Программа кружковой работы "Тропинками наследия"
методическая разработка (подготовительная группа)
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Тропинками наследия» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.docx | 135.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
Программа кружковой работы
по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Тропинками наследия»
(для детей от 5 до 7 лет)
срок реализации 2 года
Разработчик:
Воспитатель
Н.К. Валеева
Г. Мегион
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
«Тропинками наследия»
(для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет)
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с жизнью и бытом, старинными традициями и обычаями русского народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Учебно-тематический план
Содержание работы:
4. Перспективный план работы (5-6 лет)
5. Перспективный план работы (6-7 лет)
6. Методическое обеспечение
7. Легенды, сказки
8. Беседы с детьми и художественное слово о промыслах
9.. Библиографический список
Приложение к программе:
-Конспекты занятий
-Дидактические игры
-Физминутки
Пояснительная записка
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский.
Рабочая программа «Прялица» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная рабочая программа «Тропинками наследия» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что знакомясь с различными видами русского народного творчества, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Занятия расположены от простого к сложному и сгруппированы блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Городец, Хохлома и др.) В приложении есть краткие сведения о самих помыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки.
Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, воспитывает интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др.). Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.
Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.
Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.
Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.
Цель: сформировать у детей представление об истоках русской культуры путем проведения занятий в музее «Русская изба» и знакомства с народными промыслами.
Задачи:
Вовлечение в художественно-творческую деятельность; Освоение историко - культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря; Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников; Приобщение к эстетической культуре; Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи; Обогащать словарный запас детей.
Направления работы:
1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
2. Самостоятельное создание детьми творческих изделий (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: Беседы с использованием наглядности; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток; Экскурсии; Дидактические игры; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе); проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); мотивационный (убеждение, поощрение)..
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 10-12 человек во второй половине дня раза в неделю. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Срок реализации: до 2-х лет.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. Познакомить детей с промыслом, вызвав желание создать сое изделие, целенаправленно его изготовить, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, физминутки, упражнения для прорисовки элементов.
Для более успешной реализации программы необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Работа с педагогами включает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведения мастер-классов, семинаров, показ открытых занятий.
Работа с родителями включает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные беседы, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирования.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные беседы.
Предполагаемый результат: Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре нашего народа; Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения их различать; Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами; Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы: Количественный анализ: - посещаемость, статистические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение); практические материалы. Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала.
Индивидуальная работа для того чтобы: Выявить примерный уровень развития детей по приобщению к народному творчеству., учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Предусмотренная программа является вариативной, то есть при необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала.
