Праздники народов России
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Юдина Ольга Евгеньевна

Цель: знакомство с праздниками разных народов России. 

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, азербайджанцев, украинцев);
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию «Праздники народов России!»

Группа: старшая разновозрастная, дети с 5 до 6 лет

Воспитатель: Юдина Ольга Евгеньевна

Старший воспитатель: Сандуляк Анна Николаевна

Тема: познавательное развитие «Праздники народов России»

Цель: знакомство с праздниками разных народов России. 

Задачи:

Образовательные

  • Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, азербайджанцев, украинцев);
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Развивающие

  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Расширять кругозор детей, развивать их речь.

Воспитательные

  • Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;

Материал и оборудование: корзинка с предметами (крашеное яйцо, зеркало, свеча, банка с зерном), горка для катания яиц, призы для детей, крашеные яйца для игры.

Предварительная работа. Тематические беседы, занятия по познавательному, художественно-эстетическому развитию по теме «Россия – многонациональная страна».

Утренний приём: воспитатель показывает детям корзинку с предметами: яйцо, свеча, зеркало, баночка с зерном пшеницы.

Ход образовательной деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин

Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Здравствуйте, ребята! Подходите, пожалуйста, ко мне, давайте поприветствуем друг друга. Встаньте в круг, возьмитесь  за руки и поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие.

Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки.

Приветствие, дети стоят в кругу

Вербальное приветствие, посредством рукопожатия

Психологическая готовность

Вводно-организационный,

1–2 мин

Организовать направленное внимание детей

Ребята мы много говорили о нашей стране – России. А скажите, какая она? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране? (люди). Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, религией, национальностью).

Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие? (русские, украинцы, азербайджанцы  и др.) Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники.

Ответы и предположения детей

Беседа.

Игровые упражнения. Проблемный вопрос

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Актуализация,

3 мин

Создать ситуацию, в которой возникает необходимость получения новых знаний.

Ребята, я для вас приготовила корзинку с интересными предметами. Давай те вместе рассмотрим их.

А как вы думаете, что это?

Сегодня мы с вами  познакомимся с главными праздниками русских, украинцев и азербайджанцев.

Проходите на стулья и слушайте внимательно.

Дети рассматривают предметы из корзинки, называют их

предположения детей

садятся на стулья полукругом

Беседа,

проблемная ситуация

презентация к рассказу

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

5–8 мин

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Одним из самых важных и любимых праздников для нас является Пасха.

Скажите, символом этого праздника, что является? И есть ли этот символ в корзинке?

Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца?

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?

Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

(Ответы детей)

Красный цвет – это цвет радости. И ещё  это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй.  Бытовало  поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

На праздник Светлой Пасхи люди любили играть.  Одной из таких игр было «Катание яиц».

Выходите в центр группы. Вот у нас горка из доски. Под горкой, на ровной площадке, разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко, и если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок. (Дети играют).

Молодцы, поиграли, а теперь присаживайтесь на стулья. Я вас познакомлю с праздником азербайджанского народа.

Новруз — по-азербайджански Новруз Байрамы является одним из самых главных и самых любимых праздников в Азербайджане. Отмечают его весной. Этот праздник символизирует обновление природы. С древнейших времен в Новруз шесть дней не работали, даже крестьяне не проводили никаких полевых работ. Они были посвящены только встречам и веселью, и эта традиция, не нарушается и сегодня.

В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Ведь вода — символ чистоты и свежести. Тем самым все желают друг другу хорошего и счастливого Нового года. Затем там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, например, мед, или, если его нет, — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».

Много внимания азербайджанцы уделяют и подготовке праздничного стола. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие.

Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет глубоко символическое значение: свеча — свет или огонь, который оберегает человека от злых духов, зеркало — знак ясности или установления времени наступления Нового года. В мифологии многих народов, населяющих нашу планету, земной шар держится на рогах громадного быка. В течение года этот мифический бык устает и перебрасывает земной шар с одного рога на другой, после чего по преданию и наступает Новый год.

   Все сидящие в это время за столом, увидев символическое раскачивание яйца на зеркале, поздравляют друг друга, целуются, обнимаются и желают друг другу счастья, здоровья, успехов.

Давайте посмотрим, в корзинку, есть ли там символы этого праздника?

Дети вынимают из корзинки свечу и зеркало.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру народа Азербайджана «День и ночь». Воспитатель объясняет правила игры.

(На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков - "ночь", а команда девочек - "день". По команде "Ночь!" мальчики ловят девочек, по команде "День!" девочки ловят мальчиков. Осаленные переходят в команду соперника).

Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места.

Давайте посмотрим, что же осталось в корзинке? Правильно, банка с зерном. Из зерна пшеницы и риса готовят блюдо, которое называется кутья. Это символ праздника, который называется сочельник. А празднует его украинский народ в Рождество.

А вот украинский народ любит такой праздник как сочельник. Это Святой вечер, который отмечается накануне Рождества. В этот день праздничное пиршество должно обязательно состоять из 12 постных блюд. То есть точно соответствовать количеству апостолов, которые считаются главными учениками и помощниками Иисуса Христа. Поэтому по традициям и обычаям украинского народа на стол ставят свежевыпеченный хлеб, вареники, кутью (каша из зерна с добавлением меда и мака), узвар (прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод). В вареники хозяева прячут небольшие монетки. Считается, что у того, кто отыщет такой подарок, весь предстоящий год будет очень удачным. Для детей искать заветную монетку в варениках сродни ощущению чуда и необычного сюрприза. А еще на новогодний стол ставят «дидуха» национальный символ урожая, Которого тщательно берегут со времени сенокоса до Рождества. Он похож на человеческую фигурку, в которую вставляют стебли различных злаковых культур, например, ржи, овса, пшеницы, а также ароматное сено. Во время застолья участники праздника поют рождественские песни, вспоминают, как прошел год, обсуждают, как сделать, чтобы следующий был еще успешнее.

Участвуют в обсуждении, предлагают варианты ответов.

Находят в корзинке крашеное яйцо

Ответы детей

Дети играют в игру

Садятся на стулья

Показ презентации

Дети играют в игру

Дети подходят к корзинке, рассматривают вынимают нужные предметы.

Дети играют в игру

Садятся на места

Ответы детей

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Фантазирование.

Моделирование. Экспериментирование. Импровизация.

Наглядный показ образца, способа действия.

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюдение.

Обсуждение. Разучивание.

Дидактические игры.

Чтение художественных произведений. Драматизация. Демонстрация фильма.

Заочная экскурсия.

Игра и пр.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки

и т. д.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Заключительный этап. Рефлексия

3 мин

Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите,  о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?

Высказываются по поводу полученной информации,

своего эмоционального состояния.

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуально-коллективная

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!»

Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!» Цель праздника: воспитывать в детях чувство прекрасного, расширить кругозор, воспитывать в них чувство патриотизма, толерантное, дружелюбн...

Сценарий спортивного праздника «Игры народов России»

Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» Цель праздника: -Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. -Воспит...

Игры народов России " Праздник дружбы"

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в истории России — ...

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...