Птицы - наши друзья (перспективный план наблюдений)
учебно-методический материал (старшая группа)

Набережнева (Голубева) Светлана Дмитриевна

Перспективный план наблюдений за птицами родного края включает 23 вида различных наблюдений, которые возможно организовать с детьми старшего дошкольного возраста в течение года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_nablyudeniy.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ

по теме: «Птицы – наши друзья»

Набережнева С.Д., воспитатель

ДЕТСКИЙ САД 63,

г. Киселёвск, Россия

Наблюдение 1. «Знакомство с новой птицей».

 Цель: Выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.

Наблюдение 2. «Условия жизни птиц».

Цель: Уточнить, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода).  Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом), на жердочках она клюет (при помощи его птица переваривает пищу). Чтобы птица была здоровой, веселой, условия, в которой она живет, должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь), зелень (букетики трав), минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа).

Наблюдение 3. «Труд дежурных – забота о птице».

Цель: Показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.

Наблюдение 4. «Какая зелень лучше» (задание детям).

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птицы: предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традесканции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.

Наблюдение 5. «Какие ноги у птицы».

Цель: Уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены – 3 вперед, один назад (у попугая 2 вперед и 2 назад), поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочках.


Наблюдение 6. «Есть ли у птицы шея».

Цель: Показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.

Наблюдение 7. «Слышит ли птица».

Цель: Выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки; сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.

Наблюдение 8. «Когда птица поет» (задание детям).

Цель: Предложить самостоятельно выяснить, когда птица поет: до еды (купания) или после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.

Наблюдение 9. «Как птица отдыхает и спит».

Цель: Показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. Засыпая, птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.

Аналогичным образом цикл наблюдений за птицами (парой волнистых попугайчиков) в подготовительной группе включает: рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами передвижения по твердой основе и по воздуху, знакомство со свойствами перьев (маховых, пуховых), их расположением на теле, различным назначением (маховые – для «маха», опоры на воздухе, пуховые – для обогрева). Дошкольникам этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки.

Наблюдение 10. «Наблюдение на кормушке».

Цель: Предложить рассмотреть птиц на кормушке, учить различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Отметить каких птиц не стало, выяснить, почему изменился состав прилетающих на кормушку птиц. Подвести к выводу, что некоторые птицы готовятся к отлету, собираются в стаи, а прилетают только те, которые остаются зимовать.

Наблюдение 11. «Как птицы летают».

Цель: Обратить внимание детей НАТО, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты, птицы летают, потому машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха, птицы могут летать и, не размахивая крыльями, – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются, садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.

Наблюдение 12. «Птицы в стаи собираются».

Цель: Уточнить какие птицы улетают в теплые края и почему. Вести наблюдение за поведением птиц перед отлетом.

Наблюдение 13. «Как птицы летят на юг».

Цель: Обратить внимание на стаи птиц, как они тренируются, готовясь к перелету на дальние расстояния, Рассказать, что разные птицы летят на юг по-разному (клином, дугой).

Первыми улетают и прилетают последними ласточки и стрижи. А последними улетают и первыми прилетают грачи.

Наблюдение 14. «Забота о птицах».

Цель: Наблюдение за зимующими птицами, отметить, что прилетают они в одно и тог же время; важно не забывать оставлять корм на кормушке. Предложить быть ответственными за подготовку корма дежурным по уголку природы. Закрепить название прилетающих птиц, умение различать их по внешнему виду.

Наблюдение 15. «Какой корм едят птицы».

Цель: Предложить насыпать на кормушку разный корм: зерна, крошки хлеба, сало, семечки, арбузные семечки. После наблюдений заметить, что арбузные семечки птицы не тронули. Почему? Воспитатель после высказываний детей делает вывод, что птицам трудно расклеивать толстую шкуру семян арбуза. Как поступить в такой ситуации? Дети предлагают варианты (разбить молотком семена и др.) Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег.

Наблюдение 16. «Ищем птичьи следы».

Цель: При наблюдении установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж, птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.

Наблюдение 17. «Как птицы передвигаются по земле» (задание детям для самостоятельного наблюдения).

Цель: Учить замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами – у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках, голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно оборваться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.


Наблюдение 18. «Птицы весной».

Цель: Обратить внимание на оживленное поведение птиц. Наблюдать за тем, как они суетятся, щебечут, копошатся, клюют, перелетают с места на место. Предложить назвать знакомых птиц, сказать по каким признакам их узнали, отметить места, где постоянно встречаются птицы.

Наблюдение 19. «Кто как поет».