Учебный план кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Тропинками наследия»
по теме: «Формирование и развитие основ эстетической и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»
№ | Название темы | Дети в возрасте от 5 до 6 лет | Общее количество | Дети в возрасте от 6 до 7 лет | Общее количество | ||
Теория | Практика | Теория | Практика | ||||
1. | Знакомство с народной культурой (с использованием пословиц, потешек, сказок, песен) | 20 | 4 | 24 | 17 | 1 | 18 |
2. | Приобщение к русской народной культуре с помощью проведения народных праздников | - | 6 | 6 | 4 | 3 | 7 |
3. | Знакомство с народными промыслами | - | 5 | 5 | 5 | 7 | 12 |
Итого в год | 28 | 15 | 35 | 26 | 11 | 37 |
Учебно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Тропинками наследия» (для детей в возрасте от 5 до 6 лет)
по теме: «Формирование и развитие основ эстетической и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»
№ | Название мероприятия | Теория | Практика | Общее количество |
1. | Знакомство с работой кружка «Тропинками наследия» | 1 | - | 1 |
2. | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | - | 1 |
3. | Знакомство с народными промыслами | 1 | - | 1 |
4. | «Хлеб — всему голова» | 1 | - | 1 |
5. | «Вершки да корешки» | 1 | - | 1 |
6. | «Зайчишка-трусишка» | 1 | - | 1 |
7. | «Октябрь пахнет капустой» | 1 | - | 1 |
8. | «У страха глаза велики» | 1 | - | 1 |
9. | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | 1 | - | 1 |
10. | Гончарные мастеровые | 1 | - | 1 |
11. | «Знаешь ли ты сказки?» | 1 | - | 1 |
12. | «Дикие животные» | 1 | 1 | |
13. | 14 ноября – Кузьминки (праздник) | 1 | - | 1 |
14. | «Здравствуй, зимушка-зима!» | 1 | - | 1 |
15. | «Проказы старухи зимы» | 1 | - | 1 |
16. | «Лиса-обманщица» | - | 1 | 1 |
17. | 19 декабря - «Николины посиделки» | 1 | - | 1 |
18. | «Хороший город Городец» | 1 | - | 1 |
19. | «С Новым годом, со всем родом!» | - | 1 | 1 |
20. | «Пришла коляда — отворяй ворота» | 1 | - | 1 |
21. | «Морозко» | 1 | - | 1 |
22. | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | - | 1 |
23. | Русские потешки | - | 1 | 1 |
24. | «Дымковская сказочная страна» | - | 1 | 1 |
25. | «Дымковская сказочная страна» (раскрашивание с элементами росписи) | 1 | - | 1 |
26. | «Весна, весна, поди сюда!» | - | 1 | 1 |
27. | «Нет милее дружка, чем родимая матушка!» | 1 | - | 1 |
28. | «Мудреному и счастье к лицу» | - | 1 | 1 |
29. | «Ой ты, Масленица!» | 1 | 1 | |
30. | «Шутку шутить — людей насмешить» | 1 | - | 1 |
31. | «Небылица в лицах, небывальщина» | 1 | - | 1 |
32. | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит.» | 1 | - | 1 |
33. | «Весна красна цветами» | 1 | - | 1 |
34. | «Подарки белоствольной красавицы» | 1 | - | 1 |
35. | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | - | 1 | 1 |
36. | Красная горка | 1 | - | 1 |
37. | Прощание с «избой»» | 1 | - | 1 |
Итого за год | 29 | 8 | 37 |
Учебно-тематический план по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Тропинками наследия» (для детей в возрасте от 6 до 7 лет)
по теме: «Формирование и развитие основ эстетической и творческой натуры ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры»
№ | Название мероприятия | Теория | Практика | Общее количество | |
1. | Открытие кружка «Прялица» | 1 | - | 1 | |
2. | «Что летом родится, зимой пригодится». | 1 | - | 1 | |
3. | «Восенушка - осень – сноп последний косим». | 1 | - | 1 | |
4. | 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | - | 1 | |
5. | «Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам. | 1 | - | 1 | |
6. | Филимоновские свистульки | 1 | 1 | 2 | |
7. | «Родной свой край-люби и знай!» | 1 | - | 1 | |
8. | «Дом дружбы». | 1 | - | 1 | |
9. | «Чудо-чудное, диво-дивное, Золотая хохлома | - | 1 | 1 | |
10. | 12 ноября - Синичкин день. | 1 | - | 1 | |
11. | Народная игрушка – кукла - самоделка | - | 1 | 1 | |
12. | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | - | 1 | 1 | |
13. | Снегурочка – внучка Деда Мороза | 1 | - | 1 | |
14. | «Пришла Коляда накануне Рождества» | 1 | - | 1 | |
15. | «Гжель прекрасная» | 1 | - | 1 | |
16. | «Зимние узоры» | 1 | - | 1 | |
17. | «Дело мастера боится» | - | 1 | 1 | |
18. | «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» | 1 | 1 | 2 | |
19. | «Живет в народе песня» | 1 | - | 1 | |
20. | «Пришла коляда — отворяй ворота» | 1 | - | 1 | |
21. | «Морозко» | - | 1 | 1 | |
22. | «Гуляй, да присматривайся» | 1 | - | 1 | |
23. | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | 1 | - | 1 | |
24. | «Сердце матери лучше солнца греет» | - | 1 | 1 | |
25. | «Знакомьтесь, русская матрешка!» | 1 | - | 1 | |
26. | «В гости к нам пришла матрешка!» | - | 1 | 1 | |
27. | Русский народный костюм | - | 1 | 1 | |
28. | «Грач на горе — весна на дворе | 1 | - | 1 | |
29. | «Шутку шутить — людей насмешить» | 1 | - | 1 | |
30. | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | 1 | - | 1 | |
31. | «Пасха подарки несет!» | - | 1 | 1 | |
32. | «Красная горка» или «Пасха в гости идет!». | 1 | 1 | ||
33. | «На героя слава бежит» | 1 | 1 | 1 | |
34. | Красная горка | 1 | - | 1 | |
35. | Прощание с «избой»» | - | 1 | 1 | |
Итого за год | 26 | 10 | 36 |
Перспективный тематический план
на учебный год по работе с детьми в возрасте от 5 до 6 лет
№ | Тема | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | |||
1. | Открытие кружка «Горница». | Познакомиться с особенностями работы кружка. Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами художественной выразительности (потешки, попевки, сказки). | Предметы старинного быта русской избы: ухват, чугунок, заслонка, дрова, устьица, окошко «печи». |
2. | Что летом родится, - зимой пригодится» «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень» | Демонстрационный материал по теме осень. Дидактические карточки по теме деревья. Письмо с заячьей поляны. Волшебная шкатулка с приметами и пословицами об осени. |
3. | «Хлеб — всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая» | Иллюстрации по теме «Хлеб». Настоящие макеты злаковых, счетные палочки, карточки с изображением геометрических фигур, разные хлебобулочные изделия, сухие колосья ржи и пшеницы. |
4. | «Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок об овощах. | Иллюстрации к сказке. Предметные картинки и макеты овощей. |
5. | «Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Игра «Бездомный заяц». Инсценировка сказки. Отгадывание загадок о героях сказки. | Маски-шапочки героев сказки. Иллюстрации к сюжету сказки. |
Октябрь | |||
6. | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода: корытцем, тяпкой. Повторение осенних попевок. Русская народная игра: «Наш голубой платочек». | Демонстрационный материал по теме осень. Использование предметов обихода или предметных картинок: корытце, тяпка¸капуста. Голубой платочек. |
7. | «У страха глаза велики» | .Беседа о страхе с опорой на сюжет сказки. Знакомство со сказкой « У страха глаза велики» | Иллюстрации к сказке «У страха глаза велики». Использование пособия «Пословицы и поговорки в картинках». Зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями |
8. | «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | Иллюстрация к сказке с изображением главных героев. Лист бумаги, цветные карандаши. Волшебная палочка. |
9. | Гончарные мастеровые | Знакомство детей с гончарным ремеслом. Чтение сказки « Лиса и кувшин». Игры на развитие внимания и памяти. | Посуда различного вида для сравнения (с участием всех анализаторных систем). Коробка со счетными палочками. |
Ноябрь | |||
10. | «Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам « Лиса и Кувшин», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» | Дидактические карточки к сказкам, Иллюстративный материал по сюжетам сказок. |
11. | Дикие животные | Знакомство со сказкой « Лиса и рак». Разучивание песенки - потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. | Использование на занятии предметных картинок главных героев. Карточки с загадками. |
12. | 14 ноября - Кузьминки | Рассказ о празднике Кузьма и Демьян. Пение частушек, разыгрывание русских народных потешек | Стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы, самовар. Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка. Русские народные костюмы. |
Декбрь | |||
13 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, пого-ворок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» | Иллюстративный материал по теме зима. Зеркало, фломастер. |
14 | «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказ-кой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» | Использование сюжетных картинок к сказке. |
15 | «Лиса-обманщица» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» | Использование сюжетных картинок к сказке. Театральные шапочки лисы и волка. |
16 | 19 декабря - «Николины посиделки» | Познакомить детей со значением праздника, с образом Святителя Николая Чудотворца. Русская народная игра: «Гори, гори ясно», спектакль в рамках занятия. | Народные костюмы, валенок, подушка, зажженная лампадка, икона Николая Чудотворца, прялка, записи песен о чудотворце. |
