Праздники народов России
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Цель: знакомство с праздниками разных народов России.
Задачи:
- Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, азербайджанцев, украинцев);
- Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности
по познавательному развитию «Праздники народов России!»
Группа: старшая разновозрастная, дети с 5 до 6 лет
Воспитатель: Юдина Ольга Евгеньевна
Старший воспитатель: Сандуляк Анна Николаевна
Тема: познавательное развитие «Праздники народов России»
Цель: знакомство с праздниками разных народов России.
Задачи:
Образовательные
- Обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, азербайджанцев, украинцев);
- Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Развивающие
- Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Воспитательные
- Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
Материал и оборудование: корзинка с предметами (крашеное яйцо, зеркало, свеча, банка с зерном), горка для катания яиц, призы для детей, крашеные яйца для игры.
Предварительная работа. Тематические беседы, занятия по познавательному, художественно-эстетическому развитию по теме «Россия – многонациональная страна».
Утренний приём: воспитатель показывает детям корзинку с предметами: яйцо, свеча, зеркало, баночка с зерном пшеницы.
Ход образовательной деятельности
Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | |
Психологический настрой, 1 мин | Создать атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Здравствуйте, ребята! Подходите, пожалуйста, ко мне, давайте поприветствуем друг друга. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и поприветствуем друг друга рукопожатием. Начинает …. Мы помним, что пожимаем руку соседа не сильно, но и так, что бы он почувствовал ваше пожатие. Спасибо, вот мы и поздоровались. Стряхнули руки. | Приветствие, дети стоят в кругу | Вербальное приветствие, посредством рукопожатия | Психологическая готовность |
Вводно-организационный, 1–2 мин | Организовать направленное внимание детей | Ребята мы много говорили о нашей стране – России. А скажите, какая она? (большая, красивая, богатая, с красивой природой). Кто живет в нашей стране? (люди). Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем? (внешностью, религией, национальностью). Да, в нашей стране живут разные народы. Вы знаете какие? (русские, украинцы, азербайджанцы и др.) Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. У каждого народа есть свой язык, традиции, обычаи, музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. | Ответы и предположения детей | Беседа. Игровые упражнения. Проблемный вопрос | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Актуализация, 3 мин | Создать ситуацию, в которой возникает необходимость получения новых знаний. | Ребята, я для вас приготовила корзинку с интересными предметами. Давай те вместе рассмотрим их. А как вы думаете, что это? Сегодня мы с вами познакомимся с главными праздниками русских, украинцев и азербайджанцев. Проходите на стулья и слушайте внимательно. | Дети рассматривают предметы из корзинки, называют их предположения детей садятся на стулья полукругом | Беседа, проблемная ситуация презентация к рассказу | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 5–8 мин | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д. | Одним из самых важных и любимых праздников для нас является Пасха. Скажите, символом этого праздника, что является? И есть ли этот символ в корзинке? Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. - Кто, вылупляется из яйца? На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Главный символ праздника - красное яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр. А почему именно красное яйцо является символом Пасхи? (Ответы детей) - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий. На праздник Светлой Пасхи люди любили играть. Одной из таких игр было «Катание яиц». Выходите в центр группы. Вот у нас горка из доски. Под горкой, на ровной площадке, разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко, и если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок. (Дети играют). Молодцы, поиграли, а теперь присаживайтесь на стулья. Я вас познакомлю с праздником азербайджанского народа. Новруз — по-азербайджански Новруз Байрамы является одним из самых главных и самых любимых праздников в Азербайджане. Отмечают его весной. Этот праздник символизирует обновление природы. С древнейших времен в Новруз шесть дней не работали, даже крестьяне не проводили никаких полевых работ. Они были посвящены только встречам и веселью, и эта традиция, не нарушается и сегодня. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Ведь вода — символ чистоты и свежести. Тем самым все желают друг другу хорошего и счастливого Нового года. Затем там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, например, мед, или, если его нет, — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов». Много внимания азербайджанцы уделяют и подготовке праздничного стола. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет глубоко символическое значение: свеча — свет или огонь, который оберегает человека от злых духов, зеркало — знак ясности или установления времени наступления Нового года. В мифологии многих народов, населяющих нашу планету, земной шар держится на рогах громадного быка. В течение года этот мифический бык устает и перебрасывает земной шар с одного рога на другой, после чего по преданию и наступает Новый год. Все сидящие в это время за столом, увидев символическое раскачивание яйца на зеркале, поздравляют друг друга, целуются, обнимаются и желают друг другу счастья, здоровья, успехов. Давайте посмотрим, в корзинку, есть ли там символы этого праздника? Дети вынимают из корзинки свечу и зеркало. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру народа Азербайджана «День и ночь». Воспитатель объясняет правила игры. (На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков - "ночь", а команда девочек - "день". По команде "Ночь!" мальчики ловят девочек, по команде "День!" девочки ловят мальчиков. Осаленные переходят в команду соперника). Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места. Давайте посмотрим, что же осталось в корзинке? Правильно, банка с зерном. Из зерна пшеницы и риса готовят блюдо, которое называется кутья. Это символ праздника, который называется сочельник. А празднует его украинский народ в Рождество. А вот украинский народ любит такой праздник как сочельник. Это Святой вечер, который отмечается накануне Рождества. В этот день праздничное пиршество должно обязательно состоять из 12 постных блюд. То есть точно соответствовать количеству апостолов, которые считаются главными учениками и помощниками Иисуса Христа. Поэтому по традициям и обычаям украинского народа на стол ставят свежевыпеченный хлеб, вареники, кутью (каша из зерна с добавлением меда и мака), узвар (прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод). В вареники хозяева прячут небольшие монетки. Считается, что у того, кто отыщет такой подарок, весь предстоящий год будет очень удачным. Для детей искать заветную монетку в варениках сродни ощущению чуда и необычного сюрприза. А еще на новогодний стол ставят «дидуха» национальный символ урожая, Которого тщательно берегут со времени сенокоса до Рождества. Он похож на человеческую фигурку, в которую вставляют стебли различных злаковых культур, например, ржи, овса, пшеницы, а также ароматное сено. Во время застолья участники праздника поют рождественские песни, вспоминают, как прошел год, обсуждают, как сделать, чтобы следующий был еще успешнее. | Участвуют в обсуждении, предлагают варианты ответов. Находят в корзинке крашеное яйцо Ответы детей Дети играют в игру Садятся на стулья Показ презентации Дети играют в игру Дети подходят к корзинке, рассматривают вынимают нужные предметы. Дети играют в игру Садятся на места Ответы детей | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. Демонстрация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Заключительный этап. Рефлексия 3 мин | Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Ребята, сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным? | Высказываются по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. | Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3
Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...
Сценарий праздника "Ярмарка игр народов России"
12 июня - День России....
Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!»
Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!» Цель праздника: воспитывать в детях чувство прекрасного, расширить кругозор, воспитывать в них чувство патриотизма, толерантное, дружелюбн...
Сценарий спортивного праздника «Игры народов России»
Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» Цель праздника: -Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. -Воспит...
Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...
Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта «Символы России, праздники России, народы России, животные России». Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитание. Технологическая карта, занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Символы России, праздники России, народы проживающие на территории Росси, живот...