Региональный компонент "Шежере"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием "шежере" (родословное)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по региональному компоненту на тему
«Шежере - наша родословная».
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «шежере» - родословная башкирского народа.
- Развивать речь, внимание, учить анализировать, делать выводы.
- Воспитывать уважение и бережное отношение к истории своего народа.
- Прививать любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: «Живые родники», доска, схемы, карточки с родословной племён башкир.
Ход занятия.
- Здравствуйте, дети!
-Как зовут ваших родителей?
-Как зовут вашу прабабушку и вашего прадедушку?
-Откуда они родом? Не знаешь? Очень жаль.
-На занятии сегодня мы познакомимся с понятием «родословная».
-Объясните, что оно означает?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
В древние времена башкиры жили племенами. Одно племя
состояло из нескольких родов. Каждое племя и род имели своё название. Наиболее древними были племена Бурзян, Юрматы, Катай, Табын.
У башкир издревне существует обычай составлять родословную народа, племени. Она и называлась «шежере» - в переводе с арабского «родословное дерево».
Чтение шежере башкир племени Айм.
Составление шежере данного племени.
- Посмотрите на схему и скажите, что необычного вы в ней заметили?
Высказывание мнений.
(Дети замечают, что в схеме только мужские имена.)
Внимательно послушайте выступление и ответьте на вопрос: - Как башкиры относились к своей родословной?
В шежере включались только члены рода по мужской линии. По родословной можно было узнать о своих предках: отце, деде и прадеде. Наиболее точно и подробно простые башкиры должны были знать имена своих предков до седьмого колена.
В настоящее время нередко встречаются старики, которые знают свою родословную до 10-12 поколения.
В древние времена у юноши, который приходил свататься к девушке, в первую очередь спрашивали его родословную. Если он не знал свою родословную до седьмого колена, его считали безродным и поэтому отказывали ему.
Высказывание мнений.
- Послушайте следующее выступление и проверьте свои предположения.
Потеря шежере считалась большим позором и истолковывалась как забвение памяти отцов. Шежере очень строго охранялась, редко кому показывалась и за пределами рода о нёй никому не было известно.
В 15 – 16 веках шежере стали громоздкими, и чтобы их не искажать, их стали записывать.
-Представьте себе, что у вас появилась возможность написать шежере своей семьи. Как бы вы это сделали?
Высказывание мнений.
В одних шежере просто перечислялись имена, в других случаях оно дополнялось сведениями о каком-либо человеке или же состояло из подробного описания истории каждого поколения.
- Как вы думаете, какую информацию, читая шежере, мы можем для себя почерпнуть?
Физкультминутка
– Но и сегодня люди не забывают о своей родословной. В одной из газет была напечатана статья о том, как один человек решил составить свою родословную. Послушайте.
Чтение статьи из газеты.
- На доске записана пословица. Послушайте, что она означает?
«Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней».
Высказывание мнений.
Судьбы у всех разные. Иногда человек рано остаётся без родителей, у кого-то отец покинул семью или уехал в другой город. Но если вы остались один на свете, всё равно вы часть Чудесного Дерева. И, может быть, вы станете родоначальником мощной и славной ветви, и ваши внуки будут хвастаться таким предком.
Рефлексия.
-О чём мы говорили на занятии?
-Что нового вы для себя узнали?
-Что такое шежере?
-Назовите значение шежере?
-Почему надо знать своё шежере?
Домашнее задание.
- Повторить изученный материал.
- Составить шежере своей семьи.
- Подобрать пословицы по теме «Семья».
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/24/brnnwng84ic.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/24/cpvhmlggbsq.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/24/cfrsd4xmvri.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/24/sglncw8dpn8.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/24/s1200_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/24/x71llfjtrd8.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-531357-1417856717.jpg)
ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"
В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...
Лауреат регионального конкурса методических разработок педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках работы VIIоткрытого регионального научно-методического симпозиума "НАШ МИР- МИР ДЕТСТВА"
Номинация " Конспект образовательной формы"...
Региональная "опорная площадка" по реализации регионально проекта "Повышение финансовой грамотности обучающихся".
Региональный проект"Повышение финансовой грамотности обучающихся"выступление на РМО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-391795-1391964060.jpg)
Дипломпобедителя первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов.
Диплом первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/26/picture-1259784-1595784322.jpg)
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-567904-1618569180.jpg)
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/14/picture-1049201-1534244219.jpg)
Участие команды "Веретёнце" в Большом региональном этнокультурном проекте "Курагод казачьих традиций" Региональный сетевой марафон "Масленица"
Презентация участия команды "Веретёнце" в Большом региональном этнокультурном проекте "Курагод казачьих традиций" Региональный сетевой марафон "Масленица"...