17 | «Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек, разучивание пословиц и поговорок о мастерстве. Знакомство с орнаментами городецкой росписи. | Изделия предметов городецкой росписи. Материал для изучения элементов: вырезанная ложка из листа бумаги, кисточки, краски |
Январь | |||
18 | «С Новым годом, со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение новогодних песенок. | Иллюстративный материал к теме «Новый год». Материал для новогодней аппликации: клей/, ножницы, цветная бумага, подарочная фольга. |
19 | «Пришла коляда — отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок. | Просмотр мультфильмов о Рождестве. Прослушивание детских колядок в записи. |
20 | «Морозко» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | Использование коробочки с карточками – приметами о январе. Демонстрация сюжетных картинок к сказке. |
Февраль | |||
21 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза». | Использование коробочки с карточками – приметами о феврале. Мультфильм к сказке. |
22 | Русские потешки | Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота». | Карточки с загадками. |
23 | «Дымковская сказочная страна» | Рассказ о народном промысле: дымковской игрушке. Знакомство с орнаментами дымковской росписи. | Изделия предметов дымковского ремесла. Материал для изучения элементов орнамента: вырезанный из бумаги силуэт игрушки, краски, кисти. |
24 | «Дымковская сказочная страна» (раскрашивание с элементами | Продолжение знакомства с орнаментами дымковской росписи. Раскрашивание бумажной фигурки дымковской игрушки. | Вырезанный из бумаги силуэт игрушки, краски, кисти. |
Март | |||
25 | «Весна, весна, поди сюда!» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хороводов, игр. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» | Иллюстративный материал по теме весна. Карточки к дидактической игре с использованием основных цветов весеннего месяца. |
26 | « Нет милее дружка, чем родимая матушка!» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок для мамы. | Материал для аппликации: образец изделия, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры. |
27 | «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной «Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаментального хоровода «Ой, вы, ветры». | Демонстрационный материал к сказке. |
28 | «Ой ты, Масленица!» | Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. Рассказ о Масленице. Слушание песен: «И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу». (По возможности провести занятие на свежем воздухе, использую народные игры.) | Песни о Масленице, народные костюмы, 2 подушки, два карандаша, ленточка, 2 ведра или стакана, столовая ложка, мешки для прыжков. |
29 | «Шутку шутить — людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях | Карточки с загадками о весенних явлениях. |
Апрель | |||
30 | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. | Самые известные тексты небылиц для дошкольников. «Волшебный» платочек. |
31 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит.» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | Иллюстрации по теме. Баночки, земля, семена, лейки с водой |
32 | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально – фольклорная игра «Золотые ворота». | Сказка Н. Павловой «Под кустом». Карточки с песнями, пословицами, загадками о весне. |
33 | «Подарки белоствольной красавицы» | Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла». | Музыкальная запись русской народной песни. |
Май | |||
34 | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | О русских богатырях былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате» | Использование фольклорной литературы и иллюстрации к ней. |
35 | Красная горка | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Обрядовый праздник «Сороки». Раскрашивание пасхальных яиц – поделок. | Материал для практической работы: вырезанный из бумаги овал, краски, кисти. |
36 | « А за ним такая гладь - ни морщинки не видать» | Знакомство с различными способами глажения белья, и с предметами домашнего обихода. Загадывание загадок о домашней утвари. | Разные виды тканей, карточки с загадками, рассматривание старинной домашней утвари в «Горнице». |
37 | Прощание с «избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. Чаепитие с русским самоваром. | «Русская изба», воспитатель в народном костюме, необходимые предметы для чаепития. |
Перспективный тематический план
на учебный год по работе с детьми в возрасте от 6 до 7 лет
