Конспект ОД на тему «Слава богу, что мы казаки!».
методическая разработка (подготовительная группа)

Конспект ОД

на тему  «Слава богу, что мы казаки!».

Цель:

— Знакомить детей с жизнью, бытом и казачества;

-Закреплять приемы лепки работы с тестом

Задачи:

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

— Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям .

Ход ОД:

Мотивация:

Под казачью мелодию дети входят в музыкальный зал в одежде казачат. Их встречает казачка-воспитатель:

Казачка – Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово ночевали!

Дети: «Слава богу!»

Казачка:– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие!

— Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей.

Казачка – Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

А вы казаки? Можно ли вас так назвать?

А знаете ли вы ребята,  кто такие казаки?

Дети :  Казаки свободные , вольные люди.

Казачка: Давайте я вам расскажу рассказ о казаках. Давно в Тамбовскую область переселились казаки .

Казачка: — Казачата я хочу вам загадать загадку.

Загадка

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит ,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит …..

— Правильно это река.  Какая главная река в Краснодарском крае?

Дети:  Река называется Кубань.

(показ иллюстрации реки Дон Кубань. А что вы знаете о реке кубань? Какая она?

реб.  Река Дон большая, широкая,   она тянется далеко по всему краю.

Казачка: Издавна были крепки  казачьи семьи. Они селились на берегах реки убань.  И сильны они были тем, что каждый в семье имела свои обязанности.

Казачка: А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки ?

 Кто охраняет любимую Родину?( любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство?( домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля?( пашет и засевает широкие  поля  казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка )

Кто готовит вкусный казачий борщ?( вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми?( ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай?(   печет вкусный казачий каравай хозяйка — казачка)

А что делали казачата ? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

— Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин!  С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Казачка: А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России много (показ презентации ).

Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня,

чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью — глины и коровьего

помета. Вначале крылись курени чаканом — камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик — балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и

дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие — волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна.

Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

Казачка:

Казаки — люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот кто нам в этом поможет, отгадайте.

  1. Загадывание загадки.

Наша барыня — сударыня

Шаста и бела,

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

(печь – каменка).

Казачка: 

Без печки курень — не курень

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.

Ну и какие посиделки без песен. А не спеть ли нам песню казачата?

Приготовление «Приготовление пирогов» (Вареников из готового теста)

(Показ картинок приготовление пирогов и вареников)

Песня « Мы ребята — казачата !».

А сейчас время поиграть .

Ребенок: А горелки как? горелки!
Ах, горелки хороши!

Словом, посиделки,
Были праздником души.

Игра «Гори, гори ясно!»

Казачка: Хорошо играли, от души.

Ребята, а какие пословицы вы знаете о казаках ?

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Кто пули боится, тот в казаки не годится.
  • Смекалка во всяком деле казака выручает
  • Казачьему роду нет переводу.
  • Чти родителей своих.
  • По главному казаку и семья ценилась.
  • Жизнь сладка, где семья крепка.

 Казаки не только занимались хозяйством , семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

— Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные  люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня,  и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный  воин: воевал на коне с винтовкой через плечо .

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку,  лошадь.

Казачка: А какая главная казачья заповедь?

Дети:  «Люби Россию, ибо она твоя мать»

— А кто главный  у казаков?

Дети: Главный  у казаков Атаман.

Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Казачка: Молодцы казачата! Посмотрите , что  это за казачий экспонат ? Нагайка ( повторить 2 раза детям)

— Для чего служила  нагайка казакам ?

Дети : Нагайка — короткая плеть, служила  оружием.

— Я предлагаю поиграть  в игру «Передай нагайку».

Игра «Передай нагайку»

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку , по команде воспитателя: Стоп!  в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

— Как называли предводителя войска казаков? — Атаман.

— Как назывался казачий населенный пункт? — Станица.

— Как называется казачья шапка? — Папаха.

— Какое оружие было у казаков? — Шашка.

— Как называется казачий дом? — Хата, курень

— Из чего поили чаем гостей ? Самовара.

— Воду приносили из чего ? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
— В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

Рефлексия: Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках.

  Шутки, прибаутки, веселье!

                   А у меня есть вкусное угощение.

                   Пироги капустные

                   Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»  (пословица)

(Казачка: выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

  Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль.

          За учение уму – разуму.

          А нам пора с вашего двора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000000000000000000.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД

на тему  «Слава богу, что мы казаки!».

Цель:

— Знакомить детей с жизнью, бытом и казачества;

-Закреплять приемы лепки работы с тестом

Задачи:

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

— Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям .

Ход ОД:

Мотивация:

Под казачью мелодию дети входят в музыкальный зал в одежде казачат. Их встречает казачка-воспитатель:

Казачка – Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки: «Здорово ночевали!

Дети: «Слава богу!»

Казачка:– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие!

— Мы живем с вами в замечательном, героическом казачьем крае и поговорим мы о жизни казачьей.

Казачка – Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

А вы казаки? Можно ли вас так назвать?

