Делают четыре прыжка на носках.)
Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)
И опять бегом, бегом (Бег на месте.)
Пробежимся босиком.
- Отдохнули немного, а теперь продолжим знакомство с творчеством скульптора Нагорного. Обратимся к блюдечку с волшебными словами «Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты нам на блюдечке город Чебоксары, и памятники Владимира Нагорного».
(показ сайда с изображениями рабочих моментов по созданию монумента)
- Ребята, на слайде у нас загадка-картинка. Под руководством скульптора Нагорного творческая группа опытных и талантливых мастеров создала эскиз и макет монумента, а затем приступили к сооружению памятника. В связи с огромными размерами памятника (57 метров) он создавался по частям.
- Ребята, кто скажет, как называется этот монумент? (Монумент Матери)
(показ слайда с изображением Монумента Матери)
-На берегу Чебоксарского залива, в окружении многочисленных фонтанов предстал гигант в бронзе и граните — Монумент Матери. Фигура женщины-чувашки в национальной одежде. На близком расстоянии видны чувашские орнаменты на поясной повязке, мониста на груди, подвески из монет на головном уборе. Внимательно вылеплены черты молодого лица, детально проработаны пальцы рук, тщательно уложены складки платья, ниспадающего до земли.
(показ слайда с изображением Монумента Матери с разных ракурсов)
- Мать стоит на высоком постаменте. Широкая лента вокруг постамента украшена чувашскими звездами - знаками огня, элементами традиционного орнамента.
- А какой орнамент в центре ленты? (ответы детей).
- Объемный орнамент в центре представляет собой знак Солнца.
- Ребята, как вы думаете, почему руки у Матери раскинуты в стороны, что хотел этим показать скульптор? (рассуждения детей)
- Ее руки раскинуты в стороны как жест торжественных и радостных встреч с близкими и долгожданными людьми. Также раскинутые руки являются и символом, обозначающим покровительство. Мать защищает многонациональный народ республики, ее историю и землю. Это является основной мыслью в образе монумента.
- Ребята, правда, какие красивые памятники создает скульптор Владимир Нагорнов. Его творчеством знакомы не только чебоксарцы, его работы украшают города Ядрин, Алатырь, Ульяновск, Воротынец.
- Скульптур Владимир Нагорнов создал еще такие памятники, с которыми можно легко сфотографироваться, их можно потрогать, обнять, разглядеть вблизи. Они также украшают город Чебоксары.
(показ слайдов с изображениями скульптур "Остап Бендер и Киса Воробьянинов", «Материнство», «Роза любви»)
- Ребята, пора завершать наше путешествие по городу Чебоксары и вернуться в детский сад. Обратимся к серебряному блюдечку со словами «Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты нам на блюдечке город Чебоксары, и наш детский сад».
(на слайде изображение детского сада)
- Ребята, что интересного и нового вы узнали из путешествия по городу? Кто создал эти памятники? Как называется эта профессия? (ответы детей)
- Какая трудная и почетная работа у скульптора. Мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Владимира Нагорного, как любит свои скульптуры и сам автор.
Аннотация к методической разработке по теме
«Художественное краеведение в развитии детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по ООД «Творчество скульптора Владимира Нагорного» актуальна, так как дошкольники недостаточно знают культурное наследие родного края, творческих людей, которые вкладывают колоссальные усилия для их сохранения. Педагоги в свою очередь являются проводниками наследия родного края, которые с помощью родителей впитывают в детей частичку культуры. Данный конспект ООД позволяет приобщить дошкольников к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие) позволяет легче освоить дошкольникам материал. Знакомство с творчеством скульптора Нагорного сводилось лишь со знакомством более значимой его работы – Монумента Матери. В данной методической разработке мы шире показываем его творчество, отмечаем его вклад в развитие культурного наследия чувашского народа. Данная методическая разработка может быть в дальнейшем использована педагогами детского сада.
Список использованной литературы:
- Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой. - М.: Педагогическое сообщество России, 2006. 96 с.
- Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. 231 с.
- Интернет-ресурсы: https://www.sculptornagornov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...
Конспект организованной образовательной деятельности «Творчество скульптора Владимира Нагорного»
Программное содержание:- Познакомить с произведениями изобразительного искусства – скульптурой, с творчеством Владимира Нагорного;- Расширять элементарные представления детей о труде скульпторов...
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам Владимира Сутеева»
Закрепление знаний детей по сказкам В. Сутеева...