№ | Тема | Содержание | Оборудование |
Сентябрь | |||
1. | Открытие кружка «Прялица». | Напомнить детям об особенностях работы кружка и о технике безопасности в кабинете-музее. Поиграть в русские народные словесные игры и закрепить старинные название о предметах быта. Вспомнить попевку «Гости». | Предметы старинного быта: ухват, чугунок, заслонка, дрова, устьица, окошко настоящей печи. |
2 | «Что летом родится, зимой пригодится». | Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна. | Демонстрационный материал по теме лето и осень. Иллюстрации о сенокосе. Старинные орудия труда: коса, вилы, грабли. |
3 . | «Восенушка- осень – сноп последний косим». | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…» | Демонстрационный материал по теме осень. Волшебная шкатулка с приметами и пословицами об осени. |
4. | 14 октября -Покров Пресвятой Богородицы. | Знакомство детей со значением праздника. Просмотр мультфильма. | Коробочка с пословицами и поговорками об осени. Мультфильм о празднике Покрова Пресвятой Богородицы. |
Октябрь | |||
5. | «Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам. | Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость. за мастерство русского народа. | Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы хохломской росписи и гжели. А так же картинки с изображением всех видов промыслов на Руси. |
6. | Филимоновские свистульки | Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. | Рассказ-легенда о тульских мастерах деревни Филимоново. Старинные игрушки, свистульки филимоновского народного промысла |
7 | Филимоновские свистульки | Закрепить элементы росписи в практической деятельности. Рисование игрушки по выбору детей. | Демонстрационный материал по промыслу. Лист А4, карандаши, краски |
8 | «Родной свой край-люби и знай!» | Знакомство с государственными символами России и города Орехово-Зуево. Дидактические игры. Рисование герба города. | Клубок теплой нитки (шерстяной), Изображения символов РФ и города Орехово-Зуево: флаг, герб, прослушивание гимна. Маркеры для рисования на доске. |
Ноябрь | |||
9. | «Дом дружбы». | Знакомство с нравственным понятием дружбы. Дидактические игры по обучению грамоте. Повторение пословиц и поговорок о дружбе. | Письмо, кирпичи из картона для дома, буквы, акварель, кисточки, трубочки для коктейля, восковые мелки; пиктограммы эмоций, клубок ниток. |
10. | «Чудо-чудное, диво-дивное, Золотая Хохлома!» | Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказ о традициях ее написания. Рисование элементов росписи в альбомах. | Сказка-легенда о появлении хохломской росписи. Лист А4, кисти, краски. |
11 | 12 ноября- Синичкин день. | Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день. Дидактическая игра «Перелетные птицы». | Демонстрационный материал по теме «Птицы». (зимующие, перелетные и пролетные); два маленьких ведерка, два пластмассовых мячика, карточки с загадками о птицах. |
12 | Народная игрушка – кукла - самоделка | Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки; их ролью в жизни наших предков. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. | Вата или ватные диски, набор ниток, кусочки старых разноцветных тканей, лоскутки белой материи |
Декабрь | |||
13. | Народная игрушка – кукла - самоделка | Изготовление народной игрушки-самокрутки. | Вата или ватные диски, набор ниток, кусочки старых разноцветных тканей, лоскутки белой материи. |
14 | «Зима - не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Дидактические игры по обучению грамоте. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок» Повторение заклички «Ты, мороз, мороз» | Наборы для выкладывания звуковой схемы предложений, карточки-снежинки для чтения предложений, карточки-шифровки слов: зима, снег, лед, мороз; блюдца с дольками мандаринок. |
15 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» русс. нар. песня в обр. В.Иванникова. | Теневой театр, настольная лампа, старинные предметы для освещения жилья: свеча, лучина, керосиновая лампа. Соломенный домовенок Кузя. |
16 | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | Сказка «Мороз Иванович». Карточки с приметами и пословицами. |
Январь | |||
17. | Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Просмотр мультфильма или прослушивание фрагментов оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. | Диск с мультфильмом к сказке «Снегурочка» |
18 | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка - сударушка», слушание рождественских колядок. Традиционные рождественские народные игры. | Русские народные костюмы, две подушки, длинная веревка, поднос с пирогами, карточки с загадками, колечко, музыкальные записи колядок. |