Цель: Предложить послушать звуки окружения (шелест листвы, пение птиц). Слушание пения птиц. Учить различать голоса разных птиц, наблюдать поведение птиц и объяснить в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. Учить вести себя спокойно во время наблюдений, различать пение синички, овсянки, соловья.

Наблюдение 20 . «Почему тихо в лесу».

Цель. Продолжать наблюдать за прилетающими на кормушку птицами, отметить, что их стало меньше. Объяснить, что сейчас птицы вьют гнезда, выводят потомство. На кормушке нужно оставлять материал для устройства гнезд (кусочки ваты, меха). В лесу необходимо вести себя тихо, чтобы не пугать самочек, высиживающих в гнездах яички.

Наблюдение 21. «Когда птицы бывают заметны?».

Цель: Познакомить с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев,  кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.

Наблюдение 22. «Водопой».

Цель: Наблюдать какие птицы, в какую погоду прилетают на водопой, отметить посетителей – воробьи, галки, вороны. Они прилетают к птичьему столбу круглый год. Наблюдать как воробьи, выкармливая птенцов, берут корм с кормушки и в теплое время года.

Наблюдение 23. «Живые барометры».

Цель: Объяснить, что такое барометр. (Прибор для измерения давления. А при измерении давления меняется погода, т.е. барометр – прибор для наблюдения за изменением погоды). Птицы тоже могут предсказывать погоду. Народные приметы отражают разное поведение птиц, по которому можно судить об изменении погоды.

            Ласточки: - летают низко – к дождю;

                             - летают высоко – к ветру (хорошей погоде);

                             - летают то вверх, то вниз – перед бурей).      

            Воробьи:  - купаются в пыли – к дождю;

                             - сидят, напыжившись – к дождю;

                             - летают кучами – к ясной погоде.

            Птицы поют весело – к хорошей погоде.

Рекомендуемая литература

  1. Батый И. Птицы зимой. [Электронный ресурс] – Стихи.ru – URL: http://www.stihi.ru/2006/12/15-58  (Дата обращения: 03.10.2011).
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. [Текст]/Т.М. Бондаренко, Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – С. 47-51.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. [Текст]/Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 304 с.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Г.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. [Текст]/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Г.А. Богославец, М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
  5. Домашние, перелетные, зимующие птицы. Картотека предметных картинок. [Иллюстрации]/М.: Детство-Пресс, 2000.
  6. Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология. // Мир природы [Электронный ресурс] – Сайт «Детский сад. RU». –  URL:  http://detsad61.ru/mir_prirody (Дата обращения: 20.11.2010).
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст]/А.И. Иванова, М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир  растений. [Текст]/А.И. Иванова, М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
  9. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. [Текст]// Г. Иванова, В. Курашова - Дошкольное воспитание. №7. – С. 10-12.
  10. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст]/Н.В. Коломина, М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
  11. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие [Текст]// Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Понамарёвой, М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
  12. Маневцева Л. Ребёнок познаёт мир природы [Текст]// Дошкольное воспитание. – 2004. №8. – с. 17 – 20.
  13. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. [Текст]/О.В. Мариничева, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192 с.
  14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. [Текст]/С.Н. Николаева, М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. [Текст]/С.Н. Николаева, М.: Просвещение, 2002. – 203 с.
  16. Стихи о птицах [Электронный ресурс] – Раннее развитие детей – URL:  http://www.razumniki.ru/stihi_pro_ptic.html (Дата обращения: 03.10.2013).
  17. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий [Текст]//авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – С. 36-54.
  18. Шишкина В.А. Прогулки в природу. [Текст]/В.А. Шишкина, М.: Просвещение, 2003. – 112 с.
  19. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. [Текст]/Т.А. Шорыгина, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-схема НОД на тему "Птицы - наши друзья"

План-схема непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по обучению татарскому языку русскоязычных детей на тему "Птицы - наши друзья".  В соответствии с ФГТ....

План- конспект "Птицы наши друзья"

Закрепить умения координировать речь с движениями. Формировать обобщенное предстовление о зимующих птицах. Упражнять умение отгадывать загадки....

План-конспект обобщающего занятия в подготовительной группе. Тема "Спасём птиц - наших друзей!"

В игровой форме закрепляются понятия лексико-грамматических категорий, словообразования. Развиттие фонематического восприятия....

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

План проведения экологической акции для детей дошкольного возраста и их родителей «Птицы наши друзья и помощники»

Вниманию педагогов предлагается план проведения экологической акции ко Дню птиц...

Сценарный план проведения образовательного события "Птицы - наши друзья"

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его эффективностью в использовании. Логистика разработки сцен...

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....