Музыкальная гостиная «Народные промыслы»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Средствами искусства рассказать детям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры. Используя богатый фольклорный материал различных регионов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_gostinaya_narodnye_promysly.docx | 31.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная «Народные промыслы»
Пояснительная записка
Цель: Средствами искусства рассказать детям об интересных явлениях народного быта, обычаях, традициях, о богатстве духовной жизни народа, о выдумке и фантазии русских умельцев, о врожденном чувстве прекрасного, тем самым внести свою лепту в сохранение и развитие национальной художественной культуры. Используя богатый фольклорный материал различных регионов России.
Задачи:
воспитывать у детей чувство прекрасного через знакомство с музыкальным наследием;
совершенствовать умение двигаться под музыку;
закрепить знания о гжели, хохломских, тульских и казачьих ремёслах;
развивать связную речь детей;
совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
совершенствовать двигательную активность детей;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
формирование основ безопасности в игровой деятельности;
воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Продолжительность мероприятия: 30 минут.
Участники праздника: дети, воспитатели, родители старших и подготовительной групп, музыкальный руководитель.
Материалы и оборудование: народные костюмы, изделия мастеров для оформления лавок; 2 корзины, «сладости», палочки - лучины, деревянные ложки, две лошадки для игр; музыкальное сопровождение – русские, казачьи и горские народные мелодии; платочки, «тульские пряники», вышитые рушники для танцев.
Предварительная работа: сбор информации о промыслах совместно с родителями и воспитателями, создание в группах выставок изделий народных промыслов, разучивание стихов, песен, танцев и народных игр.
Ход мероприятия
Под русскую народную музыку «Коробушка», дети входят в музыкальный зал и садятся на заранее отведённые места
Музыкальный руководитель: Ребята, собрались мы сегодня в нашем зале славить добрым словом мастеров земли Русской, людей которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для этого мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы. Все готовы к путешествию? Тогда отправляемся в Подмосковье, в село Гжель.
Под русскую народную музыку выходят дети подготовительной группы с гжельским фарфором
Музыкальный руководитель: Расскажите нам, люди добрые, чем славится ваше село?
Гжельские мастера, дети подготовительной группы.
1 ребёнок: А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей Земли.
Мы и к вам полно товару
Для показу привезли.
2 ребёнок: читает отрывок из стихотворенья «Гжель – земля моя родная»
Гжель - земля моя родная.
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет-
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
3 ребёнок: читает отрывок из стихотворения Анны Хохломы
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
4 ребёнок: читает стихотворение «Синеокая Гжель»
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - ГЖЕЛЬ!
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Музыкальный руководитель: Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Ребята, посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Давайте полюбуемся этой красотой.
Мальчики подготовительной группы под песню обходят зал, демонстрируя изделия из фарфора
Музыкальный руководитель: Посмотрите, как девочки передадут лёгкость, и мягкость линий гжельской росписи в танце.
Лирический танец «Сказочная гжель»
Музыкальный руководитель: Спасибо сказочная гжель, а мы ребята отправляемся дальше.
Звучит песня «Золотая Хохлома».
Выходят дети старшей группы с хохломскими изделиями исполняют перестроения, демонстрируя изделия с хохломской росписью (фото 4 и 5)
Музыкальный руководитель: (в руках хохломская чаша)
Все листочки - как листочки,
Здесь же каждый - золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Ребята, вы обратили внимание на характер музыки, под которую вышли хохломские мастера? (ответы детей). Совершенно верно, музыка яркая, задорная, сочная, как и хохломская роспись. Давайте поближе познакомимся с такой красотой.
Хохломские мастера, дети старшей группы:
1.Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо - ложки!
2.Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!
Ну, а это, братцы, мы.
Наш товар из Хохломы:
Посуда и игрушки, Свистульки и зверушки.
Воспитатель старшей группы: Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и самовар, вазы и подносы. Всё это из большого торгового села Хохломы, что под Нижним Новгородом.
Музыкальный руководитель: А как же создают такую красоту?
Воспитатель старшей группы: Сначала посуду вырезают из дерева, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры с лугов да лесов перенесены - травка да листочки, цветы да ягоды.
Музыкальный руководитель:
Ударяли ложки
В звонкие ладошки!
Ой, жги - говори!
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град,
А брызги летят
Ой, жги - говори,
Заиграли ложкари (выстукивает ритм на ложках).
Ребята, предлагаю поиграть с такими расписными ложками!
«Игра с ложками»
Описание игры: дети образуют кружочки, у двух - трёх детей в руках по 2 деревянные ложки, под музыку дети передают ложки по кругу, музыка обрывается, у кого в руках ложки выходят в круг и играют на них, остальные приплясывают.
Передавайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо - ложки
Для себя дружочка!
Музыкальный руководитель: Да, удивила нас Хохлома, ну а наш путь дальше. Ребята, посмотрите, что у меня в реке? (берёт матрёшку). Дети отвечают. Конечно это матрёшка – русская деревянная игрушка, издавна матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей.