19 | «Гжель прекрасная» | Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия гжельских мастеров, называть характерные отличия. | Демонстрационный материал по народному промыслу гжельских мастеров; сказка-легенда, запись песни. |
20 | «Гжель прекрасная» | Самостоятельное рисование или раскрашивание элементов гжельских узоров. | Раскраска по теме «Гжель», кисти, краски. |
Февраль | |||
21. | «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. | Сказки – легенды. Изделия вологодских кружевниц или демонстрационный материал. |
22 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли». | Сказка «Семь Симеонов». Соломенный домовенок Кузя. Сюжетные картинки к игре «Кому что нужно для работы». |
23 | «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» | Знакомство с городецкой росписью и историей ее появления. Изучение элементов орнамента городецких узоров. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Раскрашивание «деревянной ложки» с элементами орнамента. | Демонстрационный материал по народному промыслу. Краски, кисти, вырезанная из бумаги «деревянная ложка». |
24 | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько». | Записи русских народных песен для совместного прослушивания с детьми ( на выбор воспитателя). «Музыкальные бытовые» инструменты: свистульки, ложки, стиральная старинная доска, трещотки, треугольники. |
Март | |||
25. | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. Русские народные игры масленичных гуляний. | Игрушка – чучело, Костюм «Масленицы», русские народные песни в записи: Вдоль по улице метелица метет», «А мы Масленицу дожидали», канат, повязка на глаза, блины. |
26 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной пасни «Ой, да ты родимая мамонька». Изготовление поделки для мамы. | Цветная бумага, клей, карандаши, ножницы. |
27 | Русская матрешка | Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек. Разучивание частушек. | Матрешки, карточки со стихами и текстами частушек. |
28 | «В гости к нам пришла матрешка!» | Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; украшать матрёшку по своему вкусу. замыслу. | Матрешки из разных областей России или их изображение; кисти, краски, вырезанные из картона силуэты матрешек |
Апрель | |||
29 | Поэзия народного костюма | Рассказ о народном костюме с использованием презентации. Прослушивание русских народных песен. Показ видеоматериалов по русскому народному костюму. | Мужские и женские русские народные костюмы; слайды по теме; демонстрационный картинный материал. |
30 | «Грач на горе — весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально- фольклорная я игра «Гори, гори ясно». | Демонстрационный материал по теме весна. Загадки, пословицы и поговорки о весне. Русские народные песни в записи. |
31 | «Шутку шутить — людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». | Слова для «игры-путаницы», докучные сказки, скороговорки, дразнилки. |
32 | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. | Демонстрационный материал по теме народных промыслов. Записи песен о русской тройке. |
Май | |||
33 | «Пасха подарки несет!» | Закрепление значения великаго праздника путем выполнения с детьми коллективной творческой работы или самостоятельной аппликации. | Готовые образцы раскрашенных яиц; деревянные формы яиц, краски, кисти. |
34 | «Красная горка» или «Пасха в гости идет!». | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». Разучивание русской народной песни «Лето рясно в рубашке красной». | Карточки-слова, иллюстративный материал к рассказу о Пасхе. |
35 | «На героя слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества. Разучивание песни «Из-за леса, из-за гор». | Предания и былины о русских богатырях. Песня «Из-за леса, из-за гор». |
36 | «Человек без Родины, что соловей без песни». | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. (Проведение этого занятия возможно в историческом музее города). Просмотр видеоматериалов. Практическая творческая работа по теме «Моя малая родина» (рисование родного края). | Фильм или иллюстрации о родном городе. Лист А4, краски, кисти, цветные карандаши. |
37 | Прощание с избой | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное чаепитие из самовара с бубликами и баранками с обсуждением предметов старинного обихода «русской избы». | «Русская изба», воспитатель в народном костюме, необходимые предметы для чаепития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.
В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...