"Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС"
электронный образовательный ресурс по обж
Всероссийская педагогическая конференция
«Основы защиты детства в условиях реализации ФГОС» — 2020
Публикация материала на тему "ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ "
Полная версия сборника на сайте : https://s-ba.ru/conf-release-archive
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_detyam.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Кучерова Анастасия Владимировна
Воспитатель МАДОУ
д/с комбинированного вида
№ 7 «Радуга» г. Ступино
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ НАХОДЯЩИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
К сожалению, многие семьи в нашей стране в силу тех или иных причин испытывают необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория - дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Одним из направлений социально- психологического и педагогического сопровождения детей в условиях ДОУ является профилактика социально - опасного положения и социального сиротства, а также помощи детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации. Она включает в себя раннее выявление и сопровождение семей и детей группы риска социально опасного положения, а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
-дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Наиболее распространенными причинами кризисной ситуации чаще всего являются конфликты:
- лично-семейные конфликты (развод, тяжелая болезнь, смерть близких, инвалидность ребенка, измена и т.д.);
- связанные со спецификой профессиональной деятельности (межличностные конфликты с сослуживцами; служебные и межличностные конфликты, индивидуальные адаптационные трудности);
- обусловленные состоянием здоровья (хронические соматические заболевания, физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности и т.п.), психические заболевания);
- связанные с материально-бытовыми трудностями;
- обусловленные антисоциальным поведением.
Целью деятельности социального педагога и педагогического коллектива является снижение количества детей, оказавшихся в тяжёлой трудной ситуации. Воспитанникам находящимся в тяжёлой жизненной ситуации необходима педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Так же должна выстраиваться система комплексной помощи как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи в профельных центрах службы города.
Социально - педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога, психолога, классного руководителя, воспитателя и других специалистов с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество. Трудная жизненная ситуация для ребёнка – это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода. Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением. Технология социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представляет собой специально организованный, целенаправленный, поэтапный процесс реализации системы воспитательно-коррекционных занятий с использованием творческой деятельности, игровых методов и приемов. Единство психологического и социально-педагогического направлений, позволяют обеспечить наиболее благоприятные условия для развития, воспитания. Эта работа должна быть направлена на повышение качества жизни и социальную адаптацию детей.
Основным направлением работы социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации является работа с семьями воспитанников, которая состоит из трёх этапов:
1 этап - выявляются семьи, нуждающиеся в психолого-педагогическом сопровождении, направленном на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, ведется патронаж семей, проводятся индивидуальные и групповые консультации;
2 этап - проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации ранее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели;
3 этап - направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства. Для качественного психолого-педагогического сопровождения детей находящихся в трудной жизненной ситуации специалистами разрабатывается план индивидуального сопровождения, который составляется исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В нём прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи; - психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка); - социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
-педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку); - правовой (повышение правовой компетентности родителей); -медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...
Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
Что можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации Стандарта? Как спланировать методическую...
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
- Актуальность проблемы социальной защиты детства в Российской Федерации;- Нормативно-правовое обеспечение системы коррекционной поддержки детей, име...
Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГОС
Есть такая профессия - воспитатель. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые проявляются в повседне...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО
Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....