Дуйте в дудки,
Бейте в ложки.
В гости к вам
Пришли матрешки!
Под музыку выходят девочки старшей группы
Исполняют «танец Матрёшек»
Музыкальный руководитель: Спасибо вам Матрёшки (девочки под аплодисменты покидают зал). А нас ребята ждут в гости умельцы из Тулы. Давайте узнаем, чем же славится город Тула?
Воспитатель старшей группы:
А вот послушайте загадку.
Их в России всюду знают,
Их ведь в Туле выпекают,
Формы разной они бывают,
И глазурью все сверкают
Сладкие и мятные,
Очень ароматные (Тульский пряник).
Музыкальный руководитель: Конечно, в Туле не обойтись без пряника. Кто печёт пряники? (кондитеры, пекари). Посмотрите, какие пряники «напекли» пекари! Выходят дети с «пряниками».
Музыкальная композиция «Тульский пряник»
Музыкальный руководитель: Ребята, вы заметили с какой гордостью, «тульские пекари» исполняли свой танец. А сейчас, я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Кто больше наберёт сладостей в корзину для чаепития»
Описание игры: на игру - эстафету приглашают всех девочек, они становятся в две колонны поровну. Напротив каждой колонны на расстоянии трёх метров находятся корзины, куда дети должны складывать «сладости» (бутафорские конфеты, пряники, пирожные). Выигрывают те, у кого в корзине больше «сладостей».
Воспитатель старшей группы:
Слушайте ещё загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (тульский самовар).
Музыкальный руководитель: Правильно, это тульский самовар.
Давайте - ка наколем лучины,
Да раздуем самовар.
Проводится игра «Раздуй самовар»
Описание игры – эстафеты: все мальчики выстраиваются в 2-3 колонны (равное количество), у первого палочка – «лучина». Нужно оббежать самовар и передать палочку – «лучину» следующему. Чья колонна быстрее справится с заданием, те – победили.
Музыкальный руководитель: Ребята, пора нам возвращаться к себе домой. А как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). А край? (ответы детей). Что за горы нас окружают? (ответы детей). Издавна на Кавказе жили горцы и казаки, давайте же ознакомимся с их ремёслами.
Воспитатель старшей группы: Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики: кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой».
Мальчик – казачонок:
Круг гончарный, глина, вода:
Будет посуда - будет еда!
Гончар свое дело знает,
Глину в руках разминает.
Воспитатель старшей группы: Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил.
1 Девочка - казачка:
Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.
2 Девочка – казачка:
Эти узоры не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте
Весь скрывается секрет!
Выходят девочки-казачки старшей группы, танцуют и демонстрируют вышитые изделия
Воспитатель подготовительной группы: Горские женщины в свободное от полевых работ время тоже занимались вышивкой.
Девочка - горянка:
Труд мастериц вызывал уважение,
Говорил о любовном к игле отношении.
По вышивке целый рассказ читали,
За смысл и правдивость узор почитали.
«Танец с платком» (осетинская народная музыка)
Музыкальный руководитель: Ребята мы с вами посмотрели два замечательных танца. Давайте послушаем музыкальные отрывки из них и определим, чья это музыка горская или казачья.
Звучат отрывки казачьей и осетинской музыки
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы правильно определили музыкальные отрывки. Одинаковые условия проживания, дружеские контакты оказали влияние, в том числе и на музыку. Но все же музыка горцев более энергичная и стремительная, зажигательная.
Мальчик – горец:
Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…
Мальчик – казак:
На булатной сабле
Ржавчины не видно.
Золотая гарда.
Рукоять в камнях.
Музыкальный руководитель:
Как в народе говорят-
Казак без коня не казак.
И черкесы, и ногайцы
Ингуши и кабардинцы
Без коня не представляют себя.
Сейчас мы и посмотрим, как казачата и горцы справятся со своими лошадьми.
Игра «Наездники»
Описание игры: мальчики строятся в колонны по 8 человек, у первого – лошадь. Нужно обскакать вокруг модуля и передать лошадь следующему. Чья колонна быстрее справится с заданием, те - победили.
Музыкальный руководитель: Ребята в нашей стране великое множество народных промыслов, вот и сегодня мы познакомились с некоторыми из них. Давайте их назовём. (Гжель, хохлома, тульские пряники и самовары, матрёшки, гончарное ремесло, вышивка). Какие прекрасные изделия вы сейчас увидели. Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы всё это создать. Мы убедились, как талантлив российский народ! Благодарю всех участников сегодняшнего праздника. Вы все молодцы!
Под русскую народную музыку дети покидают зал
Используемая литература
- Г.М. Науменко. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 224с.
- Г.Н. Тубельская. Праздники в детском саду и в школе. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, 256с.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....
Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной
В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...
музыкально -образовательный проект "Народные промыслы"
Проект"Народные промыслы" (краткосрочный проект для подготовительной к школе группы) подг. музыкальный руководитель Дериглазова О.В.,воспитатели Углова Л.А., О.В., Гордиенко Л,А.)Тип проекта...