А знаете ли вы ребята,  кто такие казаки?

Дети :  Казаки свободные , вольные люди.

Казачка: Давайте я вам расскажу рассказ о казаках. Давно в Тамбовскую область переселились казаки .

Казачка: — Казачата я хочу вам загадать загадку.

Загадка

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит ,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит …..

— Правильно это река.  Какая главная река в Краснодарском крае?

Дети:  Река называется Кубань.

(показ иллюстрации реки Дон Кубань. А что вы знаете о реке кубань? Какая она?

реб.  Река Дон большая, широкая,   она тянется далеко по всему краю.

Казачка: Издавна были крепки  казачьи семьи. Они селились на берегах реки убань.  И сильны они были тем, что каждый в семье имела свои обязанности.

Казачка: А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки ?

 Кто охраняет любимую Родину?( любимую Родину охраняет казаки)

Кто ведёт домашнее хозяйство?( домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля?( пашет и засевает широкие  поля  казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка )

Кто готовит вкусный казачий борщ?( вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми?( ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай?(   печет вкусный казачий каравай хозяйка — казачка)

А что делали казачата ? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

— Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин!  С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Казачка: А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России много (показ презентации ).

Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня,

чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью — глины и коровьего

помета. Вначале крылись курени чаканом — камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик — балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и

дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие — волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна.

Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

Казачка:

Казаки — люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот кто нам в этом поможет, отгадайте.

  1. Загадывание загадки.

Наша барыня — сударыня

Шаста и бела,

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

(печь – каменка).

Казачка: 

Без печки курень — не курень

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.

Ну и какие посиделки без песен. А не спеть ли нам песню казачата?

Приготовление «Приготовление пирогов» (Вареников из готового теста)

(Показ картинок приготовление пирогов и вареников)

Песня « Мы ребята — казачата !».

А сейчас время поиграть .

Ребенок: А горелки как? горелки!
Ах, горелки хороши!

Словом, посиделки,
Были праздником души.

Игра «Гори, гори ясно!»

Казачка: Хорошо играли, от души.

Ребята, а какие пословицы вы знаете о казаках ?

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Кто пули боится, тот в казаки не годится.
  • Смекалка во всяком деле казака выручает
  • Казачьему роду нет переводу.
  • Чти родителей своих.
  • По главному казаку и семья ценилась.
  • Жизнь сладка, где семья крепка.

 Казаки не только занимались хозяйством , семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

— Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные  люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня,  и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный  воин: воевал на коне с винтовкой через плечо .

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку,  лошадь.

Казачка: А какая главная казачья заповедь?

Дети:  «Люби Россию, ибо она твоя мать»

— А кто главный  у казаков?

Дети: Главный  у казаков Атаман.

Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Казачка: Молодцы казачата! Посмотрите , что  это за казачий экспонат ? Нагайка ( повторить 2 раза детям)

— Для чего служила  нагайка казакам ?

Дети : Нагайка — короткая плеть, служила  оружием.

— Я предлагаю поиграть  в игру «Передай нагайку».

Игра «Передай нагайку»

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку , по команде воспитателя: Стоп!  в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

— Как называли предводителя войска казаков? — Атаман.

— Как назывался казачий населенный пункт? — Станица.

— Как называется казачья шапка? — Папаха.

— Какое оружие было у казаков? — Шашка.

— Как называется казачий дом? — Хата, курень

— Из чего поили чаем гостей ? Самовара.

— Воду приносили из чего ? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).
-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
— В чем готовили казачки еду? (чугунках)
-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

Рефлексия: Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках.

  Шутки, прибаутки, веселье!

                   А у меня есть вкусное угощение.

                   Пироги капустные

                   Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»  (пословица)

(Казачка: выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

  Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль.

          За учение уму – разуму.

          А нам пора с вашего двора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического мероприятия по теме «Слава Армии Российской» для детей средней группы.

Цель: - продолжать формировать представление об армии, о представителях разных родов войск (летчики, танкисты, моряки, пограничники), воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к защитникам От...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне».

Конспекткомплексного занятия в подготовительной группена тему: «Слава доброй старине, Слава Русской стороне»....

конспект комплексного занятия в старшей группе на тему "Слава доброй старине , слава Русской стороне"

Цели НОД:Обогатить знания детей о своей Родине. Показать, что Родина- это не только поля, луга и реки, леса, но и её народ, который издавна славил Россию своим умением петь, танцевать, слагать стихи, ...

Конспект НОД, посвященный70-летию Тема: «Славься, День Победы!» (в разновозрастной группе для детей от 3 до 5 лет)

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них....

Конспект занятия по теме: «Слава труду хлеборобов и животноводов родного села Арзгир»

Ø  Воспитывать  патриотические   чувства – любовь  и  гордость  за  Ставропольский  край,  родной  Арзгир.Ø  Воспитывать  положит...

Конспект НООД "Прогулка по Богом данной!"

Конспект НООД - экскурсия - по ознакомлению детей среднего возраста с родным городом....